МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
_______________________
«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА»
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция Наименование магистерской программы
030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений
Степень выпускника
МАГИСТР
Ижевск 2012 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы.
Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
В системе современного юридического образования проблемы современной социологии права представляет собой самостоятельную юридическую дисциплину общетеоретического статуса. Изучение общества как социальной системы, социальных отношений, институтов социализации и социального контроля в подготовке юристов должно тесно взаимоувязываться с правом как средством социального регулирования.
Для успешного изучения курса обучающийся должен иметь представления об основных проблемах и этапах развития социальной философии, в рамках которой в XIX веке вызревают гносеологические предпосылки возникновения новой науки об обществе – социологии; знать о социальной роли и значимости права; уметь анализировать взаимодействия и взаимосвязи права с другими явлениями социальной жизни.
Ядро курса составляют исследования социальной природы и назначения права, его взаимодействия с другими социальными явлениями, основные проблемы, выраженный в неоднозначности подходов к указанным выше явлениям. При этом общеметодологические проблемы социологии права тесно увязываются с изучением конкретных правовых явлений.
Целью освоения дисциплины «Проблемы современной социологии права» является формирование профессиональных компетенций обучающегося, необходимых для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
Курс предназначен для усвоения будущими работниками научно-исследовательской сферы важных проблемных аспектов понятий социологии права, различие авторских подходов к социологическим и правовым явлениям для завершения формирования научного профессионального юридического мировоззрения.
Данная цель конкретизируется в задачах:
закрепить усвоение особенностей формирования профессионального юридического мировоззрения, описания наиболее важных приемов, способов, используемых для получения юридического знания;
выработать умение применять полученные знания о методах юридического познания в ходе собственного проводимого поиска, что особенно важно для научно-исследовательской работы;
добиться осознания магистрами тесной взаимозависимости развития юридической науки и методологии, а также связи науки с юридической практикой;
привить навыки анализа и осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ. Курс входит в профессиональный цикл; вариативная часть.
ООП М2.ВР.03 магистратуры.
Курс адресован студентам 2 курса направления 030921 – Теория и история государства и права, история правовых учений.
Изучению дисциплины предшествуют: «Теория права и государства», «Философия», «Философия права», «Политология», «Международное право» и «Социология права».
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные компетенции ОК-1, ОК-3, ОК-5 и профессиональные компетенции ПК-8, ПК-11, ПК-13, ПК-15 на пороговом и повышенном уровне.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению последующих дисциплин магистерской подготовки в цикле профессиональном базовой и вариативной частей ООП. Данный курс служит основой для изучения профильной подготовки магистров, «Сравнительного правоведения», «Учебной и производственной практик», «Научно-исследовательской работы магистранта».
Лекционный курс охватывает наиболее значимые общие вопросы современной социологии права.
Изучение современной социологии права продолжается в ходе самостоятельной работы студента и участия в семинарских занятиях.
В ходе изучения курса магистерской подготовки «Проблемы современной социологии права» обучающийся должен выполнить контрольную работу, которая является неотъемлемым условием допуска к экзамену. 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Различные подходы к соотношению общества и права;
Эффективность действия права в проблеме соотношения целей и результатов нормотворчества;
Проблемы правовой социализации личности;
Различные точки зрения на формирования личности преступника;
Проблематика определения нормы и девиации;
Социологические аспекты проблемы ответственности
Уметь:
формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
применять полученные знания о социологических методах юридического познания в ходе собственного проводимого поиска, что особенно важно для научно-исследовательской работы;
Владеть
навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении.
навыками анализа и осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
ОК-1 Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;
ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся.
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание. 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ,
СООТНОШЕНИЕ ТЕМ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Общая трудоемкость составляет 3 зачетных единицы или 108 часа, из них:
Лекции – 4 часа;
Практические занятия – 24 часов;
Самостоятельная работа – 60 часов;
Экзамен – 18 часов;
Контроль за самостоятельной работой обучающихся – 2 часа.
В курсе выделено несколько тем:
Общая, трудоемкость 3 зачетные единицы, 108 часов. Форма обучения – очная. Количество семестров – 1.
Наименование тем | Лекции | Практические занятия (Семинары) | Самосто-ятельная работа | Форма текущего контроля | Формируемые компетенции | часы
| часы
| часы
|
| ОК
| ПК
| Тема 1. Общество и право. Социальная обусловленность права.
| 2
| 2
| 4
|
| ОК-1, ОК-3 ОК-5
| ПК- 8, 13,
| Тема 2. Социальное действие и социальный контроль. Социальное действие права.
|
| 2
| 4
|
| ОК-1, ОК-3 ОК-5
| ПК- 8,11,13, 15
| Тема 3. Эффективность действия права.
| 2
| 2
| 8
| контрольная работа
| ОК-3 ОК-5
| 5ПК- 8, 11,13,15
| Тема 4. Социализация и культура. Правовая социализация личности.
|
| 2
| 8
|
| ОК-3 ОК-5
| ПК- 8, 11,13,15
| Тема 5. Социальные группы и общности. Общественное мнение и право.
|
| 2
| 8
|
| ОК-3 ОК-5
| ПК- 8, 11,13,15
| Тема 6. Институты и организации. Социология юридической организации.
|
| 2
| 4
|
| ОК-3 ОК-5
| ПК- 8,11,13, 15
| Тема 7. Личность и поведение. Правовое поведение личности.
|
| 4
| 4
|
| ОК-3 ОК-5
| ПК- 8,11,13, 15
| Тема 8. Социология преступности.
|
| 4
| 8
|
| ОК-3 ОК-5
| ПК- 8,11,13, 15
| Тема 9. Социологические аспекты проблемы ответственности. Социология уголовного наказания.
|
| 2
| 4
|
| ОК-3 ОК-5
| ПК- 8,11,13, 15
| Тема 10. Юридическая конфликтология.
|
| 2
| 8
|
| ОК-3 ОК-5
| ПК- 8,11,13, 15
| Всего часов:
| 4
| 24
| 60
| 2
|
|
| Форма промежуточной аттестации – экзамен (18 час.)
| |