Скачать 3.28 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Юридический факультетКафедра конституционного и административного праваПравоведениеУчебное пособие для студентов факультетов: «Коммерция», «Экономика и управление», «Сервис и туризм» Челябинск, 2007ББК Правоведение: Учебное пособие для студентов факультетов «Коммерция», «Экономика и управление», «Сервис и туризм» / под ред. Р.С. Якубова. Учебное пособие содержит полный курс дисциплины «Правоведение» предусмотренный государственным стандартом, для студентов, обучающихся на факультетах «Коммерция», «Экономика и управление», «Сервис и туризм» и др. В общей части пособия освещены все темы программы, включая основы теорий о государстве и праве. В отдельной главе рассмотрены основы государственного устройства Российской Федерации. Так же предлагаются к изучению основные отрасли российского права, регулирующие наиболее важные сферы жизнедеятельности российского общества и государства с учетом последних изменений в законодательстве. В конце общей части прилагается словарь основных понятий и терминов. Особенная часть работы посвящена основам правовых знаний об экономической сфере жизни современного отечественного общества, а так же вопросам правового обеспечения профессиональной деятельности, таких специальностей, как «Туризм», «Рекламная деятельность», «Налогообложение», «Маркетинг», «Менеджмент», «Торговое дело» и др. Авторы-составители: Глава 1: Якубов Р.С. Стариков И. Ю. Глава 2: Якубов Р.С., Арсентьева С.С. Селютина А.И. Глава 3: Якубов Р.С., Стариков И. Ю. Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Южно-Уральского государственного университета Рецензенты: Д. В. Агеев. Заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права, Филиала ЮУрГУ в г. Миассе, доктор юридических наук, доцент С.Г. Соловьёв © Коллектив авторов, 2007 СодержаниеОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава первая: Основы государственного устройства Тема 1. Общество и государство 4 Тема 2. Право: понятие, нормы, система 21 Тема 3. Правовые отношения. Правонарушение и юридическая ответственность 35 Тема 4. Конституционное право Российской Федерации 51 Глава вторая: Основные отрасли российского права Тема 1. Основы административного права 74 Тема 2. Основы гражданского права 84 Тема 3. Основы семейного права 100 Тема 4. Основы уголовного права 113 Тема 5. Основы трудового права 125 Тема 6. Основы информационного права 140 Тема 7. Основы финансового права 153 Тема 8. Основы налогового права 164 Словарь терминов и понятий 176 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Глава третья: Правовые основы регулирования профессиональной деятельности Тема 1. Правовое регулирование рекламной деятельности 187 Тема 2. Правовое регулирование туристической деятельности 196 Тема 3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России 204 Тема 4. Правое регулирование коммерческой деятельности 218 Тема 5. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 233 Рекомендуемые источники 246 ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава I. Основы государственного устройства Тема 1. Общество и государство 1. Общество. 2. Причины и условия возникновения государства. Теории возникновения государства. 3. Понятие и признаки государства. 4. Основные функции государства. 5. Форма государства. 6. Гражданское общество и правовое государство. 1. Общество На сегодняшний день, не смотря на тысячелетнюю историю человечества, нет однозначного мнения о том, как, в силу каких причин и условий возникло общество. Однако, сквозь призму веков, до нас дошло общее понятие общества, поддерживаемое всеми мыслителями, — совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей. Что же придает совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу. Всякий человек имеет свои личные интересы, и как бы он ни приспосабливался к общественной среде, его индивидуальные интересы будут сохраняться. Поэтому общие интересы объективно могут противоречить интересам индивидуальным. Главное состоит в том, какие из этих интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общественной жизни. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека. Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес, но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого. Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Общество не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одаренного волей и сознанием. Человек — первичная единица общества. Но общество не есть механическое сборище индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями. Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения. Таким образом, понятие общества характеризуют следующие признаки: - совокупность индивидов, одаренных сознанием и волей; - общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер; - регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения; - наличие организованной силы (власти), способный обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность; - способность и возможность к самообновлению и совершенствованию общества. 2. Причины и условия возникновения государства В процессе развития человеческой цивилизации было время, когда общество существовало, а государства не было. Это объективно подтверждается данными антропологии, археологии, историческими и социологическими исследованиями. Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз, возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни и ее прогресса. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны (палка, топор), а производительность труда, естественно, низкая, не всегда соответствующая даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Чтобы обеспечить свое естественное существование, люди должны были объединять средства производства и свой труд. Поэтому в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества в одинаковой мере трудились и получали одинаковую часть общественного продукта. Таким образом, основой организации и управления первобытного общества была община — род, племя, их объединения. Род (родовая община) — это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Однако, в процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. С точки зрения материалистической (классовой) теории происхождения государства (автор К. Маркс), которая была принята за доктринальную в СССР, государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Основным фактором перехода общества, от первобытно-общинной к государственной форме управления стал переход от собирательной экономики к производительной. Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности. В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало, государство. Однако существуют и другие теории возникновения государства:
3. Понятие и признаки государства Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения. Характерные признаки современного государства. 1. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Территориальное разделение населения в отличие от кровно-родственных связей между членами общества порождает новый социальный институт — гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространственного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. Понятие государственной территории важно не только для деления внутреннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет территории других государств. Государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над населением, исключающих вмешательство иностранной власти. Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть. Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения. 2. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определённый режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ. 3. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других). 4. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества. Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, и за её пределами которые выражается в следующем: - в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; - в прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; - в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация. Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. Схема 1. Признаки государства Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть, это то, первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Для общества жизненно необходимо, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества. Население (народ) ждет от власти в первую очередь организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. В демократических государствах население участвует в формировании властных структур через выборы, референдумы, опросы, а также деятельность политических партий, профессиональных союзов, общественных объединений. Конкретный человек, суммируя в себе общественные ожидания от власти, прежде всего, нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы. 4. Основные функции государства Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функции государства классифицируются по различным критериям, например, с учетом продолжительности действия функции государства подразделяются на: – постоянные – осуществляются на всех этапах существования государства; – временные – возникают в связи с появлением чрезвычайных, экстремальных ситуаций, требующих от государства организованных эффективных действий, мобилизации человеческих, финансовых, материальных и других ресурсов. В зависимости от сферы общественной жизни они классифицируются на внутренние и внешние. - Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные. Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, соблюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений. Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного производства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию контроля. Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и налогообложения и т.д. Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуждающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, культуру, строительство дорог, жилья и т.д. Функция контроля в общем плане представляет государственный надзор за определёнными видами деятельности, например за уровнем доходов организаций и частных лиц, направление части этого дохода в бюджет в виде налогов и многое другое. - Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне. Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д. Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление деятельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником. 5. Форма государства Под формой государства понимается организация государственной власти, устройство государства в целом. Каждое государство существует в определенной конкретной форме, называемой формой государства, которая включает в себя: а) форму правления; б) государственный режим, в) государственно-территориальное устройство. Схема 1. Форма государства 1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. В настоящее время в мире существуют две основные формы правления: монархия и республика Монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются: - Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); - Наследственный порядок преемственности верховной власти; - Представительство государства монархом по своему усмотрению; - Юридическая безответственность монарха. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления. Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.(Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV). Ограниченная монархия бывает двух видов: Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Испания, Норвегия, Швеция, др.) Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками: - Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; - Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства; - В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; - Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; - Правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Республика — это такая форма правления, при которой: верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общие признаки республики: - Существование единоличного и коллегиального главы государства; - Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; - Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа; - Юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом; - Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; - Взаимная ответственность личности и государства. Парламентарная республика - главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. Признаки парламентской республики: - Верховенство власти парламента. - Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах. - Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. - Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. - Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку. - Контроль за исполнительной властью. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности. Президентская республика, ее признаки: – Появляется фактическое разделение властей; – Парламент приобретает автономию, то есть никто не может прекратить его деятельность; – Президент возглавляет подконтрольное ему правительство, состав которого, по его представлению, утверждается парламентом; – Глава государства – главнокомандующий вооруженными силами; – Президент представляет государство вне страны. 2. Форма административно-территориального устройства – это административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. На сегодняшний день выделяются следующие формы государственного устройства Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Признаки: – Единая система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти; – Одна конституция, одна система законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы; – Составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные органы, не обладающие признаками суверенитета; Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Признаки: - Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов. - Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией. - Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. - В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. - При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации. Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Конфедерация – это объединение государств, как правило, на договорной основе для достижения определенных целей, позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Конфедерация представляет собой государственно-правовое объединение, союз суверенных государств; Признаки: - Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. - Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. - Конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен. - Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815—1867 гг.), Швейцарский союз (1815—1848 гг.), Австро-Венгрия (1867—1918 гг.); и — классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году (Статьями конфедерации), и 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время. Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. 3. Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима. Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками: - подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод; - полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. В таком государстве устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами; - огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ). - примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. - игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств. В тоталитарном государстве члены национальной федерации практически лишены самостоятельности в решении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции центральных властей. - преследование за религиозные и иные официально не принятые убеждения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подавляя все неугодные ему религиозные течения. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Режим демократического государства выражается в следующем: - свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества; - гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях; - эффективный механизм воздействия населения страны на власть (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов); - реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; - учёт интересов большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения; - демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения; - правовые основы жизни общества, которые базируются на законах, отражающих объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильней правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью. 6. Гражданское общество и правовое государство Гражданское общество характеризуется как система самостоятельных и независимых институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению. Схема 2. Элементы гражданского общества Правовое государство – форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, институт защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. Принципы правового государства: – правовое государство предполагает гражданское общество, т. е. существование автономных, суверенных, свободных личностей, обладающих частной собственностью; – хотя государство и право есть продукты общества, государство тем не менее подчиняется праву, верховенство которого постоянно декларируется. Подчинившись юридическим нормам, государство превращается в один из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами, в первую очередь, с индивидом. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, разумеется, правовое государство; – лишь разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивает условия, при которых государство может наилучшим образом выполнять свои функции и которые, вместе с тем, исключают узурпацию государством власти, принадлежащей народу; – в правовом государстве суд играет, прежде всего, роль не орудия репрессии, а органа правосудия; – в правовом государстве предметом судебного рассмотрения может стать не только юридический спор, но и сам закон, на основе которого возникший спор должен разрешаться. |
Юридический факультет кафедра административного и финансового права Российской академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ | Юридический факультет Программа курса Конституционное право зарубежных стран Программа подготовлена: к ю н., доц кафедры конституционного и международного права Казанского государственного университета Хабибуллиной... | ||
Рабочая программа По дисциплине: Теория государства и права Для специальности:... | Юридический факультет Кафедра уголовного права и процесса Невменяемость и ее критерии | ||
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный... Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права | Российский государственный торгово-экономический университет кафедра... Опилат Наталья Ивановна кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права | ||
Министерство образования российской федерации уинверситет российской... Автор программы: доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Марьян Гайк Всеволодович | Кафедра Административного и Финансового права Преподаватель: к ю н., к т н., доцент, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доцент кафедры административного и... | ||
Ноу впо «экономико-юридический институт» Понятие конституционного права как отрасли национального права. Его место и роль в правовой системе государства | Юридический факультет кафедра теории и истории государства и права ... | ||
Учебно-методический комплекс международное гуманитарное право автор-составитель... Российский университет дружбы народов, юридический факультет, кафедра международного права | Юридический факультет кафедра теории и истории государства и права Составители: заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета рудн, Профессор, д ю н. Немытина М.... | ||
Программа дисциплины Актуальные проблемы административного права... Тема Место административного права в структуре российского права, системе законодательства и науки 10 | Юридический факультет Кафедра гражданского и предпринимательского права Понятие финансовой аренды (лизинга) и договора финансовой аренды (лизинга), история развития лизинга | ||
Барнаульский юридический институт общеюридический факультет кафедра уголовного процесса Процессуальные проблемы предварительного расследования: методические материалы для подготовки к семинарским, практическим занятиям... | Удк 316. 346. 32-053. 6: 342. 4 Манухин Владимир Владимирович – арбитражный... Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |