Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права





НазваниеЮридический факультет Кафедра конституционного и административного права
страница1/18
Дата публикации13.07.2013
Размер3.28 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования

Южно-Уральский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права






Правоведение



Учебное пособие
для студентов факультетов: «Коммерция»,

«Экономика и управление», «Сервис и туризм»


Челябинск, 2007


ББК

Правоведение: Учебное пособие для студентов факультетов «Коммерция», «Экономика и управление», «Сервис и туризм» / под ред. Р.С. Якубова.


Учебное пособие содержит полный курс дисциплины «Правоведение» предусмотренный государственным стандартом, для студентов, обучающихся на факультетах «Коммерция», «Экономика и управление», «Сервис и туризм» и др.

В общей части пособия освещены все темы программы, включая основы теорий о государстве и праве. В отдельной главе рассмотрены основы государственного устройства Российской Федерации. Так же предлагаются к изучению основные отрасли российского права, регулирующие наиболее важные сферы жизнедеятельности российского общества и государства с учетом последних изменений в законодательстве. В конце общей части прилагается словарь основных понятий и терминов.

Особенная часть работы посвящена основам правовых знаний об экономической сфере жизни современного отечественного общества, а так же вопросам правового обеспечения профессиональной деятельности, таких специальностей, как «Туризм», «Рекламная деятельность», «Налогообложение», «Маркетинг», «Менеджмент», «Торговое дело» и др.
Авторы-составители:

Глава 1: Якубов Р.С. Стариков И. Ю.

Глава 2: Якубов Р.С., Арсентьева С.С. Селютина А.И.

Глава 3: Якубов Р.С., Стариков И. Ю.
Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом Южно-Уральского государственного университета
Рецензенты:

Д. В. Агеев.

Заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права, Филиала ЮУрГУ в г. Миассе, доктор юридических наук, доцент С.Г. Соловьёв
© Коллектив авторов, 2007



Содержание



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава первая: Основы государственного устройства

Тема 1. Общество и государство 4

Тема 2. Право: понятие, нормы, система 21

Тема 3. Правовые отношения. Правонарушение и юридическая

ответственность 35

Тема 4. Конституционное право Российской Федерации 51
Глава вторая: Основные отрасли российского права

Тема 1. Основы административного права 74

Тема 2. Основы гражданского права 84

Тема 3. Основы семейного права 100

Тема 4. Основы уголовного права 113

Тема 5. Основы трудового права 125

Тема 6. Основы информационного права 140

Тема 7. Основы финансового права 153

Тема 8. Основы налогового права 164

Словарь терминов и понятий 176
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава третья: Правовые основы регулирования профессиональной деятельности

Тема 1. Правовое регулирование рекламной деятельности 187

Тема 2. Правовое регулирование туристической деятельности 196

Тема 3. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России 204

Тема 4. Правое регулирование коммерческой деятельности 218

Тема 5. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 233

Рекомендуемые источники 246
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Основы государственного устройства

Тема 1. Общество и государство

1. Общество.

2. Причины и условия возникновения государства. Теории возникновения государства.

3. Понятие и признаки государства.

4. Основные функции государства.

5. Форма государства.

6. Гражданское общество и правовое государство.
1. Общество

На сегодняшний день, не смотря на тысячелетнюю историю человечества, нет одно­значного мнения о том, как, в силу каких причин и условий возникло общест­во. Однако, сквозь призму веков, до нас дошло общее понятие общества, поддерживаемое всеми мыслителями, — совокуп­ность индивидов, обладающих сознанием и волей.

Что же придает совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объе­динение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немысли­мо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоя­тельство, что в одном и том же обществе могут быть интересы не только сходные, но и противоположные друг другу.

Всякий человек имеет свои личные интересы, и как бы он ни приспосабливался к общественной среде, его индивидуальные ин­тересы будут сохраняться. Поэтому общие интересы объективно могут противоречить интересам индивидуальным. Главное состо­ит в том, какие из этих интересов преобладают. Организован­ность общества зависит от гармоничного сочетания общих и ин­дивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих инте­ресов ведет к дестабилизации общественной жизни.

Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его инди­видов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека.

Но не всякая совокупность людей, объединенных общими ин­тересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет об­щий интерес, но это не общество. Совокупность индивидов долж­на быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при сов­местном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности лю­дей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая воз­можность осуществления интересов каждого.

Однако не всякая совокупность взаимодействующих индиви­дов на базе общих интересов образует общество (коллектив ра­бочих после выполнения работ по строительству дома может рас­пасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер.

Общество не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со вре­менем теряет качества существа, одаренного волей и сознанием.

Человек — первичная единица общества. Но общество не есть механическое сборище индивидов. Это сложное социаль­ное образование, состоящее из многообразных связей и отноше­ний, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.

Для общества как объединения взаимодействующих индиви­дов характерен организующий фактор, который определяет гра­ницы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие орга­ны власти и вырабатываемые им правила общеобязательного по­ведения.

Таким образом, понятие общества характеризуют следующие признаки:

- совокупность индивидов, одаренных сознанием и волей;

- общий интерес, имеющий постоянный и объективный ха­рактер;

- регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения;

- наличие организованной силы (власти), способный обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;

- способность и возможность к самообновлению и совершенствованию общества.
2. Причины и условия возникновения государства

В процессе развития человеческой цивилизации было время, когда общество существовало, а го­сударства не было. Это объективно подтверждается данными ан­тропологии, археологии, историческими и социологическими иссле­дованиями. Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствова­ло уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз, возникнув, государство становится основным инструмен­том цивилизованной организации общественной жизни и ее прог­ресса.

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны (палка, топор), а производительность труда, естественно, низкая, не всегда соответствующая даже минималь­ному прожиточному уровню первобытного человека. Чтобы обеспе­чить свое естественное существование, люди должны были объе­динять средства производства и свой труд. Поэтому в основе жиз­ни общества лежала общественная собственность на средства про­изводства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества в одинаковой мере труди­лись и получали одинаковую часть общественного продукта.

Таким образом, основой организации и управления первобытного общества была община — род, племя, их объединения. Род (родовая община) — это объе­динение людей, основанное на кровном родстве, а также на общ­ности имущества и труда.

Однако, в процессе длительного, но неуклонного развития первобыт­ного общества постепенно создавались предпосылки для его каче­ственного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

С точки зрения материалистической (классовой) теории происхождения го­сударства (автор К. Маркс), которая была принята за доктринальную в СССР, государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а за­тем раскола общества на классы с противоположными экономи­ческими интересами. Основным фактором перехода общества, от первобытно-общинной к государственной форме управления стал переход от собирательной экономики к производительной.

Общественное разделение труда и связанное с ним совершен­ствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее коли­чество продукта, чем необходимо для поддержания его собствен­ной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собствен­ности.

В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для то­го, чтобы управлять делами такого общества, в котором интере­сы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преиму­щество интересов одних членов общества за счет других. Коорди­нация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически нерав­ные группы (классы) людей, объективно порождает такую органи­зацию власти, которая должна, поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство меж­ду ними и экономически зависимой частью общества. Такой орга­низацией, выделившейся из общества, стало, государство.

Однако существуют и другие теории возникновения государства:

  • Естественно-правовая теория происхождения государства (авторы Гоббс, Локк). Согласно данной теории, государство резуль­татом юридического акта — общественного договора, который яв­ляется порождением разумной воли народа, человеческим учреж­дением или даже изобретением. Согласно этому договору властные полномочия, по взаимному согласию всех членов общества, должны перейти к определённой его части, которая стала олицетворять собою государственную власть.

  • Органическая теория (авторы Платон, Аристотель). Суть органической теории такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Государство представляется, состоящим из отдельных людей, по­добно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной сторо­ной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людь­ми — и будет существовать, пока существует человеческое обще­ство. Государственная власть — это господство целого над свои­ми составными частями, выражающееся в обеспечении государст­вом благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвер­гает опасности, составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего орга­низма.

  • Теория насилия (авторы Дюринг, Каутский). Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX—XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешне­го насилия, то есть путем прямого политического действия.

  • Психологическая теория (авторы Петражицкий, Фрейд) Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утвержде­нии психологической потребности человека жить в рамках органи­зованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллек­тивного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях об­щества в определенной организации, представители психологиче­ской теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. Образование властных структур общества является формой реализации психологических потребностей человека в самоутверждении и комфорте.


3. Понятие и признаки государства

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппаратом управления и принуждения.

Характерные признаки современного государства.

1. Государство представляет собой единую терри­ториальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все населе­ние в пределах определенной территории. Территориальное разде­ление населения в отличие от кровно-родственных связей между членами общества порождает новый социальный институт — гражданство или подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак обусловливает характер формирования и деятельность аппарата государства с учетом его пространствен­ного деления. Возникают центральные и местные органы государства. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов — государствен­ной границы, которая отделяет одно государство от другого.

Понятие государственной территории важно не только для деления внут­реннего устройства, но и для понимания ряда его конкретных задач и функций. Например, защиты территории государства от нападения извне или расширения своей территории за счет террито­рии других государств.

Государство обладает территориальным верховенством в пре­делах своих границ. Это означает единство и полноту законода­тельной, исполнительной и судебной властей государства над на­селением, исключающих вмешательство иностранной власти.

Территория не общественное, а естественное условие существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь образует пространство, в пределах которого государст­во распространяет свою власть.

Таким образом, и население, и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Не может быть государства без территории, как не может быть государства без населения.

2. Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определённый режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

3. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые име­ют обязательную силу для всего населения страны. Будучи офи­циальным представителем всего общества, государство в необхо­димых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с по­мощью своих специальных органов (судов, администрации и дру­гих).

4. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.

Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, и за её пределами которые выражается в следующем:

- в универсальности - только решения государственной вла­сти распространяются на все население и общественные организа­ции данной страны;

- в прерогативе - возможности отмены и признания нич­тожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

- в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организа­циями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.



Схема 1. Признаки государства
Сущностью государства как самостоятельного явления выступает власть, это то, первичное, главное и устойчивое, что определяет его содержание, назначение и функционирование.

Для общества жизненно необходимо, чтобы государственная власть была сильной и стабильной, чтобы она могла обеспечить социальное равновесие, баланс социально-классовых сил, создать условия для дальнейшего развития гражданских институтов и всего общества.

Население (народ) ждет от власти в первую очередь организационных мероприятий по улучшению экономических условий существования, укреплению правопорядка, гарантий общественной безопасности. В демократических государствах население участвует в формировании властных структур через выборы, референдумы, опросы, а также деятельность политических партий, профессиональных союзов, общественных объединений.

Конкретный человек, суммируя в себе общественные ожидания от власти, прежде всего, нуждается в условиях, помогающих ему своими способностями и трудом достичь собственного и семейного благополучия, неукоснительного соблюдения и надежной защиты своих прав и свобод, личной безопасности и социальной перспективы.
4. Основные функции государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Функции государства классифицируются по различным критериям, например, с учетом продолжительности действия функции государства подразделяются на:

– постоянные – осуществляются на всех этапах существования государства;

– временныевозникают в связи с появлением чрезвычайных, экстремальных ситуаций, требующих от государства организованных эффективных действий, мобилизации человеческих, финансовых, материальных и других ресурсов.

В зависимости от сферы общественной жизни они классифицируются на внутренние и внешние.

- Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности го­сударства, которые характеризуют его внутреннюю политику. В свою очередь, внутренние функции делятся на охранительные и регулятивные.

Сущность охранительных функций заключается в защите прав и свобод граждан, со­блюдении режима законности и правопорядка, окружающей среды, словом, в обеспечении охраны всех установленных и регулируемых правом общественных отношений.

Регулятивные функции государства направлены на организацию общественного произ­водства, экономики страны, на создание достойных условий для формирования полноценно развитой личности и общества в целом. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную, функцию контроля.

Экономическая функция может быть сведена к выработке экономической политики, установлению правовых основ предпринимательской деятельности и налогообложения и т.д.

Социальная функция государства выражается в оказании социальной помощи нуж­дающимся, в выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, культуру, строитель­ство дорог, жилья и т.д.

Функция контроля в общем плане представляет государственный надзор за определёнными видами деятельности, например за уровнем до­ходов организаций и частных лиц, направление части этого дохода в бюджет в виде налогов и многое другое.

- Внешние функции государства заключаются в его деятельности на международ­ной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.

Внешнеполитическая деятельность современных цивилизованных государств основана на признании и уважении суверенного равенства всех стран: невмешательства в их внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости установленных границ, отказа от применения силы, уважения прав и свобод человека и т.д.

Функция обороны страны от внешнего нападения составляет важное направление дея­тельности государства. Эта функция осуществляется экономическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время оборона страны заключается в подготовке страны к отражению возможного нападения извне, а в военное время — это прямая вооруженная борьба с противником.
5. Форма государства

Под формой государства понимается организация государственной власти, устройство государства в целом.

Каждое государство существует в определенной конкретной форме, называемой формой государства, которая включает в себя: а) форму правления; б) государственный режим, в) государственно-территориальное устройство.



Схема 1. Форма государства
1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и рас­пределения компетенции между ними.

В настоящее время в мире существуют две основные формы правления: монархия и республика

Монархия это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется единолично и пе­реходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- Наследственный порядок преемственности верховной власти;

- Представительство государства монархом по своему усмот­рению;

- Юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь тради­ционные, в основном формальные черты монархического правления.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было.(Например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людо­вика XIV).

Ограниченная монархия бывает двух видов:

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Испания, Норвегия, Швеция, др.)

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- Правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика это такая форма правления, при которой: верховная государственная власть осуществляется выборными ор­ганами, избираемыми населением на определенный срок. Общие признаки республики:

- Существование единоличного и коллегиального главы госу­дарства;

- Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- Юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом;

- Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- Взаимная ответственность личности и государства.

Парламентарная республика - главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики:

- Верховенство власти парламента.

- Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламент­ских выборах.

- Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

- Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

- Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

- Контроль за исполнительной властью.

Парламентарная форма республиканского правления пред­ставляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия челове­ческого общежития, основанного на началах правовой законности.

Президентская республика, ее признаки:

– Появляется фактическое разделение властей;

– Парламент приобретает автономию, то есть никто не может прекратить его деятельность;

– Президент возглавляет подконтрольное ему правительство, состав которого, по его представлению, утверждается парламентом;

– Глава государства – главнокомандующий вооруженными силами;

– Президент представляет государство вне страны.

2. Форма административно-территориального устройстваэто административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

На сегодняшний день выделяются следующие формы государственного устройства

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки:

–  Единая система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

– Одна конституция, одна система законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы;

– Составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные органы, не обладающие признаками суверенитета;

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство.

Признаки:

- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов.

- Верховная законодательная, испол­нительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

- Субъекты федерации обладают правом принятия собствен­ной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы.

- В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

- При федеральном государственном устройстве в парламен­те имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, со­держание и структуру государственного устройства.

Конфедерацияэто объединение государств, как правило, на договорной основе для достижения определенных целей, позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Конфедерация представляет собой государственно-правовое объединение, союз суверенных государств;

Признаки:

- Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации.

- Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации.

- Конфедерация сохраняет гражданство тех госу­дарств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен.

- Конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815—1867 гг.), Швейцарский союз (1815—1848 гг.), Австро-Венгрия (1867—1918 гг.); и — классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году (Статьями конфедерации), и 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

3. Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расист­скими). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осу­ществления государственной власти. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином кон­кретном государстве присутствуют различные по своему содержа­нию методы официального властвования. Тем не менее, можно вы­делить наиболее общие черты, присущие той или другой разновид­ности государственного режима.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

- подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;

- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. В таком госу­дарстве устанавливается диктатура одной партии, которая факти­чески осуществляет все государственные функции, обладая полно­мочиями, не ограниченными никакими законами;

- огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ).

- примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

- игнорирование ин­тересов национальных государственных образований, особенно на­циональных меньшинств. В тоталитарном государстве члены наци­ональной федерации практически лишены самостоятельности в ре­шении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции цент­ральных властей.

- преследование за религиозные и иные официально не принятые убеждения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззре­ние или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подав­ляя все неугодные ему религиозные течения.

Демократические режимы складываются в правовых государ­ствах. Они характеризуются такими методами осуществления госу­дарственной власти, которые реально обеспечивают свободное раз­витие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Режим демократического государства выра­жается в следующем:

- свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества;

- гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мне­ние о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях;

- эффективный механизм воздействия населения страны на власть (через избирательную систему, контроль из­бирателей за деятельностью государственных органов);

- ре­альное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- учёт интересов большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;

- демократические методы государственного вла­ствования позволяют преодолевать возникающие социальные про­тиворечия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения;

- правовые основы жизни общества, которые бази­руются на законах, отражающих объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабиль­ней правопорядок, низкий уровень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью.
6. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество характеризуется как система самостоятельных и независимых институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.



Схема 2. Элементы гражданского общества
Правовое государствоформа осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, институт защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Принципы правового государства:

– правовое государство предполагает гражданское общество, т. е. существование автономных, суверенных, свободных личностей, обладающих частной собственностью;

– хотя государство и право есть продукты общества, государство тем не менее подчиняется праву, верховенство которого постоянно декларируется. Подчинившись юридическим нормам, государство превращается в один из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами, в первую очередь, с индивидом. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, разумеется, правовое государство;

– лишь разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную обеспечивает условия, при которых государство может наилучшим образом выполнять свои функции и которые, вместе с тем, исключают узурпацию государством власти, принадлежащей народу;

– в правовом государстве суд играет, прежде всего, роль не орудия репрессии, а органа правосудия;

– в правовом государстве предметом судебного рассмотрения может стать не только юридический спор, но и сам закон, на основе которого возникший спор должен разрешаться.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconЮридический факультет кафедра административного и финансового права
Российской академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconЮридический факультет Программа курса Конституционное право зарубежных стран
Программа подготовлена: к ю н., доц кафедры конституционного и международного права Казанского государственного университета Хабибуллиной...
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconРабочая программа По дисциплине: Теория государства и права Для специальности:...

Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconЮридический факультет Кафедра уголовного права и процесса Невменяемость и ее критерии

Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconРоссийский государственный торгово-экономический университет кафедра...
Опилат Наталья Ивановна кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconМинистерство образования российской федерации уинверситет российской...
Автор программы: доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Марьян Гайк Всеволодович
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconКафедра Административного и Финансового права
Преподаватель: к ю н., к т н., доцент, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доцент кафедры административного и...
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconНоу впо «экономико-юридический институт»
Понятие конституционного права как отрасли национального права. Его место и роль в правовой системе государства
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconЮридический факультет кафедра теории и истории государства и права
...
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconУчебно-методический комплекс международное гуманитарное право автор-составитель...
Российский университет дружбы народов, юридический факультет, кафедра международного права
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconЮридический факультет кафедра теории и истории государства и права
Составители: заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета рудн, Профессор, д ю н. Немытина М....
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconПрограмма дисциплины Актуальные проблемы административного права...
Тема Место административного права в структуре российского права, системе законодательства и науки 10
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconЮридический факультет Кафедра гражданского и предпринимательского права
Понятие финансовой аренды (лизинга) и договора финансовой аренды (лизинга), история развития лизинга
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconБарнаульский юридический институт общеюридический факультет кафедра уголовного процесса
Процессуальные проблемы предварительного расследования: методические материалы для подготовки к семинарским, практическим занятиям...
Юридический факультет Кафедра конституционного и административного права iconУдк 316. 346. 32-053. 6: 342. 4 Манухин Владимир Владимирович – арбитражный...
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск