| Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 185
Рассмотрено на заседании МC
Председатель МС________Колотова М.Н.
Протокол №5 от «26» «августа » 2013 г.
|
| «Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 185
________________ Попова О.В.
Приказ № 294 ВШК от «30 » «августа» 2013 г.
| Рабочая программа
по обществознанию в 8-х классах
Количество часов в год – 34 ( 1 час в неделю )
Учитель: Астрашаб-Шайтарова Е.И.
Программа разработана на основе : « Рабочая программа к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.»
Учебное пособие: Обществознание 8-9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2008
Москва, 2013 — 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
2) Рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы».
3)Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год. Целями реализации Образовательной программы ГБОУ СОШ № 185 на ступени основного общего образования является:
- обеспечение планируемых результатов по достижению обучающимися целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья;
- становление личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности. Цели и задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Используемый учебно-методический комплект:
Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
Позднеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.Боголюбова – Москва. «ВАКО», 2012
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать :
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы по курсу
"Введение в обществознание".8класс.
Введение( 1 час) Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Тема 1. Что такое человек (8 час.) Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет — условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность — степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.
Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре — необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.
Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни. Тема 2. Человек и природа( 5 час.) Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды? Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа — источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды. Тема 3. Человек среди людей (9 час.) Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность — пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть? Тема 4. Человек в обществе (10 час.) Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия. Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибыль. Издержки производства. Предприятие. Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России. Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе. Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? Детство — особый период в жизни человека. Защита прав ребенка. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея - тельность: основные условия успеха. Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление. Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека. Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.
Итоговое повторение (1 час)
| №
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания образования
| Основные понятия
| Материал учебника
| Оборудование
| Дата
план.
| Дата факт.
| 1
| Введение
| Изучение нового материала
| Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру.
| Обществознание, человек, гуманизм, общество, природа.
| С.7
|
|
|
| Что такое человек
|
| 2
| Что делает человека человеком.
| Изучение нового материала
| Происхождение человека, отличие человека от других живых существ, человек – существо биосоциальное.
| Человек – существо биосоциальное, мышление, потребность, общение, деятельность, виды деятельности.
| §1
| Презентация
Power Point, мультимедиа, учебник , рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 3
| Потребности человека.
| Урок-игра
| Потребности человека, роль ценностных ориентиров в жизни человека.
| Потребности, иерархия потребностей, классификация потребностей.
| §2
| Презентация
Power Point, мультимедиа, учебник , рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 4
| Способности человека.
| Изучение нового материала
| Способности человека как способ самореализации личности.
| Способности, талант, гениальность, характер, воля,
сила воли.
| §3
| Карточки, схемы, таблица
|
|
| 5
| Человек и человечность.
| Диспут
| Моральные нормы как образец поведения человека по отношению к другим людям.
| Человек, мораль, нравственность, гуманизм, нормы морали.
| §4
| Учебники, карточки, рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 6
| Человек и культура.
| Комбинированный
| Необходимость взаимоотношения человека и общества через культуру
| Культура. Ценности культуры.
| §5
| Презентация
Power Point.
|
|
| 7
| Человек познаёт мир.
| Комбинированный
| Многообразие познавательных возможностей человека
| Познание, ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка,
«образ Я»
| §6
| Мультимедиа учебник, рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 8
| Вечные вопросы.
| Комбинированный
| Осознание связи цели жизни человека и потребностей.
| Человек, личность, индивид, индивидуальность, смысл жизни, способности, потребности.
| §7
| Презентация
Power Point, дополнительная литература, тесты
|
|
| 9
| Повторительно–обобщающий урок «Что такое человек».
| Урок - игра
|
|
|
| Тексты заданий
|
|
| Человек и природа
|
| 10
| Природа, общество, человек.
| Изучение нового материала
| Природа – естественная основа жизнедеятельности человеческого общества. Взаимодействие человека с окружающей природной средой.
| Природа, биосфера, ноосфера, общество, моральные нормы.
| §8
| карточки , рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 11
| У роковой черты
| Комбинированный
| Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации.
| Экологический кризис. «Красная книга», экологическое равновесие, деградация биосферы
| §9
| Презентация
Power Point рабочая тетрадь, опорный конспект.
|
|
| 12
| Природа под охраной закона
| Практическая работа с документами
| Права граждан в сфере экологической безопасности и обязанности граждан в области охраны природы. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарущения.
| Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения, зона экологического бедствия.
| §10
| Презентация
Power Point, мультимедиа, учебник, текст Конституции РФ, рабочая тетрадь
|
|
| 13
| «Человек и
природа».
| Повторительно–обобщающий урок
|
|
|
| Тексты заданий
|
|
| Человек среди людей
|
| 14
| Межличностные отношения
| Изучение нового материала
| Особенности межличностных отношений, виды:
знакомство, приятельство, товарищество; симпатии и антипатии.
| Межличностные отношения, симпатия, антипатия, приятельство, товарищество, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.
| §11
| Презентация
Power Point, рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 15
| Радости и
сложности общения
| Комбинированный
| Необходимость общения для человека, культура общения, конфликт: причины, пути выхода из конфликта.
| Межличностное общение, конфликты, гуманизм, культура общения.
| §12
| рабочая тетрадь, опорный конспект, таблицы, схемы
|
|
| 16
| Малая группа
| Изучение нового материала
| Классификация социальных групп, малая группа, динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм, конформизм.
| Малая группа, нормы, санкции, конформизм.
| §13
| учебник рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 17
| Бесценный дружеский союз
| Комбинированный
| Дружба как межличностные отношения. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Дружба, групповая солидарность.
| Дружба, групповая солидарность.
| §14
| Презентация
Power Point
|
|
| 18
| «Самое утреннее из чувств»
| Урок - беседа
| Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства.
| Любовь
| §15
| Сборники стихов, тексты, учебник
|
|
| 19
| Психологический климат в семье
| Изучение нового материала
| Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.
| Семья, семейный долг, психологический климат в семье.
| §16
| Презентация
Power Point
Мультимедиа, учебник
|
|
| 20
| Человек среди
людей
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
| Тесты
|
|
| 21
| Человек и общество
| Изучение нового материала
| Общество, основные сферы общественной жизни. Виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение человека в обществе в процессе развития.
| Общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество, социальные нормы.
| §17
| учебник
|
|
| 22
| От хозяйства Робинзона к экономике
| Комбинированный
| Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. НТР и её социальные последствия.
| Экономика, техника, технология, производство, НТР, НТП, рабочая сила, средства труда, предметы труда.
| §18
| Карточки,
учебник
|
|
| 23
| Человек в мире экономических отношений
| Комбинированный
| Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка.
| Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, ресурсы, равновесная цена, деньги, «невидимая рука» рынка.
| §19
| Презентация
Power Point
|
|
| 24
| Государство и экономика
| Изучение нового материала
| Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.
| Государственный бюджет, налоговая система, государственный долг, налог, бюджет, дефицит бюджета.
| §20
| Учебник рабочая тетрадь, опорный конспект.
|
|
| 25
| Социальная сфера жизни общества
| Изучение нового материала
| Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт.
| Социальная структура, социальное неравенство, социальный статус, социальный конфликт.
| §21
| Плакат, учебник, рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 26
| Нации и межнациональные отношения
| Комбинированный
| Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос,нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношении.
| Этнос, народность, нация, национальность, межнациональные отношения.
| §22
| учебник , словарь политолога
|
|
| 27
| Связь поколений
| Комбинированный
| Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека.
| Поколение, Конвенция о правах ребенка.
| §23
| Презентация
Power Point, рабочая тетрадь, опорный конспект
|
|
| 28
| Политика и политическая жизнь
| Изучение нового материала
| Политическая сфера общества. Политическая власть. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика — дело каждого. Условия успешной политической деятельности.
| Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность, политическая организация, оппозиция.
| §24
| Плакат, учебник учебник, текст Конституции РФ ,
|
|
| 29
| Гражданин и государство
| Урок – презентация проектов
| Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет, монархия, республика.
| Государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное государство, федерация, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство.
| §25
| Презентация
Power Point
Мультимедиа, учебник , учебник, текст Конституции РФ
|
|
| 30
| Культура. Наука. Образование.
| Комбинированный
| Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура»
| Культура (материальная, духовная), наука, искусство.
| §26
| Презентация
Power Point
|
|
| 31
| Человек и выбор жизненного пути.
| Диспут
| Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция.
| Адаптация, социализация, индивидуализация, интеграция, выбор профессии.
| §27
| Тесты, карточки, учебник
|
|
| 32
| Современный мир
| Итоговый
| Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.
| Современный мир, глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа.
| §28
| Презентация
Power Point
Мультимедиа, учебник
|
|
| 33
| Человек в обществе
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
| -
| Тесты, карточки, учебник
|
|
| 34
| Итоговый урок
| Итоговый
|
|
| -
|
|
|
| |