Рабочая программа по обществознанию 11 класса
68 часов в год (2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Данная программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне.Рабочая учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
Задачи:
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной > в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
УМК
учебник: Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; - М.: Просвещение,2011.
| Название тем и уроков
| Срок изучения
| Кол – во часов по плану
| Кол – во часов по факту
| Планируемые результаты
| Основные общеучебные умения
| Форма контроля
| Примечания
| 1
| Экономика как наука
|
| 1 час
|
| Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
| знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.
Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| 2
| Экономика и экономическая деятельность
|
| 1 час
|
| Обмен, экономические блага, производительность, валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт
| Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий,
|
| 3
| Экономический рост
|
| 1 час
|
| Понятие экономического роста. Факторы экономического роста.
| знать, что такое «порочный круг бедности».
Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.
Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XXв
|
|
| 4
| Экономическое развитие
|
| 1 час
|
| Экономическое развитие, экономический цикл, экономический спад, экономический подъем, депрессия, оживление.
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| 5
| Рыночные отношения в экономике
|
| 1 час
|
| Рынок и его роль
в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики
в России
| знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.
Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной
(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.
Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция
| Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
|
| 6
| Конкуренция и монополия
|
| 1 час
|
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| 7
| Фирмы
в экономике
|
| 1 час
|
| Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые
предприятиями
| знать, что такое «эффективное предприятие,»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала
| Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий,
|
| 8
| Факторы производства
|
| 1 час
|
| Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий,
|
| 9
| Правовые основы предпринимательской деятельности
|
| 1час
|
| Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.
| знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.
Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора
| Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
|
| 10
| Организационно-правовые формы предпринимательства
|
| 1 час
|
| Как открыть свое дело
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| 11
| Слагаемые успеха в бизнесе
|
| 1час
|
| Источники финансирования бизнеса.
| знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.
Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.
Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование
| Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий
|
| 12
| Основы менеджмента и маркетинга
|
| 1 час
|
| Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| 13
| Экономика и государство
|
| 1 час
|
| Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.
| знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.
Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.
Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике
| Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации
|
| 14
| Экономические функции государства
|
| 1 час
|
| Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
|
| 15
| Финансы в экономике
|
| 1час
|
| Банковская система. Другие финансовые институты.
| знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.
Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.
Уметь объяснять, почему возникает инфляция
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| 16
| Инфляция: виды, причины
и последствия
|
| 1 час
|
| Инфляция: виды, причины
и последствия
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| 17
| Занятость и безработица
|
| 1 час
|
| Рынок труда. Причины и виды безработицы.
| знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.
Понимать, для чего необходим рынок труда.
Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда
| Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий
|
| 18
| Государственная политика в области занятости
|
| 1 час
|
| Активная политика занятости, пассивная политика занятости
| Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий
|
| 19
| Мировая экономика
|
| 1 час
|
| Мировая экономика. Международная торговля.
| знать, что такое «международные экономические отношения».
Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему
| Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий
|
| 20
| Глобальные проблемы экономики
|
| 1 час
|
| Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики
| Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений
|
| |