№
| Разделы, темы, количество часов
Тип урока
| Понятия, термины
| Элементы содержания
| Элементы дополнительные
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля
| Оборудование
| Домашнее
задание
| Даты
|
Глава 1. Политика 10 (часов)
|
1
| Урок 1. Политика и право
Урок исследование
| Политика, политическаявласть, власть
| Понятие «политика». Соотношение понятий «власть» и «политика». Роль политики в жизни общества. Что входит в сферу политики. Сущность любой власти. Особенности политической власти. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь
| Политическая жизнь современной России
| Знать соотношение понятий «власть» и «политика», сущность любой власти, ее роль в жизни общества.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания
| Актуализация знаний
| Схема «Роль политики в жизни общества»,презентация к уроку
| § 1, задания, эссе «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу»
|
|
2-3
| Уроки 2-3. Государство
Урок характеристика
| Государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, гражданство.
| Происхождение государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Виды республик: президентская, парламентская. Монархия абсолютная и конституционная. Государства унитарные и федеративные. Понятие «гражданство». Взаимосвязь прав и обязанностей
| Теории происхождения государства. Правовой статус гражданина
| Знать теории происхождения государства, предпосылки его появления, функции, формы
Уметь описывать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, работать с текстом учебника, с презентацией, выделять главное, заниматься проектной деятельностью
| Устный опрос, проверка эссе
| Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества»
| § 2, задания и вопросы,
Учебный проект «Идеальное государство»
|
|
4
| Урок 4. «Политические режимы»
Урок лабораторного типа
| Тоталитаризм, террор, тоталитарный режим, фашизм, авторитаризм, авторитарный режим, оппозиция, демократия: прямая и представительная. Конституция
| Понятие «политический режим. Основные виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Способы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Развитие демократии в современном мире.
| Сходство и различие тоталитарного и авторитарных режимов Демократия: «за» и «против»
| Знать сущность политических режимов
Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
| Устный опрос, проверка проектов
| Схема «Политические режимы», «Формы правления»
| § 3, вопросы, задания Эссе «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия».
|
|
5-6
| Уроки 5-6. Правовое государство
Урок исследования
| Правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная и судебная власти, категорический императив, Конституционный, арбитражный суд
| Понятие правового государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства.
| Смысл суждения «право выше власти»
| Знать признаки и сущность правового государства.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания
| Тестовый контроль
| Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ» Презентация
| § 4 Вопросы для повторения
|
|
7
| Урок 7. Гражданское общество и государство Урок практикум
| Гражданское общество, муниципальная собственность, Общественная палата
| Понятия «общество» и «гражданское общество». Основные признаки гражданского общества. Роль гражданского общества в отношении личности и государства. Общественные организации - основа гражданского общества. Различия между государственным и местным самоуправлением. Формы осуществления местного самоуправления
| Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. Причины складывания гражданского общества в развитых странах в последние два столетия.
| Знать причины появления гражданского общества, его признаки и особенности.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания
| Тестовый срез знаний
| Статистические данные
| § 4, вопросы и задания к § Проект «Наше участие в формировании гражданского общества»
|
|
8
| Урок 8. Участие граждан в политической жизни Урок проблема с элементами дискуссии
| Выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм
| Выборы и референдум – возможность влияния на политику. Способы воздействия на власть в демократическом обществе. Степень и оправданность ограничения политических свобод. Условия сознательного участия человека в политической жизни. Сущность и проявления политического экстремизма
| Политика – дело каждого? Молодежь и политический экстремизм
| Знать факторы, определяющие степень участия в политической жизни страны, способы воздействия на власть в демократическом обществе.
Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы, участвовать в дискуссии. Описывать и давать характеристику основным политическим объектам, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
| Устный опрос, проверка проекта
| Пакет с дополнительным материалом
| § 6, вопросы и задания к § 6 Мини-проект «Участие молодежи в политической жизни»
|
|
9
| Уроки 9. Политические партии и движения Урок исследование
| Общественно-политические движения, политическая партия, оппозиция, многопартийность
| Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Признаки политической партии. Многопартийность
| Роль оппозиции в политической жизни
| Знать причины возникновения, признаки и особенности партий.
Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.
| Устный опрос, проверка проекта
| Схема
| § 67 практикум, проблема , мини-проект «Молодежная партия»
|
|
10
| Урок 10. Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика»
| Основные понятия темы
| Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство и гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения
| Проблемы политического развития современной России.
| Знать основные положения темы «Политика»
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, высказывать и отстаивать свое мнение
| Решение проблемных заданий, проверка проектов.
| Презентация к уроку
| Эссе «Партия есть организованное общественное мнение»
|
|
Глава II. Право (33 часа)
|
11
| Урок 11. Право Урок практикум
| Право, естественное право, категорический императив, норма права, закон, подзаконный акт, отрасль права, институты права
| Смысловые значения понятия «право». Основные назначения права в обществе. Естественное право. Норма права. Отличительные особенности нормы права. Виды законов. Система законодательства. Право и закон.
| Право определяет меру свободы и равенства людей в обществе. Возможна ли «Безграничная свобода»
| Знать смысловое значение понятия права, особенности норм права
Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать
| Проверка эссе
| Схемы «Система законодательства», «Иерархическая лестница»
| § 8, вопросы и задания
|
|
12
| Урок 12. Правоотношения и субъекты права Урок-практикум
| Правоотношение, субъекты правоотношений: физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность
| Элементы правоотношений. Сущность и особенности правоотношений. Смысл понятий «субъекты правоотношений», «объекты правоотношений». Субъективное право. Участники правоотношений. Понятия «Дееспособность» и «правоспособность».
| Юридическая обязанность и моральная обязанность. Дееспособность и правоспособность у физических и юридических лиц
| Знать элементы правоотношений их сущность и особенности.
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные
| Тестирование
| Таблица «Дееспособность»Презентация к уроку
| § 9, вопросы и задания Эссе «Когда закон дает право, он дает также и средство его защиты»
|
|
13-14
| Уроки 13-14. Правонарушения и юридическая ответственность | Правонарушение, противоправность, вина, неосторожность, умысел, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности
| Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды юридическая ответственности: уголовная. административная, дисциплинарная, гражданская.
| Презумпция невиновности. Юридическая ответственность несовершеннолетних.
| Знать признаки правонарушений, их виды, формы вины
Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
| Устный опрос, проверка эссе
| Схема «Виды юридической ответственности»
| § 10, вопросы и задания
|
|
15
| Урок 15. Правоохранительные органы Урок-практикум
| Правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд присяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат
| Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата.
| Отношение к суду присяжных в современном обществе
| Знать функции, цели и задачи правоохранительных органов
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные
| Тестовый контроль
| Пакет с дидактическим материалом
| § 11, вопросы и задания Эссе «Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице»
|
|
16-17
| Уроки 16-17. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ Уроки - практикумы
| Конституция, ценности, плюрализм, многопартийность, статус человека и гражданина.
| Конституция - закон вышей юридической силы. Базовые ценности Конституции: нравственные, ценности демократии, ценности патриотизма, ценности международного сотрудничества, ценности социального мира. Основные задачи Конституции. Конституционный строй современной России. Принципы конституционного строя. Основы статуса человека и гражданина.
| Современные проблемы народовластия.
| Знать основные положения Конституции РФ, принципы основного закона жизни.
Использовать приобретенные знания для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
| Актуализация темы
| Схемы «Жизненные блага»
| § 12-13, вопросы и задания к параграфу
|
|
18-20
| Уроки 18-20. Права и свободы человека и гражданина Уроки лабораторного типа
| Достойное существование, естественные права, ООН, права и свободы, судебная система, Уполномоченный по правам человека
| Права человека – высшие ценности человеческой цивилизации. Что такое права человека. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие правовые документы. Классификация прав, закрепленные в Конституции РФ. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Права ребенка
| Декларация прав человека – идеал современного права или юридический документ.
| Знать, что права являются высшей ценностью человека, классификация прав человека.
Уметь сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать. Умение работать с текстом Конституции, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
| Тестовый контроль
| Схема «Классификация прав человека»
| § 14-15, вопросы и задания
|
|
21-22
| Уроки 21-22. Гражданские правоотношения Урок практикум
| Имущественные отношения, собственность, гражданское право, договор, сделки, гражданская дееспособность, потребитель, сертификат качества
| Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Договоры и сделки. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей.
| Содержание гражданских правоотношений
| Знать сущность, признаки и особенности гражданских правоотношений
Использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах Умение работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии
| Тестовый опрос
| Таблица «Гражданская дееспособность несовершеннолетних»
| § 15-16, вопросы и задания Эссе «Договор дороже денег».
|
|
23-24
| Уроки 23-24. Право на труд. Трудовые правоотношения Уроки с элементами деловая игра
| Трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социальное партнерство, профсоюз, дисциплина труда
| Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор – основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих работу с учебой.
| Трудовое законодательство для несовершеннолетних
| Знать основы трудовых правоотношений.
Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии Уметь анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
| Решение правовых задач и проверка эссе
| Пакет документов
| § 17, вопросы и задания
|
|
25-26
| Уроки 25-26. Семейные правоотношения Уроки с элементами - деловая игра
| Семья в социальном плане, брак, фиктивный, гражданский, церковный браки, брачный договор
| Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки возникновения семьи. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей. Законные и договорный режим имущества супругов
| Гражданский брак: «за» и «против»
| Знать основы семейных правоотношений
Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. Умение составлять таблицы, работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
| Устный опрос
| Таблица, презентация
| § 18 вопросы и задания, эссе «К родителям относись так, как бы желал, чтобы твои дети относились к тебе»
|
|
28-29
| Уроки 28-29. Уголовно-правовые отношения Урок исследование
| Уголовное право, преступление, общественная опасность, противоправность, виновность, необходимая оборона, подстрекатель, пособник, исполнитель, соучастники
| Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений. Понятие преступление. Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства, исключающая уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость.
| Специфика уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
| Знать основы уголовно-правовых отношений
Решать познавательные и практические задачи на изученный материал Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
| Тестовый контроль, проверка эссе
| Схема «Виды административных наказаний»
| § 19, вопросы и задания»
|
|
30
| Урок 30. Социальные права Урок деловая игра
| Социальная политика, ипотека, кредит, социальные пенсии, пенсионный фонд
| Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное обеспечение, на охрану здоровья
| Социальная политика государства: достижения и недостатки
| Знать социальные права граждан РФ, особенности и сущность социальной политики.
Уметь работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
| Устный опрос
| Материал Конституции РФ
| § 21, вопросы и задания к § 21
|
|
31
| Урок 31. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Урок лабораторного типа
| Конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления
| Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гуманитарным правом. Особенности и значение международного гуманитарного права.
| Понятие «военные преступления»
| Знать основы международного гуманитарного права
Уметь работать с текстом учебника, документами, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ, отвечать на проблемные вопросы
| Тестовый контроль
| Документы
| § 22, вопросы и задания
|
|
32
| Урок 32. Правовое регулирование отношений в сфере образования Урок исследование
| Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги
| Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования. Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования.
| Проблемы платного образования
| Знать основы правового регулирования в сфере образования
Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ
| Устный опрос
| Документы к параграфу
| § 23, вопросы и задания Эссе «Потребность в образовании лежит в каждом человеке»
|
|
33
| Урок 33. Обобщение и систематизация по теме «Право» Урок обобщения
| Основные понятия по теме
| Право и его роль в жизни общества и государства. Правоотношения и юридическая ответственность. Конституция РФ . Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Отрасли права: гражданское, административное, семейное, международное гуманитарное, трудовое. Правовое регулирование отношений в сфере образования
| Проблемы правоотношений в обществе
| Знать теоретические и практические основы темы «Право»
Объяснять взаимосвязи изученных правых объектов Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
| Устный опрос
| Дидактический материал
| Выводы к главе
|
|
34
| Урок 34. Урок повторения за курс 9 класса
|
|
| .
|
|
|
|
|
|