ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»
МБОУ « Алексеевская СОШ» ____________________Хомкина Н.Н.
Протокол №__________ Приказ №___________
От «____»____________20__г от «___»_______20____г
Рабочая программа
учебного предмета
«Обществознание»
для 6 класса
на 2013/14 учебный год Разработана на основании Федерального компонента Государственного стандарта,
примерной программы основного общего образования по обществознанию, авторской программы Л.Н. Боголюбова и др., 6-11 классы, в соответствии с учебником «Обществознание». 7 класс. Л.Н.Боголюбов и др.
Составитель: учитель истории и обществознания
Яковлева Людмила Леонидовна
с.Алексеевка
2013
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы по обществознанию Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2009). Рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 6 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Курс « Обществознание» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет в первом концентре. В 6 классе основной школы при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков. Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации младших школьников в ходе изучения предмета, освоить основные обществоведческие понятия: «общество», «человек», «гражданин», «гуманизм» и др. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс содержит разделы: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Первая тема «Человек» вводит ученика в проблематику, связанную с социальными проявлениями человека, раскрывает отношение человека к себе и к своему ближайшему окружению. В теме освещаются особенности подросткового возраста, важного для становления личности, значение и назначение самопознания. Тема ориентирует на осмысление необходимости быть толерантным в своем микромире. Она позволяет ввести школьников в мир отношений между людьми, раскрывает такие качества человека, как альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своим личным интересом; великодушие и снисходительность к другим; деликатность, вежливость, мягкость в обращении; доброжелательность к людям; отзывчивость на чужие горе и радость. Последующие темы курса «Семья», «Школа», «Труд», «Родина» вводят ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (семьи) через наиболее актуальный учебный институт (школа) до самого общественно значимого (Родина и государство). Учащиеся расширяют круг сведений не только о самих этих институтах и об их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. К ним относятся: верность, стойкость в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга; патриотизм - любовь к Родине; свободолюбие; стремление к независимости. Тема «Труд» включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. К таким качествам прежде всего относятся: бережливость, расчетливость, экономность, бескорыстие, предполагающие цель жизни не в приобретении, а в желании помогать людям; умеренность, готовность довольствоваться немногими благами в сочетании с умением ценить результаты труда; трудолюбие, инициативность; душевная щедрость; добросовестность, усердие. Заключительная тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо, доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
Каждая тема программы 6 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
В процессе изучения данного курса у школьников формируются основы нравственной, экономической, политической, экологической культуры, создаются условия социализации личности. Данный курс содействует умению ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуаций, формируется умение нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; практическое занятие, игры-обсуждения.
В ходе изучения данного курс преследуются следующие цели:
развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов; развитие нравственной и правовой культуры;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
создание условий для социализации личности;
содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
содействие формированию и самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов.
Курс формирует следующие умения и навыки:
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, распознавать их и правильно использовать в устной и письменной речи;
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- объяснять изученные социальные явления и процессы;
- приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа.
Планирование создано на основе:
Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2008
Базовый учебник и дополнительная литература:
Л.Н.Боголюбов Обществознание 6 класс М.: «Просвещение» 2010
Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществоведение. Рабочая тетрадь. 6 класс. М: Просвещение, 2009
Обществоведение: человек, природа, общение: 6 кл. Методические рекомендации: пособие для учителя / Боголюбов Л.Н. и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. – М: Просвещение, 2009
Календарно-тематическое планирование
№ урока по порядку /№ урока в теме
| тема урока
| кол-во часов
| основное содержание
| ключевые понятия
| дом. задан.
| дата по плану
| дата по факту
| ТЕМА 1. ЧЕЛОВЕК (8 часов)
| 1./1
| Человек родился
| 1
| Зачем человек рождается, что такое наследственность, наследственность как биологическая сущность человека, можно ли влиять на наследственность
| Цели и ценность человеческой жизни, гуманное отношение к людям, как норма цивилизованного общества. Человек, как биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
| §1
|
|
| 2./2
| Человек – личность
| 1
| Что такое личность, индивидуальность – хорошо или плохо, сильная личность – основные характеристики.
| Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
| §2
|
|
| 3./3
| Особый возраст – отрочество
| 1
| Легко ли быть подростком, отрочество – пора мечтаний, самостоятельность как показатель взрослости, всегда ли самостоятельность приносит пользу, нужны ли в наше время рыцари.
| Отрочество как особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
| §3
|
|
| 4./4
| Познай самого себя
| 1
| Познание мира и самого себя, что такое самосознание, на что ты на самом деле способен.
| Познание мира. Познание самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
| §4
|
|
|
| 5/.5
| Человек и его деятельность
| 1
| Деятельность человека как основа его оценки, основные отличия деятельности человека и животных, многогранность человеческой жизни.
| Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
| §5
|
|
| 6./6
| Что человек чувствует, о чем размышляет
| 1
| Виды потребностей, не место красит человека, а человек место, мир мыслей, мир чувств.
| Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
| §6
|
|
| 7./7
| Обобщение по теме «Человек»
| 1
|
|
|
|
|
| 8./8
| Практикум по теме «Человек»
| 1
|
|
|
|
|
|
ТЕМА2. СЕМЬЯ (5 ЧАСОВ)
|
|
| 9/1.
| Семья – ячейка общества
| 1
| Зачем люди создают семьи, семья и государство, если семья не выполняет свои обязанности, какие бывают семьи.
| Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
| §7
|
|
| 10/2
| Семейное хозяйство
| 1
| Семейные заботы, каким должен быть хозяин дома, как хозяйствовать по правилам.
| Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
| §8
|
|
| 11/3.
| Делу время, потехе час
| 1
| Что такое свободное время, свободное время и физкультура, свободное время и телевизор, своими руками, что такое хобби
| Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
| §9
|
|
| 12/4
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Семья»
| 1
|
|
|
|
|
| 13/5.
| Практикум по теме «Семья»
| 1
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 3. ШКОЛА (4 ЧАСА)
| 14/1.
| Профессия – ученик
| 1
| Школьное образование, как учились раньше, чему учит школа, учись учиться.
| Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в
| §10
|
|
|
|
|
|
|
| школе. Учеба – основной труд школьника. Умение учиться.
|
|
|
|
| 15/2
| Одноклассники, сверстники, друзья
| 1
| Ты и другие ровесники, уважай слово – «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»
| Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
| §11
|
|
| 16/3.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Школа»
| 1
|
|
|
|
|
| 17/4.
| Практикум
| 1
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 4 . ТРУД (5 ЧАСОВ)
|
|
| 18/1.
| Труд – основа жизни
| 1
| Каким бывает труд, что создается трудом, оценка труда, богатство и бедность, богатство обязывает.
| Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
| §12
|
|
| 19/2
|
| Труд и творчество
| 1
| Что такое творчество, мастер и ремесленник, творчество в искусстве.
| Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество и искусство.
| §13
|
|
|
| 20/3.
|
| На пути к жизненному успеху
| 1
| Слагаемые жизненного успеха, привычка к труду – залог успеха, выбираем профессию, поддержка близких – залог успеха, выбор жизненного пути.
| На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
| §14
|
|
| 21/4.
|
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Труд»
| 1
|
|
|
|
|
| 22/5.
|
| Практикум по теме «Труд»
| 1
|
|
|
|
|
|
ТЕМА 5. РОДИНА (6 ЧАСОВ)
| 23/1.
| Что значит быть патриотом
| 1
| Наша Родина – Россия, русский язык как государственный, за что мы любим свою страну.
| Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
| §15
|
|
| 24/2.
| Символика России
| 1
| Герб России, флаг, гимн.
| Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
| §16
|
|
| 25/3.
| Гражданин – Отечества достойный сын
| 1
| Что такое гражданин, права и обязанности граждан РФ, жизненная позиция «Моя хата с краю».
| Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан России. Гражданственность.
| §17
|
|
| 26/4.
| Мы многонациональный народ
| 1
| Что говорит закон, мы разные, но мы один народ, многонациональная культура России, что такое национальность.
| Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
| §18
|
|
| 27/5.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Родина»
| 1
|
|
|
|
|
| 28/6.
| Практикум по теме «Родина»
| 1
|
|
|
|
|
|
ТЕМА6. ДОБРОДЕТЕЛИ (5 ЧАСОВ)
|
|
| 29/1.
| Человек славен добрыми делами
| 1
| Что такое добро, кого называют добрым, доброе – значит хорошее, главное правило доброго человека.
|
| Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
| §19
|
|
|
| 30/2.
| Будь смелым
| 1
| Что такое страх, смелость города берет, имей смелость сказать злу «нет».
|
| Быть смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
| §20
|
|
| 31/3.
| Что такое человечность
| 1
| Гуманизм – уважение и любовь к людям, уважай старость.
|
| Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
| §21
|
|
| 32/4.
| Повторительно – обобщающий урок по теме «Добродетели»
| 1
|
|
|
|
|
|
| 33/5.
| Практикум по теме «Добродетели»
| 1
|
|
|
|
|
|
|
Резерв учебного времени – 1 час
|
|
| |