-
Рассмотрено:
Руководитель МО
__________/Аглеева Г.Х../
Протокол № ___от
«07» августа 2013 г.
| Согласовано:
Заместитель руководителя по
УР МБОУ «Благодатновская СОШ»
___________ /Аглеева Г.Х./
«09» августа 2013 г.
| Утверждаю:
Директор МБОУ
«Благодатновская СОШ»
_________ /Хайрутдинова М.Х./
Приказ № от «10» августа 2013 г.
|
Рабочая программа
по обществознанию для 9 класса
учителя истории и обществознания
МБОУ «Благодатновская СОШ»
Нижнекамского муниципального района РТ Дворникова Р.Х.
Базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«10» августа 2013
2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию А.И.Кравченко. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю
Используемый учебно-методический комплект:
Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.И.Кравченко/ - М.: Русское слово, 2006;
Обществознание.8-9 класс.учебник для общеобразовательных учреждений Л.Н.Боголюбов,Л.Ф.Иванова,А.И.Матвеева,М.Просвещение,2009.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко - Волгоград: Учитель, 2007
Цели программы обществознания актуальные в 9 классе:
дать целостное представление:
- о современном обществе, об основных сферах общественной жизни,
- о процессе восприятия социальной информации, ее осмыслении и определения собственной позиции;
- правовой культуры, основы политических знаний
Задачи программы по обществознанию в 9 классе:
- воспитание патриотизма, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, ценностям Конституции Российской Федерации
-развитие и повышение уровня политической и правовой культуры личности
- формирование устойчивой нравственной позиции, необходимой для гражданского становления личности
- профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей
-формированию способности к личному самоопределению, самоконтролю
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для успешной социальной адаптации: позволяющих бесконфликтно взаимодействовать в обществе при решении типичных задач в области социальных отношений
Требования к результатам освоения содержания курса «Обществознание»
Личностные : - заинтересованность в успешном достижении личных жизненных целей
- заинтересованность в участии в общественной и политической жизни страны
- убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций
- осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия в стране
Метапредметные:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей Предметные :
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное су-щество; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно - тематическое планирование1
№ п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню
подготовки учащихся
| Вид контроля
| Дом.
задание
| дата
| план
| факт
| Раздел «Политика» 11часов
|
|
| Политика и её роль в жизни общества
| Изучения нового материала
| Политика, политическая сфера общества, политическая система
| Знать, что такое политика. Определять, что входит в сферу политики.
|
| Стр.4
|
|
|
| Политика и власть
| Комбинированный урок
| Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика -дело каждого. Условия успешной политической деятельности
|
Объяснять понятия. Называть признаки любой власти
| Работа с источниками. Составить схему «Сфера политики
| П.1,в.3,4
|
|
| 3
| Государство: понятия , признаки, функции
| Комбинированный урок
| Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Становление правового государства. Государство, суверенитет, монархия, республика
| Выделять главное в тексте. Называть признаки и формы государства. Знать теории происхождения государства
| таблицу «Теории происхождения государства»
| П.2,в.4-10,практикум
|
|
| 4
| Формы государства: формы правления
| Комбинированный урок
| Монархия(ограниченная, абсолютная),республика(президентская, парламентская, смешанная), аристократия, олигархия ,охлократия)
| Знать, формы государства. Уметь анализировать разновидности форм государства, подтверждая ответ примерами
| Составить схему «Формы государства»,
| П.4,в.3, практикум
|
|
| 5 5.
| Формы государства: территориально-государственное устройство
| Комбинированный урок
| территориально-государственное устройство, унитарное государство, федерация, конфедерация, сепаратизм
| Знать типы территориально-государственного устройства.
Уметь анализировать разновидности , территориально-государственного устройства, подтверждая ответ примерами
| Составить схему
« Типы территориально-государственного устройства»
| П.3,практикум
|
|
| 6.
| Политические режимы.
| Комбинированный урок
| Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима.
| Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.
Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ примерами
| Составить схему «Политические режимы»
| П.5,в.1-7, практикум
|
|
| 7
| Гражданское общество и правовое государство.
| Комбинированный урок
| Признаки правового государства. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Составить таблицу «Признаки гражданского общества
| П.6,в.1-8
|
|
| 8.
| Местное самоуправление
| Комбинированный урок
| Задачи и функции местного самоуправления.
| Знать, что такое местное самоуправление, какие функции оно выполняет, подтверждая ответ примерами
|
| Записи в тетради
|
|
| 9.
9.
| Участие граждан в политической жизни.
СМИ в политической жизни
| Комбинированный урок
| Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. активность электората. Роль референдума в политической жизни. Роль СМИ в политической жизни
| Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм,
Каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и её решения
Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Презентация
| Составить синквейн «Референдум», схему «Формы участия граждан в политической жизни страны»
| П.7,в.1-7, проблема
|
|
| 10
| Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
| Комбинированный урок
| Определение и признаки политической партии. понятие о политической программе партии. однопартийная и многопартийная системы. Функции политической партии. Классификация политических партий.
| Знать, что такое политическая партия, какие функции она выполняет,
Основные подходы к классификации политических партий,
Какими признаками наделена политическая партия
Уметь анализировать политические партии и определять к какому типу они относятся.
|
| П.8,в.4-7, проблема, практикум
|
|
|
|
| 11
| Итоговый урок «Политика и социальное управление»
| П-О У
|
| Знать основные положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Тестирование, понятийный диктант, решение проблемных задач
|
|
|
| Раздел «Право» 23часа
|
| 12
| Право, его роль в жизни общества и государства.
| Комбинированный урок
| Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение
| Знать: - что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; - что право связано с юридическими законами и государством; - что право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать теории права. Аргументировать свою точку зрения
| Составить схему «Виды юридической ответственности», таблицы «Теории происхождения права», «Признаки права»
| П.9.в.1-4
|
|
| 13
| Система права. Норма права.
| Комбинированный урок
| Система права. Норма права, отрасль права, нормативно-правовой акт
| Знать основные понятия урока. Понимать содержание и значение правовых норм. Приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулированных различными видами норм
| Составить схему «Отрасли права», «Иерархия нормативно-правовых актов»
| Записи в тетради
|
|
| 14
| Правоотношения как форма общественных отношений.
| Комбинированный урок
| Правоотношения, структура, участники правоотношений, юридические факты
| Знать основные понятия урока, умение подтверждать их примерами.
Приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулированных различными видами норм
|
| Записи в тетради
|
|
| 15
| Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
| Комбинированный урок
| Правовая ответственность.
Виды и признаки правонарушений
Виды юридической ответственности. Правонарушение Преступление.
| Знать основные понятия урока, умение подтверждать их примерами
Решать учебные ситуационные задачи
| Составить схему «Виды юридической ответственности»
| Записи в тетради
|
|
| 16
| Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.
| Комбинированный урок
| Конституция – основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Основы конституционного строя РФ.
| Знать, что Конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты
| Работа над статьями Конституции РФ (по заданиям)
| П.11, в.1-4, практикум, Чтение Конституции РФ
|
|
| 17
| Федеративное устройство России.
|
| федерация, унитарное государство
| Объяснить, что такое федерация
| Работа над статьями Конституции РФ (по заданиям)
| Конституции РФ
|
|
| 19
| Правоохранительные органы.
| Комбинированный урок
| Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.
| Знать:Основные положения урока;
Термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.
Уметь:
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
| Составить схему «структура правоохранительных органов РФ»
| Записи в тетради
|
|
| 18
| Органы государственной власти Российской Федерации.
| Комбинированный урок
| Устройство органов государственной власти в РФ.
| ЗНАТЬ структуру органов государственной власти в РФ.
| Составить схему «Органы государственной власти»
| Записи в тетради, Конституция РФ
|
|
| 20
| Судебная система
| Комбинированный урок
| Устройство органов судебной власти
| Знать: Основные положения урока;
Иерархию судов
| Составить схему «Судебная система»
|
|
|
| 21
| Права , свободы и обязанности человека и гражданина в России, их гарантии.
| Комбинированный урок
|
Гражданин - человек, имеющий права и обязанности.
| Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем
| Творческое задание - нарисовать словесный портрет гражданина и обывателя. Составить таблицу «Права гражданина»
| Записи в тетради, Конституция РФ
|
|
| 22
| Международно - правовая защита прав человека, жертв вооруженных конфликтов.
| Комбинированный урок
| Всеобщая декларация прав человека, реализация и защита прав и свобод человека и гражданина.
Основные положения международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. I-IV Женевские конвенции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Работа с документами по предложенным заданиям
| Записи в тетради
|
|
| 23
| Гражданские правоотношения.
| Комбинированный урок
| Физические и юридические лица, правоспособность, дееспособность, дееспособность несовершеннолетнихИмущественные отношения. Право собственности. Закон о правах потребителей.
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Работа с источниками
| Записи в тетради
|
|
| 24
| Право собственности
| Комбинированный урок
| Право собственности, виды гражданско-правовых договоров, имущественные отношения
| Знать основные положения урока, основания возникновения права собственности.
| Работа с источниками
| Записи в тетради
|
|
| 25
| Права потребителей
| Комбинированный урок
| Права потребителей, потребитель, изготовитель, исполнитель
| Объяснять понятия, Приводить примеры нарушений прав потребителя и способы их защиты.
| Работа с источниками
| П.13,в.1-5, проблема
|
|
| 26
| Семейные правоотношения.
| Комбинированный урок
| Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов
| Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
| Работа с документами. Составить таблицу «Права и обязанности супругов»
| П.15,1-6, практикум
|
|
| 27
| Правоотношения в области образования
| Комбинированный урок
| Право на образование, порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, дополнительное образование детей
| Знать основные положения урока.
Решение практических задач
| Работа с источниками
| Записи в тетради
|
|
| 28
| Право на труд. Трудовые правоотношения.
| Комбинированный урок
| Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство
| Знать: - основания возникновения трудовых отношений; - стороны трудовых отношений; - рабочее время и время отдыха. Решать практические задачи
| Работа с трудовым кодексом
| П.13,в.1-5, практикум
|
|
| 29
| Трудоустройство несовершеннолетних.
| Комбинированный урок
| Особенности труда несовершеннолетних
| Знать основные положения урока, Решать практические задачи
| Работа с трудовым кодексом
| Записи втетради
|
|
| 30
| Административные правоотношения.
| Комбинированный урок
| Понятие административного проступка, виды административных наказаний
| Знать основные положения урока, Решать практические задачи
| Работа с КоАП
| Записи в тетради
|
|
| 31
| Уголовное право.
| Комбинированный урок
| Принцип презумпции невиновности. дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. причины совершения преступлений. Ответственность.
| Знать
Что представляют собой проступки и преступления
Что такое презумпция невиновности
Наказание, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления
Уметь анализировать состав преступления и определять состав преступления, является ли содеянное преступлением.
| Работа с уголовным кодексом
| П.16,в.1-5
|
|
| 32
| Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.
| Комбинированный урок
| . Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания
| Знать основные положения урока, Решать практические задачи
| Решение практических задач
| Записи в тетради
|
|
| 33
| Итоговый урок по теме «Право».
| П-О урок
|
| Знать основные положения раздела. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Тестирование, понятийный диктант, решение проблемных задач
|
|
|
| 34
| Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Политика и право»
| Комбинированный урок
|
| Знать основные положения раздела. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
| Тестирование, понятийный диктант, решение проблемных задач
|
|
|
|
|