МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ПЛАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Рассмотрено Утверждено
Руководитель МО Директор школы
Сундукова М.В. _________/Кистанов В.В./
30 августа 2013года
Протокол № 1 Рабочая программа
по обществознанию 10 класс
учителя истории и обществознания
Евстратьевой И.А.
Согласовано на педсовете . Потокол №1 от 31.08.2013
2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: Перечень нормативных документов,
используемых при составлении рабочих программ
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 (с последующими изменениями и дополнениями)
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089);
• Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, рекомендованные (допущенные) МО РФ (Письмо департамента государственной политики и образования РФ от 07.07.2005 № 03-1263);
• Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной, средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ);
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
• Учебный план МОБУ « Платовская СОШ ».и авторских программ по обществознанию А. И.Кравченко.
На изучение программного материала в 10 классе запланировано 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Данная рабочая программа ориентирована для работы по учебнику А.И.Кравченко «Обществознание.10 класс» М., ООО «Русское слово-учебник», 2011 для базового уровня. Содержание программы на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др..
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем и учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Целью изучения курса в старшей школе на базовом уровне является: • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
В ходе изучения предмета решаются задачи:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
В результате изучения курса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
• определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
• объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию
• анализировать, систематизировать полученные данные;
• освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
• применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
• соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом;
• содействовать правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающихся. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности;
постановка целей самообразовательной деятельности.
Мыслительные общеучебныеумении и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
К ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта;
определение соотношения компонентов объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.
Коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество с учителями и другими обучающимися, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:
владение различными формами устных публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;
владение приемами риторики;
организация совместной деятельности;
владение культурой речи;
ведение дискуссии.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на базовом уровне обучающийся должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания. Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер
Проектор
Экран
Классная комната(с необходимой мебелью: столы, стулья)
Учебная литература Литература по обществознанию
10 класс
для учителя:
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебник «Обществознание» для 10 и 11 классов издательства «Русское слово», 2011-2012гг, Москва, (Экспертиза РАН и РАО 2011г.)
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г.
Кравченко А. И. Введение в социологию, Москва, «Русское слово», 2005г
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 8-9 классы, Москва, «Русское слово», 2008 -2009гг.
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8-9 классы, Москва, «Русское слово», 2008 -2009гг.
Кочетов Н.С. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Волгоград, «Учитель»,2003г.
Корнева Т.А Внеклассные мероприятия по обществознанию 8-11 классы, Москва, «Глобус»,2008г
Павлов С. Б. Пособие по обществознанию, Москва, «Айрис-пресс» 2009г.
Певцова Е.А. Книга для учителя 10 класс, Москва; Русское слово, -2001г.
Савин М.В.Обществознание – 10 класс. Поурочные планы. Волгоград, «Учитель-АСТ».2003г.
Шилобод М. И., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Москва, «Дрофа». 1997г
Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»
Тесты ЕГЭ по обществознанию 9 - 11 класс, Москва, «Экзамен», 2009-2012гг CD
Обществознание – 10-11 класс для обучающихся Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебник «Обществознание» для 10 и 11 классов издательства «Русское слово», 2011-2012гг, Москва, (Экспертиза РАН и РАО 2010г.)
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс; Москва; Русское слово, -2005г.
Тесты ЕГЭ по обществознанию 9 - 11 класс, Москва, «Экзамен» ФИПИ, 2011-2013гг,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
№ урока
| Тема
| Тип урока
| Цели, ЗУН обучающихся
| Виды деятельности
| Д/З
| Дата проведения урока
| Факт
дата
| 1
| Введение. Что изучает обществознание.
| изучения новой темы
| Основные понятия по предмету
| Работа с учебником, запись схем
| С.5, записи в тетради
|
|
|
| ЭВОЛЮЦИОННЫЙ БАЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 12ч.
|
|
|
|
| 2-3
| Эволюционная цепочка человечества
| изучения новой темы, с элементами беседы
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| работа с учебником, запись схем, практикум с.14
| №1,вопросы, презентации
|
|
| 4-5
| Культурные составляющие эволюции
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний,
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| работа с учебником, практикум
| №2,эссе
|
|
| 6
| Сознание и деятельность
| урок изучения и первичного закрепления новыхзнаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| работа с учебником, практикум
| №3,вопросы, презентации
|
|
| 7
| Самосознание
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| работа с учебником, практикум, псих.тест
| №4, вопросы
|
|
| 8
| Общественное сознание и философия
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| работа с учебником, практикум с.34
| №5, презетации
|
|
| 9-10
| Знание и познание
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| составление сложного плана, учебник,практикум
| №6,вопросы, приготов. к дискуссии
|
|
| 11
| Система социально-гуманитарного знания
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| дискуссия , практикум, учебник.
| №7, вопросы к семинару, презентации
|
|
| 12
| Семинар по теме: «Эволюционный базис человечества»
| урок обобщения и систематизации знаний
| усвоение знаний в их системе
| Защита презентаций, рефератов
| Подготовка к тесту
|
|
|
|
ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА 12ч.
|
|
|
|
| 13-15
| Цивилизация
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| составление сложного плана, учебник,практикум
| №8, заполнить таблицу, с.58-59, презентации
|
|
| 16
| Сущность культуры
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| учебник, практикум с.70
| №9, примеры из СМИ
|
|
| 17
| Искусство
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| Составление схемы(кластера), к параграфу.
| №10, эссе
|
|
| 18
| Общественная значимость образования.
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| составление сложного плана, учебник, практикум
| №11,сообщения «Нац. Проект Образование» , текст «Закон об образовании» от 12.2013
|
|
| 19
| Образование в Российской Федерации.
| Лабораторная работа
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| Лабораторная работа «Закон об образовании» от 12.2013
| №12, дописать работу
|
|
| 20-21
| Знания и умения в информационную эпоху.
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| Учебник, составление сложного плана
| №13, эссе «+и – Интернет»
|
|
| 22
| Религии и конфессии
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| Учебник, составление конспекта
| №14, сообщения, презентации.
|
|
| 23
| Конфессии в России
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Конфессии, новые религии
| Сообщения обучающихся
| №15, повторить главу 2
|
|
|
24
|
Урок повторения по теме «Цивилизация и культура»
|
урок проверки, оценки и коррекции зун учащихся
|
|
Тематический тест ФИПИКодификатор ЕГЭ1.1-1.1.8
|
|
|
|
| СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС. 10 ч.
|
|
|
| 25-26
| Взгляд на общество в истории
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Система, общество, сфера. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала.
| Презентация, составление таблицы
| №16,вопросы
|
|
| 27
| Общество и его основные сферы
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Общность, Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения иерархия.
| Презентация, составление таблицы
| №17,вопросы
|
|
| 28-29
| Общественные (социальные) институты и социальная защита.
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Социальная сфера общества. Восприятие учащимися и первичное осознание нового материала
| Составление сложного плана
| №18,практикум
|
|
| 30
| Социальный контроль
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Санкции социального контроля
| Практикум ,с. 148
| №19, презентации
|
|
| 31
| Социальный прогресс
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Прогресс , регресс, ускорение истории. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| Составление сложного плана
| №20, практикум
|
|
| 32-33
| Глобализация
| урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Плюсы и минусы, глобальные проблемы человечества. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения
| Эссе
| №21-22, вопросы и задания с. 170
|
|
| 34
| Урок повторения по теме: «Системное строение общества. Социальный прогресс»
| урок обобщения и систематизации знаний
| определение уровня знаний ,сформированности УН , комплексного их применения . Закрепление и систематизация знаний .
| Задание типа С8, ФИПИ3.1-3.14 тест
|
|
|
|
| СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ПРОШЛОМ И СЕГОДНЯ. 7 ч.
|
|
|
| |