Скачать 241.35 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Общеуниверситетский факультативПрограмма дисциплины «Стратегии выживания советского человека: homo soveticus эпохи застоя и диссидентство как духовный протест поколения 1960-70-х гг.» Автор: к. и. н., доцент Родионова Надежда Александровна Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой _____________________________ Васильев Л. С. «_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г. Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ (Проректором ГУ-ВШЭ) _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Пояснительная записка. Актуальность курса. Противостояние власти и общества неизменно сопутствовало российской государственности на различных этапах ее развития. Заявка на создание в стране демократического общества повышает актуальность осмысления проблемы противостояния властных структур и оппозиционных движений, создавших своеобразную атмосферу «единства противоположностей. Движение правозащитников явилось «преддверием» к завоеванию гражданских свобод в современной России. Новизна курса состоит в рассмотрении малоисследованных проблем инакомыслия в СССР, как-то: связь появления инакомыслия в общественном сознании с надеждами советского народа на либерализацию духовной жизни общества, анализ различных идейных течений в диссидентском движении и футурологические прогнозы будущего России в программных документах идеологов диссидентов. Цель курса: Познакомить студентов с различными направлениями диссидентского движения и их программными документами. Освоение правозащитного опыта, интеллектуального и нравственного потенциала советских диссидентов имеет положительное значение. Задачи курса: Показать, что инакомыслие – не временное, тем более, не конъюнктурное, а объективное явление, присущее любому обществу. Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультете учебными дисциплинами общественно-исторического профиля. Связь с другими курсами: междисциплинарный характер курса обуславливает востребованность информации в таких областях науки, как политология, политическая история ХХ века, история русской культуры, социальная антропология. В результате изучения курса Диссидентство как духовный протест поколения 1960-1970-х гг. студент должен:
Тематический план учебной дисциплины:
Базовый учебник 1.Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. 2.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:
Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Структура итоговой оценки составляет: Реферат 0,30 – 30% Выступления на семинарских занятиях 0,20 – 20% Посещаемость 0,20 – 20% Зачёт 0,30 – 30% Содержание программы. Тема 1. «Я другой такой страны не знаю, где так больно стиснут человек»: советский человек в условиях апогея тоталитаризма (1945-1953гг.) Победа и возвращение к стилистике мирной жизни. Репатриация военнопленных. Демобилизация фронтовиков. Тщетные надежды интеллигенции на либерализацию политического режима. Официальная пропаганда и реалии послевоенной повседневной жизни как источник постоянного социального напряжения (карточная система, низкие зарплаты, очереди, тяжёлые жилищные условия, рост преступности). Устрашение народа: гонения на творческую интеллигенцию (М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, С.М. Эйзенштейн.) Переселение народов. Дело Еврейского антифашистского комитета (1948-1950) и борьба против космополитизма. Лысенковщина. Дискуссия о языкознании. Попытка отстоять чистоту идеи с помощью репрессивных мер. Основная литература.
Дополнительная литература.
Тема 2. Человек в эпоху «оттепели»: короткий глоток свободы. Влияние политики «оттепели» на возникновение диссидентских настроений. Осуждение культа личности Сталина и эйфория надежд. Прорыв в космос и романтика освоения Сибири. Ликвидация «железного занавеса» и программа построения коммунизма. Физики и лирики. Стиляги и джаз: стихийный нонконформизм. Кухня и ночные посиделки друзей как источник независимого общественного мнения. «Новый мир» – глашатай «Оттепели». Ощущение свободы – пространство между улыбкой Гагарина и вводом советских войск в Прагу. Бардовская песня. Новые формы повседневного поведения. Хрущёвки и исчезновение коммунального быта. Анекдотическое осмысление действительности и инстинктивное сопротивление унификации и идеологическим штампам – характерная черта советской повседневности. Основная литература.
Дополнительная литература.
11. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущёвской «Оттепели». Вопросы истории №4, 2003. 12. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999. Ч.III. Разд. 1,4. 13. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. М., 1989. Тема 3. «Гомо советикус» в пространстве повседневности эпохи застоя. Картина мира и система ценностей человека эпохи застоя. Трансформация идеала и стиль жизни. Двоемыслие. Тотальный дефицит. Диссидентство. Контроль КГБ, стукачество: «Мой дом – моя чужбина»( А. Зиновьев). Блат и фарцовка. Несуны и лишние люди. «Мы – дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас» (Высоцкий): «Питие определяет сознание» – искусство пьяного диалога как попытка нащупать совместную мировоззренческую платформу. Анекдотическое осмысление действительности. Всеобщий цинизм. Самиздат. Стройотряды и отщепенцы. БАМ – комсомольская стройка. «Стихия приблатнённой культуры». Основная литература.
Дополнительная литература. 1. Акопов С.Г., Гуреев Н.Д. История России. 1953-1996: Личности и эпохи. М., 1997. 2. Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление. ( 1953-1985) М., 1991. 3. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времён Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина. В 4-х кн. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева. М., 2002. 4.Зиновьев А. Исповедь отщепенца. М.2005. 5.Лебедев И.А. Бытовая культура тоталитарных государств./ Россия и мир. Гуманитарные проблемы. Вып. 8., 2004. 6.Пихоя Р.Г. СССР: История власти, 1945-1991. М., 1998 Тема 4. Ресталинизация общественно-политической жизни и возникновение движения в защиту прав человека. Курс властей на ужесточение режима, попытка поставить под контроль духовную жизнь общества, подчинить ее официальным идеологическим постулатам. Зарождение диссидентского инакомыслия: причины, специфика, смысл и формы проявления. Подпольные кружки и группы инакомыслящих ("Синтаксис", СМОГ, гр.Краснопевцева, Пименова и др.). Открытые выступления в защиту десталинизации (Ю.Орлов, П.Григоренко). Процесс И.Бродского о тунеядстве (1964г.) Арест в 1965г. А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля и рождение правозащитного движения. Советские танки в Праге и конец «оттепели». Начало целенаправленной борьбы партийно-государственного аппарата с диссидентством. Основная литература. 1.Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С. 205-223.
Дополнительная литература.
Тема 4. Эволюция и формирование мировоззренческих основ правозащитного движения, его этапы. Идея демократической трансформации строя в послевоенный период на основе чистого, освобожденного от сталинских извращений, марксизма. Идеология десталинизации. Концепция либерализации социалис- тического строя на основе восстановления конституционных прав граждан и верховенства закона в обществе, устранения частных пороков реального социализма ("железный занавес", отсутствие гласности и свободы информации, жесткая партийная опека, командно-административный стиль управления и пр.). Неоднородность в идейном отношении правозащитного движения 60—80-х. гг. 1.Гражданские движения, выступавшие в защиту прав человека законными средствами в рамках Конституции. 2. Религиозные движения (адвентисты, пятидесятники и др.), группы, выступавшие с позиций восстановления православной традиции («почвенничество»). 3. Национальные движения (главным образом национальной интеллигенции, озабоченной утратой традиций, языка и др.). 4) движение нонконформистов в сфере художественной культуры. Этапы правозащитного движения: период становления (1965—1972); период кризиса и широкого международного признания (1973—1975); хельсинкский период (1976—1985). Основная литература.
Дополнительная литература. 1.Амальрик А. Записки диссидента. М., 1991. 2.Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 5-13. 3.Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80-х годов. М., 1994. 4. Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс. // Звезда. 1990. № 1-12. 5. Гинзбург А. Из старых записок. // Звезда. 1990. № 2. 6. Дело А.М.Некрича (из истории гонений на советскую интеллигенцию). // Кентавр. 1994. №2. 7.От оттепели до застоя. Сб. воспоминаний. М., 1990. 8. Элбакян Е.С. Российская интеллигенция как социокультурный феномен. ОНиС №3 2003,с. 83) 9. Якир П. Воспоминания.// Звезда 1997. №4. Тема 5. Период становления правозащитного движения в СССР (1965—1972). Наиболее заметные события этого периода: суд над Ю.Даниэлем и А.Синявским (1965/66гг.) и его общественный резонанс, демонстрация на Красной площади против ввода войск стран Варшавского Договора в Чехословакию (1968) ("Процесс 4-х"), начало выхода «Хроники текущих событий» (1968), "Хроники защиты прав человека" и др. информационно-политические бюллетени. Создание первых работ с изложением и обоснованием целей движения и разработкой конструктивных программ демократизации и либерализации советского строя (Памятная записка Л.И. Брежневу", "Послесловие к памятной Записке" «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» академика А. Д. Сахарова, «Жить не по лжи», «Письмо вождям Советского Союза» А. И. Солженицына), создание Комитета прав человека в СССР (1970). «Белая книга» - включение самиздата в правозащитное движение. Первые правозащитные акции: "Гражданское обращение" А. Есенина-Вольпина, кампания апелляций (Л.Богораз, П.Литвинов, Л.Чуковская и др.)," Подписантство": эпистолярная форма протеста против нарушения прав человека в стране (сер.-конец 60-х гг.). Попытки привлечения Запада в качестве посредника в диалоге с властью. Основная литература. 1.Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2006. С. 216- 223. 2. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 5-13. 3.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 69-83. Дополнительная литература. 1. Безбородов А .Б., Мейер М. М., Пивовар Е. И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР в 50-х — 80-х гг. Учеб. пособие. М., 1994. 2. Буковский В. «И возвращается ветер…». Записки русского путешественника. М., 1990. 3. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. М., 2000. 4. «Дело» А. Синявского и Ю. Даниэля // Огонек. 1989. № 7. 5. Из письма Ю. Орлова Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу «Перейти к полной свободе в сфере идей» // Огонек. 1989. № 35. 6. Медведев Р. Генсек с Лубянки. М., 1993. 7. Солженицын А. И. Письмо Всесоюзному съезду писателей (вместо выступления) // Погружение в трясину (Анатомия застоя). М., 1990. 8. Черная книга коммунизма. Преступления,террор, репрессии. М., 1999. Тема 6. Период кризиса и широкого международного признания правозащитного движения в СССР (1973—1975). Период кризиса и широкого международного признания (1973—1975). Активное наступление властей на правозащитное движение: высылка Солженицына за публикацию на Западе книги о репрессивной политике советской власти в 20—50-е гг. «Архипелаг ГУЛАГ», приостановка выхода «Хроники текущих событий», кампания в прессе против Сахарова, награжденного Нобелевской премией мира (1974), Показательный (покаянный) процесс по "Делу N 24", арест и суд над П. Якиром и В. Красиным, согласие которых сотрудничать с КГБ вызвало кризис движения. Разгром и самоликвидация правозащитных ассоциаций. Разгром или самоисчерпаемость диссидентского движения? Основная литература.
Дополнительная литература 1. Алексеева Л. Поколение оттепели. Воспоминания. М.2006. 2.Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е: В 3 т. М., 2005. 3.Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994 4.Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9. 5.История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002. 6.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001 7.Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. М., 2005. Тема 7. Хельсинкский период правозащитного движения в СССР (1976—1985). Преодоление кризиса. Возрождение самиздата (А.Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ", "Московское обращение", А.Амальрик "Просуществует ли СССР до 1984 г.?", А.Марченко "Мои показания" и др.). Возобновление "Хроник"... и других каналов неподконтрольного распространения информации и идей. Ю.Орлов и его доктрина Хельсинского движения: борьба за выполнение СССР требований Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975г.) о соблюдении гражданских, политических и личных прав человека - новая форма и новая основа диалога с властью. Возникновение Хельсинской группы в Москве и регионах СССР. Сотрудничество с международным Хельсинским движением, вхождение в международные правозащитные организации. Феномен А.Д. Сахарова: соблюдение прав человека как необходимая основа существования человечества. В. Ерофеев: «От намордника – к свободе выбора, к выбору свободы». Третья волна эмиграции и отказничество. Самиздат и тамиздат. Постановление ЦК КПСС 1977г. «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских людей» - крушение мифа о монолитном единстве общества. Кампания критики ввода советских войск в Афганистан с конца 1979г. Тотальное наступление на инакомыслящих в к.70-н.80-х гг.: арест Орлова, И. Руденко, других членов Хельсинкских групп, высылка в Горький и лишение всех наград Сахарова (1980). Гражданская война правительства против своего народа и выталкивание из страны выдающихся деятелей культуры: А.Галич, М.Ростропович, Г.Вишневская, В.Максимов, В.Войнович, И.Бродский, А.Солженицын, А.Зиновьев. Нарастание кризиса в общественно - политической и духовной жизни советского общества, зарождение идейного и политического плюрализма. Основная литература.
Дополнительная литература. 1. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994. 2. Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9. 3. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002. 4.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001. 5.Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. М., 2005. 6. Осипов Вл. Передо мною икона и запретная зона. Уроки истории и наши проблемы. М., 2007. Тема 8. Идейные течения правозащитного движения. Размежевание в идейном инакомыслии диссидентства (н.-сер.70-х гг.): 1.Либерально - демократическое или западническое направление (А. Д. Сахаров и др.); 2. Национально-почвеническое направление (А. И. Солженицын и др.); 3.Неомарксистское направление (Н. Костерин, Р. Медведев и др.). Классификация Р. Медведева: 1) «западническое» течение; 2) «этический социализм»; 3) движение «законников»(«конституционалистов»); 4) «анархо-комму-нистическое» течение; 5) национальное движение; 6) движение за обновление КПСС на демократических принципах. Три альтернативные программы диссидентского движения по классификации А. Амальрика:
Основная литература.
Дополнительная литература. 1. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994 2.Безбородов А.Б. Феномен академического диссидентства в СССР.М.,1998. 3. Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9; 4. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002; 5.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001. 6.Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953–1982 гг. М., 2005; 7. Осипов Вл. Передо мною икона и запретная зона. Уроки истории и наши проблемы. М., 2007. Тема 9. Феномен «отложенной» литературы и культурное «двоемирие» позднего советского общества. «Оттепель после метели» и попытки художественного осмысления истории советского общества. Оппозиция власти как следствие отсутствия свободы творческого самовыражения. Поэзия как символ обновления времени. «Поэт в России – больше, чем поэт»: художественно-эстетическая оппозиция тоталитаризму. Поэтические вечера в Политехническом музее и чтение стихов на площади Маяковского. Культурный раскол в среде художественной интеллигенции: «Новый мир» (редактор А.Твардовский) и ж. «Октябрь» (редактор В.Кречетов). Возвращение в литературу опальных авторов. Освобождение литературы из-под монолита «социалистического реализма» (А.Солженицын, Б.Пастернак, В.П.Некрасов, Ю.Трифонов, В.Шукшин). Ю.Домбровский и философское осмысление природы сталинизма. Присуждение Нобелевской премии Л.Пастернаку и травля писателя. Феномен самиздата и тамиздата. Историческая и общественно-политическая концепция самиздата (работы Сахарова, Солженицына, Р.Медведева, повести и романы В. Максимова и В. Гроссмана, стихи И. Бродского, Н. Коржавина, О. Мандельштама, «Реквием» А. Ахматовой и др.). Формы культурного сопротивления: эзопов язык, смех, ирония, лицедейство. МетрОполь - попытка нравственного сопротивления тоталитаризму, демонстрация творческой свободы и солидарности. Писательский исход из советского пространства: А.Солженицын, В.Максимов, В.Войнович, Г.Владимов, В.Аксёнов. Основная литература. 1. Берёзовая Л.Г.,Берлякова Н.П. История русской культуры в 2-х тт. т.2. М.,2002. С. 344-370. 2. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 57-120. 3.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. Дополнительная литература. 1.Антипина В.А. Повседневная жизнь советских писателей в 1930-50-е годы. М., 2005. 2.Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е: В 3 т. М., 2005; 3.Борзенков А.Г. Интеллигенция и сталинизм в послевоенные годы ( 1946-1953). М., 1993. 4. Громов Е.С. Сталин: Власть и искусство. М., 1998. 5. Записка КГБ при СМ СССР в ЦК КПСС о процессе над И. Бродским от 20 мая 1964 // История советской политической цензуры. М., 1998. 6. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 2000. 7. Жигулин А. Чёрные камни. М., 1989. 8. Козлова Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., 1996. 9. Лиснянская И. Хвастунья. // Знамя. № 1-2. 2006. 10. Сарнов Б. Наш советский новояз. Маленькая энциклопедия реального социализма. М., 2002. 11. Соколов Б.В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд…: Культура под сенью великого кормчего. М., 2004 12. Солженицын А. Бодался телёнок с дубом. М., 1989.
Тема 10. Значение правозащитного движения.
Основная литература. 1. Антропов О.К. История отечественной эмиграции. Учебное пособие в 4-х кн. Кн.4.Третья волна отечественной эмиграции. Астрахань. 1999.с. 138-143. 2.Данилов А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг. Уфа, 1995. С. 98. Дополнительная литература. 1. Алексеева Л. Поколение оттепели. Воспоминания. М. 2006. 2.Антология Самиздата: Неподцензурная литература в СССР. 1950–1980-е: В 3 т. М., 2005. 3.Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-х — 80-х годов. М., 1994. 4.Диссиденты о диссидентстве // Знамя. 1997. № 9. 5.История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002. 6.Королева Л.А. Исторический опыт советского диссидентства и современность. М., 2001. 7. Осипов Вл. Передо мною икона и запретная зона. Уроки истории и наши проблемы. М., 2007. 8.Шубин А.И. Преданная демократия. СССР и неформалы (1986–1989). М., 2006. Вопросы к зачёту.
Список тем для реферирования.
Автор программы: _____________________________/ Родионова Н. А./ |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |