Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом»





НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом»
страница1/8
Дата публикации16.10.2014
Размер1.35 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра менеджмента



Составитель: А.А. Огарков

кандидат экономических наук, доцент

дисциплина «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

(специальность) 080505 «Управление персоналом»


Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры

« 30 » августа 2011 г.

Протокол № 01

Заведующий кафедрой менеджмента
__________________ / Субочев Н.С. /

Волгоград, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Рабочая программа учебной дисциплины

3

1.1. Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования


3

1.2. Цели и задачи преподавания учебной дисциплины

4

1.3. Знания и умения студента, приобретенные в результате изучения учебной дисциплины


4

1.4. Тематический план учебной дисциплины

5

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

7

Темы лекций

7

Планы семинарских занятий

18

Организация самостоятельной работы студентов

38

Темы рефератов

44

Тематика курсовых работ

48

Вопросы к зачету и экзамену

50

Список основной и дополнительной литературы

52

Вопросы для самопроверки по темам курса

55

Раздел II. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

62

Раздел III. Тестовые задания по темам учебной дисциплины

66

Раздел IV. Словарь основных терминов (глоссарий)

82


I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ТРЕБОВАНИЯ федерального ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ОПД.Ф.05 – федеральный компонент)

  • Общая теория управления;

  • Закономерности управления различными системами;

  • Управление социально-экономическими системами (организациями);

  • Методологические основы менеджмента;

  • Инфраструктура менеджмента;

  • Социофакторы и этика менеджмента;

  • Интеграционные процессы в менеджменте;

  • Моделирование ситуаций и разработка решений;

  • Природа и состав функций менеджмента;

  • Стратегические и тактические планы в системе менеджмента;

  • Организационные отношения в системе менеджмента;

  • Формы организации системы менеджмента;

  • Мотивация деятельности в менеджменте;

  • Регулирование и контроль в системе менеджмента;

  • Динамика групп и лидерство в системе менеджмента;

  • Управление человеком и управление группой;

  • Руководство: власть и партнерство;

  • Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера;

  • Конфликтность в менеджменте;

  • Факторы эффективности менеджмента.


Дидактические единицы
ДЕ 1. Основы управления организацией

ДЕ 2. Функции и методы менеджмента

ДЕ 3. Разработка управленческого решения

ДЕ 4. Управление организационными процессами
1.2. Цели и задаЧи преподаваниЯ уЧебной дисциплины
Дисциплина «Основы менеджмента» является обязательной составляющей федерального компонента блока ОПД государственного стандарта для специальности «Управление персоналом». В соответствии с государственным стандартом она ориентирована на получение знаний по основам системной методологии управленческой деятельности, истории развития управленческой мысли, основным составляющим функционального менеджмента. Особую актуальность приобретает изучение данной дисциплины будущими специалистами-экспертами во всех областях государственного управления.

В ходе изучения курса студентам и слушателям предлагается обширный материал по следующим тематикам: система менеджмента, принципы деятельности руководителя, лидерство, функции менеджера, стили управления, имидж руководителя, специальный менеджмент и т. д. Общий объем материала сориентирован на использование и дополнительное изучение материала ряда базовых курсов, как-то: теория организации, конфликтология, психология менеджмента, философия, история менеджмента, экономика предприятия, контроллинг, разработка управленческих решений, ДОУ и др.

Изучение данного курса ставит следующие задачи:

  • усвоение специальной управленческо-методологической терминологии;

  • усвоение общих, частных и организационно-распорядительных принципов руководства;

  • ознакомление с функциональным наполнением управленческого цикла;

  • обучение использованию методического инструментария с привязкой к основным функциям менеджмента;

  • детализированное изучение технологий осуществления основных видов управленческой деятельности (прогнозирования, планирования, мотивации, контроля, координации и др.);

  • расстановка приоритетов выполняемых управленческих процедур;

  • ознакомление с преимуществами и недостатками основных стилей управления;

  • обучение основам кадровой политики и управления персоналом;

  • раскрытие внутренних ресурсов любой организации (лидерство, ролевой конфликт и т.д.);

  • сравнительный анализ возможных типов управленческих структур и т.д.

Изучение данного курса облегчит работу с функционирующими организационными структурами, персоналом, поможет при создании новой организации.


    1. ЗнаниЯ и умениЯ студента,

приобретенные в результате изуЧениЯ уЧебной дисциплины


  • изучение совокупности управленческих процессов в организации;

  • изучение порядка управленческого прогнозирования и планирования:

  • изучение технологий разработки и принятия управленческих решений;

  • изучение методик управленческого контроля;

  • изучение методик управленческой мотивации:

  • изучение процедур кадровой политики и кадровой работы:

  • изучение технологий самоменеджмента руководителя;

  • изучение технологий построения, реорганизаций и управления организационными структурами;

  • изучение совокупности принципов управления современной организацией;

  • изучение совокупности методов управления;

  • усвоение специальной управленческо-методологической терминологии.


1.4. тематический план уЧебной дисциплины

2011-2012 учебный год

УП-200

I семестр


Наименование тем

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Очная форма обучения
I семестр

Тема 1. Обзорная лекция. Объект и предмет менеджмента

2

-

-

2

Тема 2. Объект и предмет менеджмента

2

-

-

2

Тема 3. Основные этапы развития управленческой мысли

6

-

-

6

Тема 4. Теория систем как методология менеджмента. Опыт системного анализа А.А. Богданова

4

-

4

8

Тема 5. Принципы менеджмента

4

-

4

8

Тема 6. Управленческие отношения

4

-

6

10

Тема 7. Управленческий цикл.

2

-

4

6

Тема 8. Основные функции менеджмента

6

-

-

6

Тема 9. Управленческая информация и коммуникативное обеспечение

4

-

4

8
















Тема семинарского занятия 1. Истоки становления и развития организационно-управленческой мысли

-

2

-

2

Тема семинарского занятия 2. Организационно-технологическая концепция управления

-

4

4

8

Тема семинарского занятия 3. Либерал-демократические и социал-демократические концепции управления

-

4

4

8

Тема семинарского занятия 4. Концепции «общественного управления»

-

2

4

6

Тема семинарского занятия 5. Общий менеджмент

-

2

6

8

Тема семинарского занятия 6. Теории «человеческих отношений» в управлении

-

4

4

8

Тема семинарского занятия 7. Теории организационного поведения

-

4

6

10

Тема семинарского занятия 8. Школы стратегического менеджмента

-

4

6

10

Тема семинарского занятия 9. Школа социальных систем

-

2

-

2

Тема семинарского занятия 10. Кросскультурный менеджмент

-

2

2

4

Тема семинарского занятия 11. Опыт японского и американского менеджмента

-

2

4

6

Итого по курсу:

34

32

62

126 часов

(3,5 ЗЕТ)

Формы контроля

зачет


II семестр

Тема 1. Управленческий анализ

2

-

4

6

Тема 2. Управленческое прогнозирование

2

2

4

9

Тема 3. Управленческое решение

4

4

4

12

Тема 4. Управленческое планирование

2

2

4

8

Тема 5. Управленческая организация и координация

4

-

4

8

Тема 6. Управленческий контроль

2

2

4

8

Тема 7. Управленческая мотивация

2

2

4

8

Тема 8. Управление конфликтами

-

4

4

8

Тема 9. Методы менеджмента

4

-

4

8

Тема 10. Стили руководства

2

-

4

6

Тема 11. Управленческая структура

2

4

4

12

Тема 12. Лидер и лидерство

-

2

4

6

Тема 13. Самоуправление

2

-

4

6

Тема 14. Кадровый менеджмент

2

2

4

10

Тема 15. Технологии в системе управления

2

2

4

9

Тема 16. Отраслевой менеджмент

-

4

6

10

Итого по курсу:

32

30

66

130 часов

(3,5 ЗЕТ)

Формы контроля

экзамен

Итого по курсу за два семестра:

66

62

128

256 часов

(7 ЗЕТ)



5. учебно-методическое обеспечение уЧебной дисциплины
Темы лекций
Тема «ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МЕНЕДЖМЕНТА»
Менеджер в организации. Менеджмент как теория деятельности человека в управленческой сфере. Совокупность человеческих взаимоотношений как объект менеджмента. Управленческие процессы – действующие в системах общие и специфические закономерности. Предмет менеджмента – управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности как особого вида взаимодействия и связи между людьми – субъектами этой деятельности. Структура предмета менеджмента включает в себя: теоретико-методологические основы менеджмента; категории; принципы менеджмента; функции менеджмента; методы менеджмента; субъект-объектные взаимоотношения; стратегии менеджмента; виды менеджмента; технологии менеджмента; информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления; логистику управленческих процессов; самоменеджмент; проектирование организационных структур и структур управления; неформальные взаимоотношения в организации; стили управления; управленческую риторику и проч.
Основные категории: менеджмент, управление, управленческая деятельность, менеджмент, объект управления, предмет управления, структура предмета управления, сотрудник, руководитель, подчиненный
Тема «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Теории государственного управления. Монархическая теория управления. Либерал-демократическая и социал-демократическая теории управления. Идея социальной направленности управленческой деятельности. Утилитаризм. Своевременность и современность. Идейная структуризация социалистов. Управленческий аппарат. В.И. Ленин. Демократический центризм. Современные концепции государственно-рыночного управления. Оформление организационно-технологической концепции: тейлоризм, фордизм, принципы административного менеджмента. Западные управленческие школы ХХ века. Классические школа управления ее недостатки. Школы «человеческих отношений». Эмпирическая школа. Школа «социальных систем». Новая школа управления. «Идеальная бюрократия» М. Вебера. Технократическая концепция. «Революция управляющих». Концепции «общественного управления». Всеобщая организационная наука (А.А. Богданов). Советская школа управления. Кибернетическая концепция. Синергетическая концепция. Организмическая концепция. Общий менеджмент. Сравнительный анализ японского и американского менеджмента.
Основные категории: научная организация труда, административный менеджмент, стандартизация, конвейеризация, авторитарное управление, демократическое управление, рыночное управление, бюрократия, технократия, менеджер, тектология, карьерный якорь, метафора организации
Тема «ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Понятие принципа управления. Общие, частные и принципы администрирования. Принципы единоначалия, максимального делегирования полномочий в организации, минимизации затрат на координацию, обеспечения согласия, изоморфизма, равновесия и скалярный (ступенчатый) принцип. Общие принципы формирования оргструктур, общие принципы формирования оргпроцессов, принципы рационализации оргструктур, принципы рационализации оргпроцессов. Структурные принципы, принципы процесса и принципы конечного результата. Принципы статической и динамической организации, принципы формирования процесса организации, принципы рационализации деятельности организации и принципы организационного аудита. Принципы цели, принципы формы, принципы содержания, принципы взаимосвязи и принципы взаимодействия. Принципы целостности, совместимости элементов целого, функционально-структурного строения целого, развития, лабильности функций, функ­циональной совместимости, итеративности (повторения), вероятностных оценок.
Основные категории: принцип, администрирование, ведущее звено, саморегулирование, нормирование, обратная связь, объективность, эволюционизм, нормативный акт, единоначалие, корпоративный дух, стимулирование, централизация, децентрализация
Тема « УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА»
Управленческий цикл как совокупность основных функций менеджмента, выполняемых в определенной последовательности с момента конкретизации проблемы до момента ее разрешения. Понятие функции управления. Анализ, прогнозирование, решение, планирование, организация, координация, контроль, мотивация, информация. Функции управления А. Файоля: планирование, организация, координация, контроль, мотивация. Комбинации функций. Общие и конкретные (специальные) функции. Управление как функция администрирования. Технологические функции, общие и социально-психологические функции. Функции интеграции и дифференциации. Предвидение, исследование, организация, активизация, координация, контроль, регулирование. Интрафункции и инфрафункции. Функции управления в зависимости от сферы развития объекта управления. Функции управления в зависимости от этапности производственного процесса. Функции управления по критерию производственной политики. Функции управления в зависимости от основных факторов производственного процесса. Функции управления в зависимости от масштаба времени. Функции управления в зависимости от этапности процесса управления. Функции делового управления. Функции управления согласно замкнутому циклу управления.
Основные категории: управленческий цикл, функция управления, управленческая проблема, управленческий анализ, управленческое прогнозирование, управленческое планирование, управленческое решение, управленческая организация, управленческая координация, управленческий контроль, управленческая мотивация, управленческая информация, интеграция, дифференциация
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Анализ – внутренняя функция управления. Совокупность выполняемых работ. Проблемная ситуация и проблема. Категории проблемных ситуаций и проблем (стереотипные и уникальные). Элементы проблемной ситуации. Внутренняя структура проблемы. Вариант комплексной диагностики предприятия. Основные направления аналитической деятельности. Особенности аналитической деятельности руководителей и специалистов в государственной службе. Типология дифференциальных аналитиков: исследователь, ученый, проектировщик, советник, концептолог, консультант, идеолог, проблематизатор, прогнозист, методолог, прогрессор. Типология ин­тегральных аналитиков: инспектор (аудитор), эксперт. Этапы базового цикла ана­литики. Методы управленческого анализа – социологические и аналитические.

Основные категории: анализ, синтез, сбор информации, проблемная ситуация, управленческая проблема, аналитик, советник, консультант, архетип
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ»
Управленческое прогнозирование как научно обоснованное предвидение будущего. Прогноз. Прогнозный фон. Объекты прогнозирования. Основные задачи прогнозирования. Основные функции управленческого прогнозирования: ориентировочная, нормативная, предупредительная. Принципы управленческого прогнозирования: вариативность, непрерывность, верификация, рентабельность, согласованность и др. Основные этапы разработки прогнозов. Типологизации управленческих прогнозов. Поисковые и нормативные прогнозы. Плановые предположения как результат прогнозирования. Экспертное про­гнозирование. Подготовка к разработке прогноза. Анализ ретроспективной информации об объек­те прогнозирования. Определение наиболее вероятных вариантов разви­тия внутренних и внешних условий объекта прогнозирования. Оценка качества прогноза: априорная и апостериорная.
Основные категории: прогноз, предвиденье, предвосхищение, прогнозирование, управленческое прогнозирование, нормативный прогноз, поисковый прогноз, прогнозный фон, альтернатива, верификация
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»
Понятие управленческого решения. Общественный характер управленческого решения. Проблема сочетания формального и неформального аспектов в процедуре разработки управленческих решений. Основные подходы к принятию управленческого решения. Направленность управленческого решения. Организационные факторы управленческих решений. Условия эффективности принимаемых управленческих решений и виды эффективности. Требования к управленческому решению – эффективность, экономичность, своевременность, обоснованность, реальность и т.д. Качество управленческого решения. Структура управленческого решения. Свойства и факторы качественных решений. Требования к модели деятельности исполнителя при выполнении решения. Типологизации управленческих решений. Стандартные и инновационные решения. Документирование управленческого решения. Основные формы разработки управленческих решений: указ, закон, приказ, распоряжение, протокол, договор, контракт, инструкция, правила. Формы реализации управленческих решений: предписание, убеждение, деловая беседа, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, отчет. Технологическая схема процесса разработки и принятия управленческого решения. Классификация моделей управленческих решений.
Основные категории: решение, управленческое решение, качество управленческого решения, альтернатива, инновационное решение, поиск, ответственность, субординация, стратегическая направленность, указ, закон, приказ, распоряжение, протокол, договор, контракт, инструкция, правила, предписание, убеждение, деловая беседа, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, отчет, модель решения
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Функция управленческого планирования как детализация процесса реализации принятого управленческого решения. План. Основные задачи управленческого планирования. Основные подходы к разработке управленческого плана: удовлетворенческий, подход «от достигнутого», адаптационный, оптимизационный. Факторы и последствия эффективного планирования. Подпроцессы процесса планирования. Стадии процесса планирова­ния: концептуализации, проверки реализуемости, предварительного планирования, детализированного планирования, реализации, оценки полученных результатов. Принципы эффективного управленческого планирования: ограничивающего фактора, непрерывности, взятых обязательств, гибкости, первичности планирования, плановых предположений, эффективности. Типологизации управленческого планирования. Бюджетирование.
Основные категории: план, планирование, управленческое планирование, структуризация, персонификация ответственности, плановые показатели, плановый приоритет, бюджет
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ»
Функция организации – создание, совершенствование и поддержание функционирования исполнительной организационной структуры по реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий. Организационная деятельность как процесс группировки различных видов деятельности. Субъекты и объекты организационной деятельности. Основные задачи функции управленческой организации. Административно-организационное и оперативное управление. Принципы организовывания. Дисциплина труда. Исполнительная организационная структура. Принципы внутриорганизационной структуризации (функциональный, территориальный, временной, количественный, по потребителю, матричный и др.). Содержание работы руководителя на этапе организации. Организаторские спо­собности руководителя: организационная проницательность, эмоционально-волевая результативность, склонность к организаторской деятельности. Основные технологические этапы выполнения организаторской функции. Регламентирование. Нормирование. Инструктирование. Препятствия эффективной коллективной работе.
Основные категории: организация, организаторская деятельность, организационный процесс, организационный механизм, принцип структуризации, организационное подразделение, исполнительная организационная структура, регламентирование, нормирование, инструктирование, административно-организационное управление, оперативное управление
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ»
Функция координации как отслеживание соответствия цикличного режима функционирования, качества производимых товаров и услуг, выполняемых операций и процедур предписанным стандартам, нормативам, правилам. Основные задачи управленческой координации. Варианты потребности в координации. Основные функции управленческой координации: превентивная, устраняющая, стимулирующая, регулирующая. Стадии координационной модели. Типы координации. Основные координационные механизмы (Г. Минцберг). Основные подходы к координации: неформальная непрограммируемая координация, программируемая безличная координация, программируемая индивидуальная координация, программируемая групповая координация. Выбор механизма координа­ции и эффективной стратегии координационной деятельности. Факторы затруднения и сопротивления координационным действиям. Варианты корректирующих действий при преодолении факторов сопротивления.
Основные категории: координация, управленческая координация, реорганизация, поправка
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ»
Функция управленческого контроля как подведение итогов реализации управленческого цикла, оценка качества, экономичности и целесообразности выполнения каждой функции управления и определение состояния разрешения управленческой проблемы. Объекты, предметы, субъекты и инструменты контроля. Основные задачи управленческого контроля. Причины выявляемых отклонений. Критерии оценки системы контроля. Характерные черты контроля как системы. Основные этапы процесса контроля. Условия действенности управленческого контроля. Принципы контрольной деятельности. Типологизации управленческого контроля. Внутренний контроль организа­ции: субъект, объект, предмет. Цель и функции внутреннего контроля. Формы внутреннего кон­троля. Создание эффективной системы внутреннего контроля. Отчетность. Современные тенденции развития управленческого контроля.
Основные категории: контроль, управленческий контроль, внутренний контроль, исполнительская дисциплина, контролер, контрольный параметр, итог, система контроля
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ»
Функция мотивации как использование побудителей человеческой активности (потребности, интересы, опасения, желания) для регламентации и эффективного управления поведением сотрудников ради достижения целей организации. Структура системы мотивации трудовой деятельности. Факторы зависимости эффек­тивности труда. Компоненты мотивационной сферы личности. Правила создания систем трудового мотиви­рования. Принципы мотивации. Структура системы оптимальной мотивации труда: инди­видный, субъект­ный и личност­ный аспекты. Основы системы оптимальной мотивации труда. Стадии мотивационного процесса. Теории содержания мотивации и теории процесса мотивации. Виды мотивов – внутренние и внешние, материальные и нематериальные. Основные формы материальной мотивации: заработная плата, предпринима­тельская прибыль, льготы, выплаты, премии, проценты. PRP-схема выплаты комиссионных. Основные формы нематериальной мотивации: льготы, связанные с графиком работы; материальные нефинансовые вознаграждения; общеорганизационные мероприятия; «вознаграждения-при­знательности»; вознаграждения, связанные с изменением статуса сотрудника; вознаграждения, связанные с изменением рабочего места. Типологизации мотивов.
Основные категории: потребность, интерес, мотив, мотиватор, мотивация, управленческая мотивация, мотивационный процесс, содержание мотивации, мотивационная стадия
Тема «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ»
Информационные ресурсы и информация. Свойства информация. Управленческая информация. Требования к управленческой информации. Источники информации: внешние и внутренние. Операции с управленческой информацией. Типологизации управленческой информации. Информационные системы: понятие, цель, задачи и принципы построения. Классификации и классификационные признаки информационных систем. Автоматизированные системы управления (АСУ). Требования к информационным системам. Основные составляющие информационных систем.

Коммуникация как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания обмениваемой информации. Коммуникативные потоки. Основные модели коммуникации. Типы коммуникаций. Основные составляющие коммуникационного процесса. Основные средства коммуникационной техники. Коммуникативные роли менеджера. Требования к коммуникациям. Основные коммуникативные преграды. Коммуникационные сети: открытые, замкнутые, комбинированные.
Основные категории: информация, управленческая информация, коммуникация, информационное сообщение, документ, информационная система, информационный поток, коммуникативный поток, база данных, коммуникационный процесс, источник информационного сообщения, сообщение, передатчик, кодирование, коммуникационный канал, приемник, декодирование, пользователь информации, коммуникационная сеть
Тема «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Управленческие отношения как связи между субъектом и объектом управления. Особенности управленческих отношений. Классификация управленческих отношений: субординации и координации; основные, дополняющие, дублирующие, контрольные и корректи­рующие отношения; положительные, от­рицательные и нейтральные связи; непрерывные и дискретные; инвариантные и вариабельные. Делегирование полномочий. Факторы, определяющие степень децентрализации управления. Преимущества и недостатки централизации и децентрализации. Цели и принципы делегирования полномочий. Структура должностных полномочий. Виды полномочий: линейные и штабные. Виды штабного (административного) аппарата. Модели делегирования: по системе «елочка» и по системе «матрешка». Специфические обя­занности подчиненных при делегировании. Основные причины уклонения от дополнительной ответствен­ности. При­емы уклонения от выполнения задания. Основные методики делегирования. Положения о подразде­лениях и должностные инструкции.
Основные категории: субъект управления, объект управления, субординация, координация, руководитель, подчиненный, полномочия, должностная инструкция, делегирование полномочий
Тема «САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»
Самоуправление как превращение всего коллектива организации из объекта управления в субъекта управления. Объединение исполнительского и управленческого типов труда. Самоуправление как одно из наиболее действенных средств активизации личного творчества, воспитания характера, удовлетворения потребности в сопричастности, повышения ответственности и требовательности к себе. Отличительные признаки наличия самоуправления. Условия создания системы самоуправления. Характеристики концептуальной модели само­управления: функциональная, информа­ционная и морфологическая. Принципы самоуправления. Демократический централизм. Правила стимулирования инициативы подчиненных. Мера и степень погружения организаций в рыночные взаимоотношения. Виды самоуправления.
Основные категории: самоуправление, полномочия, уровень менеджмента, демократический централизм, управленческая инициатива
Тема «МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Методы управленческого анализа. Социологические методы. Методы анализа. Приемы анализа. Методы управленческого прогнозирования. Качественные методы. Количественные методы. Неформальные методы. Многовариативное-полисценарное прогнозирование. Логические и функционально-логические методы. Функциональные и комбинированные методы. Методы оценки управленческого прогноза. Методы принятия управленческого решения. Традиционно-стереотипные методы. Инновационные методы. Методы управленческого планирования. Балансовые методы. Методы нормирования. Математико-статистические методы. Метод планирования хозяйственной деятельности предприятия. Методы программно-целевого планирования. Методы экспертных оценок. Метод сетевого планирования. Метод использования функций штрафа. Методы функции организации. Организационно-директивные методы. Экономические методы. Социально-психологические методы. Методы координационных процедур. Методы управленческой мотивации. Методы экономической мотивации. Методы социальной мотивации. Методы психологической мотивации. Методы властной мотивации. Социально-психологические методы. Методы моральной мотивации. Целевой метод. Метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ. Метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод). Методы управленческого контроля. Правила использования методов управленческого контроля.
Основные категории: метод, бюджетирование, анкетирование, интервьюирование, экспертиза, экспертная оценка, опрос, анализ, синтез, нормирование, убеждение, баланс, проект
Тема «СТИЛИ РУКОВОДСТВА»
Стиль как совокупность приемов и методов работы, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. Подходы к анализу стилей руководства: личностный, поведенческий, ситуационный. Отличительные характеристики стиля управления. Факторы, влияющие на формирование стиля. Стили руководства по Курту Левину: авторитарный, демократический и либеральный. Стили руководства по Ренсису Лайкерту: авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативный и основанный на участии в групповом управлении. Стили руководства по Дугласу Макгрегору (теории X и Y). Стили руководства по Роберту Блейку и Джейн Моутон. Теория жизненного цикла Херси-Бланшара. Жесткие, умеренные и мягкие стили. Ситуационная модель Ф. Фидлера. Модель «путь – цель» Т. Митчела и Р. Хауса. Зависимость стиля управления от сложности задач. Зависимость стиля управления от квалификации персонала и сроч­ности решения управленческих задач.
Основные категории: стиль, манера поведения, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, либерализм

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление персоналом
Учебно-методический комплекс «Конфликтология» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 080505 «Управление персоналом»
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей 080505 Управление...
Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины философия Специальность 080505....
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Н. А. Куранова. Политика доходов и заработной платы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080....
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины трудовые ресурсы Дальнего...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины русский язык и культура речи...
Управление персоналом (квалификация «менеджер»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080507 Менеджмент...
Учебно-методический комплекс «Теория организации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методическое пособие по теории статистике для студентов направления...
Для студентов специальности 080507 «менеджмент организации»,080505 «управление персоналом»
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconВопросы для самостоятельного изучения Тема Дайте понятие «управление персоналом»
Учебно-методический комплекс «Организация труда персонала» составлен в соответствии с требованиями Примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080505 Управление персоналом
Положение о порядке утверждения, хранения аттестационных (экзаменационных) материалов составлено в соответствии с Законом РФ
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление персоналом организации», «Экономика труда», очная и заочная формы обучения
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации...
Управление персоналом и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Российского государственного торгово-экономического...
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки (специальность) 080505 «Управление персоналом» iconПрограмма для студентов направления подготовки /специальности 080400....
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки/специальности 080400. 62 «Управление персоналом»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск