Моего реферата





НазваниеМоего реферата
страница1/4
Дата публикации17.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4
ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Что такое православный эволюционизм и как он оценивается православными креационистами? (К.Буфеев. Православное вероучение и теория эволюции).

автор: ученица 9 класса «А»

Петрова Василиса

Руководитель: Гутлин М. Н.

Москва

2014

Оглавление.

Ведение……………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Эволюционизм – вера, язычество, философия………………………………………...7

Глава 2. Основные богословские аргументы православных креационистов………………...11

Глава 3. Отношение к противоположной точки зрения (о. Василий Родзянко, о. Андрей Кураев и др.)………………………………………………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………………………..34

Список литературы………………………………………………………………………………38

Введение.

Тема моего реферата: Что такое православный эволюционизм и как он оценивается православными креационистами? (К.Буфеев. Православное вероучение и теория эволюции). Для начала постараемся понять, что такое эволюционизм.

Слово «эволюция» восходит к латинскому evolutio «развертываю». Эволюционизм — общефилософское понятие, означающее мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения эволюции, постепенного экстенсивного или интенсивного развития, т. e. с точки зрения необратимого и направленного изменения, перехода от одного состояния кдр., связанного с увеличением уже имеющегося или возникновением качественно нового. (http://slovare.coolreferat.com/)

Для начала рассмотрим, как к вопросу о эволюционизме относятся в христианском мире. Энциклика 1950 года папы Пия XII "Humani generis" допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него бессмертную душу. После это положение подтверждалось другими папами, например, Иоанном Павлом II в 1996 году, который в послании Папской академии наук писал, что "новые открытия убеждают нас в том, что эволюцию следует признать более чем гипотезой". Католическая церковь из положения вышли очень изящно: да, мы не подвергаем сомнению существование австралопитеков, питекантропов, синантропов. Упаси бог, мы не подозреваем, что ученые что-то подделали. То есть согласны, что от обезьяны происходит телесная оболочка человека. А насчет души — это по другому ведомству. И наука на эти вопросы не претендует.1

Для чего я рассказываю мнение католиков? А для того чтобы показать, что эти взгляды укоренились в сознании людей западного мира и уже глубоко проникли и в православный мир. В православном мире единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет. На практике это приводит к тому, что разные православные священники интерпретируют моменты возникновения человека совершенно различно, от сугубо ортодоксального варианта до похожего на католический эволюционизм.

Чарльз Дарвин не был автором ни самого понятия "эволюции организмов" (в биологию слово "эволюция" было принесено еще в XVII веке М.Хейлом), ни даже первой эволюционной теории (в начале XIX века достаточно последовательная теория эволюции была предложена Ж.-Б. Ламарком), но именно благодаря Дарвину теория эволюции стала предметом интереса широкой публики. Одним из наиболее важных аспектов обсуждения почти сразу стал христианский контекст, ибо многим современникам Дарвина - как христианам, так и противникам христианства - казалось, что его теория противоречит основным положениям христианского вероучения. Многие принципиальные позиции, сформулированные вскоре после публикации его трудов, в той или иной форме продолжают существовать до сего дня2. Концепция современного естествознания – эволюция, как механизм «конструирования» живых существ без участия Творца. Православная концепция заключается в том, что Творец должен быть. Любая научная теория из области естествознания, начиная с XVII века, опирается на так называемый «методологический монизм» (от слова монос – один). Суть его в том, что для объяснения любых природных явлений исследователь ищет природные же, а не сверхестественные факторы. Эта установка имеет важную богословскую предпосылку – библейское и общехристианское учение о Боге, как о Святом, или говоря философским языком, о трансцендентном Существе, то есть абсолютно отличном от созданной Им тварной природы. Если мы начнем рассматривать Бога как звено в природных причинно-следственных связях, то это будет означать, что Бог – часть природы, а не ее Творец. Для верующего ученого это составляет некоторую проблему – с одной стороны Бог является Первопричиной всего, с другой, природа живет по некоторым устойчивым законам и в ней видны цепочки причинно-следственных связей, между которыми нельзя «втиснуть» Творца. Этот двойственный взгляд характерен и для Библии, где, например, псалмопевец говорит «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс 118:73) и в то же время понимает, что у него есть отец и мать и, так сказать, биологический механизм рождения. Поэтому современные представители православного духовенства – отец Серафим Роуз, Даниил Сысоев, Константин Буфеев характеризуют теорию эволюции не как объективную науку, а как субъективную философию. Критерий по которому К. Буфеев судит о научности эволюционизма, он считает «учение, которое принято так именовать в научных и богословских кругах как противопоставление "креационизму", т.е., учению о тварности вселенной в строгом соответствии с библейским описанием дней творения»3.

Вопрос о происхождении видов был и остается дискуссионным. Теория, предложенная Ч. Дарвином и развитая его последователями, на настоящий момент не является чем-то абсолютным. Тем более странно, что практически во всех пособиях по биологии она преподносится как единственно правильная и вполне доказанная, в то время как остальные теории упоминаются вскользь и им не придается ровным счетом никакого значения. В особенности это касается сциентической и креационной точек зрения, которые как раз и отражают православный взгляд на вопросы эволюции по мнению вышеупомянутых авторов. Где последователи сциентической теории пытаются соединить религию и научные знания, а последователи креационной теории стремятся сохранить библейскую мифологию4 в первозданном виде, полностью отметая какие-либо привнесения в нее со стороны эволюционных теорий, и отметает факты «объективной науки»5. Я в своей работе буду рассматривать в основном только авторов придерживающихся креационной теории. Креацинизм – это религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом - в результате сверхъестественного творческого акта. Сейчас уже трудно сказать, кто был первым креационистом. Во второй половине ХХ века несколько важных работ были написаны о. Серафимом (Роузом) - православным иеромонахом, жившим в США. В 1980-х годах креационистская литература, представленная, главным образом, работами американских протестантских фундаменталистов - Г.Морриса, Т.Хайнца и др., начала понемногу проникать в Россию. А с 1990-х годов начали появляться оригинальные работы русских православных креационистов - в основном как реакция на "атеистический дарвинизм", насаждавшийся в предшествующие годы.


Одна из проблематик православного эволюционизма – это Шестоднев. Серафим Роуз в своей книге «Православный взгляд на эволюцию» пишет: «Творение не пришло в бытие мгновенно, но претерпело ряд последовательных изменений, развитие в шесть разных дней». 6Можно этот процесс назвать «эволюцией».

Существует не одно мнение относительно реальной продолжительности интервала сотворения мира: 1. Буквальная интерпретация каждого дня творения, как календарного дня, то есть 24 часового промежутка времени; 2. Интерпретация «день – век» или «день – эпоха» с представлением о шести последовательных долгих периодов в миллионы или миллиарды лет; 3. Аллегорическая интерпретация дней творения, как метафорического описания деятельности Бога по сотворению мира; 4. Интерпретация дней творения никак периодов тождественных человеческим дням, а как периодов неопределенной длительности, лишь аналогичных дням людей.

Второй дискуссионный вопрос – это вопрос про Адама. Существовал ли Адам как историческое лицо, ответственное за личное деяние – преступление Божией заповеди или первое грехопадение? Был ли Адам сотворен из праха земного или из какого-либо другого животного вида? Имел ли тех же «предков» Господь Иисус Христос? Единосущно ли Его человеческое тело телу прочих животных? Текла ли в Его жилах кровь Адамовых «предков»? В Священном Писании есть такие слова: «иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.» (1 Кор 15:39). Хотя ап. Павел здесь не использует термин «единосущие» (он появился в православном богословии в 325 г. от РХ), из сказанного легко заключить, что человек и животное – это разные сущности, а значит даже при сходстве их пищевого рациона, ДНК или анатомии их тела и души (словом «плоть» апостол обычно обозначает одушевленное, живое тело) существенным образом разные. Далее, приведенный перечень вопросов предполагает, что если человек произошел непосредственно из «праха земного» (химический состав которого, к сожалению, не описан явным образом в Быт 2:7), то учение о воплощении Спасителя в такого человека является благочестивым и православным. Если же человек произошел от обезьяноподобного предка, то учение о воплощении в такое существо будет кощунством. В этой связи вопрос: на каком основании или при каких условиях «прах» является более предпочтительным и достойным «предком», чем высокоорганизованная форма жизни? И второй вопрос: относятся ли слова из 1 Кор 15:28 «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.», только к человеческим существам, или же ко всему творению?

Мы рассмотрим поставленные вопросы через призму работ авторов-креационистов.

Глава 1. Эволюционизм – вера, язычество, философия.

Иеромонах Серафим (Роуз) в своей работе «Православный взгляд на эволюцию»

(письмо А.Каломиросу) призывает нас отделить науку «эволюцию» от философского учения «эволюции» и ставит в своем письме проблему так: Теория эволюции: наука или философия?

Он говорит, что многие споры между «эволюционистами» и «анти-эволюционистами» бесполезны, по одной главной причине: они обычно говорят о разных вещах. « В частности, почти все пишущие об эволюции считают, что знают, что такое эволюция, но их высказывания говорят о весьма смутном ее понимании. Вопрос об эволюции далеко не простой, и в умах людей, даже православных, он так запутан, что мы не можем даже говорить о нем, пока точно не убедимся, что знаем, о чем говорим.»7 Он считает, что ученые, которые говорят, что эволюция – это «факт», на самом деле толкуют научные данные в соответствии с некоей философской теорией, – а те, которые говорят, что эволюция – не факт, тоже толкуют данные в соответствии с другой философской теорией. «Одно дело – факты (чистая наука), другое – их объяснение (философия)».8 Сначала он тоже верил в теорию эволюции «потому что «все в это верят», потому что это «факт», а как можно отвергать «факты»? Но потом он начал глубже задумываться над этим вопросом. С. Роуз начал понимать, что очень часто выдаваемое за «науку» вовсе не есть факт, а философия, и стал тщательно различать научные факты и научную философию. Спустя много лет он пришел к следующим выводам:

а) Эволюция – совсем не «научный факт», а философия.

б) Это ложная философия, изобретенная на Западе, в качестве реакции на католическо-протестантскую теологию и замаскировавшаяся под «науку», чтобы вызывать к себе уважение и обманывать людей, которые согласны принять научный факт (на Западе почти все современные ошибочные учения поступают также: даже «Христианская наука» претендует на «научность», также и спиритизм, разные индусские культы и прочее).

в) Она противоречит учению святых отцов в очень многих пунктах.

В трактате "Православный взгляд на эволюцию" иеромонах Серафим (Роуз) написал следующее: «Изощренные в мирском мудровании смеются над теми, кто называет эволюционизм "ересью". Действительно, эволюционизм, строго говоря, не ересь; как индуизм, эволюционизм - это идеология, глубоко чуждая православному христианскому учению, и она втягивает в такое множество неверных учений и мнений, что было бы намного лучше, если бы это была просто ересь, которую легко было бы опознать или поразить».9

Священник Константин Буфеев в своей статье «Ерись эволюционизма» ещё более непримиримо говорит о тех христианах, которые готовы в каком-либо виде воспринимать «эволюционизм». «Если бы в наше время не предлагалось бы масса разновидностей "православного эволюционизма", Церкви было бы легко откреститься от этой ложной философской концепции. Но вся беда в том, что сегодня многие христиане готовы признать за справедливое учение об эволюции вселенной, а эволюционисты весьма склонны объявлять себя смиренными христианами.»10

К. Буфеев считает, что когда христианин встречается с учением, которое преподносит себя как "православный эволюционизм", он обязан обличить его как проявление ереси, а всех приверженцев "христианского эволюционизма", соответственно, считать еретиками. Поэтому, тема его труда, вынесенная в заглавие - "ересь эволюционизма" - будет актуальна до тех пор, пока не прекратятся попытки примерить и соединить чуждые и не совместимые между собой мировоззрения: веру в Божественное Откровение и веру в эволюционизм.

Как же надо понимать "эволюционизм" по мнению К. Буфеева? Он считает, что не вообще наличие в мире какого-либо развития и изменения, но то учение, которое принято так именовать в научных и богословских кругах как противопоставление "креационизму", т.е., учению о тварности вселенной в строгом соответствии с библейским описанием дней творения. Согласно концепции эволюционизма, мир существует миллионы и миллионы лет, и постепенно претерпевает развитие от простых форм организации материи к более сложным и высшим. «Вектор эволюции пронизывает бытие от элементарных частиц через все промежуточные формы неживой и живой природы до Человека Разумного (и может быть выше?). При этом всем возможным изменениям и бифуркациям приписывается объективная природа. Развитие вселенной и ее частей уподобляется запрограммированному развитию почки растения от цветочной завязи до плода. Одни формы жизни при таковом видении мира служат лишь ступенью для появления других, более совершенных».11

Священник К. Буфеев идет еще дальше иеромонаха Серафима Роуза, (который считал, что «эволюционизм»-это философия), и говорит, что исследователь, желающий принять "теорию эволюции" как рабочую гипотезу, должен осознавать, что, принимая ее, он совершает акт веры, а не проводит логическое научное умозаключение. Причем вера здесь, как он намерены показать, вполне языческая12, а отнюдь не христианская (по крайней мере уж точно не православная). «При этом ни одна из научных дисциплин, имеющих в своем распоряжении разработанные специальные классификации, не может баз логического скачка утверждать о наличии в своей области исследования явления эволюции. Этот логический скачок и есть акт веры. Вера в эволюцию. Без всякого насилия над фактами (ежели они собраны добросовестно) всегда можно утверждать об отсутствии наблюдаемой эволюции. Это тоже будет выражением веры исследователя. Вполне корректно говорить о наличии у человека веры (или неверия) в эволюцию. Если бы эволюция была опытным фактом и наблюдалась в природе, было бы неправильно говорить об эволюционном учении как о религиозном. Но именно из-за того, что эволюция представляет собой явление невидимое и недоказуемое, она вполне подходит под классическое апостольское определение веры - "уверенность в невидимом", или по-церковнославянски "вещей обличение невидимое".»13

Священник К. Буфеев пытается доказать, что поскольку эволюционизм в самом деле не наука, а вера, он целиком соответствует, и не может не соответствовать, принципам построения всех остальных религиозных вероучений. Выдвигает принцип из толкования на первый стих книги Бытия святитель Иоанн Златоуст писал: «Прошу вас, будем внимать этим словам так, как будто бы мы слушали не Моисея, но самого Господа вселенной, говорящего устами Моисея, и распростимся надолго с собственными рассуждениями»14. Автор статьи считает, что надо довериться авторитету выбранного учения и распроститься с собственным рассуждением - удел любого верующего, как христианина, так и эволюциониста. Так что, если кому-то со стороны кажется, что православный человек ограничен рамками догматов церковного Предания, пусть имеет в виду, что всякий ученый, избравший себе верой эволюционизм, вполне становится рабом этой безбожной философии.

Даниил Сысоев в своей работе, критикуя эволюционизм, пишет, что в литературе появился даже "символ веры" эволюциониста. Составлен он по форме резковато, но по сути своей весьма четко передает духовное содержание учения: «Верую в то, что нет Бога Творца и Промыслителя, а есть вечная и слепая эволюция; что вселенная сама но себе выпрыгнула из ничего и сама себя стала развивать, несмотря на увеличивающийся хаос. Верую, что в результате случайно из хаоса возник космос, из смерти - жизнь, из безумия - разум. Твердо убежден, что если какие-либо факты или законы природы противоречат эволюции, то они должны быть отброшены. Также я твердо знаю, что самая великая сила эволюции это госпожа Смерть, которая творит миры, и которой я (эволюционист) принадлежу без остатка и ради нее готов уничтожить всех ее противников. Я не верю в существование нравственности и хочу жить так, как мне хочется, ибо я умру и стану опять мертвой материей, из которой смерть и эволюция меня же и воззвали».15 Из этой мысли К. Буфеев делает вывод, что эволюционисты на это должны сказать: "Аминь!" , а христианин не может не ужаснуться.

Таким образом рассмотрев два мнения мы можем сделать вывод, что Иеромонах Серафим (Роуз) в своей работе «Православный взгляд на эволюцию» (письмо А.Каломиросу) рассматривает «эволюционизм», как философское понятие с которым он не может быть согласен. А священник Константин Буфеев в своей статье « Ерись эволюционизма» , считает, что «эволюционизм»-это языческая вера с которой у христианина не может быть ничего общего.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моего реферата iconИтак, в начале своего исследования я должен выбрать определения ключевых...
Главным словосочетанием моего исследования, что видно из названия, является национальная идентичность, но чтобы определить это понятие,...
Моего реферата iconКурсовая работа Тема: Возрастные различия восприятия природы у детей
Я стараюсь психологизировать обучение, стараюсь привести его в соответствие с природой моего ума, моего положения и условиями моего...
Моего реферата iconТема моего реферата физиология памяти и разнообразные способы быстрого...
Тема моего реферата – физиология памяти и разнообразные способы быстрого и эффективного запоминания
Моего реферата iconРеферат Геометрические фракталы
Целью моего реферата является знакомство с фракталами. Центральным предметом изучения являются фракталы геометрические. Вопрос, который...
Моего реферата iconВо второй главе моего реферата я собираюсь изложить мнение Рэя Брэдбери...
Во второй главе моего реферата я собираюсь изложить мнение Рэя Брэдбери по тем же вопросам, которые были поставлены и у Тузовского....
Моего реферата iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Россия в произведениях Н. В. Гоголя»
Целью моего реферата является исследование многоплановости текста и создаваемых образов особенности поэмы, которая придаёт ей вневременную...
Моего реферата iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат «Тема «Памятника»
Целью моего реферата является изучение эволюции темы «Памятника» ибессмертия поэта» в русской литературе и своеобразие стихотворения...
Моего реферата iconРеферат Устойчивость бактерий к антибиотикам
...
Моего реферата iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Моего реферата iconРеферат Они были первыми
Целью моего реферата является изучение влияния космоса на человеческий организм, а также изучение исторических фактов, связанных...
Моего реферата iconРассказать о природе комического
Причиной выбора темы моего реферата является мой глубочайший интерес к творчеству А. П. Чехова. Также на мой выбор повлияло участие...
Моего реферата iconРеферат Принцип разделения властей
Предметом рассмотрения моего реферата будет принцип, по которому разделяется власть в демократическом политическом режиме и роль...
Моего реферата iconОбразец титульного листа вступительного реферата по специальности
Содержание реферата: обзорный текст о состоянии проблемы, которой Вы намерены заниматься в аспирантуре. Оформление реферата должно...
Моего реферата iconРеферат по теме «Ракеты прошлого и будущего»
Цель моего реферата углубленно изучить физическую и историческую составляющую знания о ракетах, двигателях прямой реакции (ракетных...
Моего реферата iconРеферат По Мировой Художественной Культуре на тему: «Леонардо да Винчи. Жизнь Великого Гения»
Прочитав название моего реферата можно подумать, почему же я выбрала именно Леонардо да Винчи? Я могу объяснить три, самые весомые...
Моего реферата iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я учитель… в этом суть моего бытия в этом смысл моего недавнего прошлого, счастливого настоящего и, думаю, успешного будущего


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск