Скачать 103.54 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики»Факультет государственного и муниципального управленияПрограмма дисциплины «Организационный дизайн: интеграция индивида и организации» для направления 080504.65 - «Государственное и муниципальное управление» Подготовка специалиста Автор: к. соц. н., доцент А.В. Климова (aklimova@hse.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры факультета государственного и Теории организаций муниципального управления (протокол №20) Председатель Зам.зав.кафедрой В.В. Киселева _____________________ « 24 » сентября 2009 г. « 21 » сентября 2009 г. Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления Ученый секретарь Л.М. Симонова « 24 » сентября 2009 г. Москва, 2010 г. I. Краткая аннотация учебной дисциплины: Учебная дисциплина «Организационный дизайн: интеграция индивида и организации» предназначена для изучения студентами 5 курса специалитета факультета ГиМУ. Изучение этой дисциплины позволяет учесть особенности мотивации и вознаграждений в процессе стратегических выборов организационного дизайна, что требует приложения больших административных усилий для создания условий интеграции индивида и организации. Кроме того, подробно рассматриваются вопросы совместимости задач организации, структуры, информационной схемы, индивидов как «ролевых игроков» с выбранной системой вознаграждений. Подробно представлены различные модели систем вознаграждений (соблюдение правил, требование законности, системные, индивидуальные и групповые системы вознаграждений), а также проблемы вовлеченности индивида в задачу и его целевую идентификацию. Программой курса предусматривается проведение лекций, практических занятий на основе обсуждения case-studies, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Самостоятельная работа включает в себя освоение теоретического материала по рекомендованным первоисточникам, подготовку к практическим занятиям. По окончании курса проводится зачет. II. Организационно – методический раздел. 1. Общий объем учебной дисциплины. Объем учебной нагрузки по дисциплине: 30 часов аудиторных (лекционных) занятий, 78 часов для самостоятельной работы студентов (всего 108 часов). 2. Учебные задачи дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: - знать основные концепции, объясняющие разнообразие поведения человека в организации; уметь применять полученные знания в практической деятельности для решения организационных задач; - иметь представление о процессе организационного дизайна и его взаимосвязи со стратегией организации. - знать различные схемы мотивации и их влияние на выборы индивидом целенаправленного поведения в соответствии с требованиями организации. - уметь анализировать организационную ситуацию и моделировать системы вознаграждения для данной организации. 3. Целевая аудитория. Учебная дисциплина «Организационный дизайн: интеграция индивида и организации» предназначена для студентов 5 курса, обучающихся на факультете «Государственное и муниципальное управлении» всех специализаций. 4. Формы контроля знаний.
Тематический план.
Формы контроля: Итоговый контроль: зачет. Итоговая оценка складывается на основании работы студентов на лекционных занятиях, оценки реферата и ответа на зачете по 10-ти балльной системе как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности: Wакт. сз.=0,2, Wреф.=0,4, Wзач.=0,4. Расчет итоговой оценки: Оср(окр)=Оакт*Wакт(0,2)+Ореф.* Wреф.(0,4)+Озач.* Wзач.(0,4) Базовый учебник.
Основная литература
Дополнительная литература
Содержание тем. Тема 1. Стратегические выборы ОД при проектировании системы мотивации и вознаграждений. Интеграция индивида и организации как система сложных организационных и социальных задач. Система мотивации как искусственная система проектов ОД. Постановка задачи ОД при разработке проекта мотивации и вознаграждения. Два подхода к ОД: организация как система принятия решения и организация как система управления поведением людей. Проблема неуверенности в действиях индивидов с точки зрения задач и целей организации. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Ситуационная модель интеграции индивида через системы вознаграждения. Роль системы вознаграждения в интеграции индивида в организацию. Требования к системе мотивации и вознаграждения, их влияние на целенаправленное поведение «ролевых участников» в соответствии с действительными потребностями организации. Совместимость задач, структуры, информационной системы, индивидов-участников и системы вознаграждения. Позитивные стимулы. Возможность безрезультативности системы стимулов. Базисные элементы системы вознаграждения. Ограничивающие факторы. Другие инструменты влияния на поведение индивидов. Организационное поведение как проблема ОД. Модели систем вознаграждения. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Использование различных моделей мотивации как важный инструмент ОД. Система переменных, контролируемых организацией: компенсации, карьерный рост, стратегии отбора специалистов, системы подготовки, нормы и правила. Модель влияния на поведение индивида в организации. Сущность мотивационной модели. Объединение модели влияния и мотивационной модели. Динамика модели. Основная литература:
Тема 4. Целевое поведение индивидов как важный фактор интеграции в организацию. Индивидуальный сотрудник как объект исследования. Проблема установления правил и отношение индивидов к ограничениям. Надежное поведение. Усилия выше минимального уровня. Системы вознаграждений (системные, групповые, индивидуальные вознаграждения). Взаимосвязь денежных (монетарных) и мотивационных систем и их влияние на целевое поведение. Основная литература:
Тема 5. Современные тенденции развития систем мотивации индивидов в организации. Общие положения. Мотивация как синоним управления. Термин «Мотивирование». Центральная проблема управленческого корпуса. Пять главных глаголов: вознаграждать, хвалить, подкупать, угрожать, карать. Действуют или не действуют системы вознаграждения? Проблемы справедливости. Приносят ли деньги идеи? Принцип «морковки». Базовая четверка эффективного управления: постановка целей, коммуникация, доверие, ответственность. Основная литература:
Тема 6. Мотивирование работника: практические рекомендации. Общие положения. Стимулирование отдельных работников. Делегирование полномочий, независимость и автономия. 6 причин стимуляции. Личное общение. Взаимопонимание с подчиненными. Причастность и инициатива. Аксиомы эффективного менеджмента. Поощрение рацпредложений, поощрение творчества. Обучение и развитие. Сущность понятия «интересная работа». Как вдохновлять команды? Командный дух. Групповая инициатива. Самоуправляемые команды. Мотивация организаций. Основная литература:
Дополнительная литература. 1. Лаунс Г., Лирманн Ф. Основы организации. – М., Дело, 2006. 2. Лютенс Фр. Организационное поведение. – М., ИНФРА, 1999. Темы рефератов.
Требования к написанию реферата: В письменной работе (реферате) обязательно должны быть сформулированы: актуальность выбранной темы, цель и задачи работы. Содержание реферата оценивается по следующим основным критериям: логика в изложении материала работы, критический анализ предлагаемого материала, наличие выводов, которые должны содержаться в заключении работы, самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок. Работа должна быть представлена в машинописном виде, объемом не более 15-18 страниц (кегль Times New Roman 12 через 1,5 интервала). Титульный лист работы должен содержать название дисциплины, название темы, Ф.И.О. автора, курс и номер группы. Список литературы должен содержать как минимум 12 источников. Постраничные ссылки на литературу обязательны. Ссылки оформляются следующим образом: в тексте по ходу изложения в круглых скобках указывается фамилия автора и год издания в соответствии со списком литературы в конце работы. Тему реферата студенты определяют из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. Если студент самостоятельно выбирает тему реферата, то она предварительно согласуется с преподавателем. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Автор программы А.В.Климова |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |