Скачать 203.67 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения Красноярск СФУ 2012 УДК 340.114.6(07) ББК 67.404.532я73 Ю143 Составитель Высоцкая, Н.В. Ювенальное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н.В. Высоцкая. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. 16 с. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Социальная работа» (040101.65 специалист) и направлению «Социальная работа» (040100.62 бакалавр) © Сибирский федеральный университет, 2012 методические указания для подготовки к семинарским занятиям Подготовка к семинарским занятиям – это часть самостоятельной работы студентов. Систематическая подготовка к каждому семинару и активная работа на семинарах – залог успешной сдачи зачета по дисциплине. Для лучшего понимания вопроса следует изучать и те монографии и статьи, которые не включены в список литературы. Для этого удобно пользоваться в компьютерных классах свободного доступа информационными правовыми базами данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс».
Тема 1. Ювенальное право: основные понятия и источники 1. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права. 2. Ювенальная политика в Российской Федерации. Тема 2. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних 1. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в РФ. 2. Личные права и свободы ребенка в РФ. 3. Политические права и свободы ребенка в РФ. 4. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка в РФ. Тема 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений 1. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. 2. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве. 3. Опека и попечительство над несовершеннолетними. 4. Управление имуществом ребенка. 5. Законодательное регулирование права ребенка на жилище. 6. Возмещение вреда, причиненного ребенку. 7. Понятие гражданско-правовой ответственности. Гражданская деликтоспособность. 8. Гражданско-правовая ответственность малолетних. 9. Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. 10. Особенности ответственности несовершеннолетних, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Тема 4. Охрана семьи и несовершеннолетнего по семейному праву 1. Основные понятия семейного права. 2. Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством. Личные неимущественные права ребенка. Имущественные права ребенка 3. Лишение родительских прав. 4. Ограничение родительских прав. 5. Алиментные обязательства родителей. 6. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Тема 5. Правовое положение несовершеннолетних в сфере трудовых отношений 1. Трудовые права несовершеннолетних в нормах международного права. 2. Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству. 3. Обязанности несовершеннолетних работников в трудовых правоотношениях. 4. Меры поощрения и дисциплинарная ответственность несовершеннолетних работников. 5. Основания и условия материальной ответственности несовершеннолетних. Тема 6. Ответственность несовершеннолетних по административному праву 1. Понятие и признаки административной ответственности 2. Понятие и признаки административного правонарушения как основания административной ответственности 3. Освобождение от административной ответственности 4. Особенности административной ответственности несовершеннолетних Тема 7. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых отношений 1. Характеристика правового статуса несовершеннолетнего потерпевшего в уголовном праве. 2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. 3. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Тема 8. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-исполнительных отношений 1. Особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу. 2. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы. Тема 9. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско-процессуальных отношений 1. Гражданское судопроизводство как форма реализации права на защиту. Гражданско-процессуальные право- и дееспособность. 2. Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса. 3. Правовое положение несовершеннолетнего как свидетеля в гражданском судопроизводстве. Тема 10. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-процессуальных отношений 1. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения. 2. Правовое положение несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства со стороны защиты. 3. Иные случаи участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. Тема 11. Ювенальная юстиция в России и мире
Тема 12. Подходы в реагировании на правонарушающее поведение несовершеннолетних
Тема 13. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России.
Самостоятельная работа студентов включает в себя:
Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Ювенальное право», в библиотеке на студенческом абонементе, в электронной библиотеке СФУ, в сети Интернет. Для эффективного освоения студентами теоретического курса, а также для актуализации и оптимизации самостоятельной работы студентов по изучению теоретического материала и подготовке к семинарским занятиям по каждой теме семинарских занятий предлагается список вопросов для самоконтроля (по всем разделам всех модулей). Вопросы для самоконтроля помогут студентам выявить в изучаемых материалах главные содержательные моменты, целенаправленно изучать научную и учебную литературу. Работа над вопросами для самоконтроля направлена на более глубокое осмысление и закрепление теоретических знаний, полученных при самостоятельном изучении учебного материала. Подготовка к выполнению такой работы должна быть системной, то есть целенаправленной, непрерывной и последовательной. В данном виде самостоятельной работы существенным моментом является самокорректировка студентом получаемых в ходе работы знаний, умений и навыков. Безусловно, это требует специальной организации учебного процесса и включения в учебный план достаточного количества часов на самостоятельную работу. Кроме того, необходимо, чтобы связанные с данным видом работы умения (поиск научной и учебной литературы, работа с каталогами, работа с правовыми базами, поиск информации в сети Интернет, анализ и конспектирование текстов) уже были ранее во многом сформированы в школе и на младших курсах. При подготовке к семинарскому занятию студенту прежде всего необходимо просмотреть список вопросов для самоконтроля, и уже затем приступать к изучению и анализу литературы и других имеющихся по теме материалов. При самостоятельной работе с литературой необходимо четко поставить перед собой цель такой работы. Поиск ответов на вопросы для самоконтроля – это и есть в данном случае цель самостоятельной работы студента. При поиске ответов на вопросы для самоконтроля студенту необходимо:
В соответствии с целью осуществляется первичная обработка материала: после прочтения выделяются и отмечаются необходимые факты и теоретические положения. Работая с литературными источниками, целесообразно делать выписки, которые помогают накопить нужные сведения и облегчают запоминание. Их удобно делать на карточках или листах бумаги с одной стороны листа. Выписки делаются дословные: если это определение, закон или цитата – в виде краткого конспекта, рядом с выпиской указывается источник и страница, которые в дальнейшем могут быть включены в самостоятельную письменную работу (реферативную или курсовую). Ссылка на источник дается в случае: дословного цитирования, обзора существенных положений, наличия разных точек зрения на одну проблему. Конспект – наиболее универсальный вид записи. С конспектом у исследователя меньше риск «заблудиться в чужих мыслях». При его составлении нужно стремиться к форме краткого связного пересказа. Конспект должен содержать в себе не только основные положения и выводы автора книги или статьи, но и факты, доказательства, примеры. В конспекте должно найти отражение и личное отношение его составителя к самому материалу (например, на полях). Однако всегда делать это надо таким образом, чтобы впоследствии можно было бы легко разобраться, где авторское, а где личное понимание вопроса.
2.2. Темы контрольных работ
Выбор темы контрольной работы производится студентом самостоятельно из предложенного списка. Выполнение работы следует начать с изучения рекомендованной литературы и нормативного материала по теме. Рекомендуемая литература ко всем темам приводится далее. Содержание работы должно демонстрировать умение студента пользоваться рекомендованными источниками, нормативным материалом. Излагая тему, необходимо проанализировать имеющиеся в литературе точки зрения на дискуссионные вопросы, критически их оценить и высказать собственное мнение, обосновав его. Следует сохранять логическую последовательность и грамотность изложения. Творчески осмысливая первоисточники, необходимо обязательно делать ссылки на использованную литературу и нормативный материал (указывая автора, наименование работы, место и год издания, номера страниц; образец оформления различного вида источников можно взять у методиста кафедры или на сайте СФУ). Сплошное дословное переписывание учебников и монографий без соответствующих ссылок влечет возвращение работы с отметкой о том, что он не допущен к защите. Работа, выполненная только на базе учебника, т.е. без использования рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов и таким образом лишенная элементов самостоятельности, оценивается неудовлетворительно. Такую же неудовлетворительную оценку влечет и несоответствие контрольной работы требованиям, предъявляемым к оформлению письменных работ. Примерный объем контрольной работы составляет 20 страниц форматом А-4. Реферат выполняется шрифтом Times New Roman, кегль 14; интервал полуторный; сноски должны быть постраничные, шрифтом Times New Roman, кегль 10 или 12, интервал одинарный. Должен быть выставлен автоматический перенос, текст выровнен по ширине, заголовки – по центру, выделяются жирным шрифтом, допускается выполнение заголовков 16 кеглем. Поля: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 25 мм, снизу – 25 мм. Номера страниц выставляются вверху страницы справа или по центру, на первой (титульной странице) номер страницы не ставится. На второй странице контрольной работы приводится его содержание, после параграфов приводится заключение, содержащее собственные выводы студента по изученной теме, затем – список использованной литературы (в список включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте контрольной работы). В начале списка приводятся нормативно-правовые акты в порядке убывания юридической силы в последней редакции, затем – специальная литература (монографии, статьи, учебники и т.д.) в алфавитном порядке. В книгах указывается общее количество страниц, в статьях – страницы, на которых она расположена. В конце списка приводятся интернет-ресурсы: должны быть указаны автор и название материала и сайт, на котором он помещен. Сдача контрольной работы производится минимум за две недели до начала сессии, после чего она в течение двух недель проверяется преподавателем, оценивается по системе «зачет» / «не зачет». Проверенная работа студенту не возвращается, хранится на кафедре. О результатах проверки контрольной работы студент узнает у методиста кафедры по истечении срока, отведенного для проверки. Преподаватель вправе назначить защиту контрольной работы в определенный им день и время (например, в случае сомнений в самостоятельности написания контрольной работы). 3. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в практических занятиях, оценку глубины их знаний по итогам самостоятельного решения задач. Итоговый экзамен по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов и умения творчески применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Вопросы к экзамену
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Основная и дополнительная литература Нормативно-правовая база:
Дополнительная литература
Учебное издание Составитель Высоцкая Наталья Витальевна Ювенальное право Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ Компьютерная верстка: Т.М. Зырянова Подписано в печать 19.03.2012 г. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать плоская. 1 усл. печ. л. Тираж 30 экз. Заказ 6530 Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а Нормативные правовые акты необходимо изучать в действующей редакции, для чего следует пользоваться правовыми базами данных «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», либо обращаться на официальный сайт органа, принявшего документ. |
Темы рефератов раздел Ювенальное право Несовершеннолетний как субъект... Проблемы совершенствования уголовно-правовой системы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних | Направление Профиль гражданско-правовой по фгос впо по направлению подготовки 030900– «Юриспруденция», квалификация- «бакалавр». Она логично... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конвенции: право на семью, право на медицинское обслуживание, право на бесплатное образование, право на отдых, право на достаточное... | Программа дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Конституционное право рф», «Административное право», «Гражданское право», «Международное право», «Международное частное право» в... | Программа дисциплины «Российское предпринимательское (коммерческое)... Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Финансовое... | ||
Рефератов по дисциплине «Философия и история науки» «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» | Не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» | ||
Рабочая программа по дисциплине од. А. 02 Иностранный язык (английский) Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право | Рабочая программа дисциплины «залоговое право» «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право; международное частное право» по юридическим наукам, утвержденной приказом... | ||
Кафедра гражданского права «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» | Реферат к экзамену Специальность: 12. 00. 03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право | ||
Гражданско-правовое регулирование розничных рынков электрической энергии Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право | Правовой режим объекта незавершенного строительства: теория и практика Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право | ||
Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право | Литература по дисциплине 7 Материально-техническое обеспечение дисциплины... «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» |