Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013





Скачать 249.09 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013
Дата публикации01.11.2014
Размер249.09 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Физика


для специальностей среднего профессионального образования

2013

Рабочая программа учебной дисциплины «физика» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля


Составитель: Косарева Ольга Александровна,

преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский политехникум»


Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям СПО (230701 «Прикладная информатика», 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляций», 270843 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»), 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»; с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. Пояснительная записка 4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 5

3. Условия реализации учебной дисциплины 12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
1. Пояснительная записка


Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего (полного) общего образования по физике на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учётом профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность технической и научной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем технического и научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

254

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

в том числе:




лабораторные занятия

9

практические занятия

24

контрольные работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

в том числе:




индивидуальная домашняя работа

39

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

46

Итоговая аттестация: Экзамен


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Физический эксперимент, теория. Физические модели. Фундаментальные взаимодействия, симметрия. Единицы физических величин. Современная физическая картина мира.

3

1

Раздел 1. Механика.




60




Тема 1.1. Кинематика.

Система отсчёта. Траектория, путь, перемещение. Основные характеристики движения тел.

6

2

Виды движения и их графическое описание.

Тема 1.2. Динамика материальной точки.

Принцип относительности Галилея.

7

2

Законы Ньютона.

Закон всемирного тяготения.

Сила тяжести.

Сила упругости. Вес тела.

Сила трения.

Практические занятия

6




Решение задач по теме «Законы Ньютона»

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Сила тяжести».

Решение задач по теме «Силы в природе».

Контрольная работа «Кинематика и динамика материальной точки».

1

Тема 1.3. Законы сохранения.

Импульс. Закон сохранения импульса.

7

2

Реактивное движение.

3

Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

2

Работа силы. Мощность. КПД механизма.

2

Лабораторные работы




Сохранение механической энергии при движении тела под действием силы тяжести и упругости.

Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии

Практические занятия

1

Решение задач по теме «Законы сохранения»

Контрольная работа «Законы сохранения».

2

Зачёт «Законы сохранения»

Тема 1.4. Механические колебания и волны.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

5

2

Свободные и вынужденные колебания.

Резонанс.

Механические волны.

Звуковые волны. Ультразвук.

Лабораторные работы

2




Изучение зависимости периода колебания нитяного маятника от длины нити.

Практические занятия

1

Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

Контрольная работа «Механические колебания и волны».

2

Зачёт «Механические колебания и волны»




Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Сообщения и презентации на тему: «Галилео Галилей», «Исаак Ньютон», «Ускорение свободного падения на других планетах», «Развитие ракетной техники в России», «Устройство ракеты», «К.Э.Циолковский», «С.П.Королёв», «Изобретение парашюта»; «Р.Гук», «Применение энергии ветра и воды», «Что такое КПД?», «Механический резонанс», «Звук», «Ультразвук и его применение»; «Частотный диапазон современных певцов»; «Громкость звука»; «Эхо».

  2. Сочинение – миниатюра на тему: «Что будет, если вдруг исчезнет сила тяжести?», «Сила трения и её роль в жизни человека».

  3. Практическая работа «Вычисление собственной мощности».

20

Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика.




40

Тема 2.1. Молекулярная физика.

История атомистических учений. Основные положения МКТ.

7

2

Масса и размеры молекул. Температура в МКТ. Тепловое движение.

Уравнение состояния идеального газа

Газовые законы.

Практические занятия

1




Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».

Тема 2.2. Термодинамика.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

10

2

I закон термодинамики. Следствия из I закона термодинамики.

2

Тепловые двигатели.

2

КПД тепловых двигателей.

3

Необратимость тепловых процессов.

3

II закон термодинамики.

2

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность.

2

Поверхностное натяжение. Смачивание.

2

Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

3

Лабораторные работы

3




Измерение влажности воздуха.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

Наблюдение роста кристаллов из раствора.

Практические занятия

2

Решение задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».

Контрольная работа «Молекулярная физика. Термодинамика».

2

Зачёт «Молекулярная физика. Термодинамика».




Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Сообщения и презентации на тему: «Поэма Лукреция Кара «О природе вещей», «Учёный Авогадро», «Термометры», «Роберт Броун», «Учёный Клапейрон», «Виды тепловых двигателей», «Учёный Клаузиус», «Значение влажности в жизни человека», «Поверхностно-активные вещества», «Изобретение моющих средств», «Жидкие кристаллы и их применение».

2. Сочинение - миниатюра «Возможно ли создание вечного двигателя?»

3. Вырастить соляной кристалл.

15

Раздел 3. Электродинамика.




105

Тема 3.1. Электрические взаимодействия.

Природа электричества. Электрический заряд. Электризация тел.

4

2

Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

Напряжённость электрического поля.

Принцип суперпозиции полей.

Контрольная работа «Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»

2




Зачёт «Электрические взаимодействия».

Тема 3.2. Электростатика.

Работа сил электростатического поля.

6

2

Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле.

Диэлектрики в электрическом поле.

Электроёмкость.




Конденсатор.

Практические занятия

1




Решение задач по теме «Электростатика».

Контрольная работа «Электростатика»

1

Тема 3.3. Постоянный электрический ток.

Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.

8

2

Последовательное и параллельное соединение проводников. Измерение силы тока и напряжения.

2

Тепловое действие электрического тока.

2

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.

2

ЭДС.

2

Закон Ома для полной цепи.

2

Полупроводники. Собственная и примесная проводимости.

1

Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

1

Лабораторные работы

1




Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Практические занятия

3

Решение задач по теме «ЭДС. Закон Ома для полной цепи».

Решение задач по теме «Законы постоянного тока».

Контрольная работа «Законы постоянного тока»

2

Зачёт «Законы постоянного тока».

Тема 3.4. Магнитные взаимодействия.

Взаимодействие магнитов и токов. Магнитное поле.

4

2

Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца.

2

Принцип действия электродвигателя.

1

Электроизмерительные приборы.

2

Практические занятия

2




Решение задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца».

Тема 3.5. Электромагнитное поле.

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.

4

2

Закон электромагнитной индукции.

Вихревое электрическое поле. Правило Ленца.

Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Лабораторные работы

1




Изучение явления электромагнитной индукции.

Практические занятия

2

Решение задач по теме «Электромагнитная индукция»

Решение задач по теме «Правило Ленца. Индуктивность. Энергия магнитного поля».

Контрольная работа «Электромагнитное поле».

1

Тема 3.6. Электромагнитные колебания.

Принцип действия электрогенератора.

13

1

Переменный ток. Трансформатор.

2

Производство, передача и потребление электроэнергии.

2

Техника безопасности в обращении с электрическим током.

3

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

2

Колебательный контур.

2

Действующие значения силы тока и напряжения.

2

Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.

2

Активное сопротивление. Электрический резонанс.

2

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.

2

Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи.

2

Распространение радиоволн. Радиолокация.

2

Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

2

Практические занятия

2




Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Контрольная работа «Электромагнитные колебания».

1

Тема 3.7. Оптика.

Свет как электромагнитная волна.

7

2

Законы отражения и преломления света.

2

Полное внутренне отражение.

1

Линза. Формула тонкой линзы.

2

Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

3

Световые волны. Дисперсия света.

2

Интерференция света. Поляризация. Дифракция света.

2

Лабораторные работы

1




Изучение интерференции и дифракции света.

Практические занятия

1

Решение задач по теме «Законы отражения и преломления света».

Зачёт «Оптика».

1

Тема 3.8. Излучение и спектры.

Виды излучений. Инфракрасное, ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.

2

2




Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Сообщения и презентации на тему: «Электризация в жизни человека»; «Шарль Кулон»; «проводники и диэлектрики, их применение»; «Виды конденсаторов и их применение»; «Георг Симон Ом»; «Андре Анри Ампер»; «Алессандро Вольта»; «Шаровая молния»; «Полупроводниковые приборы»; «Магнитное поле Земли»; «Магнитное поле на других планетах»; «Устройство электродвигателя»; «Электроизмерительные приборы»; «Д.Максвелл»; «Устройство генератора»; «Применение трансформаторов»; «Принцип работы ТЭС»; «Принцип работы АЭС»; «Принцип работы ГЭС»; «Альтернативные источники электроэнергии»; «Электростанции Саратовской области»; «А.С.Попов»; «Развитие радио в России»; «Развитие телевидения в России»; «Строение человеческого глаза и глаза животных»; «Миражи»; «Оптические иллюзии»; «Оптические приборы»; «Радуга»; «Свет и цвет в природе».

  2. Сконструировать калейдоскоп.

35




Раздел 4. Строение атома и квантовая физика.




30

Тема 4.1. Кванты и атомы.

Фотоэффект. Фотоны. Применение фотоэффекта.

4

2

Волновые и корпускулярные свойства света.

Строение атома. Теория атома водорода по Бору.

Атомные спектры. Лазеры. Корпускулярно-волновой дуализм.

Практические занятия

1




Решение задач по теме «Кванты и атомы».

Контрольная работа «Кванты и атомы».

1

Тема 4.2. Физика атома и атомного ядра.

Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

8

2

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Энергия связи атомных ядер.

Ядерные реакции.

Деление ядер урана.

Цепные ядерные реакции.

Применение ядерной энергии.

Биологическое действие радиоактивных излучений.

Практические занятия

2




Решение задач по теме «Физика атома и атомного ядра».

Контрольная работа «Физика атома и атомного ядра».

2

Зачёт «Физика атома и атомного ядра».

Тема 4.3. Элементарные частицы.

Классификация элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

2

1




Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сообщения и презентации на тему: «Макс Планк»; «Альберт Эйнштейн»; «Фотоэлементы и их применение»; «»Нильс Бор»; «Лазеры и их применение»; «Эрнест Резерфорд»; «Мария Склодовская – Кюри»; «Изотопы и их применение»; «Развитие ядерной энергетики в России»; «Ядерная энергия: за и против»; «Биологическое действие радиоактивных излучений»; «Элементарные частицы и их виды»; «Андронный коллайдер».

10




Раздел 5. Эволюция Вселенной.




13




Развитие представлений о Солнечной системе.

8

2

Природа тел Солнечной системы.

Малые тела солнечной системы.

Планеты земной группы.

Планеты – гиганты.

Солнце и его строение.

Звёзды

Строение звёзд.

Наша Галактика.

Галактики.

Жизнь и разум во Вселенной.




Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуальных домашних работ к разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сообщения и презентации на тему: «Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира»; «Николай Коперник»; «Возникновение Солнечной системы»; «Спутники планет»; «Солнечные вспышки и их влияние на жизнь человека»; «Внеземные цивилизации»; «Успехи в освоении космического пространства»; «Современная астрономическая картина мира».

5

Раздел 6. Резерв учебного времени




3




Практические занятия.

3

Итоговая контрольная работа.

Всего:

254



3. условия реализации учебной дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий по физике.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • экран;

  • мультимедиапроектор;

  • телевизор с DVD и видеопроигрывателем.



3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

1. Касьянов В.А. Физика – 10. Профильный уровень. – М.: «Дрофа», 2007.

2. Касьянов В.А. Физика – 11. Профильный уровень. - М.: «Дрофа», 2007.

3. Левитан Е.П. Астрономия-11. - М.: «Просвещение», 2008.
Дополнительные источники:

  1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика – 10. Учебник. М.: «Мнемозина», 2009.

  2. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Ненашев И.Ю. Физика-10. Задачник. М.: «Мнемозина», 2009.

  3. Громов С.В. Физика – 10. М.: «Просвещение», 2009.

  4. Громов С.В. Физика - 11. М.: «Просвещение», 2009.

  5. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. М.: «Дрофа», 2008.

  6. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.Физика – 10. М.: «Просвещение», 2009.

  7. Мякишев Г.Я., Буховцев Г.Г. Физика – 11. М.: «Просвещение», 2009.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:




проводить наблюдения


лабораторная работа, практическая работа, сообщения

планировать и выполнять эксперименты

лабораторная работа, практическая работа, решение задач

выдвигать гипотезы и строить модели

практические работы, решение задач, сообщения и рефераты

применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ

самостоятельная работа, контрольная работа, физический диктант, тестирование

практического использования физических знаний

решение задач, лабораторная работа, практическая работа

оценивать достоверность естественнонаучной информации

сообщения, рефераты, презентации

Знания:




фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира

физический диктант, тестирование, домашние лабораторные работы, лабораторная работа, самостоятельная работа, программируемый контроль, контрольная работа

наиболее важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии

сообщения, рефераты, презентации

методы научного познания природы


Физический диктант, сообщения, рефераты, презентации, самостоятельная работа




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины физика по специальности среднего...
Министерства образования и науки РФ от 17. 05. 2012 г. №413, и примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий начального...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного...
«Физика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины физика по специальности среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины Биология для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины «Физика»
«Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
«Экономика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008г.)...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины физика саратов 2011
«Физика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconСреднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины одб. 06 География специальностей среднего профессионального образования социально- экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconСреднего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 Литература специальностей среднего профессионального образования социально- экономического...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconМурманской области среднего профессионального образования
Министерства образования и науки РФ от 17. 05. 2012 г. №413, и примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организаций для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008г.)...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconПаспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание...
У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины...
Рабочая программа учебной дисциплины физика для специальностей среднего профессионального образования 2013 iconВ жизнеописание
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск