Скачать 100.85 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Российской Федерации» ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУЗАНЯТИЮ № 11 ТЕМА: «Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей» Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____от «____» __________20____г. Заведующий кафедрой д.м.н., доцент ______________ Галактионова М.Ю. Составители: к.м.н., доцент ______________ Гордиец А.В. к.м.н., ассистент _______________ Матыскина Н.В. Красноярск 2012 1. Тема: Анатомо-физиологические особенности и методика обследования сердечно-сосудистой системы у детей. 2. Значение изучаемой темы: Учебное значение: Сердечно-сосудистая система включает сердце, коронарные сосуды, магистральные сосуды (аорта и легочный ствол), периферические кровеносные сосуды (артерии и вены), капилляры. Важнейшими функциями органов кровообращения являются поддержание постоянства внутренней среды организма; доставка кислорода и питательных веществ ко всем органам и тканям; удаление и выведение углекислоты и других продуктов обмена из организма. При рождении происходит перестройка кровообращения: прекращается плацентарное кровообращение; закрываются основные фетальные сосудистые коммуникации; в полном объеме включается сосудистое русло малого круга кровообращения. С рождения ребенка по мере адаптации к внеутробным условиям жизни и перехода от плацентарного типа газообмена к легочному в физиологии кровообращения, в строении органов кровообращения возникают существенные изменения. Эти изменения обуславливают особенности клиники при поражении сердечно-сосудистой системы. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы включает изучение анамнеза, осмотр пальпацию, перкуссию и аускультацию. Изучение особенностей строения и поражения сердечно-сосудистой системы поможет студенту хорошо ориентироваться в вопросах патологии детского возраста, проводить раннюю диагностику и адекватное лечение. Профессиональное значение: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах работы с детьми. Личностное значение темы: формирование представления о ведущем значении оценки состояния сердечно-сосудистой системы для определения состояния ребенка; формирование деонтологических аспектов через взаимоотношения Студент – Ребенок – Родитель. 3. Цели занятия: на основе знаний об особенностях анатомо-физиологического строения научиться проводить обследование и выявлять симптомы поражения сердечно-сосудистой системы у детей. Для этого необходимо: -знать основные анатомо-физиологические особенности строения сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста; -знать особенности кровообращения плода; -знать особенности кровообращения новорожденного; -уметь провести обследования ССС у детей разного возраста; -иметь представление о предрасполагающих факторах в развитии патологии сердечно-сосудистой системы у детей разного возраста. 4. План изучения темы:
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (смотри в практикуме)
Входной тестовый контроль. 1. У плода кровь, поступившая из нижней полой вены, попадая в правое предсердие, преимущественно идет:
2. У плода после формирования плацентарного кровообращения ЧСС составляет:
а. межреберья b. 3 ребра c. 3 межреберья d. 4 ребра
Ситуационные задачи Задача 1 Больная 3., 3 лет, планово поступила в стационар. Из анамнеза известно, что у ребенка с рождения отмечался диффузный цианоз кожи и видимых слизистых. В возрасте 7 дней проведена процедура Рашкинда (закрытая атриосептостомия). С 3 месяцев и до настоящего времени находилась в доме ребенка. При поступлении: кожные покровы и видимые слизистые умеренно цианотичные, акроцианоз, пальцы в виде "барабанных палочек", ногти - "часовых стекол", деформация грудной клетки. Границы относительной сердечной тупости: правая - на 1,0 см вправо от правой парастернальной линии, левая - по левой аксиллярной линии, верхняя - П ребро. Аускультативно: тоны ритмичные, ЧСС - 160 уд/мин, в III межреберье по левому краю грудины выслушивается средней интенсивности систолический шум, акцент второго тона во II межреберье слева. ЧД - 40 в 1 минуту, дыхание глубокое, шумное. Печень выступает из-под реберного края на 3,0 см. Сформулируйте предварительный диагноз. Задача 2 Мальчик Ц., 1 года 2 месяцев, поступил в отделение с жалобами на снижение аппетита, рвоту, потерю массы тела, влажный кашель. Из анамнеза известно, что до 1 года ребенок развивался соответственно возрасту, ходит самостоятельно с 10 месяцев. В возрасте 11 месяцев перенес острое респираторное заболевание, сопровождавшееся катаральными явлениями и абдоминальным синдромом (боли в животе, жидкий стул), отмечалась субфебрильная температура. Указанные изменения сохранялись в течение 7 дней. Через 2-3 недели после выздоровления родители отметили, что ребенок стал быстро уставать при физической нагрузке во время игр, отмечалась одышка. Состояние постепенно ухудшалось: периодически появлялись симптомы беспокойства и влажного кашля в ночные часы, рвота, ухудшился аппетит, мальчик потерял в весе, обращала на себя внимание бледность кожных покровов. Температура не повышалась. Участковым педиатром состояние расценено как проявление железодефицитной анемии, ребенок направлен на госпитализацию для обследования. При поступлении состояние расценено как тяжелое, аппетит снижен, неактивен. Кожные покровы, зев бледно-розовые. Частота дыхания 44 в 1 минуту, в легких выслушиваются единичные влажные хрипы в нижних отделах. Область сердца: визуально - небольшой сердечный левосторонний горб, пальпаторно - верхушечный толчок разлитой, площадь его составляет примерно 8 см2, перкуторно - границы относительной сердечной тупости: правая - по правому краю грудины, левая - по передней подмышечной линии, верхняя - II межреберье, аускультативно - ЧСС - 140 уд/мин, тоны сердца приглушены, в большей степени I тон на верхушке, на верхушке выслушивается негрубого тембра систолический шум, занимающий 1/3 систолы, связанный с I тоном. Живот мягкий, печень +6 см по правой срединно-ключичной линии, селезенка +1 см. Мочеиспускание свободное, безболезненное. Ваш предварительный диагноз? Задача 3 Больной И., 12 лет, поступил в стационар с жалобами на слабость, утомляемость, субфебрильную температуру. Анамнез заболевания: 2 года назад перенес ревматическую атаку с полиартритом, поражением митрального клапана, следствием чего было формирование недостаточности митрального клапана. Настоящее ухудшение состояния наступило после переохлаждения. При поступлении обращает на себя внимание бледность, одышка до 26 в минуту в покое. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Область сердца визуально не изменена. При пальпации: верхушечный толчок разлитой и усиленный, расположен в IV-V межреберье на 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии. В области IV-V межреберья слева определяется систолическое дрожание. Границы сердца при перкуссии: правая - по правому краю грудины, верхняя - во II межреберье, левая - на 2 см кнаружи от средне-ключичной линии. При аускультации на верхушке сердца выслушивается дующий систолический шум, связанный с I тоном и занимающий 2/3 систолы; шум проводится в подмышечную область и на спину, сохраняется в положении стоя и усиливается в положении на левом боку. Во II-III межреберье слева от грудины выслушивается протодиастолический шум, проводящийся вдоль левого края грудины. Частота сердечных сокращений 100 уд/мин. АД 105/40 мм рт.ст. Живот мягкий, доступен глубокой пальпации, печень и селезенка не увеличены. Ваш предварительный диагноз? Задача 4 Больная Д., 14 лет, поступила с жалобами на частые головные боли, сердцебиение, беспокойный сон и раздражительность. Анамнез заболевания: данные жалобы появились впервые около года назад после развода родителей. В это время ухудшилась успеваемость и начались конфликты с товарищами по школе. Приступы головной боли в последнее время отмечаются по несколько раз в месяц, проходят после анальгетиков или самостоятельно после отдыха. Анамнез жизни: девочка росла и развивалась нормально. Наблюдалась в поликлинике по поводу хронического тонзиллита. Мать ребенка страдает нейроциркуляторной дистонией, у бабушки по линии матери - гипертоническая болезнь. При поступлении состояние ребенка удовлетворительное, температура нормальная. Девочка астенического телосложения. Кожные покровы обычной окраски, на коже лица угревая сыпь. Отмечается гипергидроз подмышечных впадин, кистей рук и стоп. Конечности холодные. Пальпируются увеличенные тонзиллярные лимфоузлы. Зев не гиперемирован, миндалины гипертрофированы. В легких перкуторный звук легочный, дыхание везикулярное. Границы относительной сердечной тупости: правая - по правому краю грудины, верхняя - по III ребру, левая - на 1 см кнутри от левой средне-ключичной линии. Тоны сердца звучные, ритмичные, в положении лежа выслушивается короткий негрубый систолический шум на верхушке, исчезающий в положении стоя. Пульс 96 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения, симметричный на обеих руках. Периферическая пульсация на нижних конечностях сохранена. АД 150/80 мм рт.ст. на обеих руках. Живот мягкий, безболезненный, печень и селезенка не увеличены. Стул оформленный, мочеиспускание не нарушено. Ваш предварительный диагноз? 7. Список тем по НИРС, предлагаемый кафедрой. а) Темы: 1. Методы обследования ССС у детей. 2. ЭКГ, проведение, оценка у детей. 3. Кровообращение плода и новорожденного. б) Формы НИРС: 1) мультимедийная презентация; 2) реферат по предлагаемым темам; 3) составление таблиц, алгоритмов, схем и др. 4) оформление фото, видеоматериалов. 8. Рекомендуемая литература: - обязательная:
- дополнительная:
- электронные ресурсы:
|
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Красноярский государственный медицинский... | ||
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Пропедевтика... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального Государственное бюджетное образовательное учреждение... | Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело» | ||
С курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для... ... | Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни... Цель изучения дисциплины: подготовка врача к выполнению лечебно-диагностической, профилактической и медико-просветительской деятельности... |