Скачать 182.79 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе Л.М. Волосникова __________ _____________ 2013г. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020803.65 специальности «Биоэкология»; форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор(ы) работы ________________________ Дубровский В.Н. «17»июня 2013г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2013г.) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 11 стр. Зав. кафедрой ___________________ Соловьев В.С. «29»августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК ИНБИО, (прот. №2 от 31.10.2013) Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК __________________ Мелентьева А.А. «31»октября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. библиотекой биологической литературы ИНБИО_____________ Киприна Н.И. «4»ноября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ _________________ Фарафонова И.Ю. «4»ноября 2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт Биологии Кафедра анатомии и физиологии человека и животных Толстогузов С.Н. ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020803.65 специальности «Биоэкология»; форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2013 Толстогузов С. Н. Физиология высшей нервной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020803.65 специальности «Биоэкология», форма обучения - очная. Тюмень, 2013, 14 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология высшей нервной деятельности. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.м.н., профессор Соловьев В.С. © Тюменский государственный университет, 2013. © Толстогузов С.Н., 2013. 1.1. Рабочая учебная программа. 1.1.1. Пояснительная записка - Требования ГОС ВПО к уровню освоения содержания дисциплины: знание принципов и механизмов действия центральной нервной системы; широкого спектра методов функциональной диагностики ЦНС и высшей нервной деятельности человека и животных, современных проблем и достижений физиологии ВНД и психофизиологии, роли биологических знаний в решении социальных проблем. Целью курса является изучение концепций, необходимых для четкого понимания механизмов функционирования высшей нервной деятельности человека и животных в различных функциональных состояниях. Задачи курса: овладеть понятийным аппаратом дисциплины, знание современных концепций, теорий и механизмов ВНД, понимать нейробиологию процессов памяти, внимания, мотивации и обучения, речи и эмоций, учитывать индивидуальность и вариативность их характеристик в процессе онтогенеза, научиться пользоваться приобретёнными теоретическими и практическими знаниями в профессиональной деятельности. - Данная дисциплина тесно связана с биофизикой; человеком: анатомией и морфологией; физиологией. - Количество часов, отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности: 13 часов лекций, 13 часов – на самостоятельную работу. 1.1.2. Тематический план изучения дисциплины
Таблица 1.
Таблица 2.
Таблица 3
1. Вводная лекция. Интегративная деятельность мозга. Функциональная организация мозга. Концепция рефлекса как базовая концепция интегративной деятельности мозга: механическая Р. Декарта, биологическая (Прохазка), анатомическая, психофизиологическая концепция И.М. Сеченова, условно-рефлекторная И.П. Павлова. Нейробиологические принципы ВНД: детерминизм, структурность, единство анализа и синтеза, рефлекторность, обратная связь, системность (стереотипы), интегративность, системогенез (гетерохронность). Современные представления о динамической локализации функций и минимизации структур, принимающих в них участие. Основные блоки функционирования: сенсорные системы, модулирующие системы, блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов. Анализатор как многоуровневая иерархическая система. Кора – высший уровень организации детекторов. Первичные проекционные зоны коры, вторичные и третичные (ассоциативные) зоны. Командные (гностические) нейроны. Модулирующие системы: РФ и лимбическая система. Восходящие и нисходящие влияния. Источники активации РФ. Концептуальная модель организации рефлекторного акта. 2. Рефлекторная теория. Условно-рефлекторная деятельность. Классификация врождённых форм поведения: таксисы, безусловные рефлексы (б/у), инстинктивные формы поведения. Свойства б/у рефлексов и их классификация (по И.П. Павлову, Ю. Конорскому, П.В. Симонову). Циркадные ритмы. Ориентировочный рефлекс, его связь с адаптационным и оборонительным рефлексами. Избирательность угашения ориентировочного рефлекса, его биологическая роль. Этологи об инстинктах и индивидуальном опыте. Инстинкт: потребность (эндогенное возбуждение) – релизер – комплекс стереотипа – «завершающий акт». Концепция драйва. Подготовительные (побуждающие, драйвовые, мотивационные) и исполнительские (консуматорные, завершающие, подкрепляющие) рефлексы. Антидрайв. Локализация б/у рефлексов в ЦНС. Методики самораздражения. Иерархия врожденных реакций, их нейрональные механизмы. Условные рефлексы (УР): их особенности, значение и классификация. Условия образования УР. Структура и механизм образования условного рефлекса (временной связи): по Павлову, по Асратяну, по Анохину. Взаимоотношение возбуждения и торможения в коре при становлении УР. Современная классификация видов торможения: внешнее (б/у) и внутреннее (условное), их классификации и биологическая роль. 3. Потребности и мотивации. Поведение как адаптация. Классификация форм поведения. Потребности как детерминанты поведения. Информационно-потребностная концепция человека (П.В. Симонов). Классификация потребностей: биологические, социальные и идеальные. Конкуренция «квазипотребностей» и биологическая мотивация. Общие свойства мотиваций. Мотивации и доминанта. Структура потребностей как характеристика личностной индивидуальности. Классификация форм поведения. Понятие функциональных систем. Типы функциональных систем. Стадии поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1970). Реализация поведенческого акта (по П.В. Симонову, 1987). Программа поведенческого акта (по А.С. Батуеву 1991). 4. Эмоции. Функциональные состояния. Виды эмоций. Функции эмоций: отражательная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная. Теории эмоций. Нейробиология эмоций. Семантическое эмоциональное пространство. Экспрессия эмоций в мимике, голосе, жестах. Эмоциональный стресс. Эмоциональный интеллект. Функциональные состояния в структуре поведения. Физиологические индикаторы функциональных состояний. Гетерогенность модулирующей системы мозга. Сон и его биологическое значение. Фазы сна: их классификации. Цикл «сон–бодрствование» и электрическая активность мозга. Гипотезы о механизмах сна. Виды сна, их характеристики. Сновидения, их природа. Гипноз и его механизмы. Стресс: биологическая функция, механизмы. Г. Селье и его учение об общем адаптационном синдроме. Стадии стресса. Виды стрессоров и разновидности стресса. Специфические и неспецифические адаптационные реакции: современные аспекты. 5. Память. Внимание. Восприятие. Организация когнитивной деятельности в мозге. Классификации памяти: современные аспекты. Биологическая память. Генетическая память. Иммунологическая память. Нейрологическая (нервная) память. Индивидуальность нейрологической памяти, аспекты её классификации в зависимости от выбранных принципов: виды памяти, типы памяти, формы памяти, процессы памяти, стороны памяти. Синаптические механизмы памяти. Молекулярные основы памяти. Поведение как адаптация и научение (обучение). Оценка умственного развития. Уровни становления умственных способностей. Критические периоды развития. Чувствительные периоды обучения. Формы индивидуального обучения. Неассоциативное, облигатное, стимул – зависимое: простые (габитуация, сенситизация) и сложные (импринтинг, латентное обучение, имитация) формы. Ассоциативное, факультативное, эффект–зависимое обучение: классическое (пассивное), оперантное (инструментальное), одномоментное (аверсивное). Когнитивное обучение: психонервные образы, элементарная рассудочная деятельность (инсайт, интуиция), вероятностное прогнозирование. 6. Особенности ВНД человека. Индивидуальные различия ВНД человека. Речь, её виды и функции. Слово как сигнал сигналов. Свойства УР второй сигнальной системы. Речевой анализатор. Латерализация речи. Центры речи. Модель речи Вернике – Гешвинда. Развитие речи в онтогенезе. Мозг и сознание. Проблема сознательного и бессознательного (подсознательного). Сверхсознание. Теории индивидуальности. Теория И.П. Павлова о типах ВНД. Роль наследственности и среды в становлении ВНД человека. Темперамент в структуре индивидуальности. Биоритмы и профиль асимметрии мозга как базисные детерминанты становления индивидуального пространства и времени личности. 7. ВНД и другие науки. Многомерность системных механизмов мозга. ВНД и пси-хология. Проблемы и перспективы физиологии ВНД. Взгляды биологов и философов: традиционные и нетрадиционные подходы.
Темы контрольных работ 1. Доминанта: понятие доминанты, её свойства, история изучения. 2. Биология доминанты и инстинктивное поведение. 3. Доминанта и условный рефлекс. 4. Социальная доминанта человека. 5. Мотивация как доминанта: её нейроанатомия, нейрохимия. 6. Доминанта по А.А. Ухтомскому и В.С. Русинову. 7. Доминанта и гипотеза конвергентного замыкания по П.К. Анохину. 8. Доминанта как основа формирования интегративного поведения по А.С. Батуеву. 9. Теория функциональных систем П.К. Анохина. 10. Информационно-потребностная концепция человека П.В. Симонова. 11. Инстинкты человека, их классификация и значение. 12. Потребность как основа мотивационного поведения. 13. Эмоции: классификация, теории. 14. Информационные аспекты эмоций. Значение и особенности экспрессии эмоций в мимике, жестах и др. 15. Нейрофизиология эмоций. 16. Потребности – эмоции – сознание – поведение: особенности реализации в норме и при девиации. 17. Теории сна. 18. Фазы сна, их электрофизиологические характеристики и значение. 19. Гипноз: виды и нейрофизиологические механизмы. 20. Виды биологической памяти, их характеристики и значение. 21. Виды и модели нейрологической памяти: особенности, характеристики. 22. Психонервные образы и нейрофизиология памяти по И.С. Бериташвили. 23. Характеристики и значение когнитивных форм обучения. 24. И.Павлов и З.Фрейд: история и современность. 25. Биоритмология и индивидуальность человека. 26. Профили асимметрии мозга и ВНД человека. 27. Энергетика умственной деятельности: бодрствование, сон, внимание, сознание. 1.1.7.Перечень тем курсовых работ (если они предусмотрены программой).
Контрольные вопросы к зачету 1. Аналитико-синтетическая деятельность мозга. 2. История и методы исследования физиологии ВНД. 3. Интегративная деятельность мозга. Локализационизм и эк-випотенциализм. Функции ассоциативных зон коры мозга. 4. Функциональная организация мозга. 5. Врождённая деятельность организма. 6. Условно-рефлекторная деятельность. 7. Информационно-потребностная концепция человека. 8. Потребности и мотивации. 9. Информационно-потребностная концепция человека. 10. Стереотип и доминанта. 11. Поведение как адаптация. Классификации форм поведения. 12. Структура поведенческого акта. 13. Эмоции, определение, классификация. Теории эмоций. 14. Нейробиология памяти. 15. Классификация форм обучения. 16. Функциональные состояния в структуре поведения. 17. Типы нервной деятельности. Особенности потребностей че-ловека. Понятие личности. 18. Память. Виды памяти. Теории памяти. Механизмы и свой-ства кратковременной и долговременной памяти. Энграммы 19. Стресс как адаптационный синдром. 20. Речь: виды и функции. Нейробиология речи. 21. Мозг и сознание. Бессознательное. 22. Функциональные профили асимметрии мозга. 23. Биоритмы человека. 24. Концепция темперамента: история и современность. 25. Свойства основных нервных процессов, их характеристики. 26. Основные нейрофизиологические принципы, их характеристика. 27. Теории сна. Структура сна у человека. Быстрый и мед-ленный сон. Сновидения. 28. Проблемы и перспективы ВНД, связь с другими науками.
Основная 1. Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии / В. В. Шульговский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2008. - 528 с. Гриф УМО 2. Регуляторные системы организма человека: учеб. пособие для студ. вузов/ авт.-сост. В. А. Дубынин [и др.]. – М.: Дрофа, 2010. - 365 с.: Гриф МО РФ. 3. Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В. М. Смирнов, М. М. Будылина. - 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. - 336 с.; Гриф УМО. Дополнительная:
Учебный процесс по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности» проходит в аудиториях Института Биологии, Тюменского госуниверситета. Аудитории №№ 103, 208, 209 оснащены мультимедийным комплексом, позволяющим воспроизводить слайды, видеоролики и др. Плакаты, таблицы, стенды находятся в специализированных аудиториях: (аудитория № 107 и ауд. 103) Института Биологии. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 Биоэкология,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803. 65 «Биоэкология» | Л. И. Сальникова Лекарственные растения и их охрана Л. И. Сальникова. Лекарственные растения и их охрана. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс «Прикладная экология» составлен в соответствии... Н. Н. Колоколова. Прикладная экология. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс «Экология микроорганизмов» Н. Н. Колоколова. Экология микроорганизмов: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020803.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов по специальности... Рассмотрено на заседании умк именит, департамента биологии «24» сентября 2011г., протокол№1 | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности «Биоэкология» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400.... «Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 020803 Биоэкология Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (29. 08. 2013 г., протокол №1) Соответствует требованиям к содержанию, структуре... |