Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права





НазваниеПрограмма курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права
страница1/21
Дата публикации12.11.2014
Размер3.9 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Право > Программа курса
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21



ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Программа курса

Содержание

Тема 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Тема 2.ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Тема 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема 4. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема 5. ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

Тема 6. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Тема 7. НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Тема 8. НАЛОГИ И СБОРЫ С НАСЕЛЕНИЯ

Тема 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ

Тема 11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Тема 12. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Тема 13. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Тема 14. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ

Тема 15. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Рекомендуемые нормативные акты и литература

Темы для рефератов

Тематика курсовых работ
Финансовое право Российской Федерации - наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно- кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство налогов и сборов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

Программа курса "Финансовое право" составлена на основе последних изменений в гражданском и финансовом законодательстве России.

Построение и структура курса - в течение семестра проводится 15 лекций и 9 семинарских занятий по следующим разделам:

Раздел 1. Общая часть

Раздел 2. Особенная часть.

Краткая характеристика курса.

Цель курса дать представление студентам об основах, содержании и особенностях современного финансового права России.

Основные задачи изучения курса:

* ознакомления их с основами финансовой политики государства, формами и методами ее реализации; содержанием и организацией финансовой деятельности государства; понятием, системой финансового права и содержанием основных его институтов;

* формирования у них знаний основных категорий и понятий финансового права и основных положений действующего федерального финансового законодательства;

* развития у студентов навыков работы с финансово-правовыми актами.

Трудности усвоения учебной дисциплины определяются нестабильностью, значительной изменчивостью финансового законодательства Российской Федерации, отставанием учебников от изменений, вносимых в содержание основных институтов финансового права; учебный материал необходимо корректировать в свете актов, принятых после выхода учебников.

С целью успешного изучения и усвоения учебного материала по финансовому праву предусматривается самостоятельная работа студентов в объеме 30 часов.

Самостоятельная работа студентов предполагает, в основном, изучение рекомендованных актов, анализ основных их положений, их обобщение в целях раскрытия содержания вопросов каждой из названных ниже тем.

Для студентов экономических и юридических специальностей вузов.

ПРОГРАММА КУРСА

"Финансовое право"

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Семинар № 1. Финансы и финансовая деятельность государства.

1.Финансы и финансовая система Российской Федерации. Её состав. Единство финансовой системы.

2.Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления.

3.Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики. Конституционные основы финансовой деятельности РФ.

4.Система и правовое положение органов власти осуществляющих финансовую деятельность государства. Правовые формы финансовой деятельности.

Семинар № 2. Финансовое право Российской Федерации.

1.Понятие финансового права. Предмет и метод финансового права. Место финансового права в единой системе российского права. Финансовое законодательство.

2.Финансово-правовые нормы, их содержание, виды и структура.

Финансовые правоотношения.

3.Понятие, содержание, субъекты. Классификация финансовых правоотношений. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений.

4.Финансовое право как наука и учебная дисциплина.

Семинар №Тема ар №3. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации.

1.Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях.

2.Виды финансового контроля и органы его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль.

3.Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля.

4.Министерство финансов РФ как субъект государственного финансового контроля.

Финансовые органы субъектов РФ.

Министерство по налогам и сборам как субъект государственного финансового контроля.

Федеральная служба налоговой полиции как субъект государственного финансового контроля.

5.Методы финансового контроля. Юридическое значение акта ревизии.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Семинар № 4. Бюджетное право Российской Федерации.

1.Понятие и источники бюджетного права. Специфика норм бюджетного права и бюджетных правоотношений. Бюджетное законодательство.

2. Понятие бюджета, структура его доходов и расходов. Бюджетный дефицит. Бюджетная классификация.

3.Бюджетное устройство РФ. Бюджетная система РФ, ее структура. Федеральный бюджет, его место и роль в бюджетной системе. Региональные и местные бюджеты. Значение консолидированных бюджетов.

4. Бюджетное регулирование. Закрепленные и регулирующие доходы. Дотации, субвенции, субсидии. Использование секвестра. Защищенные статьи расходов бюджета.

Правовой режим государственных внебюджетных фондов. Их виды, порядок формирования и использование. Характеристика Пенсионного фонда РФ. Правовой режим Государственного фонда занятости населения в РФ. Общая характеристика Фонда государственного страхования РФ. Характеристика правового режима Фонда обязательного медицинского страхования.

5.Бюджетный процесс, понятие и стадии. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнение бюджета.

Утверждение отчета об утверждении бюджета.

Бюджетный кодекс РФ (от 31.07. 1998 г. № 145-ФЗ).
Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов

1.Государственные доходы, понятие, система. Юридическая классификация государственных доходов.

2.Понятие, состав и источники государственных доходов.

3.Структура государственных доходов. Доходы бюджетной системы.

4.Налоговые и неналоговые доходы.

Тема 6. Налоговое право Российской Федерации

Понятие налога и налогового права. Элементы закона о налоге: плательщики налогов, объекты налогообложения, ставки налогов, льготы, сроки, права и обязанности сторон. Налоговые правоотношения.

Ответственность налогоплательщика и налоговых органов за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система РФ. Федеральные налоги, региональные и местные налоги. Прямые и косвенные налоги.

Тема 7. Налоги с юридических лиц

Виды налогов, уплачиваемых юридическими лицами.

Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий.

Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов.

Таможенная пошлина.

Региональные налоги: налог на имущество предприятий и другие виды налогов.

Местные налоги: земельный налог.

Тема 8. Налоги и сборы с населения

Подоходный налог с физических лиц.

Налоги на имущество физических лиц.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, иные налоги.

Тема 9. Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации

Понятие и формы государственного кредита в РФ.

Внутренние и внешние государственные займы и особенности их правового регулирования.

Управление государственным долгом.

Тема 10. Правовое регулирование страхования

Понятие и виды страхования.

Обязательное и добровольное страхование.

Обязательное и государственное страхование.

Имущественное и личное страхование.

Страхование предпринимательских рисков.

Страхование ответственности.

Контроль за негосударственными организациями, занимающимися страховой деятельностью.

Федеральная служба по контролю за страховой деятельностью в РФ.

Тема 11. Правовое регулирование государственных расходов

Понятие и система государственных расходов.

Понятие и принципы бюджетного финансирования.

Правовой режим сметно-бюджетного финансирования. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его особенности. Порядок сметно-бюджетного финансирования. Правовое регулирование внебюджетных средств.

Тема 12. Правовые основы банковского кредитования

Кредитные правоотношения, понятия и их виды.

Правовые принципы банковского кредитования.

Система финансово-кредитных органов. Банковская система и ее организационно-правовые формы. Банковское законодательство.

Центральный банк РФ, структура и правовое положение.

Коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Виды, правовое положение, порядок образования и прекращения банковских операций.

Государственный контроль за деятельностью финансово-кредитных органов. Банковский контроль.

Тема 13. Правовые основы денежной системы

Понятие и структура денежной системы РФ.

Органы, регулирующие денежную систему.

Денежная эмиссия. Понятие, формы.

Безналичные и наличные денежные обороты.

Правила ведения кассовых операций.

Контроль за соблюдением правил ведения, хранения, расходования и обращения денег.

Тема 14. Правовые основы расчетов

Общие основы организации безналичных расчетов.

Формы безналичных расчетов.

Чековая форма расчетов.

Расчеты аккредитивами.

Межбанковские расчеты на территории РФ.

Международные расчеты.

Ответственность банков и их клиентов за нарушение расчетной дисциплины.

Вексельная форма расчетов.

Тема 15. Валютное законодательство и валютный контроль

Законодательство о валютном регулировании.

Валютное регулирование: основные понятия.

Валюта.

Валютные ценности.

Валютный курс.

Правовое регулирование правил ведения валютных операций.

Валютные ограничения.

Валютный контроль.

Внутренний валютный рынок.

Органы и агенты валютного контроля.

Формирование валютных резервов. Участие России в международных валютно-финансовых отношениях.

СОДЕРЖАНИЕ ПО ТЕМАМ

Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства

Тема 2. Предмет и система финансового права

Тема 3. Правовое регулирование финансового контроля в РФ

Тема 4. Бюджетное право РФ

Тема 5. Правовое регулирование государственных доходов

Тема 6. Налоговое право Российской Федерации

Тема 7. Налоги с юридических лиц

Тема 8. Налоги и сборы с населения

Тема 9. Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации

Тема 10. Правовое регулирование страхования

Тема 11. Правовое регулирование государственных расходов

Тема 12. Правовые основы банковского кредитования

Тема 13. Правовые основы денежной системы

Тема 14. Правовые основы расчетов

Тема 15. Валютное законодательство и валютный контроль

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

1. Понятие финансов.

2.Финансовая система РФ, ее состав.

3. Единство финансовой системы РФ.

4. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

5. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.

6. Правовые формы финансовой деятельности.


1.Понятие финансов.

В условиях возникновения рыночных отношений государство при управлении обществом активно использует такие экономические рычаги, как финансы, деньги, кредит, налоги и т.д.

Поэтому изучение дисциплины "Финансовое право" начинается с освоения понятий финансов, финансовой системы, финансовой деятельности.

В экономической и правовой литературе понятие "финансы" рассматривается в двух аспекта:

* как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

* как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации-это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

2. Финансовая система РФ, ее состав.

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую систему России.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

* бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

* внебюджетные целевые фонды;

* финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

* имущественное и личное страхование;

* кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

3. Единство финансовой системы РФ. Функции. Принципы. Меотд.

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что - это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках, отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Принципы. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие.

Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления налогов.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды. В литературе их принято называть "социальными" налогами. В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов- покупка государственных ценных бумаг, пожертвований, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Характеризуя финансовую деятельность РФ на современном этапе, важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ, в сфере финансов и денежного обращения осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. Для регулирования такого сотрудничества создан специальный орган - Государственный комитет РФ по экономическому сотрудничеству с государствами - членами Содружества (Госкомсотрудничество России).

4. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

5. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ, в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положениями в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Основными задачами и функциями Управления являются:

* анализ информации и выработка прогнозов по финансово-кредитным проблемам;

* определение приоритетов в расходовании государственных финансовых ресурсов;

* подготовка предложений по формированию основных направлений финансово-кредитного регулирования экономики страны;

* подготовка предложений по проектам законов РФ, указам и распоряжениям Президента РФ, решениям Правительства РФ, касающимся финансово-кредитной системы;

* рассмотрение и подготовка предложений по поступающим на подпись Президенту РФ проектов законов РФ по вопросам финансово-кредитной системы, а в необходимых случаях по реализации права отлагательного вето;

* представление Президенту РФ докладов, аналитических и информационных записей о состоянии и тенденциях развития финансово-кредитных отношений.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики определенные Федеральным конституционным законом "О правительстве Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 31 декабря 1997 г.) В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления:

* Министерство финансов Российской Федерации;

* Федеральное казначейство Российской Федерации;

* Государственная налоговая служба Российской Федерации;

* Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

* совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;

* разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

* концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

* разработка проекта федерального бюджета и обеспечения его исполнения; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

* осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

* разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

* участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства - начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ

Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

Главные задачи органов казначейства:

* организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

* регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

* сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

* осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

* управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

* разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

* ведение операций по учету государственной казны РФ.

Центральный банк РФ (Банк России).

Особое положение среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. (в редакции ФЗ от 26 апреля 1995 г.). Центральный банк РФ (Банк России), является юридическим лицом, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты,

обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

* назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

* назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России;

* представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;

* определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки;

* проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

* доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Основными целями деятельности Банка России являются:

* защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

* развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

* обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

6. Правовые формы финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц, Госналогслужба направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" Госналогслужбой РФ принята соответствующая инструкция).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Например, издаются законы о федеральном бюджете и постановления Государственной Думы РФ по отчету об исполнении бюджета. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

К финансово-плановым акта относятся:

а) основной финансовый план государства -федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д)финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПрограмма курса раздел I. Введение в теорию государства и права Тема...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПрограмма курса по Теории государства и права Тема Общая характеристика...
Саламатовой Мариной Сергеевной, канд истор наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПрограмма курса раздел Теория государства и права как наука Тема...
Научно-методическая тема: «Поиск новых возможностей информационно-методической работы в системе образования города Боготола»
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПрограмма курса. I. Введение в курс. Предмет и научные задачи всеобщей...
...
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПланы семинарских занятий для студентов очной и заочной формы обучения...
Институции Гая // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconТема понятие уголовно-исполнительного права России. Предмет и система курса. 5

Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconТ. А. Слепнева финансовая стратегия и финансовая политика компании
Программа предназначена для изучения учебной дисциплины «Финансовая стратегия и финансовая политика компании» студентами магистратуры,...
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconРеферат Дисциплина: «Арбитражное судопроизводство» Тема: «Понятие,...
Тема: «Понятие, предмет, система и источники отрасли арбитражного процессуального права»
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Тема I. Введение в курс. Предмет и методология истории государства и права России
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Тема I. Введение в курс. Предмет и методология истории государства и права России
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconСодержание программы курса (за 2-й год обучения) Раздел VII. Общие...
Обязательственное право как подотрасль гражданского права. Система обязательственного права. Обязательство как гражданское правоотношение....
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права...
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права icon«финансы предприятия»
Финансы — это система экономических отношений выражают формирование и использование денежных средств в процессе хозяйственного оборота....
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 08
Понятие бухгалтерского учета, основы учета денежных средств, затрат труда на производство продукции; финансы и финансовая система,...
Программа курса Содержание Тема финансы и финансовая деятельность государства тема предмет и система финансового права iconМетодические рекомендации тема предмет, метод и периодизация истории...
Тема государство и право руси в период феодальной раздробленности (II половина XII середина XVI вв.)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск