Скачать 240.61 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-Петербургский филиал Факультет Менеджмента Программа дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» Для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра по магистерской программе «Государственное и муниципальное управление» Курс 1 Автор программы: к.э.н. Матецкая Н.Б. e-mail: natali-bor27@mail.ru Одобрено на заседании кафедры ГиМУ «___»____________ 2012 г. Зав. кафедрой А.М. Ходачек ______________ Согласована руководителем программы «___»____________ 2012 г. Руководитель программы А.М. Ходачек _______________ Согласовано УМО «___»____________ 2012 г. Начальник УМО _______________ Утверждена НМС «___»_____________2012 г. Председатель В.Э. Гордин _____________________ Санкт-Петербург 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по магистерской программе «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину «Государственное регулирование рынка труда» Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» являются:
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: знать:
уметь:
быть ознакомлен:
В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для специализаций 081100 «Государственное и муниципальное управление» магистерской программы 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» настоящая дисциплина является вариативной. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
7 Содержание дисциплиныРаздел I Тема 1. Рынок труда: сущность, структура, особенности функционирования Понятие «рынок труда», вводная характеристика основных понятий и определений: «трудовые ресурсы», «рабочая сила», «экономически активное население», «экономически неактивное население». Воспроизводство трудовых ресурсов и формирование трудовых ресурсов в национальной экономике. Состав и статус трудовых ресурсов в России по классификации МОТ. Характеристика рынка труда. Функции рынка труда, составные части рынка труда (совокупный спрос на труд, совокупное предложение труда, удовлетворенный спрос на труд). Текущий рынок труда и его элементы. Структура рынка труда, характеристика основных элементов и субъектов рынка труда. Функции государства в качестве субъекта рынка труда. Виды, модели и типы рынка труда. Мобильность рабочей силы, внутренний рынок труда. Модели рынка труда: американская, японская шведская, российская и др. Основные характеристики первичного и вторичного рынка труда. Сегментация рынка труда по классификационным признакам. Гибкость рынка труда. Литература:
Тема 2. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики. Социально-экономическая сущность занятости населения (полная, продуктивная, эффективная и социально полезная занятость). Вторичная занятость. Народно – хозяйственные и территориальные пропорции занятости. Политика занятости на федеральном и региональном уровне. Социальная защита экономически активного населения в условиях рыночной экономики. Литература:
Тема 3. Безработица: понятие, показатели. Виды и формы безработицы. Социально-экономические последствия безработицы Предпосылки, сущность безработицы и статус безработного. Виды безработицы и их характеристика: фрикционная, структурная и циклическая. Уровень безработицы, показатели безработицы (общая безработица, регистрируемая или официальная безработица, численность безработных, продолжительность безработицы, коэффициент рынка труда и др.). Социально – экономические последствия безработицы, инфляция и безработица. Причины безработицы в разных экономических концепциях ( классическая теория занятости, неоклассическая теория, монетаристская теория и др.). Литература:
Раздел II Тема 4. Роль государства в регулировании рынка труда: эволюция теории и практики. Особенности рынка труда. Государство как субъект рыночных отношений. Кейнсианская политика занятости и формирование социального государства. Неолиберальная политика занятости. Проблемы государственного регулирования рынка труда в постиндустриальном обществе. Рынок труда в России и политика занятости в переходный период. Литература
Тема 5. Особенности российского рынка труда. Методы, используемые государством для регулирования рынка труда. Структура и функции органов государственного регулирования рынка труда в России. Роль Федеральной службы занятости РФ в регулировании рынка труда. Формирование и цели Государственного Фонда занятости. Федеральная миграционная служба при Правительстве РФ. Негосударственные структуры содействия занятости населения. Поддержка предпринимательства. Политика государства на рынке труда. Направления совершенствования деятельности правительства на рынке труда. Особенности регионального рынка труда и проблемы занятости населения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Литература:
Тема 6. Мобильность и регулирование рынка труда. Рынок труда в условиях глобализации. Международная миграция рабочей силы и межгосударственное сотрудничество. Процессы глобализации и демографическая ситуация. Трудовая миграция. Виды перемещения рабочей силы. Миграционные процессы в России. Современное положение России на международном рынке труда. Проблемы госрегулирования и межгосударственного сотрудничества на рынке труда Литература:
Тема 7. Социальное партнерство: проблемы становления и развитие рынка труда Сущность социально-трудовых отношений при развитии рынка труда. Показатели и критерии оценки социально-трудовых отношений. Факторы, воздействующие на формирование социально-трудовых отношений. Основные принципы и система социального партнерства. Проблемы развития социального партнерства в России и пути их решения Литература:
8 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1. Тематика заданий текущего контроляПредлагаемая тематика рефератов
Примерные темы докладов на семинарах 1. Модели рынка труда (американская, японская, шведская, российская и др.) 2.Структура рынка труда. Основные элементы и субьекты рынка труда. 3. Теории занятости. 4. Политика занятости и социальные гарантии. 5. Причины безработицы в различных экономических концепциях. 6. Методы предупреждения и сокращения безработицы.
8.2. Критерии выставления оценки за текущий контрольТекущий контроль: осуществляется в формах самостоятельной работы на семинарах (выступление с докладом, участие в дискуссии, разборе конкретных ситуаций и анализе проблем), выполнения самостоятельных домашних заданий, выполнения контрольных работ. Дифференцированная оценка за каждую работу выставляется в рабочую ведомость преподавателя.
8.3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету:
8.4. Критерии выставления оценки за промежуточный и итоговый контроль
Оценки за работу по промежуточному и итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале. 9 Образовательные технологииВ рамках курса используются репродуктивные (моделирование исследовательских ситуаций) и интерактивные (групповые проекты, творческие задания, дискуссии) методы обучения. 10 Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: - активность студентов в дискуссиях; - презентацию докладов и первоисточников; - участие в разборе конкретных ситуаций - и анализе проблем Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на cеминарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: - полноту и аналитический характер изложения основных положений первоисточников в самостоятельной работе в письменном виде (реферат); Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осамост. Преподаватель оценивает промежуточный контроль знаний студентов: - правильные ответы на контрольной работе, сотоящей из 20 вопросов, расчитаной на 40 минут; - полнота ответов на открытые вопросы, приветствуется приведение конкретных источников. Оценки за промежуточный контроль знаний преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале промежуточный контроль знаний определяется перед итоговым контролем – Ок.р. Итоговая оценка выставляется по следующей формуле, где Озач – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,4·Оаудиторная + 0,4·Ок.р. + 0,2· Осамост. Итоговое оценивание по накопительной системе: результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение всего модуля: - самостоятельная работа на семинарских занятиях (общий вес заданий-0,4) - домашняя работа (рецензия, реферат, вес -0,2) - контрольная работа (вес-0,4) Если студент согласен с накопительной оценкой, то она становится итоговой и проставляется в зачетную ведомость. Студенты, которые не согласны с результирующей оценкой, полученной по накопительной системе и желают повысить итоговую оценку, сдают зачет. Если студент сдаёт зачет, то итоговая оценка рассчитывается путем суммирования накопительной оценки (вес-0,5) и оценки, полученной на зачете (вес 0,5), итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость . Система оценок: от 4 до 10 баллов – зачет; от 1 до 3 баллов – незачет . При систематическом пропуске лекций и семинарских занятий (более 50%) допуском студента к зачету является написание реферата по предложенной преподавателем теме (вес-0,3). 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовый учебник
Основная:
Дополнительная:
Законодательная база:
12 Материально-техническое обеспечение дисциплиныПри проведении лекционных и семинарских занятий используется мультимедийные средства. |
Программа дисциплины Экономика труда для направления 081100. 62 «Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»,... | Программа дисциплины «Управление образовательными системами» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 081100. 62 «Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | Программа дисциплины «Поведение человека в организации» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | ||
Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... | Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Рабочая программа дисциплины. Для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное... | ||
Программа дисциплины «Культурология» для направления 081100. 62 «Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100. 62 "Государственное... | Программа дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Бюджетирование организаций» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... | ||
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... |