Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление»





Скачать 377.2 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление»
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер377.2 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3


Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»
КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

А.Д. Иоселиани

А.Н.Чумаков




ЛОГИКА

Программа дисциплины

Для направления 081100

«Государственное и муниципальное управление»

(программа подготовки бакалавра)

Москва 2013
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»


КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»


УТВЕРЖДАЮ


Ректор

___________ М.А. Эскиндаров

“ _____” _____________ 2013 г.




А.Д. Иоселиани


А.Н. Чумаков


ЛОГИКА

Программа дисциплины

Для направления 081100

«Государственное и муниципальное управление»

(программа подготовки бакалавра)

Москва 2013

УДК 16(073) 200…….

ББК 87.4я73

И75

Иоселиани А.Д., Чумаков А.Н. Логика: Рабочая программа дисциплины. Для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавра) — М.: Финуниверситет, кафедра «Философия», 2013. — 26 с.

В программе дисциплины «Логика» показаны значение и действие универсальных законов логики в профессиональной деятельности будущего специалиста; выявлены особенности приемов и методов логического мышления и аргументации в профессиональной сфере.

Программа дисциплины включает: тематику лекций, планы семинарских занятий и самостоятельной работы, перечень тем рефератов, а также контрольных вопросов и заданий, указана основная и дополнительная литература.

Учебное издание

Иоселиани Аза Давидовна

Логика

Рабочая программа дисциплины
Компьютерный набор А.Д. Иоселиани

Компьютерная верстка А.Д. Иоселиани

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. 1,3. Изд. № _________

Тираж _______экз.

Заказ № ______________
© Иоселиани Аза Давидовна, 2013

© Чумаков Александр Николаевич, 2013

© Финансовый университет при Правительстве РФ, 2013
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………. 4

  2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………………. 4

  3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………… …. 5

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………… 8

  5. Содержание дисциплины …………………………………….……………. 8

  6. Практические и семинарские занятия……………….……………….…... 16

  7. Самостоятельная работа ………………………………………………….. 21

  8. Контрольные вопросы и система оценивания ……………..…………… . 22

  9. Примерные темы рефератов ……………………………………………….. 24
  10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.……………………….. 25


1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины:

- овладение умением логического, аргументированного и доказательного мышления, анализа суждений, их логической состоятельности;

Задачи дисциплины:

- повышение культуры мышления, выработка навыков мыслить более последовательно, непротиворечиво, доказательно, развитие критического отношения к своим и чужим мыслям;

- помочь студентам овладеть логическими приемами и операциями, которые необходимы для логически стройной, хорошей аргументированной речи;

- научить вскрывать противоречия в выступлениях оппонентов, опровергать доводы, выдвинутые в аргументативном процессе;

- выработать навыки правильного составления официаль­ных документов: постановлений, решений, версий, договоров, соглашений и т.д.;

- помочь студентам выработать навыки практического словесного взаимодействия, предоставляющего возможность профессионально использовать слово как инструмент мысли и убеждения, повысить культуру вербального общения, научиться выражать свои мысли четко и убедительно.

А также:

- выработка у студентов умения замечать недостатки в своей речи и мышлении и попытаться избавиться от них;

- выработка умения строить свои рассуждения на «железной» логике.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Логика» является вариативной частью гуманитарного, социального и экономического ООП подготовки бакалавра по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат).

«Логика» занимает значимое место в профессиональной подготовке молодого специалиста. Успех в профессиональной деятельности во многом зависит от умения логически мыслить, аргументировано сделать выводы, грамотно выстраивать собственное рассуждение, говорить убедительно, лаконично, ярко и содержательно.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины «Логика» студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями для выпускников:

а) общекультурными (ОК):

  • владеть основными методами анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владеть знаниями законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности, анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; (ОК-4);

  • быть способным и готовым к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);

  • быть способным представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);

  • владеть основными способами и средствами информационного взаимодействия, переработки, интерпретации информации; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);

  • уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; быть способным к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям (ОК-9);

  • быть способным к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10);

  • уметь использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);

  • уметь критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);

  • быть способным порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);


б) профессиональными (ПК):

  • уметь выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

  • быть способным принимать участие в проектировании организационных действий, уметь эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

  • владеть навыками составления служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);

  • выработать умение определять логику социальных, политических, экономических закономерностей и тенденций (ПК-16);

  • уметь обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владеть средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления (ПК-17);

  • уметь готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18);

  • уметь разрабатывать методические материалы по вопросам деятельности лиц, на разных должностях государственной гражданской службы. (ПК-19);

  • уметь оперировать информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения (ПК-22);

  • владеть способностью адаптировать основные логические и математические модели к конкретным задачам управления (ПК-23);

  • уметь применять методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации (ПК-24);

  • владеть способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

  • уметь общаться четко, сжато, убедительно, выбирая подходящие для аудитории стиль, форму и содержание (ПК-30);

  • уметь оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31);

  • понимать основные закономерности и владеть базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36);

  • владеть медиативными технологиями, умением организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур (ПК-37);

  • уметь выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);

  • иметь навыков разработки проектной документации (ПК-43);

  • уметь вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах государственной власти Российской Федерации, (ПК-45);

  • обладать способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48);

  • способностью оценивать свое место в выполнении коллективных задач (ПК-50);


Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы.

Вид промежуточной аттестации – зачет.



Вид учебной работы

Часы

Семестры

4-й

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

46

46

Лекции (Л)

22

22

Практические занятия (С)

24

24

Самостоятельная работа:

в том числе реферат - 1

62

62

В семестре

62

62



СОДЕРЖАНИЕ дисциплины

часть 1 Содержание тем дисциплины
Тема 1. Предмет логики. Законы формальной логики. Значение логического мышления в профессиональной деятельности человека.

Мышление как объект изучения логики. Роль логического мышления в познании. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Предмет логики. Основные этапы развития логики. Роль логики в формировании культуры мыслительной деятельности человека. Значение логики в профессиональной деятельности человека.

Универсальный характер формальной логики. Формальная логика как метод развития мышления.

Практические цели и интеллектуальные способности, вырабатываемые изучением формальной логики.

Сущность законов логического мышления. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Важность и особая значимость соблюдения требований логических законов и нормативных правил логического мышления.

Основные логические законы. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность. Универсальность законов логического мышления. Краткий экскурс в историю формулирования законов логики (Аристотель, Лейбниц).

Закон тождества, его объективная основа. Требования закона тождества к мышлению. Логические ошибки, связанные с нарушением нормативных правил мышления.

Закон непротиворечия, его сущность и содержание. Императивы закона. Логические ошибки, вызванные нарушением закона непротиворечия. Научная несостоятельность хода и результата противоречивого рассуждения.

Закон исключенного третьего, его определение и сфера применения. Логические ошибки в рассудочной деятельности, вызванные нарушением императивов закона исключенного третьего.

Закон достаточного основания. Обстоятельства, выполняющие функции достаточного основания. Логические ошибки, связанные с «поспешным выводом».

ТемА 2. Понятие как форма мышления и его особенности.

Сущность формы мышления. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Истинность мысли и логическая правильность рассуждений. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие как единица мышления. Термины, понятия, слово (омонимы, синонимы, антонимы). Выражение понятий в языке. Классификация понятий. Логические операции над понятиями. Логические приемы и методы образования понятий: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Понятие и слово. Термин и терминология. Роль понятий в познании.

Содержание и объем понятия. Класс (множество), подкласс (подмножество), элемент класса. Универсальный, единичный, нулевой (пустой) класс.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. Собирательные понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнообъемность, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие.

Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.

Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Номинальные и реальные определения (дефиниции) понятий. Возможные ошибки в определении понятий. Роль определений в профессиональной практике.

Приемы, заменяющие определение: описание, характеристика, сравнение, различение. Значение деления и классификации в науке и практике. Операции с классами.

ТемА 3. Суждение как форма мышления и его логические характеристики.

Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Суждение и норма. Простые и сложные суждения.

Простые суждения. Виды и состав простых суждений: атрибутивные суждения; суждения с отношениями; суждения существования (экзистенциальные).

Категорические суждения, их деление по качеству (на утвердительные и отрицательные) и по количеству (на единичные, частные и общие). Объединенная классификация. Распределённость терминов в суждениях. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.

Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Условия истинности сложных суждений.

Соединительные (конъюнктивные), разделительные (дизъюнктивные), условные (импликативные), эквивалентные суждения. Нестрогая и строгая дизъюнкция.

Сложные суждения в толковании профессиональных норм.

Логические отношения между суждениями. Отношения между простыми суждениями. Отношения между сложными суждениями. Совместимость, эквивалентность, частичная совместимость, подчинение. Отношения несовместимости: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений. Сопоставление суждений в дискуссиях.

Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений.

Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения.

Виды умозаключений. Дедуктивные, индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии.

Особенности и значимость дедуктивных и индуктивных умозаключений в профессиональной практике.

Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных умозаключениях. Различные формы дедуктивных умозаключений и понятие правил вывода.

Непосредственные умозаключения. Превращение. Обращение. Противопоставление предикату.

Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Общие правила силлогизма. Особые правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем (Эйлера). Категорический силлогизм с выделяющими суждениями.

Выводы из суждений с отношениями. Основные свойства двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Умозаключения, основанные на свойствах отношений.

ТемА 5. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений.

Чисто условное умозаключение. Правило вывода.

Условно-категорическое умозаключение: утверждающий модус, отрицающий модус. Неправильные модусы.

Разделительно-категорические умозаключения. Условия их истинности.

Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

Сокращенный силлогизм (энтимема). Восстановление силлогизма из энтимемы. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: полисиллогизм, сорит.

ТемА 6. Индуктивные умозаключения

Понятие индуктивного умозаключения. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция.

Полная индукция. Демонстративный характер вывода. Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная. Популярная индукция. Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции. Понятие вероятности. Вероятностная оценка степени обоснованности индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности вывода популярной индукции.

Научная индукция. Индукция методом отбора (селекции) и методом исключения (элиминации). Свойства причинной связи: всеобщность, последовательность, необходимость, однозначность.

Методы научной индукции. Свойства причинной зависимости — основа индуктивных методов обобщения. Роль дедукции в методах установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков.

Статистические обобщения. Индуктивная природа статистических обобщений.

Роль индуктивных умозаключений в познании и практике. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания.

ТемА 7. Умозаключения по аналогии

Аналогия как умозаключение и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия предметов и аналогия отношений. Роль аналогии в науке.

Тема 8. Гипотез и ее роль в развитии научной теории. Версия: виды и особенности.

Гипотеза как форма развития знаний. Проблема, гипотеза, версия, теория. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез.

Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Понятие рабочей гипотезы.

Построение гипотезы. Анализ фактов. Синтез фактов. Гипотеза и версия. Проблема непротиворечивости версий. Выдвижение предположения, версии.

Проверка гипотезы: дедуктивное выведение следствий и их сопоставление с фактами. Роль эксперимента в проверке гипотезы. Понятие решающего эксперимента. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез.

Способы доказательства гипотез: прямое и косвенное доказательство.

Тема 9. Логические основы теории аргументации.

Аргументация и процесс формирования убеждений. Спор — искусство. Моральный кодекс спора (заведомо ложные доводы, уклонение от темы, подмена предмета спора обсуждением личных качеств спорящих, диверсия в споре, аргументы к личности и аудитории и др.)

Понятие аргументации. Аргументация и убеждение. Доказательное рассуждение — логическая основа формирования научных убеждений.

ТЕМА 10. Состав, структура и способы аргументации. Тезис. Аргумент. Доказательство.

Состав аргументации. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория.

Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация.

Способы аргументации: обоснование и критика. Обоснование тезиса — прямое обоснование (дедуктивное, индуктивное, в форме аналогии). Косвенное обоснование (апагогическое и разделительное). Критика и ее виды: неявная и явная — деструктивная, конструктивная и смешанная.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Управление образовательными системами» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров...
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Менеджмент» для направления 081100. 62 «Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Поведение человека в организации» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Бюджетирование организаций» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Культурология» для направления 081100. 62 «Государственное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100. 62 "Государственное...
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма дисциплины «Жилищная экономика и управление коммунальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 081100....
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа для студентов направления 081100. 68 "Государственное...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 081100. 68 "Государственное и муниципальное управление,...
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки...
Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной...
Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа предназначена для студентов направления подготовки...
Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск