Скачать 337.64 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» подготовки магистра Авторы программы: ординарный профессор НИУ ВШЭ Е.С. Шомина (eshomina@hse.ru ), ординарный профессор НИУ ВШЭ С.Г. Кордонский (skordonsky@hse.ru ), профессор Ю.М. Плюснин (jplusnin@hse.ru ) Одобрена на заседании кафедры местного самоуправления «___»____________ 2012 г Зав. кафедрой С.Г.Кордонский Рекомендована секцией УМС факультета государственного и муниципального управления «___»____________ 2012 г Председатель А.В. Климова Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления «___»_____________2012 г. Ученый секретарь Л.М. Симонова ________________________ Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину по выбору профессионального цикла «Муниципальное управление и местное самоуправление». Программа разработана в соответствии с Оригинальным образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики» и учебным планом на 2012-2013 учебный год направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление». 2 Цели освоения дисциплины Цель курса – дать представление о местном самоуправлении как базовом виде публичного управления и о муниципальном управлении как об одном из обязательных элементов системы власти и управления в обществе. Дать представление об основных концепциях местного самоуправления и реализации форм самоуправления. Ознакомить с основными принципами местного самоуправления, формами осуществления местного самоуправления, различными моделями его организации, системой взаимодействия населения и различных уровней публичной власти при решении стоящих перед местным самоуправлением задач (вопросов местного значения). Дать студентам базовые знания по организации муниципального управления, муниципальному стратегическому планированию и прогнозированию развития муниципальных образований. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина рассчитана на студентов 1 курса магистратуры Факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Предполагается знание студентами основных дисциплин направления «государственное и муниципальное управление», в частности, курсов «История государственного управления в России», «Экономика общественного сектора», «Конституционное право», «Региональная экономика». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
Все формы контроля, как текущего, так и итогового оцениваются по 10-бальной шкале. Орезульт = 0,7* Онакопл + 0,3 *·Оэкз
Программа курса рассчитана на 162 часа, из них 64 академических часа, включая 40 часов лекций и 24 часа семинарских и практических занятий, предполагает значительную самостоятельную работу. На лекциях рассматриваются основные составляющие организации муниципального управления на местном уровне, принципы организации и осуществления местного самоуправления, соотношение между местным самоуправлением и муниципальным управлением. На семинарах студенты практически знакомятся с методологией изучения местной жизни, обсуждают ключевые концепты и термины, используемые в исследовательских программах, моделируют процесс проведения полевого социологического исследования. Промежуточным итогом изучения дисциплины являются эссе и реферат, где студенты должны проявить творческие и аналитические способности, опирающиеся на способность работать с источниками. Предполагается, что все студенты будут располагать в том числе собственным исследовательским материалом и смогут использовать его в качестве эмпирической базы при подготовке эссе. В качестве основных результатов работы по курсу студенты должны:
Формы контроля: 1) текущий контроль: посещаемость занятий; активность на семинарах и решение вопросов на семинарах для проверки усвоения материала; 2) промежуточный контроль по эссе, реферату в каждом модуле; 3) итоговый контроль – зачет по результатам экзамена. Итоговая оценка составляется с учетом промежуточных контролей, исходя из следующих критериев перевзвешивания баллов: Посещаемость Взвешенная оценка за посещаемость вычисляется путем проецирования процента посещенных занятий на десятибалльную шкалу согласно следующему правилу. При посещении всех занятий мультипликатор составляет 20, при пропуске одного без уважительной причины – 18, двух занятий – 16, и т.д. Таким образом, если студент пропустил более 9 занятий (больше половины лекций и семинаров), его итоговая оценка снижается на 2 балла, включая округление нецелых частей баллов. Активность на семинарах Активность на семинарах фиксируется лектором и качественно оценивается по 10-балльной шкале. Это важная часть контроля успеваемости студентов, поскольку именно по семинарской активности может быть в полной мере оценен уровень подготовленности, тем более, что занятия проходят в небольших по численности группах и в условиях выезда в муниципалитеты. Студенты, не выезжающие на практические занятия в муниципалитеты, получают автоматически оценку на 2 балла ниже. Максимальная оценка, равная взвешенной доле 0,30, может быть получена при участии в практической работе (выезд в муниципалитет) и 2-х содержательных выступлениях, отмеченных оценкой «отлично». Эти выступления могут относиться к тематике эссе студента. Минимальная оценка = 0 баллов, соответствует полной пассивности студента на всех семинарах и отказах от презентации собственных эссе, ответов на вопросы, а такжде отказов от поездок. Эссе и реферат Темы эссе и реферата студент определяет из примерного списка, приводимого в программе, с условием, что эссе будет самостоятельным аналитическим или эмпирическим исследованием вопросов муниципального управления и самоорганизации местного общества на базе методологии, изложенной в лекциях, а реферат является самостоятельным аналитическим исследованием выбранной проблемы на основе анализа опубликованного текста (текстов). Темы эссе и реферата могут быть смежными. Кроме того тема может быть выбрана в соответствии с темой курсовой работы или в результате выездов в муниципалитет. Темы необходимо зарегистрировать (на первых лекциях по курсу или по электронной почте); эта тема становится приоритетной для студента и другой студент не может уже взять такую же тему. С другой стороны, тема может быть изменена или конкретизирована самим студентом по соглашению с преподавателем и при его консультации. Последний срок выбора темы эссе – четыре недели после официального начала занятий в модуле (после 4-х лекций или за 3 недели до последнего срока сдачи эссе); выбора темы реферата – две недели второго модуля занятий; после этого темы распределяются самим преподавателем. Баллы за эссе и реферат одинаковы и начисляются следующим образом. Суммарная максимальная оценка составляет 10 баллов, которые соответствуют доле 0,10 в общей взвешенной оценке. Распределение баллов по отдельным оценочным компонентам: 0-3 баллов – методологическая проработанность содержания работы, 0-3 баллов – аналитическая убедительность и эмпирическое содержание, 0-4 баллов – структурная четкость текста и логика его изложения, соответствие оформления стандартным требованиям. Считается безусловным требованием своевременная сдача эссе и реферата. Начиная со следующего после deadline календарного дня за каждый начавшийся календарный день просрочки сдачи работы "снимаются" 4 балла – вплоть до оценки 1. Таким образом, если студент сдал эссе или реферат с недельной задержкой относительно срока, и если его работа оценена преподавателем максимальным числом баллов, то он получает оценку 5 баллов, что в 10-балльной шкале соответствует 0,5 балла. Задержка со сдачей обоих видов контрольных работ приводит к снижению итоговой оценки на 1 балл. Эссе и реферат должно продемонстрировать умение студента аналитически оценивать имеющуюся научную и социально-политическую информацию (в том числе из СМИ), использовать её для системы аргументов в оригинальных концепциях, относящихся к организации управления, самоорганизации и текущему управлению местным обществом. Эссе является кратким собственным аналитическим рассуждением по выбранной теме. Реферат является анализом одного или нескольких научных текстов (статей или монографии) по выбранной теме с собственным заключением студента. Базовые требования к написанию работы. Они включают следующие обязательные компоненты (см. также методические рекомендации ФГиМУ):
Примерный объем эссе – 5-6 стр. (до 10 тысяч знаков), реферата – 8-12 стр. (до 20 тыс.зн.). Ссылки на источники как подстрочные, так и концевые (для удобства преподавателя). При форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF (тогда не засчитывается нарушение сроков сдачи текста). Однако проверяться будет только версия, представленная в печатном виде (скачать образец оформления а студенты могут со станицы автора программы). На печатной версии студент собственноручной подписью удостоверяет, что данный текст выполнено им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, бессылочного перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных). Если в ходе проверки будет обнаружен плагиат, то работа автоматически приравнивается к несданной, то есть проставляется оценка "1". Студенту в таком случае либо выставляется неудовлетворительная итоговая оценка, либо – при определённых смягчающих обстоятельствах – даётся срок для написания новой работы с учётом и сохранением всех формальных требований, включая сроки сдачи. Экзамен Экзамен проводится устно, состоит из трёх вопросов. Первый включает всестороннее обсуждение темы исследования студента, особенно проблем, логически следующих, но упущенных студентом в эссе и реферате. Второй вопрос соответствует темам данного курса и берётся преподавателем из списка вопросов, перечисленных в программе. Третий является дополнительным. Каждый вопрос оценивается максимально в 10 баллов, сумма которых (30 баллов) перевзвешивается в итоговую долю 0,30 к общей оценке активности и успеваемости студента. За успешно сданный зачёт студент может получить +1 балл максимально к итоговой оценке. Однако несданный зачёт является критическим для получения итоговой оценки, даже если по всем остальным компонентам студент набрал достаточное для положительной оценки число баллов: зачёт должен быть сдан в любом случае. Пересдача зачета и комиссия (после двух неудачных попыток) не освобождают студента/ку от обязанности представить письменную работу (эссе) не менее чем за 24 часа до начала заседания комиссии, если это не было сделано до того. Итоговая зачетная оценка формируется путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса, затем средневзвешенная оценка округляется до целых единиц по известному мягкому правилу (в пользу защищающегося). 7 Содержание дисциплины Раздел 1. Введение в курс |
Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... | Российской федерации Умк по дисциплине муниципальное управление и местное самоуправление. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины муниципальное управление и местное... Государственное и муниципальное управление, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 15. 02. 2010 г. №123 | Рабочая программа для студентов направления 081100. 68 "Государственное... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 081100. 68 "Государственное и муниципальное управление,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для магистров направления... «Государственное управление», «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной и заочной формы обучения | Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ «Государственное управление» направления «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной формы обучения | ||
Программа дисциплины «Управление образовательными системами» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Пояснительная записка : Цели и задачи дисциплины. Учебная цель дисциплины... «Государственное и муниципальное управление» Магистерская программа «Муниципальное управление и местное самоуправление» очной формы... | ||
Российской федерации Умк по дисциплине методы изучения общественного мнения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Программа дисциплины «Поведение человека в организации» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | ||
Программа дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 081100. 62 «Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | Программа дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Бюджетирование организаций» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |