Скачать 386.89 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ«Теория бюрократии и административная практика» Направление подготовки – 030200.68 «Политология» Форма подготовки очная Название школы ДВФУ: Школа региональных и международных исследований Название кафедры: кафедра политологии курс ___2____ семестр ___3_____ лекции 12 (час.) практические занятия_24_час. семинарские занятия____-___час. лабораторные работы___-____час. всего часов аудиторной нагрузки 36_ (час.) самостоятельная работа 72 (час.) реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) зачет ______-____ семестр экзамен_3_семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 542) Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры политологии«20» сентября 2012г. Заведующая (ий) кафедрой Цыганок Н.А., к.полит.н., «20» сентября 2012г. Составитель: к. филол. н., профессор Бакшин В.В. I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ _________________ (подпись) (и.о. фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой ______________________ _________________ (подпись) (и.о. фамилия) Аннотация Целью курса «Теория бюрократии и административная практика» является изучение основных концепций, объясняющих место и роль бюрократии в современном мире, а также предпосылки и последствия роста влияния администрации и административных структур на современное политическое развитие общества. К задачам курса относится изучение магистрантами различных теорий бюрократии в контексте их исторической эволюции, современных теоретических направлений в исследованиях бюрократии, методов и подходов в анализе бюрократии. Существенное внимание при изучении курса «Теория бюрократии и административная практика» уделяется анализу взаимосвязей различных концепций и законодательства о государственной службе, государственного управления в целом. В курсе показывается непосредственная связь между особенностями государственного аппарата в различных государствах и развитием теорий бюрократии в США, Великобритании, Франции, Германии и России. Курс «Теория бюрократии и административная практика» является междисциплинарным. Его содержание включает элементы социологии организаций, социологии управления, политологии, истории политических и правовых учений. В результате изучения курса «Теория бюрократии и административная практика» студенты должны знать: - основные понятия и категории, используемые с теориях бюрократии; - основные этапы развития теорий бюрократии в XIX-XX вв.; - основные современные концепции бюрократии. По итогам изучения курса студенты сдают «экзамен». В течение семестра предусматривается текущий контроль знаний в форме коллоквиума и контрольной работы. «Теория бюрократии и административная практика» – дисциплина выбора профессионального цикла в учебном плане магистра-политолога. Теория бюрократии и административная практика представлена в курсе в качестве самостоятельной политологической дисциплины, имеющей свой научный аппарат и свою методологию (совокупность определенных политологических методов). В курсе собрано воедино большое количество практических знаний об административных структурах и административной практике в России и других странах мира. Учебный курс «Теория бюрократии и административная практика» рассчитан на один учебный семестр. Содержание дисциплины включает теоретические основы теории публичной администрации и административной практики, историю развития бюрократии, анализ основных административных систем, их влияние на современные политические процессы. Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Теория политики», «Сравнительная политология», «Мировая политика», «Политическая философия», «Политическая социология», «Политическая психология», «Политические учения» и опирается на их содержание. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать: - Способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК-4) - Способность. Использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5) - Способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ОК-9) - Способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже данной науки (ОК-10) - Способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности,, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-12) - Способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности – аналитической, экспертной, консалтинговой, в сфере политических технологий (ОК-21) - Способностью и умением использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки; в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1) - Умением осмысливать новейшие тенденции и направления современной политологии (углубленное знание современных научных исследований и разработок в сфере политологии, специфики подходов к анализу политических процессов в различных национальных школах, умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам современной политической науки (ПК-5) - Способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8).
Тема 1. Предмет курса и основные понятия (2 часа). 1 Терминология. 1.2. Методы и подходы в изучении бюрократии. Тема 2. Становление теорий бюрократии в XIX – начале XX в. (2 часа). 2.1. Становление теорий бюрократии в XIX в. Тема 3. Теории бюрократии и администрирования в 1920-х – 1930-х гг. (2 часа). 3.1.Анализ бюрократии в трудах М.Вебера. 3.2. Научный менеджмент и его влияние на развитие теории бюрократии. 3.3.«Школа человеческих отношений». Тема 4. Развитие представлений о бюрократии в конце 1950-х – начале 1980-х гг. (2 часа). 4.1. Анализ реальной бюрократии в сопоставлении с идеальным типом М.Вебера. 4.2. Разработка единиц анализа практической деятельности бюрократии. 4.3. Разработка методов анализа деятельности администрации и их использование при изучении бюрократии. Тема 5. Бюрократия в представлениях политиков и ученых конца 1980-х - 1990-х гг. (2 часа). 5.1. «Новый менеджеризм» в конце 1980-х – начале 1990-х гг. 5.2. Определения «административной», «постбюрократической», «менеджериальной» революций Тема 6. Теории политических элит и политического лидерства о бюрократии. (2 часа) 6.1.Классические теории элит. 6.2. Концепции политического лидерства. 6.3. Теоретические представления о советской номенклатуре.
Практические занятия (24ч.) Интерактивные методы обучения (12ч) Занятие 1. Предмет, задачи и научные основы системы государственного управления (2 часа). Занятие с использованием интерактивных методов обучения (1ч.) -дискуссия 1. Основные научные школы государственного управления. 2. Общее понятие управления. Социальное управление. 3. Механизм соотношения исполнительной власти и государственного управления. Основные понятия темы: Система государственного управления как организация государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Предмет государственного управления – формы и методы воздействия государства на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. Непосредственное государственное управление – практическая деятельность государственных органов по реализации политики государства. Литература: 1. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 3. Глазунова Н.И. Государственное управление как система. ГУУ. – М., 2001 4. Государственное управление: основы теории и организации. Под ред. Козбаненко В.А. М.: Статут, 2002 5. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М., 2000 6. Чиркин В.Е. Государственное управление. М., Юрист. 2001 7. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М., 2005 Занятие 2. Понятие и сущность терминов «управление», «государственное управление», «исполнительная власть» (2 часа). Занятие с использованием интерактивных методов обучения (1ч.): дискуссия 1. Сущность управленческой деятельности 2. Виды форм управленческой деятельности 3. Понятие методов государственного управления 4. Классификация методов управления Основные понятия темы: Управление – процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития. Государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государственно-административное управление - вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Государственное администрирование - это собственно практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений. Государственное управление – разновидность социального управления, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти. Литература: 1. Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии)// Государство и право. – 2005. - № 3. 2. Государственное и муниципальное управление / Под ред. А.Я. Пономарева. СПб., 1997. 3. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. 4. Общая теория управления. М., 1994. 5. Осадчая Н.В. Правовая природа терминов «государственное управление» и «исполнительная власть» и их судьба в российском законодательстве // Законодательство и экономика. – 2004. - № 5. 6. Современная концепция государственного управления Россией. // Государственное управление: проблемы теории, истории, практики преподавания. Ростов-на-Дону,1993. 7. Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы / Под ред. Б.Н. Бессонова. М., 1997. 8. Токтыбеков А.Л. Теоретические основы механизма государственного управления. М., 1996. Занятие 3. Понятие и теоретические основы функциональной и организационной структуры государственного управления (2 часа). Занятие с использованием интерактивных методов обучения (1ч.):-cвободно плавающая дискуссия. 1. Процесс выдвижения целей государственного управления 2. Понятие и классификация функций государственного управления 3. Функциональная структура государственного управления 4. Организационная структура государственного управления. Основные понятия темы: Целеполагание - процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто. Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. Функции государственного управления и управленческие функции государственных органов в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Организационная структура заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления. Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата. Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, наделенными государственно-властными полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленном государством порядке. Литература: 1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. 2. Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976. 3. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987. 4. Общая теория управления. М., 1994. |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Кафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | Учебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине... Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол № | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика... | Теория и практика социальной работы Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины "Теория и практика организации... Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Практика применения дипломатического... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Теория и практика... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мггу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Теория и практика... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу | Учебно-методический комплекс дисциплины «Квантовая теория поля» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | Теория и практика научной речи спецкурс для негуманитарных специальностей... Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;... |