Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика»





Скачать 386.89 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика»
страница1/4
Дата публикации16.11.2014
Размер386.89 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«Теория бюрократии и административная практика»

Направление подготовки – 030200.68 «Политология»

Форма подготовки очная

Название школы ДВФУ: Школа региональных и международных исследований

Название кафедры: кафедра политологии

курс ___2____ семестр ___3_____

лекции 12 (час.)

практические занятия_24_час.

семинарские занятия____-___час.

лабораторные работы___-____час.

всего часов аудиторной нагрузки 36_ (час.)

самостоятельная работа 72 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ______-____ семестр

экзамен_3_семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 542)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры политологии«20» сентября 2012г.
Заведующая (ий) кафедрой Цыганок Н.А., к.полит.н., «20» сентября 2012г.

Составитель: к. филол. н., профессор Бакшин В.В.

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ _________________

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2012 г. № ______

Заведующий кафедрой ______________________ _________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Аннотация

Целью курса «Теория бюрократии и административная практика» является изучение основных концепций, объясняющих место и роль бюрократии в современном мире, а также предпосылки и последствия роста влияния администрации и административных структур на современное политическое развитие общества.

К задачам курса относится изучение магистрантами различных теорий бюрократии в контексте их исторической эволюции, современных теоретических направлений в исследованиях бюрократии, методов и подходов в анализе бюрократии. Существенное внимание при изучении курса «Теория бюрократии и административная практика» уделяется анализу взаимосвязей различных концепций и законодательства о государственной службе, государственного управления в целом. В курсе показывается непосредственная связь между особенностями государственного аппарата в различных государствах и развитием теорий бюрократии в США, Великобритании, Франции, Германии и России.

Курс «Теория бюрократии и административная практика» является междисциплинарным. Его содержание включает элементы социологии организаций, социологии управления, политологии, истории политических и правовых учений.

В результате изучения курса «Теория бюрократии и административная практика» студенты должны знать:

- основные понятия и категории, используемые с теориях бюрократии;

- основные этапы развития теорий бюрократии в XIX-XX вв.;

- основные современные концепции бюрократии.

По итогам изучения курса студенты сдают «экзамен». В течение семестра предусматривается текущий контроль знаний в форме коллоквиума и контрольной работы.

«Теория бюрократии и административная практика» – дисциплина выбора профессионального цикла в учебном плане магистра-политолога.

Теория бюрократии и административная практика представлена в курсе в качестве самостоятельной политологической дисциплины, имеющей свой научный аппарат и свою методологию (совокупность определенных политологических методов). В курсе собрано воедино большое количество практических знаний об административных структурах и административной практике в России и других странах мира.

Учебный курс «Теория бюрократии и административная практика» рассчитан на один учебный семестр.

Содержание дисциплины включает теоретические основы теории публичной администрации и административной практики, историю развития бюрократии, анализ основных административных систем, их влияние на современные политические процессы.

Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Теория политики», «Сравнительная политология», «Мировая политика», «Политическая философия», «Политическая социология», «Политическая психология», «Политические учения» и опирается на их содержание.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать:

- Способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК-4)

- Способность. Использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5)

- Способностью демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ОК-9)

- Способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже данной науки (ОК-10)

- Способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности,, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-12)

- Способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности – аналитической, экспертной, консалтинговой, в сфере политических технологий (ОК-21)

- Способностью и умением использовать на уровне требований, предъявляемых к выпускнику магистратуры, полученные знания и навыки по политической философии, новейшим тенденциям и направлениям современной политологии, философии и методологии политической науки; в научных исследованиях политических процессов и отношений, в анализе и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1)

- Умением осмысливать новейшие тенденции и направления современной политологии (углубленное знание современных научных исследований и разработок в сфере политологии, специфики подходов к анализу политических процессов в различных национальных школах, умение участвовать в научных дискуссиях по актуальным проблемам современной политической науки (ПК-5)

- Способностью свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной политологической информации (в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры) для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8).



  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (12ч.)

Тема 1. Предмет курса и основные понятия (2 часа).

1 Терминология.

1.2. Методы и подходы в изучении бюрократии.
Тема 2. Становление теорий бюрократии в XIX – начале XX в. (2 часа).

2.1. Становление теорий бюрократии в XIX в.
Тема 3. Теории бюрократии и администрирования в 1920-х – 1930-х гг. (2 часа).

3.1.Анализ бюрократии в трудах М.Вебера.
3.2. Научный менеджмент и его влияние на развитие теории бюрократии.

3.3.«Школа человеческих отношений».
Тема 4. Развитие представлений о бюрократии в конце 1950-х – начале 1980-х гг. (2 часа).

4.1. Анализ реальной бюрократии в сопоставлении с идеальным типом М.Вебера.

4.2. Разработка единиц анализа практической деятельности бюрократии.

4.3. Разработка методов анализа деятельности администрации и их использование при изучении бюрократии.
Тема 5. Бюрократия в представлениях политиков и ученых конца 1980-х - 1990-х гг. (2 часа).

5.1. «Новый менеджеризм» в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

5.2. Определения «административной», «постбюрократической», «менеджериальной» революций
Тема 6. Теории политических элит и политического лидерства о бюрократии. (2 часа)

6.1.Классические теории элит.

6.2. Концепции политического лидерства.

6.3. Теоретические представления о советской номенклатуре.



  1. Структура и содержание практической части курса (24ч.)


Практические занятия (24ч.)

Интерактивные методы обучения (12ч)
Занятие 1. Предмет, задачи и научные основы системы государственного управления (2 часа).

Занятие с использованием интерактивных методов обучения (1ч.) -дискуссия

1. Основные научные школы государственного управления.

2. Общее понятие управления. Социальное управление.

3. Механизм соотношения исполнительной власти и государственного управления.
Основные понятия темы:

Система государственного управления как организация государственного управления социально-экономическими процессами в обществе. Предмет государственного управления – формы и методы воздействия государства на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. Непосредственное государственное управление – практическая деятельность государственных органов по реализации политики государства.
Литература:

1. Пикулькин А.В. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

3. Глазунова Н.И. Государственное управление как система. ГУУ. – М., 2001

4. Государственное управление: основы теории и организации. Под ред. Козбаненко В.А.

М.: Статут, 2002

5. Атаманчук Г.В. Государственное управление. М., 2000

6. Чиркин В.Е. Государственное управление. М., Юрист. 2001

7. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М., 2005
Занятие 2. Понятие и сущность терминов «управление», «государственное управление», «исполнительная власть» (2 часа).

Занятие с использованием интерактивных методов обучения (1ч.): дискуссия
1. Сущность управленческой деятельности

2. Виды форм управленческой деятельности

3. Понятие методов государственного управления

4. Классификация методов управления
Основные понятия темы:

Управление – процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития. Государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы.

Государственно-административное управление - вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Государственное администрирование - это собственно практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.

Государственное управление – разновидность социального управления, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти.

Литература:

1. Алиуллов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии)// Государство и право. – 2005. - № 3.

2. Государственное и муниципальное управление / Под ред. А.Я. Пономарева. СПб., 1997.

3. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

4. Общая теория управления. М., 1994.

5. Осадчая Н.В. Правовая природа терминов «государственное управление» и «исполнительная власть» и их судьба в российском законодательстве // Законодательство и экономика. – 2004. - № 5.

6. Современная концепция государственного управления Россией. // Государственное управление: проблемы теории, истории, практики преподавания. Ростов-на-Дону,1993.

7. Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы / Под ред. Б.Н. Бессонова. М., 1997.

8. Токтыбеков А.Л. Теоретические основы механизма государственного управления. М., 1996.
Занятие 3. Понятие и теоретические основы функциональной и организационной структуры государственного управления (2 часа).

Занятие с использованием интерактивных методов обучения (1ч.):-cвободно плавающая дискуссия.
1. Процесс выдвижения целей государственного управления

2. Понятие и классификация функций государственного управления

3. Функциональная структура государственного управления

4. Организационная структура государственного управления.

Основные понятия темы:

Целеполагание - процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто. Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Функции государственного управления и управленческие функции государственных органов в совокупности и взаимодействии друг с другом образуют сложную, многоуровневую функциональную структуру государственного управления. Организационная структура заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления.

Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата. Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, наделенными государственно-властными полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленном государством порядке.
Литература:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997.

2. Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976.

3. Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

4. Общая теория управления. М., 1994.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconКафедра немецкого языка теория и практика перевода учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Теория и практика перевода» с другими дисциплинами специальности 050303. 65-Иностранный...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине...
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол №
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconТеория и практика социальной работы
Теория и практика социальной работы Федулова А. В. Учебно-методический комплекс. М.: Мгу, 2009
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины "Теория и практика организации...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ»
Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практика применения дипломатического...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Теория и практика...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мггу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Теория и практика...
Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Квантовая теория поля»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconТеория и практика научной речи спецкурс для негуманитарных специальностей...
Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» (031201. 65), «Перевод и переводоведение» (031202. 65), «Теория и практика...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина
Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск