1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах





Название1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах
страница1/16
Дата публикации19.11.2014
Размер2.27 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

1.

Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 1998. С. 5-9.
ВВЕДЕНИЕ
После пяти лет работы проекта "Урегулирование конфликтов в постсоветских государствах" Сеть этнологического мониторинга начинает новую серию ежегодных докладов о состоянии межэтнических отношений и конфликтов в пост-советских государствах. Этот анализ основан на исследованиях и экспертных оценках участников Сети в течение 1998 г. и охватывает только те страны и регионы, по которым были представлены материалы. Поэтому доклад не носит всеохватывающего характера. Однако в нем нашли отражение значительные тенденции и острые ситуации на территории бывшего СССР. Особое внимание в докладе уделено Северному Кавказу, хотя в настоящее время Институт этнологии и антропологии РАН совместно с Московским центром Карнеги и при содействии Миротворческой миссии на Северном Кавказе готовит специальный экспертный доклад "Пути мира на Северном Кавказе", который будет представлен в июле 1999 г.

Авторы разделов доклада излагают собственные оценки, прогнозы и рекомендации. Методология прикладных этнологических и конфликтологических исследований пока развита недостаточно, и этот опыт будет совершенствоваться в последующих докладах Сети. Тем не менее, данный доклад содержит богатый материал и выводы, которые могут быть полезны для многих, кто взаимодействует со сферой межэтнических отношений и с проблемами урегулирования конфликтов. В нашем введении мы изложим наиболее общие проблемы и итоги 1998 г., имея в виду и более давние события.
Нет новых конфликтов, но не разрешены и старые. После окончания войны в Чечне в августе 1996 г. на территории бывшего СССР не произошло новых вооруженных конфликтов. Это свидетельствует о том, что опыт предыдущих насильственных сценариев оказался бесперспективным и что государства и общества приобретают волю и механизмы предотвращать открытые конфликты. Ситуация летом 1998 г. в Дагестане, когда вооруженные полукриминальные группы вполне могли спровоцировать полномасштабный конфликт, в конечном итоге, благодаря совместным усилиям республиканских и федеральных властей, была взята под контроль, и в отношении инициаторов насилия были предприняты достаточно жесткие меры. В сентябре резко обострилась ситуация в Пригородном районе Северной Осетии; и без того затянувшийся процесс возвращения беженцев-ингушей в места своего проживания был прерван, но эскалации насилия не произошло. Новый вооруженный конфликт мог возникнуть в Таджикистане в результате воздействия гражданской войны в Афганистане и продолжающегося соперничества оппозиционных сил и правительства. Однако установка на гражданский мир начинает укрепляться в этой стране, а присутствие российских пограничных сил препятствует внешней дестабилизации.

Отсутствие новых конфликтов свидетельствует о том, что болезненные последствия распада СССР и становления новых государств начинают снижать свое негативное воздействие. Групп и лидеров, готовых прибегать к насилию при разрешении конфликтных ситуаций или для достижения своих политических и других целей, становится все меньше. Поскольку цена, заплаченная в предыдущих конфликтах, оказалась непомерной, а цель осталась фактически не достигнутой, на подобные варианты уже мало кто способен решиться. Хотя во внешнем мире и в среде диаспорных групп сохраняется откровенный интерес к вооруженным сценариям, особенно если он связан с дальнейшей дезинтеграцией постсоветского пространства.

В 1998 г. не произошло радикальных перемен в ситуациях со всеми ранее произошедшими конфликтами. Однако позитивная динамика наблюдалась в переговорах и в миротворческих усилиях по Приднестровью, Карабаху, Южной Осетии и Абхазии. К сожалению, ни в одном из случаев не удалось выйти на крупные миротворческие решения, особенно по двум наиболее трудным вопросам: возвращение вынужденных переселенцев и определение политического статуса сепаратистских регионов.

Крайне сложной оставалась ситуация в Чечне и вокруг нее: не было реальных переговоров и процесса восстановления, усилились внутричеченские распри и продолжался исход населения из республики, вооруженный сепаратистский режим откровенно дестабилизировал положение на всем Северном Кавказе.
Межэтнические отношения. Заметной тенденцией 1998 г. было общее ослабление межэтнической напряженности в постсоветских государствах. Этому способствовали скромные успехи в экономике (несмотря на жестокий финансовый кризис) и растущая ориентация людей на социальное обустройство вместо манифестных форм политического поведения. Это особенно было заметно в российских республиках Волго-Уральского региона и Сибири, где радикальный этнонационализм пошел на спад и где начинает возобладать политическая прагматика, включающая жесткий торг с федеральным центром и отстаивание социально-экономических интересов во имя всего населения республик. Пожалуй, только в Башкирии не ослабевают этнократические установки правящей башкирской элиты, но долго удерживать эту ситуацию башкирское меньшинство не сможет и ему придется договариваться о паритете с татарской и русской общинами, не дожидаясь, пока две последние солидарно "переголосуют" башкир, как бы этому ни препятствовало местное законодательство.

Острые ситуации возникали в Бурятии и Калмыкии, но власти и население не позволили им перерасти в масштабную конфронтацию. Безусловно положительную роль играли выборы (президентские и парламентские) в ряде российских республик, хотя нарушения демократических норм создавали временную напряженность.

Позитивное воздействие на общий климат межэтнических отношений оказал принятый в 1996 г. закон "О национально-культурной автономии", позволивший многим этническим общинам и их лидерам оформляться организационно для отстаивания своих культурных запросов и политических интересов. В 1998 г. у национально-культурные автономии возникли в крупных городах и в ряде российских регионов. В то же время, предусмотренная законом финансовая поддержка НКА государством (в форме прямого финансирования, льготного кредитования и налогообложения) порождает иллюзию того, что государство должно оплачивать гражданам реализацию их права на этническую самоидентификацию. При этом закон не предлагает принципов или механизмов финансовой поддержки НКА, предоставляя чиновнику право решать вопросы об объемах и адресатах финансирования, что таит в себе угрозу коррупции. Борьба за получение финансовых дотаций порождает конкуренцию как между лидерами НКА, представляющими одну этническую группу, так и между лидерами НКА, представляющими различные этнические общности. Такая конкуренция содержит угрозу возникновения внутриэтнических и межэтнических конфликтов.

Несмотря на то, что федеральные организационные структуры, отвечающие за этническую политику, пережили неблагоприятные времена и неудачные преобразования (уход авторитетного министра В.А. Михайлова и реорганизация Миннаца), общая установка федерального центра на договоренности и на укрепление государственных начал сохранилась. Это помогло избежать драматических коллизий в отношениях с республиками.

Серьезной негативной тенденцией было дальнейшее отчуждение Северного Кавказа (особенно Чечни и чеченцев) от остальной России. Попытки выработать новые подходы к государственной политике в северокавказском регионе закончились эмоциональной риторикой и поверхностными рекомендациями.

В странах Балтии уменьшилась напряженность в отношениях между доминирующими этническими группами и частью населения, которое неправомерно было исключено из гражданства и продолжает подвергаться разным формам дискриминации. Этому способствовали небольшие послабления в законодательствах Латвии и Эстонии и улучшающийся диалог между основными общинами. Неизбежное признание нулевого принципа гражданства (и, возможно, введение официального двуязычия) поможет этим странам нейтрализовать существующий глубокий конфликт и укрепить суверенитет и безопасность больше, чем любые международные структуры и военно-политические союзы.

В Украине и Молдавии ослабли или исчезли жесткие установки на "украинизацию" и "румынизацию" населения и все больше интереса проявляется к доктринам и принципам общегражданского государство-строительства. Радикальные националисты уже не задают тон в этих странах и не раздражают русские и другие "нетитульные" общины, которые стараются полноправно интегрироваться в новые политические сообщества. Принятие в этих странах официального двуязычия (украиснко-русского и молдавско-русского) могло бы значительно улучшить ситуацию с правами и запросами русскоязычной части населения (тех, кто говорит на русском языке), которое составляет около половины граждан этих государств.

В странах Средней Азии межэтнические отношения и противоречия как бы отошли на второй план по причине утвердившихся там жестких политических режимов и установок на экономическую модернизацию. Но регион Ферганской долины остается узлом серьезнейших противоречий и потенциальных конфликтов. В Казахстане нерешенная проблема справедливого политического представительства и социально-культурного статуса русского населения также лишь на время ушла с политической арены. Хотя, возможно, казахский этнонационализм уже бесповоротно задавил надежды и претензии "нетитульных" казахстанцев на достойный статус в собственном государстве. Продолжавшаяся в 1998 г. эмиграция русских из страны соответствует этому сценарию.

В Закавказье, где не разрешены состоявшиеся вооруженные конфликты, уже нет новых клиентов для радикальных действий. В Армении, где нет как таковых "межэтнических отношений" из-за изгнания азербайджанцев, наметился трудный процесс переоценки карабахской стратегии, хотя вложенные эмоции и мощная инерция национализма принесли в жертву президента Тер-Петросяна. В Грузии сохранялся хрупкий баланс конфликтующих сторон, который мало кого удовлетворяет, но удерживает от войны. Грузин продолжают консолидировать проблема большого числа внутренних беженцев из Абхазии и стойко сохраняющаяся психология советского меньшинства, которая выражается в поиске врагов в России и внешних виновников собственных проблем. Авторитарный режим в Азербайджане и его увлеченность мировыми нефтепроектами оставили мало политического пространства для межэтнического диалога в этой стране. Экономика и геополитика работают на Азербайджан в решении Карабахского конфликта, но не настолько, чтобы начинать новую войну за отвоевывание контролируемой армянами территории. Имея пока основным источником существования населения заработки азербайджанцев в России, эта страна, тем не менее, проводит антироссийскую линию в поддержке чеченского сепаратизма и дагестанских экстремистов.
Проблемы ксенофобии и экстремизма. В 1998 г. в России накапливались проблемы, связанные с ростом шовинизма, ксенофобии и религиозного экстремизма. Финансовый кризис, смена правительств и обострение борьбы за власть вызвали социальную напряженность и активизацию ультра-националистических сил. Хотя верхушечная затея с государственным реестром казачества провалилась, именно среди этой части населения широко распространились антисемитизм и антииммигрантские настроения. Особенно это проявилось в южно-российских регионах, где население больше всего страдает от преступников из Чечни и от плохо контролируемого потока вынужденных переселенцев. На почве шовинизма соединились ряды ультра-националистических групп и части коммунистической оппозиции. В перспективе эта тенденция может резко ухудшить межэтнические отношения в стране, спровоцировав угасающий радикализм националистов в этно-территориальных автономиях.

В 1998 г. впервые заявил о себе как реальная угроза гражданскому миру религиозный экстремизм исламского толка (ваххабизм). Выпестованный и вооруженный зарубежными силами, особенно саудовскими арабами, ваххабизм создал ряд опорных пунктов в Чечне и в Дагестане. Именно эти группы организовывали наиболее дерзкие террористические акты нападения на представителей власти и население, а также захваты заложников. Властям пока не удалось найти эффективные меры противодействия этой силе.

Экстремизм распространяется и как форма прикрытия откровенно криминальной деятельности или как средство устрашения или устранения политических противников. Это вызвано общим ослаблением правопорядка, но самое главное—массовым распространением огнестрельного оружия среди гражданского населения.
Демографическая ситуация и миграции.* На территории бывшего СССР повсеместно отмечается снижение темпов прироста населения в результате снижения рождаемости, роста смертности и эмиграции населения. Национализм и плохая наука однозначно трактуют снижение численности населения государства или этнической общности как негативное явление и даже как "геноцид народа". В 1998 году эти проблемы были в центре публичных дискуссий в России и в ряде других стран. Однако что действительно является негативным, так это резкие изменения состава населения, вынужденные перемещения людей, дискриминация беженцев и мигрантов. К этому же разряду проблем относится проблема возвращения беженцев в места своего недавнего пребывания.

Для России—это прежде всего скопление беженцев и вынужденных переселенцев в Ингушетии и Северной Осетии, создающее экстремальную нагрузку на депрессивную экономику и слабо развитую инфраструктуру этих субъектов федерации и осложняющее отношения между ними. Огромную проблему представляют вынужденные переселенцы из Чечни (почти половина населения республики), выплата компенсаций которым угрожает затянуться на долгие годы ввиду недостатка средств в государственном бюджете. Социальная адаптация большинства мигрантов этой категории затруднена посттравматическим стрессом, требующим медико-психологической помощи.

Криминализации обстановки в стране и росту антииммигрантских настроений способствуют нелегальная миграция (в том числе транзитная), а также интенсивный приток представителей северокавказских и закавказских народов в южнороссийские области.

В Украине имеет место неблагоприятное сочетание отрицательного естественного прироста и миграционного оттока населения. В 1998 г. зрела серьезная проблема крымских татар, возвратившихся после депортации: большинство из них не являются до сих пор гражданами Украины, не обеспечены жильем и работой. Регулярные массовые выступления крымских татар с требованиями национальной автономии и компенсации материального ущерба от депортации серьезно дестабилизируют обстановку в Крыму.

В государствах Закавказья число вынужденных переселенцев, беженцев и временных эмигрантов фактически не уменьшается. Огромное количество беженцев и перемещенных лиц (до 10% населения стран), сконцентрировано в палаточных лагерях и общественных зданиях и живет за счет гуманитарной помощи или случайных заработков. В Закавказье продолжается массовый выезд молодых трудоспособных мужчин, что нарушает демографическую структуру населения;

В Казахстане эмиграцию русских не в состоянии компенсировать ни естественный прирост населения, ни репатриация казахов из Монголии, Ирана, Афганистана и стран СНГ. Для Таджикистана остается проблема нелегальной афганской миграции и проблема обеспечения жильем и работой возвращающихся беженцев и перемещенных лиц. В Киргизии и Узбекистане выезд квалифицированных специалистов ухудшил ситуацию в промышленности, здравоохранении, науке и образовании.

В странах Балтии больше всего сокращалось население. Причем, более низкая рождаемость и более высокая эмиграция среди титульных жителей делают недостижимой цель местных националистов "исправить" межэтнический баланс в пользу так называемых "коренных наций". Более того, возникает потребность импорта рабочей силы, как это было и в советские времена.

Существует общая демографическая тенденция для всех или большинства постсоветских государств. Это сокращение интенсивности миграционного обмена между ними, свидетельствующее о дальнейшем ослаблении межгосударственных связей; неблагоприятные социально-экономические последствия миграционных процессов, связанные с повсеместным замещением выезжающего более образованного и квалифицированного населения уступающими ему по этим показателям населением. Результатом совершившегося миграционного обмена стало повышение этнической однородности населения вовлеченных в этот процесс постсоветских государств за исключением Украины, Белоруссии и России.

Августовский кризис в России заметно снизил ее привлекательность как страны иммиграции. В сочетании с исчерпанностью в значительной мере миграционного потенциала русского населения многих стран СНГ это может заметно сократить приток в РФ. В 1998 г. в ряде областей уже произошло снижение численности прибывающих. Вероятно также, что наметившееся в последние два года некоторое улучшение ситуации с естественным воспроизводством населения сохранится и в будущем.
Гражданские институты и миротворческая деятельность. В обеспечении межэтнического согласия и в урегулировании конфликтов все более заметную роль начинали играть неправительственные организации и другие институты гражданского общества. Провоцирующие напряженность организации типа Конфедерации народов Кавказа сходят с политической арены. Так называемые "национальные движения" от имени отдельных этнических групп также заметно утратили свои позиции и влияние. Главная причина—этно-националистические организации фактически никогда не были глашатаями межэтнического согласия и предотвращения конфликтов. Наоборот, в ряде случаев они выступают с деструктивных позиций, как это имеет место с осетинской организацией Стыр Ныхас по отношению к усилиям северо-осетинских и ингушских властей преодолеть последствия конфликта.

На смену начинают приходить гражданские объединения и НПО, ставящие целью достижение мира и согласия. Такие союзы и коалиции создаются в регионах и, возможно, в будущем распространятся на уровень местных сообществ, которые пока беззащитны перед внешними манипуляторами и во всем уповают только на дальние власти. В 1998 г. была создана Миротворческая миссия на Северном Кавказе с отделениями во всех субъектах федерации. Более сдержанно и ответственно начинает вести себя интеллигенция, чаще ставя миротворческие цели вместо пустой идеологии "национального возрождения". Осенью 1998 г. в Пятигорске прошел конгресс "Мир на Кавказе через образование, языки и культуру". Прошли встречи молодых миротворцев Кавказского региона.

Все более уверенно заявляют о себе неправительственные организации и в решении проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Силами НПО в регионах развернута сеть юридических приемных, где консультируют вынужденных переселенцев, а в случае необходимости адвокаты защищают их интересы в суде. Эта деятельность способствует повышению правовой культуры общества. Неправительственные организации участвуют и в формировании миграционной политики. В ряде регионов местные переселенческие организации принимали участие в создании миграционных программ, взаимодействуя с территориальными органами власти. В апреле в Москве состоялся Второй форум переселенческих организаций России, одним из результатов которого стало заключение соглашения о сотрудничестве Форума и Федеральной миграционной службы. Форум объединяет сегодня более 160 переселенческих организаций, около 50 из которых вошли в его состав в 1998 г. В декабре создан Совет переселенческих организаций при Председателе Государственной Думы РФ. Российские переселенческие НПО стали надежными партнерами таких международных организаций, как УВКБ ООН, МОМ, Красный крест.
* Два последних раздела написаны при участии Е. Филипповой
В. Тишков


2.

Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, 1999. С. 5-13.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПрограмма дисциплины «специфика проведения реформ в постсоветских...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистров по направлению 40. 04. 01
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПрограмма дисциплины «специфика проведения реформ в постсоветских...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистров по направлению 40. 04. 01
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПрограмма дисциплины «Cпецифика проведения реформ в постсоветских...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистров по направлению 40. 04. 01
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconМаксим Музафаров елц святой Екатерины г. Казани
Конфликты и противоречия сопровождают нас всю жизнь: напр., внутренние противоречия, т е конфликт с самим собой; конфликты с окружающими...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПрограмма дисциплины «специфика проведения реформ в постсоветских...
...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПрограмма дисциплины «специфика проведения реформ в постсоветских...
...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconЭтнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах европейской периферии
Охватывают и объяснение политик Социологические теории зарубежных ученых синтезируются с наработками советского и постсоветского...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconКорпоративные конфликты и конфликты интересов
Общие научные исследования не приводят к четкому формулированию принципов, к необходимой детализации
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconКонспект урока Конфликты в обществе Автор урока: Ворсунова Ирина...
М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2009, -192 с. (§ 23). На уроке используются отдельные ресурсы эуп №42 «Обществознание 8-11 классы....
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconАннотация к рабочей программе дисциплины
Понятие и социально-психологические функции конфликта. Внутриличностные и межличностные конфликты. Объективные и субъективные предпосылки...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает темы «Общество как развитая система социальных отношений», «Общественные институты», «Социальные группы и внутригрупповые...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconУтверждаю декан юридического факультета
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПрограмма курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconУчебно-методический комплекс по дисциплине: конфликтология специальности:...
История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта....
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах iconПоложения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции...
Всё это положительным образом сказалось на общей ситуации с обеспечением прав человека, поскольку были устранены многие конфликты,...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах icon«Международный коммерческий арбитраж» «International Commercial Arbitration»...
М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2009, -192 с. (§ 23). На уроке используются отдельные ресурсы эуп №42 «Обществознание 8-11 классы....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск