Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных»





НазваниеМетодические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных»
страница1/38
Дата публикации20.11.2014
Размер6 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра педиатрии ИПО


СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
для специальности Педиатрия

клиническая интернатура


Красноярск

2012

УДК 616-053.2

ББК

С
Сборник методических рекомендаций для обучающихся к практическим занятиям для специальности Педиатрия (клиническая интернатура) / сост. Т.Е.Таранушенко, Н.Г. Киселева, Е.Ю. Емельянчик, Г.П. Мартынова, М.Ю. Галактионова, В.Н. Панфилова, С.И. Устинова, Б.Г. Макарец, Е.П. Кириллова, С.В. Бычковская, А.В. Моргун, А.В. Гордиец, Е.А. Педанова. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – 398с.

Составители:

- д.м.н. профессор Таранушенко Т.Е.

- к.м.н. доцент Киселева Н.Г.

- д.м.н. профессор Емельянчик Е.Ю.

- д.м.н. профессор Мартынова Г.П.

- д.м.н. доцент Галактионова М.Ю.

- д.м.н. доцент Панфилова В.Н.

- к.м.н. доцент Устинова С.И.

- к.м.н. доцент Макарец Б.Г.

- к.м.н. доцент Кириллова Е.П.

- к.м.н. доцент Бычковская С.В.

- к.м.н. ассистент Моргун А.В.

- к.м.н. ассистент Гордиец А.В.

- к.м.н. ассистент Педанова Е.А.

Сборник методических рекомендаций к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГТ к структуре ОП ППО (интернатура), основной профессиональной образовательной программой послевузовского профессионального образования (для клинических интернов) (2012г.) и СТО 4.2.16-12. Выпуск 1.


Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).


КрасГМУ

2012г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра педиатрии ИПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
для специальности Педиатрия

клиническая интернатура

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1
ТЕМА: «Перинатальные поражения ЦНС у новорожденных»
Индекс темы/элемента/подэлемента: ОД.И.01.1.2


Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 9 от «28» апреля 2012 г.

Заведующий кафедрой

д.м.н. профессор Таранушенко Т.Е.
Составители:

к.м.н., доцент Устинова С.И.

Красноярск

2012

  1. Занятие №1

Тема: «Перинатальные поражения ЦНС у новорожденных».

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы. Среди причин перинатальных поражений головного мозга ведущее место занимают гипоксия (внутриутробная и интранатальная), а также механическая травматизация ребенка в процессе родов. В структуре причин перинатальной патологии ЦНС включены инфекционные, токсические, наследственные и другие факторы. Тяжелые гипоксически-ишемические и гипоксически-травматические энцефалопатии могут заканчиваться фатально или же после них остаются тяжелые органические последствия, которые обусловливают инвалидизацию детей. Профилактика, ранняя диагностика и адекватное лечение перинатальных энцефалопатий способствуют снижению перинатальной заболеваемости и смертности.

4. Цели обучения.

общая: обучающийсядолжен обладать общекультурными (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4) и профессиональными компетенциями (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11).

учебная:

обучающиеся должны знать:

    • причины (факторы риска) пренатальных и перинатальных повреждений ЦНС

    • пренатальные повреждения ЦНС (наследственные нарушения метаболизма, хромосомные болезни, врожденные аномалии развития)

    • клинические проявления, пренатальную и постнатальную диагностику, роль определения α-фетопротеина, ядерно-магнитного резонанса (ЯМР), компьютерной томографии (КТ), нейросонографии (НСГ) данной патологии.

    • дифференциальный диагноз, профилактику, лечение и прогноз пренатальных повреждений ЦНС

    • перинатальные повреждения ЦНС гипоксического и травматического генеза

    • классификацию, клинические проявления в остром и восстановительном периодах

    • основные синдромы восстановительного периода

    • диагностику, дифференциальную диагностику, прогноз и современные методы лечения гипоксически-ишемической энцефалопатии

    • неотложную помощь при перинатальных повреждениях ЦНС

обучающиеся должны уметь:

    • самостоятельно осуществить туалет новорожденных детей и правильно провести уход за ними

    • оценить физическое развитие новорожденных детей

    • исследовать неврологический статус новорожденного ребенка

    • оценить нервно-рефлекторную деятельность новорожденного ребенка и определить степень зрелости психомоторного развития по оценочным таблицам

    • правильно интерпретировать данные клинико-лабораторных исследований новорожденного ребенка

    • обследовать новорожденного ребенка по органам и системам

    • диагностировать гипоксически-ишемическую энцефалопатию у новорожденных детей

    • назначить адекватную терапию детям с гипоксически-ишемической энцефалопатией

    • оказать неотложную помощь при судорожном синдроме

обучающийся должен владеть:

    • навыками осмотра новорождённого ребёнка

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний: индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.

5.2. Основные понятия и положения темы.

Среди заболеваний нервной системы в детском возрасте 50% имеют начало в неонатальном периоде, являются частой причиной инвалидности. В то же время, достаточно часто имеет место гипердиагностика данной патологии. В связи с этим, изучение причинных факторов, особенностей клинической картины и методов диагностики является важным разделом неонатологии. Асфиксия в родах - частое и грозное перинатальное осложнение. Ежегодно в мире 4 млн детей рождаются в асфиксии, 840 тыс. из них умирают, еще столько же в дальнейшем имеют стойкие нарушения функциональной деятельности цетральной нервной системы (ЦНС). Она занимает одно из первых мест в структуре перинатальной смертности среди доношенных детей (около 19 %). У выживших детей перинатальная асфиксия может в будущем стать причиной развития детского церебрального паралича (ДЦП), олигофрении, эпилепсии, задержки психомоторного развития. По данным американских авторов, в зависимости от гестационного возраста число подвергшихся асфиксии детей составляет от 10 до 60 %, четверть из них впоследствии имеют стойкий неврологический дефицит. За период с начала 1980-х гг. и по настоящее время достигнут значительный прогресс в изучении патофизиологических и патогенетических механизмов, лежащих в основе развития тех или иных форм гипоксически-ишемических поражений ЦНС у новорожденных детей различного гестационного возраста. С учетом имеющихся данных ведется активный поиск оптимальных подходов к тактике ведения новорожденных с высоким риском развития гипоксически-ишемических церебральных повреждений. С некоторой долей условности можно выделить два основных направления, в рамках которых решается данная проблема:

  1. Использование специфических церебропротекторов как антенатально, так и в постнатальном периоде.

  2. Совершенствование технологии выхаживания.

Наибольшее количество исследований по указанной проблеме ведется в двух направлениях:

  1. Антенатальная медикаментозная церебропротекция или превентивная защита мозга новорожденных из «группы высокого риска по развитию гипоксически-ишемического поражения ЦНС».

  2. Ранняя постнатальная церебропротекция у новорожденных, перенесших тяжелую асфиксию.

Кроме того, во многих работах используются различные сочетания этих подходов. Выбор того или иного препарата, используемого для антенатальной профилактики гипоксически-ишемической энцефалопатии, помимо потенциальной токсичности в отношении организма матери и незрелого организма развивающегося плода, определяется и такими факторами, как способность проникать в терапевтических концентрациях через маточно-плацентарный и гематоэнцефалический (ГЭБ) барьеры, профиль безопасности, взаимодействие с другими медикаментами. Наиболее трудноразрешимой проблемой на сегодня является адекватность диагностических методик, используемых для выявления, верификации и оценки тяжести антенатальной гипоксии непосредственно в клинической практике. В результате более чем 20-летних поисков в качестве достаточно перспективных церебропротекторов сегодня рассматривается весьма ограниченное число препаратов. Хорошо известно, что целый ряд вазоактивных лекарственных средств, объединенных в группу токолитических препаратов на основании их способности снижать тонус мускулатуры матки, оказывают благоприятное воздействие на интенсивность маточно-плацентарного кровотока и тем самым способствуют устранению или уменьшению тяжести как внутриутробной хронической, так и острой интранатальной гипоксии, однако их применение достаточно часто сопровождается побочными эффектами, связанными с их бета-адреномиметической активностью (тремор, рвота, тахикардия). Почти полностью лишены выраженных побочных эффектов используемые в качестве токолитической терапии препараты магния (магния сульфат, магния карбонат, Магне В6, Магнерот и др.). Церебропротекторный эффект магния обсуловлен его конкурентным антогонизмом по отношению к ионизированному Ca2+, действие которого, в условиях гипоксии-ишемии и последущей постишемической церебральной реперфузии, запускает целый каскад патохимических реакций, итогом которых является развитие ишемических инсультов. Высокая эффективность использования препаратов магния с целью антенатальной церебропротекторной терапии подтверждается данными катамнестического наблюдения за недоношенными детьми с экстремально низкой массой тела. В группе детей, матерям которых препараты магния вводились в качестве токолитических средств для предотвращения преждевременных родов, частота развития тяжелой и среднетяжелой формы ДЦП была в 5 и более раз ниже, чем при применении других препаратов. Нейропротекторный эффект магния проявлялся независимо от различий в течение беременности, родов и заболеваний раннего детства. В значительном числе публикаций последнего десятилетия описывается достаточно отчетливый церебропротекторный эффект барбитуратов (тиопентал натрия, пентобарбитал натрия, фенобарбитал) при их использовании в антенатальной профилактике гипоксии и асфиксии. Считается, что в основе протекторного действия барбитуратов лежит их способность уменьшать скорость метаболизма клеток нервной ткани и, соответственно, потребность в кислороде и интенсивном кровоснабжении. Однако широкое использование барбитуратов огранчено их угнетающим воздействием на дыхательный центр, особенно у недоношенных новорожденных. Кроме того, имеются катамнестические данные, свидетельствующие о различных отклонениях в темпах нервно-психического развития у детей, которым проводилась достаточно длительная терапия барбитуратами. К препаратам, повышающим резистентность мозга к различным повреждающим воздействиям (в первую очередь к гипоксии), обеспечивающим экономный обмен в тканях мозга, необходимый для поддержания его функций в различных стрессовых ситуациях, относятся ноотропы (гамма-аминомасляная кислота, оксибутират натрия, пирацетам, пиритинол, пантогам, фенибут и др.). У каждого из этих препаратов механизмы действия имеют свои особенности, однако их объединяет определенное сходство химической структуры (гамма-аминомасляная кислота и ее производные), а также способность оптимизировать метаболизм в клетках нервной ткани. Вопрос о возможности применения ноотропов в качестве церебропротекторов при гипоксии-ишемии изучается с середины 1970-х гг. Первоначальный энтузиазм, сопрововождавший эксперементальные и клинические работы в начале 1980-х гг., сменился к настоящему времени осторожным и взвешенным подходом. Тем не менее в отечественной неонатологии продолжается интенсивное изучение протекторных свойств ноотропов. Одним из наиболее ярких и хорошо изученных представителей класса ноотропных препаратов является пирацетам. По данным И.В. Сиротиной (1992), использование пирацетама при беременности в комплексном лечении хронической внутриутробной гипоксии в дозе 50-100 мг/кг, а затем в процессе родов в дозе 100-200 мг/кг оказало выраженный терапевтический эффект и позволило в 2 раза снизить частоту рождения детей в тяжелой асфиксии, улучшить течение раннего неонатального периода, в 1,5 раза уменьшить число детей с перинатальной энцефалопатией и в 3 раза - тяжесть неврологической патологии к 8 месяцу жизни, по сравнению с рандомизированной группой детей, не подвергшихся антенатальному воздействию препарата. Проведенные исследования, показали, что антенатальное или интранатальное введение пирацетама при кардиотокографически зарегистрированной внутриутробной гипоксии плода позволяет поднять его устойчивость к этому состоянию. Улучшается оценка детей по шкале Апгар при рождении, в дальнейшем снижается частота неврологических осложнений.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

курация больных;

заполнение историй болезни;

разбор курируемых больных.

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тестовые задания.

Выберите один правильный ответ.

1. Наиболее часто ишемические повреждения мозга у недоношенных локализуются

  1. в парасагитальной области

  2. в перивентрикулярном белом веществе

  3. в коре теменной доли

  4. в мозжечке

  5. в гипофизе


2. При внутричерепных кровоизлияниях у новорожденных детей уровень белка в спинномозговой жидкости

  1. увеличивается

  2. остается неизменным

  3. уменьшается

  4. белок отсутствует

  5. ничего из перечисленного


3. Для подтверждения диагноза внутричерепного кровоизлияния не проводится следующее обследование

  1. определить уровень сахара в крови

  2. НСГ (нейросонографию)

  3. люмбальную пункцию

  4. ядерно-магнитный резонанс

  5. исследовать глазное дно


4. При исследовании спинномозговой жидкости у новорожденных с внутричерепным кровоизлиянием не выявляется

  1. повышение уровня сахара

  2. присутствие макрофагов

  3. снижение уровня белка

  4. появление эритроцитов

  5. повышение уровня белка


5. Для перинатального гипоксического поражения ЦНС характерными морфологическими нарушениями являются:

  1. локальные участки отека и венозного стаза в паренхиме головного мозга (в основном в перивентрикулярных областях белого вещества);

  2. отек мозга (фокальный или мультифокальный)

  3. отдельные диапедезные субарахноидальные кровоизлияния

  4. изолированные перивентрикулярные лейкомаляции

  5. транзиторные нарушения гемо-ликвородинамики без четких морфологических проявлений


6. Перинатальное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС II степени морфологически проявляется:

  1. фокальным отеком мозга

  2. фокальной ишемией мозга

  3. избирательным поражением базальных ганглиев и талямуса

  4. диффузным нейрональным некрозом

  5. кортикальными и субкортикальными мелкоочаговыми некрозами


7.Морфологические нарушения перинатального гипоксически-ишемического поражения ЦНС III степени заключаются в:

  1. мультифокальном отеке головного мозга

  2. остром набухании головного мозга

  3. множественных перивентрикулярных лейкомаляциях

  4. распространенных кортикальных и субкортикальных некрозах

  5. диффузном нейрональном некрозе


8. К гипоксически-геморрагическим поражениям ЦНС относятся:

  1. билирубиновая энцефалопатия (ядерная желтуха)

  2. нарушения деятельности ЦНС при гипогликемии и дисэлектролитемии

  3. внутрижелудочковые кровоизлияния (преимущественно у недоношенных)

  4. первичные субарахноидальные кровоизлияния

  5. эпидуральные и субдуральные кровоизлияния


9. Внутрижелудочковые кровоизлияния II степени отличаются от таковых III степени отсутствием:

  1. апноэ и вегетативно-висцеральных расстройств

  2. синдрома глубокого угнетения

  3. гипервозбудимости и судорожного синдрома

  4. очаговых неврологических симптомов

  5. комы


10. Морфологические нарушения при внутрижелу-дочковых кровоизлияниях II степени заключаются в:

  1. субэпендимальных кровоизлияниях без распространения в желудочки головного мозга;

  2. субэпендимальных кровоизлияниях в желудочки мозга без вентрикуломегалии (у недоношенных);

  3. кровотечения из сосудистых сплетений (у доношенных);

  4. массивном внутрижелудочковом кровоизлиянии с распространением на перивентрикулярное белое вещество головного мозга с вентрикуломегалией;

  5. распространении крови по всей системе желудочков, субарахноидальному пространству головного и спинного мозга


Ситуационные задачи по теме.

Задача № 1.

Осмотрен мальчик в возрасте 16 дней от «пожилой» первородящей матери, лечившейся по поводу бесплодия в течение 3 лет. Роды произошли на 35-й неделе беременности, масса тела 2120 г, длина 44 см. Крик - после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Максимальная убыль массы тела – 8 % на 3-й день жизни. Восстановилась масса тела на 14-й день.

Во время осмотра ребенок легко охлаждается. Крик слабый, поисковый рефлекс ослаблен, сосет медленно. После кормления из бутылочки через соску обильно срыгивает. Кожа лица и туловища желтушная. На спине и плечах пушковые волосы. Пупочная ранка под кровянистой корочкой, без воспалительной реакции. Пупочные сосуды не пальпируются. Внутренние органы без особенностей. Яички не опущены в мошонку. Резко положительный симптом Грефе. Мышечная гипотония Большой родничок (2,5х3,5 см) слегка выбухает, расхождение сагиттального и венечного швов на 3 мм, малый родничок (0,5х0,5 см) – на уровне костных краев. Ушные раковины мягкие.

    1. Ваш диагноз?

    2. Оцените признаки морфологической и функциональной зрелости новорожденного.

    3. Объясните генез желтухи у новорождённого.

    4. Чем можно объяснить изменения со стороны ЦНС?

    5. Какой режим и питание необходимо назначить?


Задача № 2.

Ребенок доставлен в стационар в возрасте 7 дней с жалобами на беспокойство, неспокойный и короткий сон, срыгивания. При осмотре в приемном покое отмечается - беспокойство, запрокидывание головки, расхождение костей черепа по швам, гипертонус в руках и ногах, высокие сухожильные рефлексы, симптом Грефе, температура нормальная.

Из анамнеза - ребенок от 5 беременности, 1-х срочных родов, предыдущие беременности - самопроизвольные выкидыши на разных сроках беременности. Роды путем операции кесарева сечения в связи с нарастанием признаков гипоксии плода. Тяжесть состояния при рождении обусловлена повышением нервно-рефлекторной возбудимости. К груди приложен на 4 сутки по настоянию матери.

При дополнительном обследовании выявлено: при осмотре окулистом - застой сосков зрительных нервов, вены расширены, артерии сужены; данные нейросонографии - отмечается деформация сосудистых сплетений желудочков, перивентрикулярный отек, единичные псевдокисты в области головок хвостатых ядер.

Ребенку на 2 сутки пребывания в стационаре была сделана спинномозговая пункция: спинномозговая жидкость вытекала под давлением, ксантохромная, белок - 0,75 г/л, глюкоза - 1,94 ммоль/л, цитоз - 10/3 лимфоцитарный.

1. Перечислите факторы риска в развитии заболевания. Что по Вашему мнению лежит в основе заболевания.

2. Какие обязательные обследования необходимы для уточнения диагноза.

3. Дайте оценку полученных результатов обследования.

4. Ваш диагноз.

5. Оцените анализ ликвора и целесообразность проведения люмбальной пункции.
Задача № 3.

Ребенок И., 6 дней, поступил в отделение патологии новорожденных.

Из анамнеза известно, что ребенок от женщины 25 лет, от первой бе­ременности, протекавшей с токсикозом в первом триместре, анемией (Нb 98 г/л) во втором триместре (по поводу чего получала препараты железа). В 28 недель была угроза прерывания, лечилась стационарно. Роды в срок, слабость родовой деятельности, начавшаяся гипоксия плода, стимуляция окситоцином, 1-й период родов 8 часов, 2-й - 25 минут, безводный проме­жуток - 10 часов 20 минут, воды мекониальные. Масса тела при рождении 3300 г, длина тела 51 см. Оценка по шкале Апгар 6/8 баллов. Закричал после отсасывания слизи. После рождения состояние средней тяжести за счет неврологической симптоматики: беспокойство, тремор рук, подбород­ка. Со стороны внутренних органов патологии не определялось. На 4-е сутки состояние ухудшилось по неврологическому статусу, и ребенок переве­ден в стационар.

При поступлении состояние тяжелое, кожные покровы с сероватым оттенком, акроцианоз, мраморность. Пупочная ранка сухая. Гиперестезия. Зев бледный. В легких дыхание пуэрильное. Тоны сердца ритмичные, Ps 152 в 1 минуту. Живот мягкий, печень выступает из-под реберного края на 1,5 см, селезенка не пальпируется. Стул желтый с непереваренными комочками. В неврологическом статусе - крик монотонный, большой родничок 2,0х2,0 см, выбухает, открыт сагиттальный шов. Симптом Грефе, непостоянное сходящееся косоглазие. Безусловные рефлексы новорожденного снижены, мышечный тонус с тенденцией к гипотонии, сухожильные рефлексы S=D, средней силы. При нагрузке появляется тремор рук. Судорог при осмотре не было.

Общий анализ крови: НЬ - 192 г/л, Эр – 5,8х1012/л, Ц.п. - 0,98, Лейк – 12,5х109/л, п/я - 10%, с - 56%, э - 1%, б - 1%, л - 29%, м - 3%, СОЭ – 6 мм/час.

Биохимический анализ крови: общий белок - 62,0 г/л, билирубин: непрямой - 51 мкмоль/л, прямой - нет, мочевина - 3,3 ммоль/л, калий 6,0 ммоль/л, натрий - 136 ммоль/л, кальций - 1,1 ммоль/л, фосфор 2,32 ммоль/л.

Нейросонограмма в возрасте 8 дней: сглажен рисунок извилин и борозд. Фронтальные рога расширены до 6 мм. Глубина боковых желудочков на уровне тел S=D=7 мм (норма - 5 мм). Локальные эхогенные включения в подкорковых ганглиях. Киста сосудистого сплетения справа - 3 мм. Умеренно повышена эхогенность перивентрикулярных областей.

1. Ваш предварительный диагноз?

2.  Какое дополнительное обследование следует провести для уточнения диагноза?

3.  Какие факторы способствовали развитию данной патологии у но­ворожденного?

4. Назначьте лечение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические указания для обучающихся для специальности дерматовенерология...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Занятие №6 «Эпидемиологические особенности, этиопатогенез менингококковой инфекции. Клиническая симптоматика. Лабораторная диагностика...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» icon3 2 Интернатура и клиническая ординатура Интернатура
Интернатура, представляющая собой врачебную стажировку, является обязательным этапом для выпускников медицинских вузов, желающих...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Этиология (энтеробиоз, аскаридоз, токсакороз, амебиаз, шистосомоз, анкилостомоз, некатороз, клонорхоз, парагонимоз, стронгилоидоз)....
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема №2 «Экзантемы у новорожденных, детей грудного, младшего и старшего возраста. Дифференциальная диагностика аллергических и инфекционных...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические рекомендации для обучающихся к практическому занятию...
Общая распространённость снмп составляет 30%. Знание механизмов развития дгпж, клиническую картину, поможет обучающимся при оказании...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Тема Система диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими острые заболевания и детьми с хроническими заболеваниями. Медицинская...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов по...
Содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинского...
Методические указания к лабораторным занятиям по гистологии предназначены для самостоятельной работы студентов I курса медицинского...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconРабочая учебная программа по дисциплине "Физиология цнс" для специальности...
Рабочая программа одобрена на Заседании методической комиссии по специальности 030302“Клиническая психология”“ ” 2011г(. протокол№...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconРабочая учебная программа по дисциплине патофизиология, клиническая...
Педиатрия, утверждённым Учёным советом университета от 26 июня 2013 г протокол №11
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические указания по изучению английского языка для специальности -270205. 65
Методические указания предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы»...
Методические указания для обучающихся для специальности Педиатрия клиническая интернатура к практическому занятию №1 тема: «Перинатальные поражения цнс у новорожденных» iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск