Скачать 0.69 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» (Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА») «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по учебной работе _________________ О.В. Еременко «___» ___________ 2012 г. Учебно-методический комплекс дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Одобрен Учебно-методическим советом «30» августа 2012 г. протокол № 1 Обсужден кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин «___» _______________ 2012 г. протокол № ____ Зав. кафедрой К.Р. Агаронян Составитель: Старший преподаватель Ю. А. Исамулаева Астрахань - 2012 ОГЛАВЛЕНИЕ I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................ 3 ВВЕДЕНИЕ.....…………………………………………………………………....................3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………................... 4 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ..................................................................................8 II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................... 14 ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………....…….............. 14 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ....................................................................................16 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................17 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................................................20 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................20 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ......................................................30 III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ........... 34 ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….. ……………………................... 34 ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ ... ……………………………………….......………............. 29 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ .......................................................................................................35 V. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ...................... 37 IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ............................................. 38 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ .....................................38 ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ..................................................................................... 40 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ...........................................................41 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ......................................................................................................... 43 ГЛОССАРИЙ ...................................................................................................................... 46 Как ссылаться на этот УМК Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс / Сост.; ст. преподаватель Ю.А. Исамулаева // af sgua [сайт], Астрахань АФ ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». – 2012. – 52 с. I. Учебная программа дисциплины Введение Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 030900.62 « Юриспруденция» квалификации (степень) «бакалавр» дисциплина включена в базовую (обязательную) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" Безопасность жизнедеятельности, как и всякая научная теория, носит систематический характер, то есть представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов. В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», студенты рассматривают вопросы взаимодействия человека с окружающей средой, причины возникновения чрезвычайных ситуаций, правовые основы гражданской обороны и основы управления гражданской защитой и безопасностью жизнедеятельности, изучают организационные и инженерно- технические мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Вследствие изучения курса Безопасности жизнедеятельности студенты должны уметь применять положения законодательных и нормативных правовых актов и документов в интересах охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды; прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать обстановку; действовать по сигналам оповещения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и применении современных средств поражения; применять средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Содержание дисциплины Целью курса данной дисциплины является системное усвоение студентами знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации негативных последствий и организации охраны общественного порядка. В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации, целями курса “Безопасности жизнедеятельности” являются: А) научить будущих юристов формировать личность “безопасного типа”, представляющей тенденции мировой динамики, знающей основы защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применить эти знания на практике; Б) уметь воспитать у студентов: гражданственность, патриотизм, ответственность перед обществом и природой. В соответствии с целями реализуются познавательные, воспитательные и образовательные задачи обучению безопасности жизнедеятельности Познавательные задачи: - овладение знаниями основных положений государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени; - средствами и методами повышения безопасности технических систем и технологических процессов; - способами оповещения и защиты населения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации; - организацией и ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ; - основными правами и обязанностями должностных лиц по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Воспитательные задачи: - воспитание безопасной культуры личности; - овладение навыками, методами и приемами защиты, позволяющими минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Образовательные задачи: - изучение опасностей, угрожающих человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера. - изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Студент должен знать: основные положения государственной политики в области обеспечения безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени; назначение, структуру и задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны; средства и методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов; основные способы оповещения и защиты населения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации; организацию и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; основные права и обязанности должностных лиц по вопросам гражданской обороны предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Студент должен уметь: применять положения законодательных и нормативных правовых актов и документов в интересах охраны жизни и здоровья людей и окружающей среды; прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать обстановку; действовать по сигналам оповещения при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации и применении современных средств поражения; применять средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Предметная область дисциплины, обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации. Объектами изучения в дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты». Объектами защиты являются человек, компоненты природы и техносферы. Центральным изучаемым понятием дисциплины является опасность – потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу. Вред – это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты. В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении. Риск рассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда. Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый. Другое центральное изучаемое понятие – безопасность. Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания» - это состояние объекта и системы, при котором риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения. При изучении дисциплины рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности; последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере; методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях; мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности; методы контроля и управления условиями жизнедеятельности. Материал дисциплины изучается на семинарах и в процессе самостоятельной работы студентов. Порядок проведения семинарских занятий по учебной дисциплине подробно излагается в соответствующих учебно-методических пособиях и планах их проведения. На изучения данного курса отводится 72 часа, для студентов очной формы обучения - 4 ч. лекционных, 32 часа - семинарские занятия, на самостоятельную работу студентов – 36 часов. Для студентов заочной формы обучения (срок обучения 5 лет) – 8 ч. семинарские занятия, (срок обучения 3 года) – переаттестация дисциплины. Рекомендуемая литература: Основная Завьялов В.Н. Гражданская оборона: Учебное пособие. М.: 1989 Шубин Е.П. Гражданская оборона: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение,1991 Русак О.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2000 Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000 Сергеев В.С. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект, 2007 Михайлов Л.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2007-2008 Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебник для ВУЗов. М.: Академия, 2007. Вишняков Я.Д. и др. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в ЧС. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Академия, 2007. Коротков Б.П., Черепанов И.Г. «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». Учебное пособие. М.: ИТК «Дашков и Ко»; Наука – Пресс, 2008. Востропятов Е.А. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Ч. I. С.: ГОУ ВПО «СГАП» 2007. Востропятов Е.А. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. Ч. II. С.: ГОУ ВПО «СГАП» 2007. Востропятов Е.А. и др. Методические рекомендации студентам по оформлению контрольной работы по дисциплине «Гражданская защита в чрезвычайных ситуациях» (Безопасность жизнедеятельности). ГОУ ВПО СГАП «Саратовская государственная академия права». 2008 г. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001 Федеральный закон РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.) Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.) Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.) Федеральный закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.) Федеральный закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ Федеральный закон РФ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. (в ред. ФЗ от 27.07.2007 г. № 153-ФЗ). Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 1 июля 1995 г. № 675 Постановление Правительства РФ «О подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 547 (в ред. ФЗ № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.) Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30 декабря 2003 г. № 794 Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 3 августа 1996 г. № 924 Постановление Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 30.12. 2003 г. № 794» Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304 Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149 Постановление Правительства РФ «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» от 1 июля 1995 г. № 675 Постановление Правительства РФ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 1марта 1993г. № 178 Постановление Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999 г. № 1309 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. № 841 Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 547 Дополнительная Федеральный закон РФ «О милиции» от 15 июня 1996 г. № 73-ФЗ Закон Саратовской области «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 14 мая 2005 г. Постановление Администрации Саратовской области «О поддержании общественного порядка в ЧС» от 31 мая 1996 г. № 431 Основы защиты населения и территорий в ЧС. Под ред. В.В. Тарасова. М.: Издательство МГУ, 1998 Руководящий документ штаба ГО СССР и Госгидромета СССР РД 52.04 253-90. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. М.: Гидрометеоиздат, 1991 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Нормы радиационной безопасности НРБ – 99. М.: Госкомстатэпиднадзор, 1999 Зайцев А.П. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Сборник методических разработок. Выпуск № 2. М.: Редакция журнала «Военные знания», 1999 Зайцев А.П. Помощь пострадавшим. Защитные меры. Сборник методических разработок. Выпуск № 3. Редакция журнала «Военные знания», 1999 Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи: Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 1999 Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Сильнодействующие ядовитые вещества. Технические жидкости. Ртуть. Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 1998 Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 2003 Шаховец В.В., Виноградов А.В. Первая медицинская помощь в ЧС. Учебное пособие. М.: Редакция журнала «Военные знания», 2003 Гражданская защита. Журнал. М.: Центральное издание МЧС России. Шевченко В.В. и др. Действия населения по предупреждению террористических акций. Учебно-методическое пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001 Чернышов Г.Я. и др. Терроризм и его проявления. Учебное пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001 Жданов В.Н. Эксплуатация защитных сооружений. Учебное пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2002 Петров М.А. Защита от чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. М.: ИЦ-Редакция «Военные знания», 2002 Захаркин В.П. и др. Основы Гражданской обороны. Учебное пособие М.: Редакция «Военные знания», 2005 Крючек Н.А. и др. Безопасность и защита населения в ЧС». Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2005 Лобачёв А.И. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М.: Юрайт. 2006 Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов. М.: Издательство «Экзамен», 2006. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ Собрание законодательства РФ. М.: Издательство «Юридическая литература», Администрация Президента РФ. Журнал «Гражданская защита». М.: Центральное издание МЧС РФ. Рекомендуемые нормативные источники и литература по всем темам изучаемой дисциплины ФЗ N 68-ФЗ от 21.12.1994г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Закон Астраханской области «О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера № 6 от 20.09.2006г Постановление правительства Астраханской области №233-П от 21.07.2006г. «О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на территории Астраханской области» ГОСТ Р. 22.0.05-94 Техногенные ЧС ГОСТ Р. 22.0.04.95 Биолого-социальные ЧС ГОСТ Р. 22.0.03-95 Природные ЧС Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г., № 2, ст.133. Федеральный закон от 4 мая 1999 г., № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 № 18, ст. 2222. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 520ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г, № 17, ст.1462. Постановление правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335). ФЗ «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ). ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ). ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. Федерального закона 22.08 2004 № 122 ФЗ) Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19 сентября 1998 г. № 1115 Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ // Российская газета. 1997. 23 июля. Безопасность жизнедеятельности Текст: / Под ред. проф. Л. А. Муравья. – Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. Белов С. В., Ильницкая А. В., Козьяков А. Ф. Безопасность жизнедеятельности Текст: /Под общей редакцией С. В. Белова. – ГУП Изд-во «Высшая школа», 2001. Русак О. Н., Малаян К. Р.. Занько Н. Р. Безопасность жизнедеятельности Текст: / О. Н. Русак, К. Р. Малаян Н. Р. Занько. – СПб.: Издательство «Лань», М.: Издательство «Омега-Л», 2005. Хван Т. А., Хван П. А. Безопасность жизнедеятельности Текст: / Т. А. Хван, П. А. Хван. – Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов–на-Дону: «Феникс», 2003. Новиков В.Н., Гринин А.С. Пронин Л.Т. Экология чрезвычайных ситуаций. Практикум по курсу безопасности жизнедеятельности для вузов всех специальностей. – Калуга: Облиздат. – М.: 1996. Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях Текст: / Э.Я. Соловьев – М.: ИВФ Антал, 1996. – 158с. Зайцев А.П. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. Текст: / А.П. Зайцев – М.: 1996 г., 168 с. Бобок С.А. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения: Справочник под ред. Г.П. Демиденко.– К.: Выща шк.,1989.-287 с. Б.С.Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник, Москва, Изд. Центр «Академия» 2007.- 334с. В.С.Сергеев Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Учебное пособие для вузов, Москва. «Константа» 2007,- 453с. С.К.Шойгу Состояние и основные задачи повышения готовности гражданской обороны в Российской Федерации/ Гражданская защита. – 2004- № 8. II. Рабочая программа Введение Основной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются: - приобретение понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; - овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества; - формирование культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; - культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; - готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; - мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; - способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности; - способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. Средства обеспечения освоения дисциплины 1. Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, телевизор, магнитофон. 2. Аудио-видео кассеты 3. Мультимедийные программы (презентации по темам «Чрезвычайные ситуации природного характера», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», «Пожарная безопасность») 4. Средства наглядности: учебные плакаты, схемы, слайды, информационные щиты. Рекомендации по использованию информационных и педагогических технологий Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и, в частности, персональный компьютер и диапроектор пригоден для обучения безопасности жизнедеятельности. Использование ИКТ при разработке педагогических технологий формирования коммуникативной компетентности и развития мышления будущих юристов дает возможность: - совершенствовать методологию и стратегию отбора содержания образования; - индивидуализировать и дифференцировать обучение, повышать его эффективность; - создавать новые формы взаимодействия обучающего и обучаемого, изменять содержание и характер их деятельности; - модернизировать планирование и организацию учебного процесса, и управление им. В рамках данного курса персональный компьютер и информационно-коммуникационные системы используются: - для формирования умений и навыков; - для обеспечения диалога студент-преподаватель. - для организации контроля и оценки навыков, умений и знаний в форме тестирования (как на федеральном, так и на вузовском уровне); |