Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
страница1/18
Дата публикации19.03.2015
Размер1.01 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

Астраханского филиала

ФГБОУ ВПО «СГЮА»

_________ О.В. Еременко

«31» августа 2012 г.

Учебно-методический комплекс

дисциплины

СОЦИОЛОГИЯ

Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) «бакалавр»
Одобрен Учебно-методическим советом

«31» августа 20 12 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

«27» августа 20 12 г. протокол № 1

Зав. кафедрой К.Р. Агаронян

Составитель - проф., д.социол.н, Е. А. Шишкина

Астрахань, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Введение…………………………………………………………..………………….3

1.2. Содержание дисциплины…………………………………………………………..6

1.3. Рекомендуемая литература………………………………………………………....9

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ...........................................................11

    1. Задачи учебного курса «Социология»…………………………………..............12

    2. Учебно-тематический план………………………………………………………12

    3. Разделы, содержание дисциплины и виды учебных занятий………………...15

    4. Рекомендуемая литература………………………………………………………25

  2. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ..............27

  3. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ…………………………….............29

  4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………31

    1. Рекомендации к самостоятельной работе……………………………………….31

    2. Требования и рекомендации к оформлению рефератов…………………….…32

    3. Темы рефератов…………………………………………………………………..32

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………..………………...35

6.3. Контрольно-тестовый материал…………………………………………........... 35

6.4. Глоссарий…………………………………………………………………........... 78

Как ссылаться на этот УМК:

Социология: уч.-мет. комплекс / Е. А. Шишкина; зав. каф. К.Р. Агаронян; Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» Сайт: af sgua.- Астрахань: СГЮА, 2012. – 86 с.

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Введение

Социология занимает важное место в системе современного научного знания, в профессиональной, гражданской и культурной социализации личности и общественных структур. На стадии перехода человечества к новым формам цивилизационных взаимодействий и коммуникаций – политических, правовых, экономических, межкультурных – существенно возрастает роль усвоения знаний, отражающих особенности социальной эволюции, специфику функционирования и перспективы развития российского государства, зарубежных стран и всей социетальной системы. Социология способствует профессиональному и гражданскому становлению будущего специалиста, дает возможность составить целостное представление об основных этапах развития и структуре российского государства, его менталитете, культуре, месте и роли в мировом сообществе. Познавая и осмысливая опыт многих поколений, социология фиксирует закономерности социальных связей и отношений между классами, нациями, слоями, группами, образующими российское общество, а социологические знания выступают фундаментом гражданско-правового регулирования поведения личности и социальных подсистем.

Цель и задачи курса – сформировать у студентов целостное представление об обществе и процессах, происходящих в нем на локальном, федеральном и глобальном уровнях; раскрыть специфику социальных закономерностей и взаимодействий, обеспечивающих квалифицированную реализацию профессиональной деятельности в системе права. Достижение поставленной цели осуществляется через комплексное решение академических задач, имеющих познавательную, общеобразовательную, воспитательную, мировоззренческую направленность.

Познавательные задачи ориентированы на создание академического социально-правового фундамента и реализуются через усвоение знаний:

- об обществе как целостной системе и его структуре;

- о классических и современных социологических теориях, описывающих специфику и закономерности социального развития, связей и отношений;

- о сущности, видах, функционировании социальных институтов как о главных структурных элементах современного общества;

- об образе и стиле жизни, характерных для индивидов и социальных групп в определенные исторические промежутки времени и определяемых их культурными, политическим, религиозными, образовательными, интеллектуальными, нравственными и иными особенностями;

- о сущности и природе отклоняющегося поведения, социальных условиях его возникновения распространения;

- о социально-правовых нормах как о средстве регуляции поведения индивидов и групп;

- о качестве духовной культуры, сознания и правосознания различных социальных образований;

- о системе ценностей и мировоззрении, выступающих регулятором общественных отношений;

- о глобальных проблемах цивилизации (экологической, межэтнической, техногенной и др.);

- о научных законах, направляющих движение социальной эволюции;

- о методах теоретико-прикладных социологических исследований, выполняющих важнейшую роль в системе социального прогнозирования и моделирования, об использовании социологического знания для практического решения современных социально-правовых проблем российского общества.

Общеобразовательные задачи направлены на:

- проникновение в суть функционирования социального организма;

- расширение границ познания общественных и общественно-правовых явлений;

- создание условий для системного видения, как эволюционных закономерностей социального развития, так и межличностных отношений, проявляющих себя в различных пространствах социума – политическом, экономическом, социокультурном, правовом, религиозном, межэтническом и др.

- формирование навыков и умения использовать знания социологии в профессиональной деятельности.

Воспитательные задачи решаются посредством использования мировоззренческой функции социологии в педагогическом процессе и направлены на:

- достижение позитивной нравственной, культурной, гражданской социализации студентов;

- формирование моделей поведения, востребованных в условиях демократического реформирования российского общества;

- конструирование мировоззрения индивидов и социальных групп, управляющего социальным настроением и социальным развитием.

Компетенции:

- иметь целостное представление о закономерностях общественного развития, законах социальной эволюции, структуре общества, социальных институтах и процессах, глобализации и изменениях, происходящих в современном мире;

- развивать аналитические способности и умение прогнозировать перспективы развития российского государства как культурно-исторического общества, тесно связанного с мировыми цивилизациями;

- знать и понимать важнейшие социальные явления и процессы на различных этапах возникновения, становления и развития общества; владеть знаниями теоретических основ дисциплины, работ классиков социологии, применять их для анализа общественных изменений в контексте мирового исторического процесса;

- уметь выражать и научно обосновывать свою точку зрения по вопросам, касающимся форм организации и эволюции общественных систем, вкладов народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мирового сообщества; осмысливать современные явления и события и делать самостоятельные выводы;

- знать основополагающие понятия, термины и категории социологической науки, основные проблемы социально-экономического, политического и культурного развития современного глобального общества;

- уметь объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства на различных этапах развития; ориентироваться в вопросах перспектив развития российского общества на основе исторического опыта, генезиса мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в стране;

- знать методику и методологию социологических исследований, уметь применять их в практических целях;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по социологии; свободно вести дискуссии по основным социологическим направлениям.

Знания:

- работ классиков социологии и современных российских и зарубежных ученых;

- закономерностей развития и структуры общественной системы;

- основных социологических понятий, терминов и категорий социологи;

- основных проблем экономического, политического, социокультурного, информационного, экологического развития России;

- конкретно-социологического материала, содержащегося в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе.

Навыки:

- выражать и научно обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся современной жизни российского и мирового сообщества;

- объективно оценивать формы организации и эволюцию государственного и общественного устройства на различных этапах жизни;

- ориентироваться в перспективах развития мирового сообщества на основе осмысления исторического опыта мировых цивилизаций, анализа и оценки современных событий в стране;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по социологии;

- свободно вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса;

- работы с источниками социологического знания.

Умения:

- творчески осмысливать социальные изменения эволюционирующего общества, делая самостоятельные выводы и обобщения;

- всесторонне использовать знание социологии для правильной оценки и анализа современных явлений, социально-политических и экономических процессов в России;

- объективно оценивать демократические гуманистические традиции, интересы и идеалы человечества; осмысливать опыт, уроки и факты общественной жизни.

    1. Содержание дисциплины

Тема 1.Социология как наука. Предпосылки возникновения и история развития социологии. Социология как наука об обществе. Уровни, предмет, объект, цели, задачи, функции, методы социологии. Объективная необходимость возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины. Теория Сен-Симона и ее влияние на основателя социологии О. Конта. Суть позитивистского метода О. Конта. Закон трех стадий интеллектуального развития общества. Натуралистические направления социологии XIX века. Организмическая теория Г. Спенсера. Социологическая концепция марксизма. Идея социальной солидарности Э. Дюркгейма. Методология социального познания М. Вебера. Эмпирическая социология. Чикагская школа социологии (Р. Парк, Э. Берджесс). Индустриальная социология. Хоторнский эксперимент. Современные социологические теории. Социологическая теория Т. Парсонса. Теория социальных изменений Р. Мертона. Символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Г. Блумер). Теория структурации Э. Гидденса. Становление и особенности российской социологии. Основные этапы развития социологической мысли в России. Русские социологические школы: географическая (И. И. Мечников), социально-правовая (Н. М. Коркунов, Б. Н. Чичерин), субъективная (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский), марксистская (Н. А. Бердяев, М. Т. Туган-Барановский; Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), системный подход (Н. Я. Данилевский), русский космизм (К. Циолковский. Чижевский), учение В. И. Вернадского о ноосфере. Социология в СССР. Возрождение социологии в 60-е годы. Современный этап развития российской социологии.

Тема 2. Понятие общества как системы. Социальная структура. Общее представление о системах и их классификация. Особенности социальной системы. Понятие социальной системы и Э. Дюркгейму, С. Франку, М. Веберу, К. Марксу. Структура социальной системы. Типы социальных систем. Социальный порядок по Т. Парсонсу. Теории социального взаимодействия, связей и отношений. Социальные взаимодействия и отношения, как фактор устойчивости социальной системы. Понятие социального пространства по П. Бурдье. Базис и надстройка как элементы социальной системы. Учение К. Марка о социальной структуре. Понятие о стратах. Феномен социального неравенства. Социальная стратификация по П. Сорокину. Социальная мобильность. Виды мобильности. Социальная стратификация современного мирового и российского общества. Социальная общность как структурный элемент общества. Понятие социальной общности и ее разновидности. Характерные черты массовой общности. Понятие социальной группы. Классификация социальных групп. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Классификация, строение, функционирование социальных организаций.

Тема 3. Понятие и виды социальных институтов. Понятие, виды и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Семья как социальный институт. Место социального института семьи в структуре общества. Специфические и неспецифические функции социального института семьи. Традиционные и современные характеристики семьи. Специфика института семьи и брачно-семейных отношений в условиях глобализации. Государство и властные отношения как важнейшие социальные институты. Определения государства по Аристотелю, Ф. Ницше, Н. Бердяеву, К. Марксу. Типология государств. Государство и гражданское общество. Общественное мнение как институт социальных отношений. Сущность и структура общественного мнения. Функции общественного мнения. Проблемы соотношения общественного мнения, государства и гражданского общества. Специфика функционирования общественного мнения в гражданском обществе. Понятие социального института культуры. Культура как социальный феномен. Понятие и общая характеристика культуры. Основные элементы и социальные функции культуры. Универсалии культуры (язык, ценности, символика, традиции, образы). Культура и цивилизационные процессы. Стратификация культурных систем (цивилизационная, региональная, национальная, групповая, семейная). Взаимодействие культуры и экономики. Понятие элитарной и массовой культуры. Виды субкультур. Понятие контркультуры. Понятие религии. Структура религии. Истоки религии. Учение К. Маркса о происхождении религии. Религия как социокультурный феномен. Религиозные символы, традиции и ритуалы. Религиозное сознание. Религиозные организации. Эволюция взаимодействий религии и науки. Функции и место религии в современном социальном пространстве. Особенности религиозных тенденций современности. Религиозный экстремизм.

Тема 4. Социальные изменения. Понятие, сущность, виды и типы социальных изменений. Социальные изменения и социальная стабильность. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Социальный прогресс как вид социальных изменений. Социальный порядок по Т. Парсонсу. Модель социальных изменений по Р. Мертону. Теории социальных изменений Г. Спенсера, Р. Бокля, Ф. Ницше, А. Тойнби, Э. Дюркгейма. Общественные движения как форма социальных изменений. Типология общественных движений. Социальное настроение как побудитель к действию. Массовые и коллективные действия. Варианты завершения социальных движений. Экологическое движение как особая форма общественных движений. Понятие и виды социальных конфликтов. Субъекты социальных конфликтов. Стадии протекания и пути разрешения социальных конфликтов. Глобальный экологический кризис как конфликт природы и общества.

Тема 5. Личность как субъект общественных отношений. Понятия «человек», «индивид», «личность». Основные подходы к определению личности (биологические, социально-биологические, психологические). Специфика социологического понимания личности. Социальная структура личности. Социализация личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Статусно-ролевые концепции личности. Типологизация личности. Понятие, виды и природа отклоняющегося поведения. Понятие, сущность и формы социального контроля. Основные элементы социального контроля. Механизм функционирования социального контроля. Понятие социальных и правовых санкций.

    1. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)

  1. Анурин, В.Ф.300 тестов по социологии. Тесты, ключи, комментарии. СПб., 2008.

  2. Бельский, В.Ю., Кравченко, А.И., Курганов, С.И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

  3. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность. Уч. пособ. – М.: Феникс, 2007.

  4. Волков, Ю. Г., Мостовая, И. В. Социология: уч. /Рек. МО/ -М.: Гардарика, 2009.

  5. Громова, Н. М. Деловое общение. – М.: Экономист, 2005.

  6. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2010.

  7. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко // – М.: ИНФРА-М, 2006.

  8. Зритнева, Е. И. Социология семьи: уч. пособ. – М.: Владос, 2006.

  9. История социологии: уч. пособ. /Рек. МО/Под ред. А. Н. Елсукова. – М.: ВШ, 2007.

  10. Капитонов, Э. А. Социология XXвека: уч. пос. /Рек. МО/ - Р-н-Д.: Феникс, 2005.

  11. Кравченко, А.И. Социология. Учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

  12. Крюков, Р. В. Экономическая социология: уч. пособ. – М.: А-Приор, 2008.

  13. Кузьмина, Т. В. Социология: Конспект лекций. – М.: Проспект, 2011.

  14. Кухарчук, Д. В. Социология: пособ. для сдачи экзаменов. – М.:Юрайт, 2005.

  15. Лавриненко, В.Н., Нартов, Н.А. Социология. - М.: - Юнита-Дана, 2007.

  16. Лихачев, Б. Т. Социология воспитания и образования: уч. пособ. – М.: Владос, 2010.

  17. Немировский, В. Г. Общая социология: уч. пособ. – Р-н-Д.: Феникс, 2008.

  18. Общая социология: Учеб. пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008.

  19. Павленок, П.Д., Савинов, Л.И., Журавлев, С.Т. Социология.- М., 2009.

  20. Радугин, А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 20010.

  21. Тощенко, Ж.Т. Социология. - М.: Юнити-Дана, 2009.

  22. Тощенко, Ж.К. Тезаурус социологии: Тематический словарь-справочник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник»/ Под ред. Ж.К. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  23. Фролов, С.С. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2009.

  24. Харчева, В. Основы социологии: Учебник /Рек. МО/М.: Логос, 2007.

Электронные ресурсы удаленного доступа

  1. Аристотель. Политика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/54572;

  2. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. [Электронный ресурс] Режимдоступа:http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch00_i.html

  3. Идея социальной солидарности Э. Дюркгейма. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// http://beersite.narod.ru/durka/iss.html

  4. Конт О. Курс позитивной философии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch00_i.html

  5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/marxk01/index.htm

  6. Макс Вебер: биография и основные идеи. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://marsiada.ru/359/519/4140/4385/

  7. Сорокин П. А. Моя философия интегрализм. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ch00_i.html[Электронный ресурс] - Режим доступа:[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://socioline.ru /node/, свободный. – Заглавие с экрана. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.universalinternetlibrary.ru/node/, свободный. – Заглавие с экрана.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины б в правоохранительные органы...
Правоохранительные органы: Учебно-методический комплекс (направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция) для заочной формы обучения....
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Логика Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
Учебная программа дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Философия Направление подготовки...
Учебная программа дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физическая культура направление...
Учебная программа дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины безопасность жизнедеятельности...
Учебная программа дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «социология»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс разработан на основе требований Федерального...
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «политология» Направление...
Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «профессиональная этика»...
Филиал ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»
Банковское право: комплекс учебно-методических материалов для студентов заочного обучения – Калининград: 2013. 37с
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Бюджетное право и процесс»
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права»
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconКафедра философии учебно-методический комплекс по курсу «социология»...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины социология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс немецкий язык в сфере юриспруденции...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» исоставлен согласно требованиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск