Скачать 303.1 Kb.
|
Всероссийская академия внешней торговли Кафедра гуманитарных и социальных наук Одобрено Ученым советом Протокол № ____2____ « 18 » _октября_2011 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ для аспирантов 1-го года обучения (очная форма) по специальности 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» 12.00.10 «Международное право; Европейское право» Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры протокол от 29 сентября 2011 г. СОГЛАСОВАНО: Проректор по научной работе П.А. Кадочников Проректор по учебной работе А.А. Вологдин Москва, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также особенности саморефлексии науки. Цель дисциплины состоит в том, чтобы подготовить аспирантов к сдаче кандидатского минимума, а для этого ознакомить их с историей развития науки и философией науки, основными типами научных парадигм, научной методологией и методикой, а также спецификой гуманитарного научного знания. Основное содержание дисциплины соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского образования (аспирантура). Задачи дисциплины:
Место дисциплины в системе социогуманитарного образованияВ Новое время наука стала ведущей формой духовной культуры. Изучение истории и философии науки играет существенную роль в становлении у молодого специалиста целостного научно-гуманистического мировоззрения, дает молодым ученым методологическую базу для научных исследований, позволяет систематизировать и углубить их знания, что необходимо для написания диссертационного исследования. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Чтобы быть допущенным до сдачи экзамена, аспирант должен написать реферат по истории отрасли науки, по которой он специализируется, т.е. по истории экономических учений или по истории правовых учений. Первичную экспертизу реферата проводит научный руководитель аспиранта, а вторичную – либо преподаватель, который читает историю экономических/правовых учений, либо преподаватель, который читает дисциплину «история и философия науки». Итоговая форма контроля: экзамен (кандидатский минимум). 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ I. Общие проблемы философии науки Тема 1. Предмет философии науки Определение науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт и как особая сфера культуры. Наука и обыденное познание. Знание научное и ненаучное; природа научного знания; вненаучное, донаучное, псевдонаучное знание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации Наука как составляющая человеческой культуры. Культура материальная и духовная. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и бизнес. Этика науки. Типы культурно-исторических эпох и место в них науки. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Тема 3. Возникновение и развитие науки на традиционалистском этапе цивилизационного развития Преднаука и наука. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Мифологическая картина мира как попытка осмысления действительности. Философская картина мира в древних цивилизациях как попытка рационального объяснения мира; становление первых форм теоретической науки. Аристотелевско-птоломеевская картина мира и ее основные черты (ограниченность и замкнутость мира; геоцентризм; дихотомия мира на подлунный и надлунный). Физика Аристотеля и физика импетуса. Теологическая картина мира в культуре Средневековья. Роль мировых религий в изменении картины мира и познавательной установке ученых (познание природы как способ постижения Бога). Западная и восточная наука. Человек как творец, манипуляция с природными объектами (алхимия, астрология, магия). Проблема веры и знания; теория двух истин. Развитие логических норм научного мышления. Формирование идеалов опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Тема 4. Развитие науки на техногенном этапе цивилизационного развития (классический период) Изменение характера науки в эпоху Возрождения. Натурфилософия. Коперникианская революция в астрономии; геоцентризм, гелиоцентризм и ацентризм. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Индуктивная логика Ф.Бэкона и ее связь с экспериментальным знанием. Рационализм Р. Декарта и развитие им методологии научного познания. Становление классического естествознания и ньютоно-картезианской картины мира. Механика И.Ньютона как первый образец научной теории Нового времени. Механистическая картина мир и деизм. Оптика, термодинамика и электромагнетизм как составляющие классической физики. Классическая химия и биология. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. Неокантианство о различии естественных и гуманитарных наук. Тема 5. Развитие науки на техногенном этапе цивилизационного развития (неклассический и постнеклассический период) Становление современной (боровско-энштейновкой) картины мира. Философские аспекты квантовой механики и теории относительности. Принцип дополнительности Н.Бора и принцип неопределенности В.Гейзенберга и их методологическая роль в развитии неклассической науки. Основные черты неклассической и постнеклассической науки. Роль субъекта научного исследования. Наука в эпоху постмодерна. Разработка системно-структурного подхода и его методологическая роль в современной науке. Теория Большого взрыва и ее методологические аспекты. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Тема 6. Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты, Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира и ее функции (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. Тема 7. Динамика науки как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Постпозитивистская трактовка философии науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани). Социологический и культурологический подходы к исследованию философии науки. Тема 8. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Тема 9. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной пауки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизациоппого развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. |
Литература по дисциплине 12 Материально-техническое обеспечение 15 Объектом изучения дисциплины является наука и ее методология, а предметом – генезис научного знания и научной методологии, а также... | Литература по дисциплине 7 Материально-техническое обеспечение 7... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Литература по дисциплине 7 Материально-техническое обеспечение дисциплины... «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» | Тематическое планирование 20 характеристика основных видов учебной... Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 24 | ||
Рабочая учебная программа по истории 6 класс основного общего образования Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сведения о семьях воспитанников мбдоу. Материально-техническое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, медико-социальное обеспечение,... | ||
Рабочая программа педагога уразовой Елены Александровны высшей квалификационной... Материально – техническое и информационное –техническое обеспечение стр | Литература 14 >10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:... Целью изучения является : приобретение теоретических знаний и практических умений и навыков в области товарного менеджмента, приобретение... | ||
Содержание 4 Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 22 | Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса мбоу сош №6 | ||
Материально-техническое обеспечение Для занятий физкультурой и спортом в школе хорошая материально-техническая база для выполнения в полном объеме учебных программ,... | Материально-техническое обеспечение Для занятий физкультурой и спортом в школе хорошая материально-техническая база для выполнения в полном объеме учебных программ,... | ||
Контрольные вопросы Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины | Вопросы к экзамену Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины | ||
Доклад о работе мкоу сош №17 в 2011-2012 учебном году содержание... Режим обучения, организация питания, обеспечение безопасности учащихся и сотрудников | Оборудование кабинета начальной школы на 2013-2015 учебный год Материально-техническое... Примечание: оборудование, программное обеспечение, планируемое для приобретения в 2012-15 уч году |