Скачать 4.55 Mb.
|
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 84 «Серебряное копытце». на 2012-2015 год г. Набережные Челны, 2012 год Оглавление Пояснительная записка 1.Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в МБДОУ. Комплектование групп, режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических кадров. Сведения о семьях воспитанников МБДОУ. Материально-техническое обеспечение, учебно-материальное обеспечение, медико-социальное обеспечение, финансово-экономическое обеспечение. Взаимодействие детского сада с другими учреждениями………………………………………...…….…………………………….…3 2.Приципы и подходы к формированию общеобразовательной программы….………….7 3.Особенности осуществления образовательного процесса программы ……………....…..8 4. Содержание образовательного процесса………………………………………...…….……10 5.Особенности образовательного процесса…………………………………………….......…12 ЧАСТЬ 1(инвариантная) 1.1 Возрастные особенности детей…………………………………………..………….………15 1.2. Организация режима пребывания детей в МБДОУ……………………………………21 1.3.Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями………………………………………………………………………………………………..….29 1.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………………………………………….………...36 1.5. Примерное комплексное тематическое планирование………………………….…...…91 1.6. Коррекционная работа…………………………………………………………….………105 1.7. Комплексно-тематическое планирование в коррекционных группах……………………………………………………………………………………………..….111 1.8. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы (промежуточные и итоговые оценки)……………………………..……………………….……………129 ЧАСТЬ 2. (вариативная) 2.1. Региональный компонент………………………………………………….………..…….132 2.2.Организация работы по приоритетному направлению ……………….………………160 2.3.Взаимодействие детского сада с семьей ……………….………...……….……………...162 2.4.Преемственность в работе детского сада и школы………………………………….…166 2.5.Критерии результатов освоения детьми ООПДО …………………………………..…169 2.6.Пособия по образовательным областям………………………………………………....220 Пояснительная записка
Наименование дошкольного образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 84 «Серебряное копытце» Учредитель: Муниципальное образование город Набережные Челны. Функции и полномочия учредителя осуществляет Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 84 «Серебряное копытце» функционирует с 1978 года. В МБДОУ: 11 групп, из них 2 группы для детей раннего возраста, 2 группы для детей с ОВЗ, 1 группа логопедическая и 5 групп для детей дошкольного возраста. Лицензионный норматив по предельному контингенту- 196 детей, фактически –196 Укомплектованность штатов составляет 100%, из них штатных педагогов-100%. Полный адрес дошкольного образовательного учреждения: субъект РФ: Республика Татарстан индекс: 423802 населенный пункт: город Набережные Челны проспект М. Джалиля дом: 94 федеральный телефонный код города: 8(8552) телефон: 70-57-03 факс: 70-57-03 e-mail: sad84@pochta.ru сайт: edu.tatar.ru Заведующий дошкольного образовательного учреждения: Назаренко Ирина Александровна. Деятельность МБДОУ осуществляется на основе документов: 1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании». 2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562). 3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 4. СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164. 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду». 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». 1.2 Возрастные особенности детей МБДОУ обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 лет до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Комплектование групп на 2012 год
1.3 Режим работы детского сада Детский сад работает 5 дней в неделю с 06.00 до 18.00. 1.4 Кадровый потенциал:
Повышение квалификации
1.5 Сведения о семьях воспитанников Детский сад большое внимание уделяет изучению контингента родителей на основе социальных паспортов, анкетирования. В результате проведенного анализа мы получили следующие результаты:
Из анализа видно, что воспитанники МБДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования, что побуждает к выбору определенных форм взаимодействия: увеличения практических форм работы – практикумы, мастер-классы, родительские клубы и пр. 1.6 Материально-техническое обеспечение В МБДОУ имеется: - 11групповых помещений с приёмными и туалетными комнатами; - музыкальный зал; - физкультурный зал; - кабинет педагога-психолога; - методический кабинет; - медицинский кабинет; - игровые площадки для прогулок; - 2 спортивные площадки. - кабинет воспитателя по обучению родному языку. - пищеблок - прачечная Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования. 1.7. Учебно-материальное обеспечение Оборудование групповых помещений, кабинетов специалистов, медицинского кабинета, музыкального зала, игры, игрушки и дидактический материал подобраны в соответствии с реализующейся в МБДОУ примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников. 1.8. Медико-социальное обеспечение Медицинское обслуживание детей осуществляется на основании «Договора на медицинское обслуживание воспитанников муниципального образовательного учреждения» между МБДОУ №84 и «Детской поликлиникой № 1». Медицинский персонал осуществляет работу по сохранению и укреплению здоровья и физического развития детей, проведению профилактических мероприятий, соблюдению санитарно-гигиенических норм, режима дня и качества питания. Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками ООО «Школьное питание». Для осуществления выполнения Типового рациона питания детей в МБДОУ имеется пищеблок, оснащенный техническим и электрооборудованием, полностью укомплектован штатный состав работников. Питание 5-и разовое, максимальное разнообразие рациона, адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания – соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для детей ясельного и дошкольного возраста. 1.9 Финансово-экономическое обеспечение Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансирование в МБДОУ «Детский сад № 84 «Серебряное копытце» осуществляется через бюджетные и внебюджетные средства. Средства, выделенные на финансирование детского сада, распределяются на следующие статьи: -питание; - заработная плата сотрудникам; - коммунальные услуги; - транспортные услуги; - услуги связи; - работы по содержанию помещения; - оплачиваются все расходы, связанные с обслуживанием здания и прилегающей территории. 1.10 Взаимодействие детского сада с другими учреждениями МБДОУ осуществляет совместную работу с различными организациями города: СОШ № 1 - осуществляет совместную деятельность в целях реализации системы непрерывного образования, обучения и воспитания детей; Детская поликлиника № 1 - осуществляет профилактические и оздоровительные мероприятия; ИМЦ - осуществляет оказание научно-методической помощи педагогам, организация семинаров, курсов повышения квалификации педагогов, аттестация педагогических работников; НИСПТиР - осуществляет оказание научно-методической помощи педагогам и родителям в решении проблем воспитания и обучения дошкольников; Набережночелнинский театр кукол - организация и проведение театрализованных представлений; Музей экологии и охраны природы - осуществляет экологическое воспитание дошкольников через организацию экскурсий, конкурсов; Гимназия «Золотая горка» - интеллектуальное развитие дошкольников; «Городской дворец творчества детей и молодежи» - участие воспитанников и педагогов в городских и республиканских конкурсах. 2. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной Программы В основу ООП МБДОУ № 84 «Серебряное копытце» положены 2 два основных принципа государственной политики в области образования: 1. Демократический характер дошкольного воспитания и обучения: - Денитрация и демократизация управления в ДОУ. - Демократизация содержания и организации учебно-воспитательного процесса, основанного на идеях педагогики сотрудничества. 2. Гуманистический характер дошкольного образования, предполагающий: - поворот образовательного учреждения к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверия к нему, принятия его личных целей, запросов и интересов; - создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов. При этом уровень развития ребенка - мера качества работы педагога. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:
Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Чтобы отвечать принципу системности, Основная образовательная программа представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы. Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом:
процесса программы. МБДОУ №84 «Серебряное копытце» ориентирован на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Структура учебного года
Структура воспитательно-образовательного процесса в режиме дня по МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 84 «Серебряное копытце»
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Непосредственно образовательная деятельность органично сочетается с другими формами организации детей и позволяет детям использовать приобретённые знания, навыки и умения в самостоятельных играх, продуктивных видах деятельности, в художественном творчестве, в театрализованной и музыкальной деятельности. Важное значение при определении содержательной основы Программы и выявлении приоритетных направлений образовательной деятельности учреждения имеют национально-культурные, демографические условия, в которых осуществляется образовательный процесс. Национально-культурные В связи с тем, что контингент воспитанников проживает в условиях современного города- мегаполиса, своеобразие социокультурной среды проявляется: 1) в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (разные театры, библиотеки, музеи, картинная галерея, цирк, культурно-деловые центры, музыкальные, спортивные школы, т.д.), что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнёрства; 2) в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Татарстан (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Татарстана, республиками Поволжья, азами татарской культуры и быта). Социально-демографические особенности осуществления образовательного процесса определились в ходе статистических и социально-педагогических исследований семей воспитанников: 1) Наличие среди родителей МБДОУ широко представленной социальной группы служащих молодого возраста, со средним финансовым положением, с высоким образовательным уровнем, воспитывающих 1 или 2 детей. Этнический состав семей воспитанников: дети из русскоязычных и татарских семей. 2) Желание семей получать гарантированную и квалифицированную психолого-педагогическую поддержку, то есть присутствие определенной доли доверия в уровне квалификации и качестве предоставляемой услуги учреждением. 3) Увеличение вероятности угрозы здоровью детей. Природно-климатические При планировании образовательного процесса во всех возрастных группах внесены коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая благоприятные климатические и природные особенности региона, два раза непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится в зале и один раз – на воздухе. 3.1 Содержание образовательного процесса Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое, социально-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Условия реализации образовательной программы МБДОУ
МБДОУ №84 «Серебряное копытце» в своей деятельности реализует программу воспитания и обучения «От рождения до школы» При реализации программы «От рождения до школы» учитываются принципы гуманизации, дифференциации, индивидуализации, непрерывности, культуросообразности, системности образования. Главный принцип обучения – «Развиваюсь, играя!» Обучение проводиться в соответствии с сеткой непосредственной образовательной деятельности и подразделяется на три вида: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Задачи и содержание обучения детей планируются с учётом результатов их обследования, позволяющего выявить потенциальные возможности развития детей. Цели и задачи деятельности МБДОУ №84 по реализации основной общеобразовательной программы определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума. Целью деятельностью МБДОУ является:
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Предоставляемые учреждением образовательные услуги, как и в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе:
3.2 Особенности образовательного процесса. В основе организации образовательного процесса определен развивающий принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В соответствии с ФГТ Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса. Образовательная деятельность в младшем, среднем возрасте организована в игровой форме, учебная модель при осуществлении образовательного процесса реализуется с детьми от 5 до 7 лет. Структура образовательной деятельности МБДОУ имеет следующий вид:Физическое развитие Образовательные области «Здоровье», «Физическая культура», Художественно-эстетическое развитие Образовательные области «Художественное творчество», «Музыка» Социально-личностное развитие Образовательные области «Социализация», «Безопасность», «Труд» Познавательно-речевое развитие Образовательные области «Познание», «Художественная литература», «Коммуникация» Содержание образования Цель образовательной деятельности Организация образовательной деятельности Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников Интегративные качества Результаты образовательной деятельности Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроено в соответствии с принципами развивающего образования и структурировано по 10 образовательным областям. С целью обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач, содержание программы дополняется рядом парциальных программ и педагогических технологий федерального, регионального и муниципального уровня. Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. Организация образовательной деятельности предусматривает как основное, так и дополнительное образование. Основное образование осуществляется в процессе разнообразных форм непосредственно образовательной деятельности, цель которой – помочь ребенку «открыть» новое знание, новый способ деятельности. В соответствии с программой непосредственно образовательная деятельность осуществляется и предусматривает разнообразные способы организации:
В процессе НОД используются методы прямого и проблемного обучения, решаются задачи не только рассматриваемой образовательной области, но и развития деятельности, в которой осуществляется обучение. Например, в большинстве форм НОД, направленных на решение задач художественно-эстетического развития, решаются задачи образовательной области коммуникация, где дети осваивают основы диалога со сверстником. Таким образом, большинство форм непосредственно образовательной деятельности носят интегрированный характер. Решение образовательных задач предусмотрено и через образовательную деятельность в ходе режимных моментов (ОД в РМ). Отличительной особенностью ОД в РМ является партнерская позиция взрослого и ребенка, осуществление взаимодействия по типу сотрудничества. Кроме того, в формах ОД в РМ образовательные задачи сопряжены с задачами режимных моментов и не противоречат друг другу. Поскольку развитие деятельности направлено на увеличение доли самостоятельности ребенка и осуществляется поэтапно: Совместная деятельность взрослого и ребенка Совместная деятельность ребенка со сверстником Самостоятельная деятельность ребенка большое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности не только по интересам ребенка, но и специально организованной педагогом. Вовлечение родителей в образовательный процесс предусмотрено через различные формы работы с семьями воспитанников и организацию совместных мероприятий для детей и родителей. Вариативная часть Программы представлена региональным компонентом и дополнительным образованием. Организация дополнительного образования осуществляется через кружковую работу. Направление дополнительного образования определяется педагогами и родителями в процессе обсуждения задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. Приоритетные направления определяются исходя из профессиональных интересов педагогов, а так же – выявленных проблем развития детей или реализации Программы. Приоритетными направлениями являются: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка. Результаты образовательной деятельности определены в «Портрете выпускника» детского сада отслеживаются один раз в год через контрольные занятия, педагогическое наблюдение и специально организованные диагностические процедуры. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной и региональной деятельности образовательного учреждения) определено как 80 % и 20%. Общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников: для групп младший возраст – 65%, для групп старшего возраста – 80% |