И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой





НазваниеИ. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой
страница1/12
Дата публикации29.11.2014
Размер1.42 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО» (БГУ)
И.С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой
(разработка элективного курса для 9 класса)

Авторы разработки:
Клеутина Инна Николаевна, доцент кафедры русского языка БГУ,

преподаватель старославянского языка

Каршкова Лариса Александровна, учитель литературы, мировой художественной культуры, основ православной культуры МБОУ СОШ №29 г. Брянска

Карасева О.С. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 261г. Москвы

г. Брянск – 2013 год
Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном Федеральном Округе


Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО» (БГУ)
представляет на окружной тур Всероссийского конкурса

«За нравственный подвиг учителя»


Клеутиной Инны Николаевны, Карасевой Ольги Сергеевны,

Каршковой Ларисы Александровны

Название работы: И.С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой

(разработка элективного курса для 9 класса)

Номинация: Педагоги высшей школы – средней школе


Центральный Федеральный округ
2013 год

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном Федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»
Клеутиной Инны Николаевны, Карасевой Ольги Сергеевны,

Каршковой Ларисы Александровны
Название работы: И.С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой

(разработка элективного курса для 9 класса)


Номинация: Педагоги высшей школы – средней школе

Информация об авторах работы:


Клеутина И. Н.:

Дата и место рождения: 03.08.1971, г. Брянск.

Адрес места жительства,

телефоны, e-mail: 241028, г. Брянск, ул. Правды, д. 18., 74-42-91, 8-910-293-72-98, kominn@yandex.ru

Место работы или род занятий: БГУ им. академика И.Г. Петровского, доцент кафедры русского языка, преподаватель старославянского языка;

Брянское Духовное училище: преподаватель церковнославянского языка.
Карасева О. С.:

Дата и место рождения г. Брянск. 26.06.1987
Адрес места жительства (с указанием почтового индекса), телефоны, e-mail ул. Почтовая дом 73, квартира 5,индекс: 241027, 89267204631, 89066990935, myagkovaos@mail.ru
Место работы или род занятий ГБОУ СОШ №261 г. Москва, учитель русского языка и литературы
Наличие премий, призов и иных наград: победитель конкурса «Фестиваль открытых уроков» (2009)

Каршкова Л. А.:

Дата рождения: 24 марта 1959 года; Место рождения: г. Абакан Красноярского края

Адрес места жительства:241902 , пос. Белые Берега Брянской области; ул. Белобережская

Д.25, кв.16; телефон (4832) 71-48-90; 8-910-734-88-31; e-mail: karshkova@yandex.ru

Место работы: МБОУ СОШ №29 г. Брянска, учитель литературы, МХК и ОПК

Почетные звания: Почетный работник общего и профессионального образования РФ; Лауреат областного конкурса «Учитель Года – 97», Почетные Грамоты Министерства образования РФ (2002 и 2009 г.г.), обладатель премии Президента в области общего и профессионального образования в 2009 году, Лауреат регионального конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2009, 2010, 2011 году.

Медаль Олега Брянского III степени (2013 г.)

Центральный Федеральный округ 2013 год

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Центральном Федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс работ в области педагогики,

работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»
Клеутина Инна Николаевна, Карасева Ольга Сергеевна,

Каршкова Лариса Александровна

Название работы: И.С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой

(разработка элективного курса для 9 класса)
Номинация: Педагоги высшей школы – средней школе

Краткая аннотация работы:

Данная работа содержит разработку и материалы элективного курса по творчеству И.С. Шмелева. Вниманию педагогов представлен особый раздел, посвященный языковым особенностям произведения «Лето Господне». В учебном словаре религиозной лексики толкуются значения слов, которые могут быть малопонятны современному читателю, особенно школьнику. Разработка предназначена для учителей русского языка и литературы, учащихся средних общеобразовательных школ, гимназий и широкого круга читателей, интересующихся вопросами русской православной литературы.
По решению кафедры теории и истории русского Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского издана одноименная монография.


Центральный Федеральный округ - 2013 год

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО» (БГУ)


Клеутина И.Н., Каршкова Л.А., Карасева О.С.

И.С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой

Брянск 2013

ББК-83.3Р+81.2 Р

К-48
Каршкова Л.А., Клеутина И.Н., Карасева О.С.

И.С. Шмелев о России, потерянной и обретённой. – Брянск, 2012. - 132 с.
Рецензенты:

Ю.В. Милютина – кандидат филологических наук, ассистент кафедры теории и истории русского языка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

В.М. Миронова – учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 53 г. Брянска

Книга содержит разработку и материалы элективного курса по творчеству И.С. Шмелева. Вниманию читателя представлен особый раздел, посвященный языковым особенностям произведения «Лето Господне». В учебном словаре религиозной лексики толкуются значения слов, которые могут быть малопонятны современному читателю, особенно школьнику. Монография предназначена для учителей русского языка и литературы, учащихся средних школ и широкого круга читателей, интересующихся вопросами православной веры.


Печатается по решению кафедры теории и истории русского Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

РИО БГУ, 2013


Содержание

Предисловие……………………………………………………………5

Разработка элективного курса (пояснительная записка,

содержание курса, программа, урок)………………………………...6

Отрывки из произведения «Лето Господне» ………………………17

Земные и небесные пути Ивана Шмелева…………………………..35

Тема праздников в исторической повести «Лето Господне»……..46

Системные отношения религиозной лексики в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне»…………………………………………..53

Учебный словарь религиозной лексики к произведениям И.С. Шмелева…………………………………………………………79

Список использованной и рекомендуемой литературы…………..131



Предисловие

Во Вступлении к книге «С Евангелием» архимандрита Тихона Агрикова есть такие слова: «… мой дорогой читатель, цель этой книги не в ней самой, как таковой, а в том, чтобы эта книжечка указала вам путь к другой Книге, чтобы она научила вас полюбить эту другую Книгу и через нее спасти свою душу» [арх. Тихон (Агриков), с.4]. Несомненно, этой Книгой является Евангелие.

Наверное, то же самое можно сказать и о дилогии И.С. Шмелева «Лето Господне». Через красоту православных праздников, через показ доброй души главных героев – Сергея Ивановича, отца Ванюши, плотника Горкина, самого мальчика, прислуги – И.С. Шмелев пытается донести до нас главную мысль: обратить наш взор к вечной Книге Жизни. Более того, автор утверждает истину, много раз высказанную Ф. М. Достоевским, что только с верой в Бога человек может надеяться на вечную жизнь, и что только с верой в Бога он имеет право называться человеком.

Русский писатель, чье имя сегодня стоит в одном ряду с Достоевским, Буниным, Лесковым, не только себе вернул ту светлую православную Родину, какой она запомнилась с детства, но и современному читателю показал, какой была наша Россия.

Авторский коллектив выражает искреннюю признательность проф. В.И. Макарову, доц. Т.В. Федоровой, священнику иерею Алексию Клеутину, Ю.В. Милютиной, В.М. Мироновой за их помощь, ценные советы и замечания.

Авторы: Карасева О.С., Каршкова Л.А. – Разработка элективного курса; Каршкова Л.А. – Земные и небесные пути Ивана Шмелева; Тема праздников в исторической повести «Лето Господне»; Карасева О.С., Клеутина И.Н. – Системные отношения религиозной лексики в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне»; Клеутина И.Н. – Учебный словарь религиозной лексики к произведениям И.С. Шмелева.
Элективный курс для 9 класса

«И.С. Шмелев о России, потерянной и обретенной»

Пояснительная записка

Программа данного элективного курса, рассчитанного на 16 часов, посвящена изучению жизни и творчества И.С. Шмелева. Курс предназначен для учащихся 9 класса, мотивированных на выбор учебного профиля в старшем звене общеобразовательной школы. Представленные в пособии материалы помогают учащимся не только узнать драматические моменты жизни писателя в послереволюционной России и эмиграции, но и ближе познакомиться с особенностями его художественного языка, предлагают проникнуть в светлый мир христианской жизни, ярко представленный в произведениях. Содержание курса помогает учащимся обрести навыки более эффективного выражения в устной и письменной форме своих мыслей, чувств и ощущений.

Название курса обусловлено тем, что общепринятое понимание главной философской идеи всего творчества И. С. Шмелева гораздо шире и глубже. Он не только доказывает, подобно Пушкину, Толстому, Достоевскому, что «…нет народа с таким тяжким историческим бременем и с такой мощью духовною, как наш» [Шмелев 2007: 41], но и показывает, как на фоне трагических событий большевистского переворота преображается и приобретает бессмертие душа русского человека. Авторы данного пособия предлагают для изучения именно те произведения, где наиболее полно показано влияние происходящих в стране событий на судьбу русского человека. Живя за границей, писатель не порывает с Россией. Он живет и дышит ее заботами, горем, радостями. Он посредством слова вновь обретает Родину для себя, для эмигрантского окружения, для нас.
Цель курса:

расширить представление о И. С. Шмелеве как о писателе-философе и показать влияние исторических событий, происходящих в России, на его творчество.

Задачи:

  • знакомство с жизнью и творчеством И. С. Шмелева;

  • обучение школьников навыкам самостоятельного поиска знаний, работы со справочной литературой, словарем;

  • развитие навыков ведения диалога и дискуссии;

  • совершенствование умений вести аналитическую работу с текстом, обобщать, систематизировать, сравнивать, а также ставить и решать проблемы;

  • воспитание интереса и уважения к русской истории, литературе, культуре, религии.


В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- основные моменты биографии писателя;

- произведения, созданные в дореволюционное, послереволюционное время и годы эмиграции;

- главные христианские праздники и традиции, связанные с ними;

- музыкальные произведения и картины русских художников на сюжеты православных событий и праздников;

- лексические особенности художественного языка писателя;

- алгоритм действий в работе над исследовательским проектом;
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:

- анализировать творчество И. С. Шмелева, опираясь на изученные произведения;

- выполнять исследовательские работы различных видов - эссе, сочинение, реферат;

- владеть навыками групповой работы над краткосрочным проектом.
Содержание курса:

1. Вступительное занятие. Жизнь и творчество И.С. Шмелева (1 час)

И.С. Шмелев – писатель, публицист, православный мыслитель. Ранние произведения. Творчество в период эмиграции.

2. История России в произведениях И.С. Шмелева «Солнце мертвых», «Куликово поле» (2 часа)

Послереволюционная Россия. История России в творчестве И.С. Шмелева. Знакомство с романом – эпопеей «Солнце мертвых». Трагическое и оптимистическое в романе. «Куликово поле»: идея названия повести, мистические события. Отражение времени в других видах искусства. Работа по картине Д. Белюкина «Белая Россия. Исход»

3. И.С. Шмелев: «Лето Господне», «Богомолье» (2 часа)

Знакомство с произведениями И.С. Шмелева «Лето Господне», «Богомолье». Сравнительный анализ произведений. Сюжеты и герои произведений, особенности композиции. Авторская позиция. Идейно-художественное своеобразие.

4. Стилистические и композиционные особенности произведений «Лето Господне», «Богомолье» (2 часа)

Лекция учителя о стилистике произведений. Анализ повествовательной структуры произведений. Смысл названий. Связь материального и духовного в произведениях. Система персонажей. Работа с текстами по индивидуальным карточкам, например:

- Роль разговорно-бытовой речи в произведении (на примере монологов, диалогов, реплик, развернутых рассказов)

- Роль уменьшительно-ласкательных суффиксов, относящихся к разным сферам жизни

- Роль юмористических слов и эпизодов в произведениях

- Религиозная канва произведений

- Характеристики героев

- Вывод о стилистических особенностях произведений

- Особенности композиционного строения «Лето Господне», «Богомолье»

5. Анализ церковной лексики с точки зрения системных отношений (2 часа)

Работа с текстом произведения «Лето Господне». Составление картотеки православных слов. Распределение выявленных слов по тематическим группам. Анализ лексики с точки зрения системных отношений в рамках этих тематических групп.

6. Православные праздники в произведении «Лето Господне» (1 час)

История главных православных праздников. Традиции и обычаи, связанные с ними. Составление церковного календаря.

7. Пословицы и поговорки в романе «Лето Господне» (1 час)

Устное народное творчество. Значение пословиц и поговорок в У.Н.Т. Работа с текстом романа – дилогии И. С. Шмелева. Анализ выписанных пословиц и поговорок. Народная и авторская пословица и поговорка.

8. Творческий урок (урок – обобщение - 1 час)

Работа по подготовке к написанию сочинения, эссе, реферата на выбор учащихся. Общий алгоритм работы при написании творческой работы в жанре эссе, реферата.

9 .Проектная деятельность (4 часа)

Типы краткосрочных индивидуальных и групповых проектов. Темы исследовательских и творческих проектов:

1. «История России в произведениях И.С. Шмелева»;

2. «Особенности языка в произведениях И.С. Шмелева»;

3. «Православные праздники в творчестве И.С. Шмелева и В. А. Никифорова – Волгина»

4. «Православные праздники в искусстве»;

5. «Лето Господне» - энциклопедия жизни русского народа»;

6. «И. С. Шмелев и С. В. Рахманинов. Судьба русской интеллигенции в эмиграции»

10. Резерв. Урок-игра: викторина по творчеству Шмелева (1 час)

Распределение учащихся в группы и пары. Вопросы по творчеству И.С. Шмелева в литературных и музыкальных отрывках и репродукциях картин.

Всего: 16 часов (+ 1 час резерва)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconВ. В. Шмелев Открытое Акционерное Общество «Завод «Проммаш» г. Саратов годовой отчет
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconМетодические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для...
Изучение литературных данных по форме туберкулеза курируемого больного, дифференциальной диагностике и лечению
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconМетодические указания по внеаудиторной самостоятельной работе для...
Изучение литературных данных по форме туберкулеза курируемого больного, дифференциальной диагностике и лечению
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconКонспект урока. Тема «Правописание приставок, оканчивающихся на -з и -с»
Базовый учебник: Шмелёв А. Д., Флоренская Э. А., Габович Ф. Е., Шмелёва Е. Я. Под ред. Шмелёва А. Д. Русский язык. 5 класс-Издательство...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconИ. С. Шмелев и А. П. Чехов: творческий диалог
Защита состоится 26 июня 2008 года в 14 часов на заседании диссертационного совета д 212. 263. 06 в Тверском государственном университете...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник Русский язык: учеб. Для 5кл общеобразоват учреждений/ А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва....
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconИ. А. Бунина и И. С. Шмелева Трохименко Светлана
«… как ни гневался И. А. Бунин на «Лето Господне» и как ни раздражался И. С. Шмелев «Темными аллеями», они при внешней несовместимости...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дача человека в земном пути – спасение души. Докажем, что в случае с поэмой, обретенной в 18 веке, а описывающей события 12 века...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой icon12 июня в России отмечается День России
День России раньше, до 2002 года, имел название День принятия Декларации о государственном суверенитете России. День России государственный...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Государственный флаг России, Государственный герб России; Государственный гимн России ( аудиозапись), физическая карта...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconМкоу «Любинская сош№3» II этап. Исторический 1 Добровольное присоединение Казахстана к России
России Герцена и Чернышевского, России В. И. Ленина. Именно с этих позиций рассматривало вопрос о присоединении Казахстана к России...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconДоклад Начальника Отдела мвд россии по Новоалександровскому району
Директивой мвд россии от 31. 10. 12г. №1 дсп, решения коллегии мвд РФ и гу мвд россии по Ставропольскому краю, строилась в соответствии...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой icon1. Начальники отделов анализа, планирования и контроля (в том числе...
Территориальные органы мвд россии на районном уровне как основное звено системы мвд россии
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconПриказ по боу «Пореченская оош» №-107-од
К учебнику «География России. Природа, население, хозяйство. Крупные регионы России. Меесто и роль России в современном мире» под...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconУрок по теме «Часовые пояса на карте России»
Сформировать понимание уникальности географического положения России через знакомство с современной схемой исчисления времени в России...
И. С. Шмелёв о России, потерянной и обретённой iconУчебник «География России» 9 класс (авторы В. П. Дронов, И. И. Баринова,...
Продолжать формирование у уч-ся представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск