Скачать 242.04 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) Утверждаю ____________И.А. Ромахина «___» ___________ 20__ года рабочая Программа учебной дисциплины Б.1.05 Основы социального государства Трудоемкость (в зачетных единицах) ___3____ Направление подготовки 100400.62 Туризм Профиль подготовки Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности, Технология и организация экскурсионных услуг Квалификация (степень) выпускника бакалавр 1. Цели изучения дисциплины (модуля). Целью дисциплины является формирование у бакалавра целостного представления о сущности современного социального государства, принципах его формирования и развития, моделях социальных государств, их достоинствах и недостатках. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы. Дисциплина Б.1.05. «Основы социального государства» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического блока дисциплин учебного плана. Дисциплина тесно связана с курсами профессионального цикла, в том числе «Человек и его потребности», «Сервисная деятельность», «Экономика туристского рынка», «Правовое регулирование в туризме». Для успешного освоения дисциплины бакалавры должны иметь знания из таких областей как «Экономическая теория», «История», «Обществознание», 3. Требования к уровню освоения программы. В процессе изучения дисциплины у слушателя формируются следующие компетенции:
В результате изучения дисциплины бакалавр должен Знать: Особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни. Уметь: Применять социальные обязательства в профессиональной сфере на основе их ресурсного обеспечения. Владеть: Основами формирования социальных отношений в обществе. 4. Общая трудоемкость дисциплины __3__ зачетных единицы и виды учебной работы.
5. Содержание учебной дисциплины. 5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).
5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля). Тема 1. Идея социального государства: необходимость и возможности реализации. Понятие «социальное». Понятие «социальное государство». Современные представления о социальном государстве. Теории социального государства. Социальное государство как государство нового цивилизованного типа. Признаки социального государства. Цели и приоритеты социального государства. Социальные функции социального государства. Принципы социального государства. Тема 2. Этапы эволюции социального государства. Развитие представлений о социальном государстве. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Идейные истоки теории социального государства: правовое государство, государство как ночной сторож, социалистическое государство. Историческое развитие концепции социального государства: периодизация С. Завадского и С. Калашникова. Концепция социального государства Л.фон Штайна. Социальный вопрос как суть феномена социального государства. Роль собственности в решении социального вопроса. Социальное и социальное правовое государство Г.Геллера. Государство социальных услуг. Тема 3. Модели социального государства. Модели социальных государств. Социальная ориентация различных типов государств. Типология социальных государств. Государства «равных возможностей». Государства «социальной безопасности». Социальные государства «всеобщего благосостояния». Либеральное социальное государство. Консервативное социальное государство. Социал-демократическое социальное государство (социальное рыночное хозяйство). Критерии отнесения государства к конкретной модели. Тема 4. Государственная социальная политика: цели и инструменты. Понятие «социальная политика». Роль социальной политики в функционировании и развитии социального государства. Функции и принципы социальной политики. Основные институты и механизмы реализации социальной политики. Особенности формирования и реализации социальной политики в социальном государстве. Особенности управления социальной сферой в социальном государстве. Разграничение полномочий в социальной политике между различными уровнями власти. Социальное партнерство в социальном государстве. Понятие «социальное партнерство». Основные модели социального партнерства. Развитие социальной ответственности бизнеса. Институты гражданского общества. Благотворительная деятельность. Некоммерческие организации социальной направленности. Роль гражданского общества в построении социального государства. Понятие «социальная защита». Конституционные гарантии социальной защиты населения. Институт социального страхования как механизм социальной защиты работников в социальном государстве. Обязательное и добровольное социальное страхование. Пенсионное страхование. Обязательное медицинское страхование. Страхование в связи с материнством. Страхование в связи с временной нетрудоспособностью. Обязательное страхование в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональными заболеваниями. Государственная социальная помощь. Социальное обслуживание. Развитие системы социальных услуг. Стандартизация системы социальных услуг. Тема 5. Концепция социального государства в России. Основные положения Концепции социального государства в РФ. Факторы и условия становления в России социального государства. Приоритеты современного этапа развития социального государства. Национальное и социальное государство: проблемы согласования. Классификация государственных интересов. Россия как демократическое федеративное правовое государство. Тема 6. Особенности реализации социальных функций государства в России. Тенденции развития социального государства в России. Предпосылки становления основ социального государства в дореволюционной России. СССР как социальное государство. Модернизация социального государства в современной России. Модернизация социальной защиты в современной России. Развитие системы социального страхования в России. Российская модель социального страхования. Реформирование системы льгот. Формирование института социальной поддержки населения. Национальные проекты. Тема 7. Инструменты социальной политики в России. Модель социальной политики России. Сущность, цели, направления, приоритеты социальной политики России на современном этапе. Основные направления социальных реформ. Программа социально-экономического развития России на 2000–2009 гг. Программно-целевой и проектно-целевой методы в социальной политике. Программа социально-экономического развития России на 2010–2020 гг. Национальные проекты в социальной сфере. Модернизация системы здравоохранения Модернизация системы образования. Тема 8. Перспективы развития социального государства после кризиса 2008/2010 гг. Сущность и особенности мирового экономического кризиса 2008-2010 гг. Вторая волна кризиса 2011-2012. Долговой кризис США, Германии, Швеции, Франции. Трансформация моделей социального государства в промышленно развитых странах. Будущее социального государства в России. 5.3. Лабораторный практикум – не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Основная литература по дисциплине:
6.2. Дополнительная литература:
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины. Интернет-ресурсы для изучения дисциплины:
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю Дисциплина рассчитана на студентов 1 курса, складывается из лекций и самостоятельной работы. Посещение студентом аудиторных занятий является обязательным. Курс лекций предполагает последовательное логически стройное изложение материала в соответствии с тематическим планом на базе основной и дополнительной литературы. Курс лекций дает общее схематическое представление о зарождении и логике развития социального государства, его особенностях, принципах, механизмах реализации. Сложность решаемых задач диктует необходимость особых приемов проведения занятий, а именно: - деловые игры для более глубокого освоения моделей социального государства, поведения отдельных экономических субъектов в реальной хозяйственной практике - круглый стол в ходе сравнительного анализа различных инструментов реализации принципов социального государства для оценки их эффективности. - экономические тренинги в виде «мозгового штурма» - внеаудиторная работа в форме обязательных консультаций и индивидуальных занятий со студентами (помощь в понимании тех или иных моделей и концепций, подготовка рефератов и эссе, а также тезисов для студенческих конференций и т.д.). Для повышения эффективности обучения студентов целесообразно сочетать заслушивание сообщений (докладов, эссе, рефератов) с обсуждением данной темы со всей группой студентов. Особую роль играют и проведение дискуссий по проблемам с участием всех студентов. По окончании курса целесообразно проведение итогового контроля: комплексного тестирования для выявления полученных знаний, к которому студенты глубоко и системно изучают курс. Важным элементом является и самостоятельная работа студентов, которая предполагает подготовку и изложение в рамках семинарского занятия реферата, доклада или эссе, который дополняет и развивает базовые знания по разделам курса. Промежуточный контроль осуществляется путём тестирования на базе тестов, размещенных на сервере ТГПУ. Итоговый контроль знаний проводится в форме зачета в соответствии с вопросами, вынесенными в программу дисциплины. 7.2. Методические рекомендации для студентов. В рамках самостоятельной работы необходимо подготовить реферат (доклад, эссе) по одной из предложенных в программе тем. В течение семестра студент должен подготовить один реферат (доклад). Объем реферата не должен превышать 10-12 страниц печатного текста. Включение в реферат (доклад) материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также устаревших источников и текстов, заимствованных из Интернета служит основанием для снижения оценки. Реферат должен содержать введение, выводы, обобщающую авторскую позицию, список используемой литературы. Критерии работы: -самостоятельность работы; -способность сформулировать проблему: -уровень усвоения излагаемой темы; -четкость и содержательность выводов. Критерии оценки знаний студентов по отдельным видам работ и разделам дисциплины
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 8.1. Тематика рефератов (докладов, эссе);
8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся; 8.3. Примеры тестов; 1. Возникновение социального государства – закономерный результат: 1) эволюционного развития общественных отношений; 2) революционных преобразований в обществе; 3) целенаправленных действий властных структур; 4) воздействия на систему власти со стороны других государств. 2. Социальное государство признает высшей ценностью: 1) общество в целом; 2) правящий класс общества; 3) отдельные социальные группы; 4) гражданина данного государства; 5) человека, живущего на территории данного государства. 3. Социальное государство несет ответственность за: 1) социальное благополучие всех членов общества; 2) сохранение минимальных доходов населения; 3) социальную поддержку малоимущих слоев населения; 4) обеспечение высокого уровня и качества жизни среднего класса. 4. Какой тезис наиболее соответствует современному пониманию функций социального государства: 1) как экономическая, так и социальная сфера являются самостоятельными рядоположными подсистемами общества; 2) экономические функции государства имеют социальную природу, социальные функции государства имеют экономическую основу. 5. Социальное правовое государство обеспечивает всем гражданам равные права на: 1) достойную жизнь и свободное развитие; 2) социальную поддержку в сложной жизненной ситуации; 3) минимальный уровень личного благосостояния. 6. Социальное партнерство – это (дайте наиболее точный ответ): 1) взаимодействие работодателей, представителей работников и органов власти по согласованию интересов в социально-трудовой сфере; 2) взаимодействие представителей различных секторов общества по решению социальных проблем; 3) совокупность разнообразных видов взаимодействий субъектов социальной деятельности. 7. Какая парадигма социальной политики доминирует в мире в со- временных условиях? 1) социальная политика направлена на создание условий для роста материальных благ и услуг для населения; 2) социальная политика связывается в первую очередь с социальной защитой населения; 3) социальная политика нацелена на создание условий для социального развития страны. 8. Главной целью социальной политики социального государства является: 1) максимально возможное удовлетворение социальных потребностей членов общества; 2) сохранение минимальных доходов населения; 3) оказание социальной помощи малоимущим слоям населения; 4) обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности общества. 8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к зачету); 1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития. 2. Теории социального государства. 3. Принципы социального государства. 4. Приоритетные направления деятельности социального государства. 5. Признаки социального государства. 6. Либеральная модель социального государства. 7. Особенности корпоративной модели социального государства. 8. Социал-демократическая модель социального государства. 9. Российская Федерация как социальное государство. 10. Условия становления и развития социального государства. 11. Социально- экономические функции социального государства. 12. Социальная защита населения как функция социального государства. 13. Социальная политика как фактор развития социального государства. 14. Роль гражданского общества в построении социального государства. 15. Социальное партнерство в социальном государстве. Основные модели социального партнерства. 16. Российская модель социального партнерства. 17. Сущность, цели, направления, приоритеты социальной политики Рос- сии на современном этапе. 18. Субъекты социальной политики в социальном государстве. 19. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства. 20. Конституционные гарантии социальной защиты населения в России. 21. Социальное обеспечение в системе социальной защиты населения. 22. Государственная социальная помощь. 23. Социальное обслуживание населения. 24. Пути преодоления бедности, повышения уровня и качества жизни населения. 25. Понятие социальной ответственности бизнес-структур. 26. Регулирование рынка труда и занятости населения как функция социального государства. 27. Понятия «уровень жизни», «качество жизни». Показатели уровня жизни населения. 28. Прожиточный минимум как базовый социальный стандарт. 29. Политика содействия занятости в период экономического кризиса. 30. Развитие системы социального страхования в России. Обязательное и добровольное социальное страхование. Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400.62 Туризм Профиль подготовки Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности, Технология и организация экскурсионных услуг. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена: К.э.н., доцент, зав. кафедрой _________________________ Е.А. Фролова. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента протокол № __ от ____________ 20__ года. Зав. кафедрой ______________ Е.А. Фролова. (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией факультета экономики и управления протокол № __ от ____________ 20__ года. Председатель методической комиссии __________________ А.Т. Кашенов |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |