Рабочая программа по дисциплине Охрана труда





Скачать 208.07 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине Охрана труда
Дата публикации13.12.2014
Размер208.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Политехнический колледж
Предметная (цикловая) комиссия аграрных дисциплин


УТВЕРЖДАЮ

Директор политехнического

колледжа

___________________Х.И. Борс

«_____»__________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Охрана труда

по программе базовой подготовки

специальности 111801.51 Ветеринария

Квалификация выпускника ветеринарный фельдшер

Форма обучения очная

Майкоп – 2011

Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана МГТУ по
специальности 111801.51 Ветеринария
Составитель рабочей программы:



преподаватель первой категории







Олейникова Т.Т.




(подпись)









Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии

аграрных дисциплин



Председатель предметной (цикловой) комиссии

«___»________2011г.








Цикажуков Б.Д.




(подпись)









Одобрено методическим советом

политехнического колледжа «___»_________2011г.



Председатель

методического

совета политехнического колледжа









Борс Х.И.




(подпись)









Зам.директора по учебной работе

«___»_________20__г.








Куприенко В.М.




(подпись)









СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«___»_________20__г.









Бушманова Н.В.




(подпись)









Председатель выпускающей предметной (цикловой) комиссии








Цикажуков Б.Д.




(подпись)








1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний по вопросам управления охраной труда в организации; знаний законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; знаний обязанностей работников в области охраны труда и фактических или потенциальных последствий собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда, возможных последствий при несоблюдении технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить основные вопросы охраны труда, их нормативно-правовые обоснования;

- изучить порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты и порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников;

- усвоить порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности.
2. Место дисциплины в структуре ООП базового уровня

Дисциплина входит в перечень курсов обязательной части цикла общепрофессиональных дисциплин. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплинами обязательной части цикла общепрофессиональных дисциплин «Ветеринарная фармакология», «Основы зоотехнии», «Анатомия и физиология животных», так как включают разделы исследования органов и систем организма, пути введения лекарственных веществ, при получении практических навыков по этим разделам необходимо соблюдение техники безопасности и личной гигиены.

Дисциплина основана на знаниях механизма воздействия лекарственных и ядовитых веществ, физических законов и этологии. Эти знания необходимы для освоения дисциплины.

Дисциплина направлена на изучение вопросов защиты работающих от негативных воздействий опасных и вредных производственных факторов, а также изучение вопросов ведения документации по охране труда.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: системы управления охраной труда в организации; законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; обязанности работников в области охраны труда; фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками; порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников; порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты; порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т. ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности;

уметь: выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; проводить вводный инструктаж подчиненных работников, инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; разъяснять подчиненным работникам содержание установленных требований охраны труда; контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

владеть: методами подготовки и проведения консультаций для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам охраны труда.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов.











Вид учебной работы

Всего часов

4семестр

Аудиторные занятия (всего)

32

32

В том числе:







Лекции (Л)

24

24

Практические занятия (ПЗ)

8

8

Лабораторные работы (ЛР)






Курсовой проект (работа)







Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)

16

16

В том числе:







Реферат

6

6

Доклад

6

6

Составление плана-конспекта

4

4

Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет по текущей успеваемости







Общая трудоемкость

48

48


5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Структура дисциплины



п/п




Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации



Раздел дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)


Л



СПЗ



ЛР


СРС



Введение

1








Устный опрос

1

Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии

9

2



6

Тестирование

Обсуждение реферата

2

Производственная санитария

8

2



4

Устный опрос

Обсуждение доклада

3

Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технических процессов, экобиозащитная техника.

4

2



4

Устный опрос

Тестирование



4

Пожарная безопасность

2

2



2

Устный опрос

Тестирование

Обсуждение доклада

5

Промежуточная

аттестация

Дифференцированный зачет по текущей успеваемости



ИТОГО

24

8



16




5.2. Содержание разделов дисциплины «Охрана труда», образовательные технологии





П/П


Наименование

темы дисциплины

Трудоемкость

(часы)

Содержание




Формируемые

компетенции



Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)


Образовательные

технологии

Обязат.

аудиторная

нагрузка


СРС




Введение.

1




Место дисциплины в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы.

Цели и задачи предмета. Охрана труда – система обеспе-чения безопасности жизни и здоровья работников в процес-се трудовой деятельности.

ОК-1-10

ПК-1.1-1.3

ПК-2.1-2.6

ПК-3.1-3.8

ПК-4.1-4.5

Знать: историческое развитие охраны труда. Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.

Владеть: навыками сбора и анализа информации.

Лекция


Тема

1.1.

Тема

1.2

Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Основные положения законодательства об охране труда на предприятии.


Особенности условий труда. Травматизм на производстве.



5

4

2



2

2

2


Основные направления государственной политики в области охраны труда. Основополагающие документы по охране труда. Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта на тему «Задачи управления безопасности труда».

Травматизм и заболевания в животноводстве. Государственный надзор, контроль и ответственность за соблюдением законодательст-

ва по охране труда.
Практическое занятие № 1. Составление акта расследова-

ния несчастного случая на производстве.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта на тему «Ступени контроля охраны труда».

Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата на тему «Виды ответственности за нарушение законодательства по охране труда».




ОК-1-10

ПК-1.1-1.3

ПК-2.1-2.6

ПК-3.1-3.8

ПК-4.1-4.5


ОК-1-10

ПК-1.1-1.3

ПК-2.1-2.6

ПК-3.1-3.8

ПК-4.1-4.5



Знать: законы и иные нормативные правовые акты, содержащие госу-дарственные нормати- вные требования охраны труда, распространяющие-ся на деятельность орга-низации.

Уметь: разъяснять под-чиненным работникам со-держание установленных требований охраны труда. Владеть: навыками сбора и анализа информации.

Знать: возможные последствия несоблюде-

ния технологических про-

цессов и производствен-

ных инструкций подчинен-

ными работниками; поря-док и периодичность

инструктирования подчи-

ненных работников.

Уметь: проводить вводный инструктаж подчиненных работников, инструктиро-

вать их по вопросам техни-

ки безопасности на рабо-

чем месте с учетом специфики выполняемых работ; вести документа-

цию установленного образ

ца по охране труда, соблюдать сроки ее запол-

нения и условия хранения.

Владеть: методикой составления акта расследования несчастно-

го случая на производстве.




Лекция-беседа

Комбинированный

урок


Тема

2.1

Раздел 2. Производственная санитария

Негативные факторы производственной среды


4


4

2


2

2


Негативные факторы производ-

ственной среды. Микроклимат рабочей зоны. Значение вентиляции и освещения.

Вредные и ядовитые вещества, защита от них. Гигиена труда и личная гигиена на производстве.
Практическое занятие № 2.

Личная гигиена при работе с патматериалом и животными больными зооантропозооноза-

ми.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада на тему: «Производственный шум и его нормализация».

Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта на тему «Обучение и пропаганда охраны труда».




ОК-1-10

ПК-1.1-1.3

ПК-2.1-2.6

ПК-3.1-3.8

ПК-4.1-4.5



Знать: фактические и потен

циальные последствия

собственной деятельности и их влияние на уровень безопасности труда.

Уметь: выявлять опасные и вредные производствен-

ные факторы и соответст-

вующие им риски, связанные с прошлым, настоящими или планируе

мыми видами профессио-

нальной деятельности; контролировать навыки, необходимые для достиже

ния требуемого уровня безопасности труда; использовать средства кол

лективной и индивидуаль-

ной защиты в соответствии с характером выполняе-

мой профессиональной деятельности.

Владеть: методами обра-

ботки рук и спецодежды.


Комбинированный

урок

Комбинированный

урок


Тема

3.1

Тема

3.2

Раздел 3. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технических процессов, экобиозащитная техника.

Методы и средства обеспечения безопасности.

Экобиозащитная техника.


2


2

2


2
2


Техника безопасности и средства защиты от негативных воздействий.
Практическое занятие № 3.

Составление инструкций и проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.
Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта на тему «Фиксация животных - фактор соблюдения техники безопасности».

Самостоятельная работа обучающихся: составление плана-конспекта на тему «Обеспечение безопасности при работе с ядовитыми веществами».
Средства защиты атмосферы и гидросферы.


ОК-1-10

ПК-1.1-1.3

ПК-2.1-2.6

ПК-3.1-3.8

ПК-4.1-4.5


ОК-1-10

ПК-1.1-1.3

ПК-2.1-2.6

ПК-3.1-3.8

ПК-4.1-4.5



Знать: системы управления охраной труда в организа-

ции; обязанности работни

ков в области охраны труда; порядок проведе-

ния аттестации рабочих мест по условиям труда.

Уметь: проводить вводный инструктаж подчиненных работников, инструктиро-

вать их по вопросам техни-

ки безопасности на рабо-

чем месте с учетом специфики выполняемых работ.

Владеть: методикой проведения инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.

Знать: порядок хранения и использования средств коллективной и индивиду-

альной защиты.

Уметь: использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером

выполняемоймой профес- сиональной деятельности.

Владеть: навыками сбора и анализа информации.



Урок с элементами

деловой игры

Комбинированный

урок



Тема

4.1

Раздел 4. Пожарная безопасность

Основы пожарной безопасности.



2

2



2



Пожары, их причины и система предупреждения.
Практическое занятие № 4.

Изучение устройства и принципа действия огнетушителей.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка доклада на тему: «Предупреждение и тушение пожаров».



ОК-1-10

ПК-1.1-1.3

ПК-2.1-2.6

ПК-3.1-3.8

ПК-4.1-4.5



Знать: причины пожаров, способы их тушения.

Уметь: организовать работу по предупрежде-

нию пожаров.

Владеть: методами использования огнетушите

лей.



Лекция-беседа






Итого

32

16
















В том числе:

Теоретические

ПЗ


24

8








5.3. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах.



Номер

п/п

Наименование практических и семинарских занятий

раздела дисциплины

Объем в часах

1

Составление акта расследо

вания несчастного случая на производстве

Раздел 1.Правовые,нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии

2

2

Личная гигиена при работе с патматериалом и животными больными зооантропозоонозами

Раздел 2. Производственная санитария

2

3

Составление инструкций и проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте

Раздел 3. Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов

2

4

Изучение устройства и принципа действия огнетушителей

Раздел 4.Пожарная безопасность

2




Итого




8



5.4. Лабораторные занятия, их наименования и объем в часах

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены.

5.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.


5.6. Самостоятельная работа студентов

Содержание и объем самостоятельной работы студента




п/п

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних

заданий и

других вопросов для

самостоятельного

изучения

Сроки

выполнения

Объем

часов

1

Задачи управления безопасности труда

Составление плана-

конспекта.

II неделя

февраля

2

2

Ступени контроля охраны труда

Составление плана-

конспекта.

II неделя

февраля

2


3

Виды ответственности за нарушение законодательства по охране труда

Написание реферата.

III неделя

февраля

2


4

Производственный шум и его нормализация

Подготовка доклада.

III-IV неделя

февраля

2


5

Обучение и пропаганда охраны труда

Составление плана-

конспекта.

III-IV неделя

февраля

2

6

Фиксация животных- фактор соблюдения техники безопасности

Составление плана-

конспекта.

I-II неделя

марта

2

7

Обеспечение безопасности при работе с ядовитыми веществами

Составление плана-

конспекта.

III неделя

мая

2

8

Предупреждение и тушение пожаров

Подготовка доклада.


IV неделя

мая

2

Всего


16



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной

аттестации по итогам освоения

6.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля

  1. Какие отечественные ученые, изобретатели и рационализаторы внесли вклад в развитие охраны труда?

  2. Что изучает охрана труда?

  3. Каковы цели охраны труда?

  4. Кому запрещены сверхурочные работы?

  5. Назовите виды отдыха, включая ежегодные отпуска.

  6. Назовите виды ответственности.

  7. Какие права и обязанности у руководителей и специалистов по охране труда?

  8. Какие бывают формы морального и материального поощрения для повышения внимания к работе по охране труда?

  9. Какие негативные факторы могут воздействовать на человека?

  10. Что понимают под безопасностью труда?

  11. Какие факторы производственной среды называют опасными?

  12. Какие факторы производственной среды называют вредными?

  13. Что такое опасная ситуация?

  14. Как классифицируют вредные вещества?

  15. Как классифицируют вредные и опасные производственные факторы?

  16. Что такое травматизм и какими показателями он характеризуется?

  17. Назовите общие меры защиты от вредных производственных факторов.

  18. Перечислите основные мероприятия обеспечения безопасности при работе с ядовитыми веществами.

  19. Какие мероприятия должны проводить специалисты, чтобы исключить профессиональные заболевания?

  20. Какие заболевания относят к зооантропозоонозам?

  21. Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать при работе с патматериалом?

  22. Назовите основные группы причин травматизма.

  23. Как фиксируют животных при обследовании и проведении лечебно-профилактических мероприятий?

  24. Какие пункты следует включать в инструкцию по технике безопасности?

  25. Как обеспечить безопасность при подходе к животному?

  26. Что называют пожаром?

  27. Какие основные причины возникновения пожара?

  28. Как остановить горение и как эвакуировать животных из пожара?



6.2. Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации

Семестровый экзамен по дисциплине учебным планом не предусмотрен.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература

  1. ЭБС «Znanium.com»: Девясилов, В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. - М.: Форум, 2010. - 512 с. - Режим доступа: http://znanium.com/

  2. ЭБС «Znanium.com»: Докторов, А.В. Охрана труда на предприятиях автотранспорта: учеб. пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 272 с. - Режим доступа: http://znanium.com/


б) дополнительная литература

  1. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник для СПО. - М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2007

  2. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник для СПО. - М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2005

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://www.garant.ru Справочно-правовая система «ГАРАНТ»




Дополнения и изменения в рабочей программе

за _________ / _________ учебный год
В рабочую программу Охрана труда

для специальности 111801.51 Ветеринария

вносятся следующие дополнения и изменения:

Дополнения и изменения внесла Олейникова Т.Т.

(подпись)

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании ПЦК

«____»____________ 20 ___ г.
Председатель ПЦК _____________ Цикажуков Б.Д.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconОхрана труда. Организация наиболее оптимального рабочего места инженера разработчика
Охрана труда – система законодательных актов, постановлений, организационных, санитарных и технических мер, обеспечивающих безопасные...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconПрактическая работа №3 Ведение документации по охране труда 77 Практическая...
Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconРабочая программа по дисциплине Охрана труда
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconРабочая программа Наименование дисциплины техническая оснащенность...
Целями учебной дисциплины «Техническая оснащенность организаций и охрана труда» являются
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconРабочая программа по дисциплине Охрана труда
Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconРабочая программа по предмету «Охрана труда» для обучающихся по профессии «Лаборант-эколог»
Рецензент: заместитель директора по производственному обучению и охране труда аоу нпо «Профессиональный лицей №46» Чехович О. А
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconМетодическая разработка по дисциплине Охрана труда
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconУчебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли...
Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconМетодические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных...
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconЛитература по дисциплине (модулю) Содержание самостоятельной работы
Методические рекомендации разработаны на основании фгос по специальности 190629, 190631, рабочей программы по уд «Охрана труда»,...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconОхрана труда по программе базовой подготовки
Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 110809 Механизация сельского хозяйства
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconНормативно-правовая база безопасности образовательного пространства
В моу кадетской школе №1 имени Ф. Ф. Ушакова города Хабаровска охрана условий труда подкреплена нормативно – правовыми актами, инструкциями...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconКалендарно-тематическое планирование уроков по штукатурно-малярному делу в 5 классе
Технические сведения: Ознакомление учащихся с мастерской, порядок получения и сдачи инструментов и приспособлений. Охрана труда и...
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconРабочая программа по дисциплине «Рациональное использование и охрана недр»
«южно-российский государственный технический университет (новочеркасский политехнический институт)»
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда iconРабочая программа учебной дисциплины
Охрана труда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск