Скачать 248.53 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ АОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 46» Рабочая программа по предмету «Охрана труда» для обучающихся по профессии «Лаборант-эколог» Срок обучения 1 год Ишим, 2009
Автор: преподаватель Ширяева Ю.С. Рецензент: заместитель директора по производственному обучению и охране труда АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46» Чехович О.А. Рецензия на рабочую программу по предмету «Охрана труда» для учащихся по профессии «Лаборант - эколог», составленную преподавателем Московских Е.А. Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ОСТ 9 ПО 02.1.5.-2001. Программа состоит из пояснительной записки, тематического плана, содержания учебного материала, тематического контроля, перечня литературы. В пояснительной записке поставлены цели изучения предмета, требования к знаниям и умениям учащихся. Тематический план составлен с распределением часов в соответствии с учебным планом, спланированы практические занятия. Рабочая программа содержит все необходимые разделы, ориентированные на выполнение требований Государственного образовательного стандарта РФ по профессии. В учебном материале предмета подробно освещены вопросы по правовым основам охраны труда, по производственной санитарии, по безопасности труда при эксплуатации общезаводского оборудования, по требованиям безопасности к оборудованию и технологическим процессам и основам пожарной безопасности. В данной программе учтены особенности начального профессионального образования, и она может применяться при подготовке рабочих по профессии «Лаборант - эколог». Рецензент: заместитель директора по производственному обучению и охране труда ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 46» _________________ / О.А. Чехович/ Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Охрана труда» включает темы согласно ОСТ 9 ПО 02.1.5. – 2001. В программу внесены следующие целевые вопросы: правовые основы и организация работ по охране труда, производственная санитария, безопасность труда, основы пожарной безопасности. Предусмотрены практические занятия по вычерчиванию схем, по оказанию первой помощи при травмах и по составлению инструкций безопасных методов труда для работы на определённом оборудовании. Охрана труда рабочих и служащих на предприятии осуществляется на основе Трудового Кодекса РФ, Федеральных законов, приказов, по охране труда и на основе Конституции РФ. Будущим специалистам необходимы твёрдые знания основ охраны труда. Каждый специалист должен осознавать свою ответственность за здоровье и жизнь людей, которыми он руководит, обязан хорошо знать производственные опасные и вредные факторы, методы и средства обеспечения безопасности технологического процесса. Чтобы достичь, выше изложенных целей, проводятся лекционные занятия, уроки-диалоги, уроки по решению проблемных производственных задач, ситуаций, выдаются задания на составление и решение кроссвордов, сканвордов. Предусмотрен тематический контроль и учет знаний, умений и навыков, учащихся по предмету в виде контрольных работ, тестов. Проводится итоговая аттестацтя в виде экзаменов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана труда» для учащихся, обучающихся по профессии «Лаборант-эколог»
Тематический план рассмотрен и утвержден на заседании МК. Протокол №1 от 25 сентября 2008 года Преподаватель: Ю.С Ширяева Председатель: В.В Белозерова Содержание учебной дисциплины Раздел I Общие вопросы охраны труда.(2) Тема 1. Введение (2) Содержание понятие охраны труда. Цель и задачи предмета «Охрана труда». Структура системы охраны труда. Учащиеся должны знать понятие охраны труда, основные элементы структуры охраны труда. Раздел II Правовые основы и организация работ по охране труда.(2)
Основы законодательства о труде и здравоохранении. Кодексы законов о труде. Правила трудового распорядка. Охрана труда женщин и молодежи. Трудовой договор, порядок его заключения. Ответственные должностные лица за его выполнение. Порядок оформления на работу и расторжения трудового договора. Гарантии и компенсации по условиям труда. Основные нормативные документы по безопасности труда и производственной санитарии, действующие на предприятиях. Надзор и контроль за соблюдением законодательства, правил и мер по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Органы безопасности, надзора и контроля; их права и обязанности. Правовая основа экологической деятельности. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная. Действующий порядок привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда. Контрольная работа. Учащиеся должны знать основные положения и понятия Трудового Кодекса РФ, федеральный закон и правила внутреннего распорядка предприятия. Должны уметь пользоваться и решать производственные ситуации. 2.Организация работ по охране труда.Функции и задачи управления охраной труда на предприятии. Организация работ по охране труда на предприятиях промышленности. Права и обязанности административно-технического персонала. Комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Паспорт санитарно-технического состояния условий труда в цехе и на предприятии. Основные положения системы управления охраной труда. Организация обучения по безопасности труда, производственной санитарии и противопожарной охраны. Организация инструктажа. Виды инструктажа. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их основные функции и права. Порядок контроля на предприятиях за состоянием охраны труда. П.О. Организация инструктажа. Виды инструктажа. Учащиеся должны знать права и обязанности административно – технического персонала, виды инструктажа ,порядок заполнения журнала по охране труда; функции и задачи управления охраной труда на предприятии 3. Производственный травматизм.Условия труда и их психофизиологическое значение. Опасные и вредные производственные факторы. Критерии оценки условий труда. Пути повышения и улучшения условий труда в отраслях молочной промышленности. Понятие о производственном травматизме. Характеристика производственного травматизма. Причина и анализ производственного травматизма на предприятиях отрасли. Травматизм бытовой. Расследование и учёт несчастных случаев. Термины и определения: несчастный случай, производственная травма, производственная опасность и др. Причины заболеваний. Профилактические меры по их предупреждению. П.З. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Контрольная работа. Учащиеся должны знать вредные и экстремальные производственные факторы; виды травм, причины травматизма, оказание первой доврачебной помощи. Должны уметь оказать помощь пострадавшим и определить категорию труда профессий. Раздел III Производственная санитария и гигиена труда.(2) 1. Воздух рабочей зоны. Основные параметры микроклимата. Отрицательное влияние повышенной и пониженной температуры, влажности и скорости движения воздуха на организм. Нормирование микроклимата. Приборы для измерения показателей микроклимата. Санитарно-гигиеническое значение вентиляции и кондиционирования в обеспечении нормированных параметров микроклимата Влияние вредных веществ (газы, пары, пыль) на организм человека. Классификация вредных веществ по их воздействию на организм. Источники и причины образования вредных веществ. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны.. Льготы, работающим во вредных условиях труда (спецпитание, дополнительный отпуск и т.д.). П.З. Отрицательное влияние повышенной и пониженной температуры, влажности воздуха на организм человека. Контрольная работа. Учащиеся должны знать классы условий труда, классификация опасных и вредных производственных факторов по природе действия. Классификация вредных веществ по их воздействию на организм. Предельно допустимые концентрации вредных веществ. 2. Освещение производственных помещений. Физиологическое и производственное освещение. Гигиена зрения. Цветовое оформление производственных интерьеров. Его эстетическое значение. Количественные и качественные показатели освещения. Естественное освещение. Коэффициент естественного освещения. Нормирование естественного освещения. Искусственное освещение. Преимущества и недостатки ламп накаливания и люминесцентных ламп. Светильники, кпд светильников. Нормирование искусственного освещения. Аварийное освещение. Приборы для измерения освещённости. Искусственное ультрафиолетовое облучение работающих. Требования к устройству и размещению фонарей. Требования безопасности при использовании ультрафиолетового облучения. Контрольная работа. Учащиеся должны знать виды освещенности, правила и нормы освещения. 3. Производственный шум и вибрация.Физические и физиологические характеристики шума. Влияние производственного шума на организм человека. Источники шума на предприятиях пищевой промышленности. Шумовые характеристики оборудования. Определение шумовых характеристик. Нормирование шума. Определение шума. Физические характеристики вибраций. Классификация вибраций. Гигиеническое нормирование вибраций. Требования к обеспечению вибробезопасных условий труда. Требования к вибрационным характеристикам машин, используемых в молочной промышленности. Контроль и измерение вибраций. Средства индивидуальной защиты от вибраций. Контрольная работа. Учащиеся должны знать понятие микроклимата, виды и нормы освещения, влияние шума и вибрации на здоровье человека и способы защиты. Должны уметь определять температуру воздуха и относительную влажность, обеспечивать хорошее освещение рабочего места и применять различные методы для улучшения культуры труда. Раздел IV Безопасность труда. (3)
Организация химико-бактериологической лаборатории. Техника безопасности при работе на лабораторном оборудовании (дистиллятор, сушильный шкаф. центрифуга, термостат) . Оборудование, работающее под давлением, применяемое на предприятиях пищевой промышленности. Оборудование, подлежащее регистрации и техническому освидетельствованию. Правила безопасной работы с токсичными химическими веществами (растворители, моющие, дезинфицирующие средства и др.). Правила безопасной работы в лаборатории. П. З. Охрана труда в лабораториях. Контрольная работа. Учащиеся должны знать техника безопасности при работе на лабораторном оборудовании, правила безопасной работы с токсичными химическими веществами. Организацию химико-бактериологической лаборатории. Правила безопасной работы в лаборатории. 2. Средства защиты. Понятие – средства защиты. Средства коллективной и индивидуальной защиты от травм. Основные средства защиты. Классификация средств индивидуальной защиты. П.З.Индивидуальные средства защиты. Учащиеся должны знать понятие – средства защиты, классификация средств индивидуальной защиты. П.З.Средства индивидуальной защиты в лаборатории.
1.Действие электрического тока на организм человека. Электрические травмы. Факторы, определяющие исход воздействия электрического тока на человека. Классификация помещений по степени электрической опасности. Условия и основные причины поражения электрическим током. Напряжение прикосновения и шаговое напряжение. Контрольная работа. Учащиеся должны знать Электрические травмы. Факторы, определяющие исход воздействия электрического тока на человека. 2.Защита от поражения электрическим током. Средства индивидуальной защиты. Организационные и технические меры защиты. Классификационные группы по безопасности персонала, обслуживающего электроустановки. Технические средства по предупреждению поражения человека электрическим током. Защитное заземление, защитное отключение, зануление; область их применения. Защита от прикосновения к токоведущим частям. Контроль рабочей изоляции; двойная изоляция. Электрозащитные средства. Требования безопасности при работе с электрифицированным инструментом. Оказание первой помощи при элетропоражениях. Причины возникновения статистического электричества. Предотвращение опасных проявлений статистической электризации. Молниезащита зданий и сооружений. П.З. Электрические травмы. Первая помощь при злектропоражениях. Контрольная работа. Учащиеся должны знать правила эксплуатации оборудования, работающего под давлением, знать особенности оборудования в промышленности, знать требования безопасности при работе с электрооборудованием и оказание первой помощи при электропоражениях.
1. Горение и пожарные свойства веществ.Теоретические основы процесса горения, механизм цепного теплового воспламенения; условия, необходимые для горения. Показатели пожароопасности веществ: температура вспышки, воспламенения, концентрационные пределы. 2. Пожарная профилактика. Категория производств молочной промышленности по пожарной и взрывной опасности. Группы горючих материалов. Огнеопасность здания. Огнестойкость строительных конструкций. Возникновение пожаров и взрывов на предприятиях пищевой промышленности. Пожарная безопасность технологических процессов. Организация пожарной охраны на предприятиях. Правила пожарной безопасности и инструкции. Пожарный надзор. Обязанности и ответственность административно-технического персонала за противопожарное состояние объекта. Организационные мероприятия пожарной профилактики. Противопожарный инструктаж. Добровольные пожарные дружины. Пожарно-технические комиссии. Пожарно-технический минимум. Порядок хранения горючих веществ и материалов. Пожарная профилактика при проектировании и эксплуатации промышленных зданий, сооружений, цехов, технологического оборудования, машин и аппаратов. Конструктивные и планировочные решения и мероприятия для безопасной эвакуации работающих. Дымовые и взрывные люки. Противопожарные отсеки и преграды. Содержание территории и помещений. Пожарная сигнализация (дымовые, световые, тепловые извещатели о пожаре). П.З. Организация пожарной охраны на предприятиях. П.З. Правила пожарной безопасности и инструкции. Пожарный надзор. 3. Средства тушения пожаров Огнетушащие средства (химические и воздушно-механические пены). Противопожарное водоснабжение. Первичные средства пожаротушения. Применение инертных газов. Системы и устройства автоматической пожарной защиты. П.З. Виды огнетушителей. Правила пользования огнетушителями. Учащиеся должны знать причины пожаров и меры их предупреждения, правила пожарной безопасности. Учащиеся должны уметь пользоваться средствами тушения пожара и решать производственные пожарные ситуации. Литература по предмету «Охрана труда»
Перечень ЛПЗ к программе по предмету «Охрана труда».
Преподаватель Ю.С.Ширяева Перечень экзаменационных вопросов для итоговой аттестации по предмету «Охрана труда» для учащихся группы 101 ЛС по профессии «Лаборант – эколог» Раздел 1.Общие основы охраны труда
Раздел 2: Правовые основы и организация работ по охране труда Тема 1.Правовые основы охраны труда.
Тема 2.Организация работ по охране труда.
Тема 3.Производственный травматизм..
Раздел 3. Производственная санитария и гигиена Тема1.Воздух рабочей зоны.
Тема 2. Освещение производственных помещений.
Тема3. Производственный шум и вибрация.
Раздел 4.Безопасность труда Тема1. Безопасность труда при эксплуатации лабораторного оборудования.
Тема 2. Средства защиты.
Раздел 5.Основы электробезопасности. Тема 1.Действие электрического тока на организм человека.
Тема 2 . Защита от поражения электрическим током
Раздел 6.Основы пожарной и взрывной безопасности. Тема 1.Горение и пожарные свойства веществ.
Тема 2.Пожарная профилактика.
Тема 3. Средства и способы тушения пожаров.
Рассмотрено и утверждено на заседании МК. Протокол №1 от 19 сентября 2007 года Преподаватель: Ю.С Ширяева Председатель: В.В Белозерова |
Охрана труда. Организация наиболее оптимального рабочего места инженера разработчика Охрана труда – система законодательных актов, постановлений, организационных, санитарных и технических мер, обеспечивающих безопасные... | §1 термины и определения охрана труда Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины техническая оснащенность... Целями учебной дисциплины «Техническая оснащенность организаций и охрана труда» являются | Реферат по предмету: охрана труда Порядок допуска подростков к работе на тракторах и с/хозяйственных машинах в период с/работ | ||
Тест: "Фельдшер-лаборант (лаборант) клинических лабораторий" | Тематический план по предмету, содержательную часть, требования к... Программа предназначена для обучающихся 2 курса по профессии «Повар, кондитер» на базе одиннадцати классов, имеющих основные знания... | ||
Аннотации основной профессиональной образовательной программы для... Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре опп | Практическая работа №3 Ведение документации по охране труда 77 Практическая... Рабочая тетрадь по выполнению практических и лабораторных работ по специальности 140101 Тепловые электрические станции | ||
Рабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011 г Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | Методические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных... Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | Задачи: Знакомство учащихся с технологией выбора профессии. Формирование... Цель: привлечение внимания к проблеме осознанного выбора профессии с учетом ситуации на рынке труда | ||
Курс по выбору "Биология в моей будущей профессии". Пояснительная записка Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет... | Рабочая программа по дисциплине Охрана труда Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки | ||
Рабочая программа по дисциплине Охрана труда Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине Охрана труда Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |