Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия





Скачать 127.2 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия
Дата публикации19.12.2014
Размер127.2 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Право > Самостоятельная работа
Программа

дисциплины

«введение в геоурбанистику»
Семестр 10

Общая трудоемкость дисциплины 48 часов

В том числе:

лекций – 4 часа

семинаров – 20 часов

самостоятельная работа – 24 часа

Контрольные мероприятия:

рефераты

семинары 20

контрольные работы

другие
Автор (разработчик)

Емлин Эдуард Федорович, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры минералогии, петрографии и геохимии Уральского государственного горного университета, профессор кафедры экологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького.
© Уральский государственный университет, 2009

© Емлин Э.Ф., 2005
Введение. Цель: разработать феноменологическую модель города, как геотехногенной системы, которая может служить основой решения хозяйственных, экологических и социальных проблем города. Задачи: 1) объединить студентов в творческий коллектив, мобилизовать информационные, аналитические и креативные способности участников с целью создания феноменологической модели города как геосистемы, объединяющей естественнонаучные, технологические, экономические и социально-культурологические аспекты; 2) научить студента формулировать проблемы, анализировать доступные данные, находить частные решения и делать общие выводы, обсуждать и оформлять результаты.

В качестве основы решения предложенных задач используются навыки, умения и знания, полученные студентами в течение учебной и исследовательской работы при освоении естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Требования к уровню освоения курса. Студент в течение быстротечного семинара по геоурбанистике должен получить и оформить результаты в виде реферата, презентации, сообщения на научной конференции, научной или популярной статьи.

Методическая новизна курса. Принципиальная новизна курса, в котором город рассматривается как геотехногенная система, очевидна. Соответственно, и сам метод учебной работы, в рамках которого студент становится субъектом, не только образовательного но и исследовательского процесса, представляет интерес. Перед началом работы необходимо провести начальное тестирование и по его результатам разделить студентов на такие группы:

1. Креативная группа – от 5 до 12 человек. Их цель – получить новое знание, они исполняют трудные задания (отмеченные звездочкой), участвуют в дискуссии, готовят тексты, схемы, таблицы и карты к публикации.

2. Исполнительная группа – 10–12 человек. Их цель – получить заслуженную оценку их умений и знаний. Исполняют задания 1, 3. отвечают на контрольные вопросы.

3. «Заочники» – студенты занятые своей исследовательской темой или работой, далекой от проблем геоурбанистики (не более 6 человек). Получают программу, контрольные вопросы, список литературы, сдают зачет. Их цель – получить положительную оценку с минимальными затратами труда и времени.

Содержание курса

Основные понятия. Техногенез – ведущий современный геологический процесс. Геотехногенные системы (ГТС). Состав, строение, динамика ГТС. Иерархия геотехногенных систем. Геотехносфера. Геотехносфера Урала как результат взаимодействия уральской классической минерагенической провинции и индустриальной цивилизации. Принцип всюдности техногенеза. Классификационная матрица ГТС. Город как геотехногенная система. Что такое геоурбанистика?

Геология Урала. Геологический профиль Урала. Открытые и закрытые гидрогеологические системы. Ранжирование месторождений по степени защищённость водных ресурсов от техногенеза. Урбанизация и геоструктурная зональность Урала. Типоморфные черты уральской урбанизации: этнический типоморфизм (начало и содержание процесса обусловлено освоением Урала русскими); геоморфизм (расположение городов и функционирование городских геосистем обусловлено минерагенической зональностью Урала). Город как преобразованное земное вещество. Принцип геологической наследственности.

Город как геотехногенная система. На примере Екатеринбурга расшифровать блок-схему «город как ГТС». Речная геосистема. Функции речной ГС. Ресурсы РГС. Естественная история. Культурно-историческое наследство. Останцовые скалы. Река как контур водных потоков. Урбанизация речной системы. Урбанизации озёрной ГС. Принцип изменения масштаба времени при урбанизации. Импорт водных ресурсов. Евразийская экспансия города. Екатеринбург как феномен урбанизации речной ГС. Водный голод.

Две составляющих изменения рельефа при урбанизации. Возрастание контраста в распределение тепловой энергии, в относительном перепаде высот, возрастание потенциальной энергии. Возрастание контрастности микроклиматов. Аналог горного рельефа. Снег и лед в городе. Техноземы как отражение технологического прогресса. Импорт вещества. Сопряжение вектора технологии и возраста минерального ресурса. Литогенная основа Екатеринбурга: Потеря геологической информации как следствие урбанизации. От городища до города: опыт уральской урбанизации.

Урбанизация – ведущий процесс преобразования современных геосистем и главная проблема современного этапа развития цивилизации. Апология города. Доминирующая форма эволюции современных этносов. Рабочие места. Развитее личности. Поле возможностей. Деньги, технология, качество жизни. Досуг. Культура. Развлечения. Язык. Товары. Коммуникации. Анафема городу. Экологические проблемы. Деградация среды обитания. Преступность. Отчуждение личности. Возрастание рисков техногенных и природных катастроф. Урбанизация неизбежна? Существует ли альтернатива урбанизации? Город – экологическая система? Человек и общества уникальный пример популяции одного вида, развития которого не подчиняются естественным законам экологии.

Общая дискуссия: обсуждение результатов самостоятельной работы.

Тема I. Урбанизация в твоей судьбе. Студенты заполняют анкету::

  1. Место рождения твоё,

  2. Место рождения твоих родителей,

  3. Место рождения твоих бабушек и дедушек,

  4. Место рождения твоих прабабушек и прадедушек;

  5. Места проживания твоих ближайших родственников: родителей, братьев и сестёр и пр.

  6. География твоей семьи (пп. 1-5; карта 1)

  7. Города, в которых ты бывала (бывал)

  8. Города, в которых ты хотела (хотел) бы побывать

  9. Города, в которых ты хотела (хотел) бы жить

  10. Виртуальная урбанизация (Урбанизация твоей мечты: карта 1 + п. п. 8,9)

  11. Миграционный ареал студентов твоей группы (составление карты-схемы, анализ результатов, выводы).

Назначение модераторов по теме (I). На основании индивидуальных анкет модераторы составляет полный список вариантов по каждому пункту (1-10) анкеты; оформляют общие карты-схемы (региональную, российскую, глобальную); анализируют и обсуждают результаты; формулируют) выводы. Стереотипы виртуальной урбанизации. Инерционность мечты.Динамичность мысли и реальной миграции.Сопоставление с данными других групп (07, 08, 09).

Тема (II). Содержание понятия город (точные цитаты; корректная ссылка на источник). Известные определения понятия город (с кратким обоснованием выбора). Собственный (авторский) вариант определения понятия город. Модераторы на основании индивидуальных отчётов и данных былых семинаров (07-09) составляют полный список вариантов определений понятия город, анализируют и обсуждают результаты; формулируют выводы, проводят дискуссию по теме II, предлагают современное многомерное определение понятия город и оформляют отчёт.

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для работы

Задание 1.

1. Повторить разделы курса «Геология». Геологическое строение и история Урала. Полезные ископаемые.

2. Представить три варианта определения понятия «город».

3. Составить список литературы по урбанистике.

4. Провести анализ Интернет-ресурсов (ключевые слова: урбанизация, homo Urbanus)

Задание 2. Контрольные вопросы по теме «Геология Урала»:

1. Цикл Уилсона и палеозойская история Урала.

2. Мезо-кайнозойский этап развития Урала.

3. Главные геоструктурные мегазоны: (Русская платформа), Предуральский краевой прогиб, Центрально-Уральская мегазона, Главный Уральский Глубинный Разлом (ГУГР), Тагило-Магнитогорская, Восточно-Уразльская, Зауральская мегазоны. (Западно-Сибирская плита).

4. Полезные ископаемые и геологоструктурная зональность Урала.

5. Палеоконтинентальный и палеоокеанический секторы Урала.

6. Распределение городов и геоструктурная зональность Урала*.

7. Принцип геоморфизма уральских городов*.

Задание 3.

1. Уральские города и геологическая зональность (урбанизация уральского геологического пространства и времени)*.

2. Этногенез и урбанизация. Урбанизация в координатах этнических процессов*.

3. Геотектоническая зональность континентов и регионов и расположение мегаполисов (Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Россия, Урал).

Проверка действия периодического закона географической зональности на примере урбанизации (Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Россия, Урал).

Классификация городов согласно генетическим типам исходных геосистем (Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия [Европа, Азия], Россия, Урал)*.

Ранжирование мегаполисов по геодинамическим параметрам геосистем*.

Задание 4.

1. Екатеринбург как зеркало урбанизации Урала.

2. Литогенная основа Екатеринбурга: геоэкологические аспекты.

3. История урбанизации Исети.

4. История урбанизации Урала: геологический контекст*.

5. География растений в оранжереях, дендрологических парках, в коридоре кафедры экологии УрГУ

6. География бутылированной воды в супермаркете.

7. Структура системы водоснабжения Екатеринбурга.

8. География узников городского зоопарка.

Задание 5.

1. Полный перечень функций города.

2. Физиология города*.

3. Естественные аналоги города*.

4. Дом, жилище, способ обитания: от полипа до человека*.

5. Великая кембрийская революция как начало строительства конструкций, ставшие в последствии «домом» и «городом»*.

6. Эволюция обиталища в течение фанерозоя*.

7. Экология как наука о доме и городе*.

8. Город как экотоп для всех видов живых организмов, включая человека*.

9. Великие переселения, вызванные урбанизацией: а) растений и животных; б) рек и водных потоков; в) минералов и горных пород; г) народов.

10. Животные в городе.

11. Домашние животные: что это за явление? Какие причины? Какие функции? Экологические и социальные аспекты?.

12. Растения в городе.

13. Домашние растения: родина, разнообразие, пути миграции, функции.

14. Возвращение океана: морские обитатели в городе.

15. Человек и город. Этнические аспекты урбанизации*. Человек городской (Homo Urbanus)*. Новые эндемические болезни – урбаниты*. Городская культура и субкультура.

16. Демографические аспекты урбанизации.

17. Автомобиль – механическое животное города.

18. Психология города.

19. Патология города.

20. Урбанизация биосферы.

21. От городища до города: опыт уральской урбанизации.

22. Синантропные микроорганизмы: грибы; водоросли; вирусы и пр.

23. Синантропные растения и животные.

24. Поиск в Интернет. Ключевые слова и понятия: урбанизация, Homo Urbanus, урбанистика, геоурбанистика, глобализация.

Задание 6.

1. Дискуссия: «Апология города ↔ Анафема городу».

2. Город как феномен глобализации.

3. Город как планетарное явление*.

4. Рецензия материалов конференции «Экология фундаментальная и прикладная. Проблемы урбанизации»*.

Примечание: * – Все дело в том, что город (и человек в городе) неявно и явно пытается обеспечить своё существование независимо от природы. Возможно ли это?

Город – это попытка имплантировать техническую систему в живую ткань природы. И до сих пор мы не смогли преодолеть отторжения, добиться сопряжение живой природной и городской искусственной системы.
Экскурсии (факультативно):

1. Урбанизация речной геосистемы (р. Исеть).

2. Урбанизация озёрной геосистемы (оз. Шарташ).

3. Екатеринбург как геотехногенная система.

4. Уральский город-рудник-завод (Дегтярск).

5. Феномен ЗАТО: Новоуральск, Озёрск.

Распределение часов курса по темам и видам работ



п/п

Тема, раздел

Учебный план, часов

Аудиторные

занятия

Самостоя-тельная

работа

Итого

по темам

лекции

практические

1

Основные понятия геоурбанистики

2







2

2

Геология Урала




2

6

8

3

Город как геотехногенная система




4

6

10

4

Город как геотехногенная система




4

6

10

5

Урбанизация – ведущий современный процесс




6

6

12

6

Общая дискуссия




6




6




Всего

2

22

24

48

Форма итогового контроля – зачет

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература

Основная

Емлин Э. Ф. От городища до города: опыт уральской урбанизации // Экология города. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007.

Иофа Л. Е. Города Урала. М, 1951. 422 с.

История Урала с древнейших времен до 1861 г. М.: Наука, 1989. 608 с.

Перцик Е. Н. География городов (Геоурбанистика). М.: Высш. шк., 1991. 320 с.

Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики. М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 1999. 232 с.

Экология фундаментальная и прикладная: Проблемы урбанизации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. 413 с.

Экология фундаментальная и прикладная. Город. Человек. Природа. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. 110 с.

Дополнительная

Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Тр. биогеохимической лаборатории. Т. XVI. М.: Наука, 1989. С. 228–245.

Волков С. Н. Екатеринбург. Человек и город. Екатеринбург, 1997. 144 с.

Волков С. Н., Емлин Э. Ф., Кецко О. Г. Город Реж и его окрестности: природа техника, человек. Реж-Екатеринбург, 1992, 149 с.

Екатеринбург. Энциклопедия. Екатеринбург.: Изд-во «Академкнига», 2002, 728 с.

Емлин Э. Ф., Конюхова Н. П., Ипанов В. Ю. Геохимические аспекты урбанизации на Урале. Свердловск, 1988, 55 с.

Емлин Э. Ф. Кадмий в геотехносфере Урала. Екатеринбург: Изд-во УГГГА, 1997. 283 с.

Население Урала: ХХ век. Екатеринбург: УрО РАН, 1996. 212 с.

Радиоактивные беды Урала / Под ред. В. И.Уткина. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. 94 с.

Реймерс Н. Ф. Экология. М.: Изд-во «Россия молодая», 1994. 366 с.

Хальфин Р. А., Волков С. Н. Урал: среда обитания, техногенез и здоровье человека // Вести медицины, № 8. Екатеринбург. С. 20–32.

Циолковский К. Э. Растение будущего // Собрание сочинений. Т. IV. М.: Наука, 1964. С. 286–291.

Циолковский К. Э. Животное Космоса // Собрание сочинений. Т. IV. М.: Наука, 1964. С. 292–306.

Maryvonne le Berre. La materialite du territoire (noeuds, reseaux, limites, aires) // Encyclopedie de Geographie. Economica, 1992. P. 1132.

Earth Systems. Processes and issues. Cambridge University Press, 2000. 566 p.

Toynbee Arnold. La Grande avanture de lHumanite. Paris: Payot, 1994. Р. 565.

Перечень вспомогательных материалов

1. Контурные и физико-географические карты мира, континентов, России, Урала.

2. Геологическая карта Урала.

3. Геоструктурная схема Урала.

4. Геологическая карта мира.

5. Карта мира (географическая зональность).

6. Видеофильмы и презентации: а) DVD – видеофильм об урбанизации: Кояанискатси. 1 час.36 мин.; б) презентации («Город как геотехногенная система»; «Неаполь, Везувий, Помпеи»; «Венеция», «Метеора», «Кападоккия» «Чёртово Городище»).

Ресурсное обеспечение

1. Мультимедийный проектор. 2. Компьютерный класс. Интернет. 3. Екатеринбург

4. Река Исеть

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconРабочая программа по курсу «Психология рекламы»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Реклама» (032401). Общий объем...
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс рассчитан на 136 часов, из которых работа в аудитории занимает 34 часа. Форма аудиторной работы – лекция. Соответственно, остальные...
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconДисциплины
Распределение часов: лекции 54 часа, лабораторные занятия 52 часа, самостоятельная работа 38 часов
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconДисциплины
Распределение часов: лекции 54 часа, практические работы 52 часа, самостоятельная работа 38 часов
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconДисциплины
Распределение часов: лекции 54 часа, лабораторные занятия 52 часа, самостоятельная работа 38 часов
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconСамостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой...
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconРабочая программа спецкурса «История русской средневековой культуры»
Общий объем курса 56 часов. Из них: лекции – 28 часа, самостоятельная работа студента – 28 часа. Общая трудоемкость курса – 1,5 зачетные...
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconСамостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект...
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconСамостоятельная работа 36 часа итого 72 часа форма обучения очная...
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц2, Ц4 и Ц5...
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconТематическое планирование Предмет: Русский язык Класс
Плановые контрольные уроки : 3ч., тесты- 4 ч., диктант, самостоятельная работа- 2ч., уроки развития речи- 10ч.,зачет-1
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconПрограмма по предмету «обж»; Самостоятельная работа студентов; Требования...
Информационный учебный материал по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconСамостоятельная работа студентов 34 часа
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconСамостоятельная работа студентов 86 часа
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины корпоративная социальная...
Всего часов 180/ 48 зачетных единиц 5 из них 1 зачетная единица на экзамен. В том числе лекции – 24 часа, семинары – 24 часа, самостоятельная...
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconПамятка для студентов направления 260800 «Технология продукции и...
Дисциплина «Кухни мира» общим объемом 72 часа: лекции – 13 часов, лабораторные работы – 26 часов, самостоятельная работа 33 часа,...
Самостоятельная работа – 24 часа Контрольные мероприятия iconСамостоятельная работа -36 час
Формы контроля: анализ и реферирование литературы по профессиональной тематике; эссе (для контроля самостоятельной работы студентов);...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск