Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг





Скачать 188.43 Kb.
НазваниеРеферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг
Дата публикации23.12.2014
Размер188.43 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат


Некоторые особенности положения РПЦ в1946-64 гг.


Автор: ученица 9 класса «Б»
Ересько Виктория
Руководитель: Гутлин М. Н.

Москва
2013/14
Оглавление


  1. Введение

  2. Глава I. Взаимоотношения государства с верующими Русской Православной Церкви в последние годы войны и до вступления Н. С. Хрущева в должность Первого секретаря ЦК КПСС.

  3. Глава II. Борьба Хрущева с религией, гонения на христиан.

  4. Заключение.

  5. Список литературы.



Введение

Отношения Русской Православной Церкви и Российского государства имеют долгую и богатую историю. В какие-то века отношения были партнерские, государство и церковь работали на благо страны сообща. В какое-то время их просто не было, одно исключало другое. Можно констатировать лишь одно — в советское время они всегда были зыбкими. Церковные служители подвергались жестокой критике, храмы уничтожались и разбирались на стройматериалы. Одним из самых жестоких и не толерантных по отношению к РПЦ генеральных секретарей был Никита Сергеевич Хрущев.

Хрущев, который был генеральным секретарем компартии в 1958–1964 годах, видел в возрождении религии и обращении многих советских граждан к церкви и Богу опасность для властей, и, как следствие, для построения коммунизма. А поскольку его строительство в теории позиционирует полное уничтожение всякой религии, Никита Сергеевич начал применять против Церкви решительные, порой кардинальные и жестокие меры. Он занимался распространением среди населения антирелигиозной пропаганды под видом научно-атеистической, по его словам, деятельности. Кроме того, Московская Патриархия, положение которой за время правления И. В. Сталина заметно укрепилось, виделась Хрущеву остатком сталинизма, который необходимо истребить, как и все, что касалось Сталина.
Целью моего реферата является описание гонений Хрущева на Церковь, их последствий и небольшой рассказ о РПЦ при Сталине, когда ВОВ только закончилась, когда везде царила разруха, и граждане видели спасение и надежду в религии. Иосиф Виссарионович имел сложные и переменчивые отношения с Церковью. В 1947 году его отношения с ней резко ухудшились, хотелось бы рассказать, почему. А сам Н. С. Хрущев видел во всех действиях Сталина зло и действовал абсолютно противоположно всем его начинаниям. С приходом к власти Хрущева гонения и разнообразные притеснения усилились в разы.
За время изучения жизни Русской Православной Церкви о ней уже написано множество книг, которые охватывают всю ее многовековую историю. Мне же предстоит провести исследование по промежутку времени - с 1950 по 1966 год.

Глава I. Взаимоотношения государства с исповедующими Христианство в последние годы войны и до вступления Н. С. Хрущева в должность Первого секретаря ЦК КПСС.

В последние годы Второй мировой войны начался новый этап в отношениях советского государства с РПЦ − период своеобразной «церковной оттепели». Произошло это из-за того, что советское руководство (а генеральным секретарем ЦК КПСС тогда был И. В. Сталин) увидело в РПЦ еще одну структуру для расширения своего влияния в стране и мире, хоть и весьма необычную. Советское руководство прилагало усилия, чтобы создать приемлемые отношения между РПЦ и государством. Наверняка, это было обусловлено тем, что на СССР имелось ощутимое давление с Запада. Американцы считали русских безбожниками, заядлыми атеистами и сравнивали с немецкими оккупантами. И это было вполне логично, ведь когда к СССР с сентября 1939 по июнь 1940 года были присоединены такие страны, как Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика и Молдавия, в СССР стало насчитываться 3329 православных храмов. Через несколько месяцев советские власти безвозвратно уничтожили и разорили 93,5% православных храмов, которые были на территории Российской Империи. Так же интересен тот факт, что властями удовлетворялось только 9% обращений верующих о помощи приходам, а 91% отклонялся. (Данные по "Справке Советов по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах" от 31 октября 1945г. (РГАСПИ ф.82 оп.2 д.499л. 37–41).
Сталина не устраивало такое мнение союзников о его государстве, поэтому, чтобы продемонстрировать Западу, что в СССР господствует полная свобода религии и верующие не притесняются, Сталин разрешил провести выборы Патриарха, которые сам же запретил в мае 1944 года, после смерти Патриарха Сергия. Новые выборы прошли за два дня до Ялтинской конференции (Крымская конференция, 1945). Новый патриарх, которого звали Алексий I, был избран на свою должность 2 февраля, а непосредственно конференция состоялась 4 февраля 1945 года. 
Это возымело должное действие. Перед открытием конференции П.А. Судоплатов, который был одним из организаторов мероприятия с советской стороны, услышал от американского посла Аверелла Гарримана слова одобрения действий советских властей. В книге самого Судоплатова «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы» он пишет, что «Гарриман заметил, что недавние выборы патриарха русской православной церкви произвели весьма благоприятное впечатление на американское общественное мнение».

Ситуация с разрешенными выборами патриарха еще раз доказывает, что все действия советской власти навстречу РПЦ были произведены лишь для того, чтобы создать у американских жителей и руководителей благоприятное мнение о СССР. А оно в свою очередь было нужно для того, чтобы облегчить и ускорить переговоры Сталина с Рузвельтом.
Итак, поставленная Сталиным задача была выполнена, РПЦ сыграла уготовленную ей генеральным секретарем роль. Но взамен она ничего не получила, кроме, разумеется, нового патриарха. Власти не заботились о восстановлении разрушенных в огромных количествах храмах. Однако, к концу войны, храмов стало значительно больше. Сохранился документ, повествующий о том, где и по чьей инициативе на территории СССР открывались православные храмы.

«Справка Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах» от 31 октября 1945 г. (РГАСПИ ф.82 оп.2 д.499 л.37–41):

1. На октябрь месяц 1943 года ко дню образования Совета по делам Русской православной церкви действующих православных церквей на территории Союза было 9829. Из них открыто немцами в период временной оккупации нашей территории примерно 6500 церквей.

2. За 1944-1945 года по Союзу поступило от групп верующих 6770 заявлений об открытии церквей (не считая повторных). По рассмотрении этих заявлений, их проверке, по заключениям обл (край) исполкомовСоветом открыто 529 церквей. Из них за 1944 год - 208 церквей в 48 областях, краях и республиках, за 10 месяцев 1945 года - 321 церковь в 64 областях, краях и республиках.

3. За тот же период времени отклонено ходатайств верующих церквей 4850. Находится на рассмотрении 1391 ходатайство. Таким образом, удовлетворено за 1944-45 года 9,8% всех рассмотренных ходатайств.

4. На сегодняшний день имеется на территории Союза действующих православных церквей и молитвенных домов 10358. Из них: в Украинской ССР - 6073; в РСФСР - 2606; в Белорусской ССР - 633; в Молдавской ССР - 615; в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР - 343; в остальных союзных республиках - 88. Церкви и молитвенные дома размещены весьма неравномерно. Самое большое количество находится в районах, подвергавшихся немецкой оккупации, где в период 1941-1943 годов имело место массовое открытие церквей.
Из документа видно, что даже фашистские захватчики не особо притесняли православных христиан на их же территории. А советским властям было крайне невыгодно сравнение с оккупантами, да еще и в пользу врага. Поэтому с 31 октября 1945 года количество положительных ответов на просьбы открыть храм значительно выросло. По статистическим данным из книги М.В. Шкаровского "Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве" об изменении количества православных храмов на территории СССР, к 31 декабря 1948 года количество церквей увеличилось на 47%. Так же для открытия храмов была старая

причина — желание показать себя в лучшем свете перед американцами. Ведь с сентября 1945 года СССР начал переговоры с США по поводу предоставления кредитов, необходимых для восстановления разрушенной после войны советской экономики.

14 сентября 1945 года Сталин принял делегацию Конгресса США. Во время встречи обсуждался вопрос о предоставлении Советскому Союзу денежного займа. Для его выдачи американская сторона выдвинула ряд условий: СССР должен был предоставить информацию о реальном состоянии советской экономики​, сообщить сведения о всех своих военных расходах, так же вывести войска из Восточной Европы и разрешить свободное распространение в СССР и Восточной Европе американских книг, газет и журналов.

Все эти условия не устраивали советское руководство, поэтому переговоры велись вплоть до 1947 года, медленно, но верно, заходя в тупик. В конце концов отношения двух стран настолько ухудшились из-за недопонимания, что началась так называемая «Холодная война». Стало ясно, что такие нужные в тот момент денежные кредиты СССР не получит. В следствие подобных изменений, Сталину стало уже неважно мнение американцев о Советском Союзе. И дальнейшее создание видимости религиозной свободы стало ненужным.
Именно поэтому в 1947 году положение РПЦ вновь начинает стремительно ухудшаться. В 1948-49 годах постепенно запрещали крестные ходы, большие молебны, в школах упразднили уроки Закона Божия. В конце 1949 года вновь открытые православные храмы стали переоборудовать в различные хозяйственные помещения, склады, сараи и сельские клубы.

По статистике из книги все того же М. В. Шкаровского (Шкаровский М.В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве».– Москва, 2000 г.) с 1 января 1949 года по 1 января 1953 года количество православных храмов в СССР уменьшилось с 14447 до 13508 (на 7%), количество монастырей сократилось с 75 до 60 (на 25%).

В 1950 году возобновились аресты священнослужителей различных санов. В 1949 году в тюрьмах и исправительно-трудовых лагерях уже содержалось 3523 священнослужителя, а на свободе оставалось 11835 священнослужителей. Получается, что в заключении находился каждый четвертый священник. Вплоть до окончания правления Сталина сохранялась такая ситуация с притеснениями духовенства.

Анализируя все написанное, можно прийти к выводу, что Иосиф Виссарионович Сталин изменял свое отношение к РПЦ только в зависимости от того, нужно ли ему было в какой-то конкретный момент показать другим странам свою толерантность. Как только ему становилось это ненужным, на церковь начинались повсеместные и жестокие гонения. И истинное отношение Сталина к церкви было крайне отрицательным, Иосиф Виссарионович с удовольствием проводил антирелигиозную политику.

Глава II. Борьба Хрущева с религией, гонения на христиан.

Иосиф Виссарионович Сталин был генеральным секретарем ЦК КПСС практически до самой своей смерти. 1 марта 1953 года он скончался на своей даче, а отправлен в отставку был за два часа до своей смерти своими же соратниками. Умер коммунистический вождь, не назначив приемника. Георгий Максимилианович Маленков был одним из главных претендентов на наследство Сталина и, договорившись с Хрущёвым, Берией и другими, занял важнейший в СССР пост — Председатель Совета министров. Однако уже 14 марта Маленков был вынужден отказаться от должности секретаря ЦК, передав Хрущёву контроль над подвластными ему структурами. Несмотря на то, что Маленков оставил работу в ЦК КПСС, мартовский Пленум ЦК (14 марта 1953) дал ему право председательствовать на заседаниях Президиума ЦК, которым обладал и Владимир Ильич Ленин в свое время. Основное соперничество в борьбе за власть Маленков вел с Хрущёвым. Оба претендента были сильны и имели круг лиц, поддерживающих их, и, в связи с этим, существовала своеобразная договоренность, по которой повестку дня заседаний президиума ЦК составляли сразу два человека — Маленков и Хрущёв. Третьего своего соратника — Лаврентия Павловича Берию, было решено устранить и больше не делать ставку на союз с ним. Чтобы избавиться от Берии, Хрущев, заручившись поддержкой большинства членов ЦК, 26 июня 1953 года созвал совещание Совета министров СССР, на котором заявил, что Берия не соответствует занимаемой должности и предложил снять его со всех постов. Также Хрущев обвинял Лаврентия Павловича в антисоциалистическом подходе к обострившейся в то время ситуации в ГДР и шпионаже в пользу Великобритании в 20-х годах. Именно из-за этого на июльском пленуме ЦК КПСС почти все члены ЦК выступили с заявлениями о вредительской деятельности Берии. А уже 7 июля постановлением пленума ЦК КПСС Берия был выведен из его состава, следовательно больше не участвовал в гонке за власть.

Летом 1953 года в глазах советских граждан единоличным партийным вождем оставался Маленков, а его доклад во время Сессии Верховного Совета СССР был воспринят всеми как программный. С марта по сентябрь 1953 года Маленков занимал должность, которая ранее принадлежала Сталину, поэтому народом он воспринимался как его непосредственный наследник. Но в реальности все не было так просто: в свое время Сталин упразднил пост Генерального секретаря ЦК партии, таким образом не оставив ровным счетом никакой должности для наследования, передачи приемнику.

Хрущев же, который летом 1953 года проявлял небывалую социальную и политическую активность, позаботился и об этом. Именно по его инициативе был введен пост Первого секретаря ЦК КПСС, равноценный посту Генерального секретаря.

Уже на сентябрьском Пленуме ЦК Маленков в перерыве между сессиями предложил избрать Никиту Сергеевича Хрущёва Первым секретарём ЦК. К концу заседания Хрущев был единодушно принят Первым секретарем, что фактически означало возрождение должности Генерального секретаря.

Важно заметить, что через все свое правление Советским Союзом Хрущев пронес идею отрицания всего, что делал и создавал Сталин. Чего стоит его выступление на ХХ съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях». Доклад был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталинамассовому террору и преступлениям второй половины 1930-х — начала 1950-х . Хрущев критиковал своего предшественника за массовые репрессии партийных и военных деятелей. В бытность главой СССР он реабилитировал многих, репрессированных при Сталине, но на Церковь подобные гуманистские настроения не распространялись.
Итак, с приходом Хрущева к власти своеобразная «оттепель» началась для политических заключенных, их родственников, проводились грамотные реформы экономики и образования, велась активная борьба с личными подсобными хозяйствами и осваивались просторы космоса.
Однако для истории Русской Православной Церкви время правления Хрущева (сентябрь 1953 октябрь 1964) оказалось одним из самых тяжелых времен, полных разнообразных гонений, притеснений, облав.
В чем же непосредственно заключались Хрущевские гонения?

Как уже было сказано во введении, новый глава государства видел в возрождении и укреплении религии на территории СССР серьезную угрозу и опасность для построения коммунизма, потому что теория этого строя исключает наличие любой религии в принципе. Помимо этого, Московская патриархия, заметно улучшившая свое положение, казалась Хрущеву не чем иным, как пережитком прошлого, частью столь нелюбимого им культа личности и остатками сталинизма. Именно по этим причинам Хрущев взял курс на радикальную борьбу с РПЦ.
Активные действия против Церкви начались в 1959 году. Велось активное уничтожение церковных учреждений: из 22000 приходов осталось около 12000; из 69 монастырей в 1958 году лишь 16 или 17 имелось в распоряжении Церкви в 1964 году; из 8 духовных семинарий в 1958 году (Москва, Ленинград, Одесса, Киев, Минск, Саратов, Ставрополь, Луцк на Волыни) в 1964 году остались только первые три из перечисленных. Нетронутыми остались две духовные академии в Москве (Загорске) и Ленинграде. (Данные из книги Г. Штриккера «Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991)»).
Представители РПЦ пытались отвечать на действия Хрущева, чтобы каким-то образом защитить себя. В 1960 году тогдашний Патриарх Алексий во время публичного выступления произнес следующие слова: «Правда, несмотря на все это, Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христи­анства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его» (Док. 170).
Хрущев и его пособники в борьбе с религией, например, такие общественные организации, как партийные и советские органы власти, руководство и коллективы предприятий, профсоюзы, комсомол, не решались напрямую действовать против самого Патриарха. Это было бы неосторожно с их стороны. Поэтому в 1960 году руководство партийного аппарата совместными усилиями отстранило от должности митрополита Николая (Ярушевича), заведующего Отделом внешних церковных сношений, ответственного за реализацию внешнеполитических директив советского правительства в сфере церковной политики. В последствии Ярушевич был убит при загадочных обстоятельствах.

Хрущев внедрял своих людей везде. Так, например, председателя Совета по делам РПЦ Георгия Карпова, известного своим активным участием в восстановлении церкви во время и после войны, сняли с занимаемой им должности. На его место был назначен Владимир Куроедов, который вплоть на до своего вынужденного ухода на пенсию в 1984 году занимался последовательным исполнением антирелигиозной политики Хрущева.

Можно сказать, что антирелигиозная деятельность в России и на территории всего СССР шла полным ходом. Но новое советское руководство не хотело показывать всему миру, как оно вполне успешно и какими методами уничтожает религию. По этим причинам власти дали РПЦ и другим церквам СССР возможность беспрепятственно устанавливать экуменические (объединяющие) контакты. Получив разрешение, РПЦ в 1961 году подала ходатайство на принятие ее во ВСЦ (Всемирный Совет Церквей). Ходатайство было немедленно удовлетворено с большой радостью со стороны западных его членов. Таким образом план советских руководителей удался – жестокое преследование религии на территории всего СССР было удачно закамуфлировано. Выступления епископов на различных съездах и конференциях ВСЦ строго контролировались партийным начальством. Задачей высокопоставленных церковных деятелей было восхвалять толерантность Первого секретаря и всего его аппарата, а так же рассказывать о предоставленных РПЦ ресурсах и свободах. Членам Московской Патриархии приходилось сообщать, что церковная жизнь в СССР свободная, что все крики верующих о помощи и заявления о массовых репрессиях являются клеветой. Делать эти заявления приходилось с тяжелым сердцем, потому что во время того, как они делали эти лживые опровержения, в их же епархиях закрывались храмы. Но благодаря словам выступающих с советской стороны деятелей в ВСЦ вплоть до 1990 года считали, что в СССР нет притеснений в плане религии.
Разрешенные экуменические контакты породили многочисленные визиты делегаций из СССР в западные страны и наоборот. Это укрепило внешние связи РПЦ. Однако у Хрущева имелись свои мысли на этот счет: пока для соседних государств создавалась видимость свободной церковной жизни в СССР, можно было нанести решающий удар по внутрицерковной жизни. Государство вынудило Священный Синод принять постановление (от 19.4.1961), согласно которому каждый священник лишался руководства приходом, а также административной и финансово-экономической сторонами его жизни. Данная ситуация ставила его в полную зависимость от исполнительного органа, который состоял из мирян. Исполнительный орган подчинялся Совету по делам религий. Таким образом объединение мирян могло принять на работу или же уволить священника. Если сравнить две статьи Положений Священного Синода — 1945 и 1961 года, то можно заметить существенные различия: в Положении 1945 года § 40 гласил: «Настоятель храма является по своей должности непременным членом приходской общины и председателем исполнительного ее органа (церковного совета)...», в § 41 было указано следующее: «Исполнительный орган приходской общины верующих, под непосредственным руководством и наблюдением настоятеля храма... ведет церковное хозяйство...» (Док. 137). А соответствующий параграф документа 1961 сообщает вот что: «Настоятель прихода и прочие священники (где они есть) суть пастыри прихода, которым поручено епископом совершение в приходском храме общественного богослужения и церковных треб, преподание церковных таинств по Церковному Уставу и руководство их в жизни христианской. Они ответственны перед Богом и своим епископом за благосостояние прихода со стороны его религиозной настроенности и нравственного преуспеяния. Настоятель храма... осуществляет духовное руководство прихожанами, наблюдает, чтобы богослужения совершались в храме истово, благолепно, в соответствии с требованиями Церковного Устава, и чтобы все религиозные нужды прихожан удовлетворялись своевременно и тщательно» (Док. 178).
Основное новшество заключалось в том, что по новому Положению приход был изъят из административного управления епископа и, как следствие, вообще выведен из церковной иерархической структуры. С апреля 1961 года все больше приходских должностей стали занимать люди, готовые и желающие активно сотрудничать с властями, следовательно контроль над местной церковной жизнью был обеспечен. Также вышло Постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях» 1929 г., ст. 8 – Док. ПО; изменения в указанном постановлении от 23.6.1975 г., ст. 14 – Док. 219: «Регистрирующим органам предоставляется право отвода из состава членов исполнительного органа религиозного общества или группы верующих отдельных лиц». Это Постановление лишало Церковь права самостоятельно регулировать состав приходского совета.
Находились способы борьбы со священнослужителями и другими религиозными деятелями и с помощью Уголовного Кодекса. С приходом к власти Хрущева в него были внесены некоторые поправки, позволяющие законно притеснять православных служителей. В начале октября 1960 Уголовный Кодекс РСФСР был обновлен. Была изменена статья 142 («Нарушение законов об отделении церкви от государства»), наказание по которой было увеличено до 3 лет лишения свободы. А статья 227, карающая за создание сообщества, объединения или группировки, «причиняющей вред здоровью» и посягающей на личность и права граждан, предусматривала до 5 лет лишения свободы. В 1961-1964 годах по этим статьям были осуждены 806 верующих. Также для преследования верующих активно использовались и прежние статьи, например, о неуплате налогов. В 1960-1961 годах за «финансовые злоупотребления» были репрессированы даже два архиерея Московской патриархии.
Также издавались разнообразные указы. Например, руководствуясь указом от 4 мая 1961 года «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», советские борцы с религией изобличали церковнослужителей. Они предъявляли им в качестве обвинений «антиобщественный паразитический образ жизни» и якобы извлечение из своей деятельности «нетрудовых доходов».
Для того, чтобы внушить советским гражданам отвращение к религии, велась активная антирелигиозная пропаганда. Если в довоенное время она в основном осуществлялась руками членов Союза воинствующих безбожников, то во времена Хрущева образовалось и процветало общество «Знание». Данная организация в основном занималась проведением антирелигиозных лекций и выпускала атеистический журнал «Наука и религия».

Но распространение атеистических идей на этом не заканчивалось. В годы правления Хрущева были выпущены рассказы и повести писателей, таких как В. Ф. Тендряков, Н. С. Евдокимов, И. И. Нусинов и С. Л. Львова. По их произведениям активно снимались художественные фильмы. В газетах и других СМИ церковных деятелей и обычных верующих высмеивали и применяли к ним нелицеприятные эпитеты.
А помимо информационного воздействия, давления на религиозных лидеров и административных и уголовных преследований, веру уничтожали экономически. Средства, пожертвованные состоятельными верующими на нужды, например, храма, изымались у религиозных организаций и переходили в «Советский фонд мира», а оттуда, естественно, не возвращались.
Заключение.

Проведя данное исследование, я пришла к выводу, что Никита Сергеевич Хрущев, проводя гонения на РПЦ, руководствовался в основном идеологическими мотивами. Хотел, чтобы возглавляемое им государство как можно больше подходило под идеалы марксистко-ленинской философии. Борьбу с религией он вел активную и плодотворную. Никакие объединения верующих, пытающиеся защитить свои храмы и право на исповедование любой религии, не могли его остановить. Хрущев четко шел по намеченному курсу.

Однако, незадолго до отстранения Н. С. Хрущёва от власти, в октябре 1964 года, антирелигиозная кампания пошла на спад. Но, что вполне естественно, стабильность выстроенных в послевоенное время отношений между государством и верующими была нарушена. Вследствие этого появились неугодные государству нелегальные организации вроде "СЦ ЕХБ" и его аналогов в других конфессиях, состоящие из людей глубоко убежденных в своей правоте, жертвенных и дисциплинированных. Вплоть до момента разрушения СССР подобные организации существовали, и атеистической власти так и не удалось их победить.

Список использованной литературы:

  1. Шкаровский М.В. «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве».– Москва, 2000г.

  2. Штриккер Г. «Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью».– Москва, 1995г.

  3. Данцев А.А. «Маленков Георгий Максимилианович».–­ Ростов-на- Дону, 2000г.

  4. Зенькович Н.А.«Маленков Георгий Максимилианович».– Москва, 2004г.

  5. Гэддис Дж. «Соединённые Штаты и происхождение Холодной войны, 1941-1947»
    (J. Gaddis. The United States and the Origins of the Cold War, 1941-1947)

  6. Заватски В. «Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны.»– Москва, 1995 г.

  7.  Программа Коммунистической Партии Советского Союза: Принята ХХІІ съездом КПСС. — М.: Политиздат, 1964. — С. 121—122

  8.  Панич Е. И. «Гонения на верующих в эпоху «научного атеизма» и проблема свободы служения христианина».–­ Москва, 2007

  9. Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды».

  10. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.»– Москва, 1971г. – С. 516–517

  11. Поспеловский Д. В. «Русская православная церковь в XX веке».– Москва, 1995г. 

  12. ГАРФ Ф. Р-6991, оп. 4, д. 173, л. 176.

  13. «Справка Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах» от 31 октября 1945 г. (РГАСПИ ф.82 оп.2 д.499 л.37–41).

  14. Судоплатов П. А. «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы».– Москва, 1997г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconРеферат ученика 7-го класса
Данная листовка не имеет отношения к продвижению рпц. Икона=Символ защиты, а не символ рпц
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconРеферат по теме: «Особенности строения эукариотической клетки»
Ученик 9 класса подготовил реферат по теме: «Особенности строения эукариотической клетки», а утром он обратил внимание на то, что...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconИстория отечественная. Урок “особенности геополитического положения россии” Предмет
Понять особенности российского варианта модернизации, обусловленные геополитическими факторами
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconРеферат Совершенствование схемы профилактики и лечения инфекционного...
В процессе увеличения поголовья герефордского скота на территории Челябинской области наметилась тенденция к широкому распространению...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconРеферат по географии "Ресурсы пресной воды" План. 0 Введение (общие сведения)
Вода и жизнь – понятия неразделимые. По этому реферат данной темы необъятен, и я поэтому рассматриваю лишь некоторые, особенно ак­туальные...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconВ. И. Стурман «Некоторые особенности выполнения и результаты инженерно-экологических...

Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconЗанятие №1 Цели
Образовательная цель: изучить особенности географического положения региона на карте России. Выяснить тектоническое строение территории...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconEcsocman edu ru прошла сетевая конференция, также посвященная qwerty-эффектам...
С согласия организаторов мы публикуем некоторые выступления, прозвучавших на симпозиуме и на Интернет-конференции, а также реферат...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconТема «Европейский Юг» Королёва Наталия Юрьевна, методист лаборатории...
Особенности географического положения региона определяют не только его природное разнообразие, но также влияют на историю развития...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconСписок научных трудов барышникова Анатолия Юрьевича c 1967
Некоторые цитологические особенности крысиной опухоли яичников, перевиваемой на мышах
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconПримерная программа по церковнославянскому языку (цся) для основной...
К рпц в 2007 году («Церковнославянский язык. Сборник программ». Москва, 2007). В ней также учитываются основные идеи и положения...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconРеферат по дисциплине история и философия науки «Особенности современной...
История становления и особенности развития Российского рынка нефти
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconТема урока. Кол-во часов
Знать некоторые особенности развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconНекоторые анатомо-физиологические особенности подростков 11-15 лет
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconКонспект урока географии по теме «Рациональное использование природных ресурсов»
Образовательная цель: изучить особенности географического положения региона на карте России. Выяснить тектоническое строение территории...
Реферат Некоторые особенности положения рпц в1946-64 гг iconКонспект урока географии в 8 классе по теме «восточная сибирь» Тема: «Восточная Сибирь»
Образовательная цель: изучить особенности географического положения региона на карте России. Выяснить тектоническое строение территории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск