Московский финансово-юридический университет мфюа





Скачать 388.92 Kb.
НазваниеМосковский финансово-юридический университет мфюа
страница1/3
Дата публикации28.12.2014
Размер388.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3



АНОУ ВПО

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Калининградский филиал






Юридическая психология


Рабочая программа, методические рекомендации и задания для самостоятельной работы

для студентов заочного отделения



Дисциплина для учебного плана направления подготовки (степень) бакалавр


030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Калининград

2012

Юридическая психология. Рабочая программа, методические рекомендации и задания для самостоятельной работы для студентов заочного отделения /Авт.- сост. доктор юридических наук, кандидат психологических наук, доцент Холопова Е.Н. г. Калининград: МФЮУ, 2012. – 26 с.







Рассмотрен и одобрен кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала МФЮУ, протокол № 3 от « 16 » ноября 2012 г.



















Автор: Холопова Елена Николаевна, д.ю.н., к.п.н., доцент




























© Холопова Е.Н., 2012

© Кафедра государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин, 2012

© Калининградский филиал МФЮУ, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ:


I. Содержание дисциплины…………………………………………………...

4

II. Организационно-методические указания………………………………...

7

III. Содержание курса…………………………………………………………

9

IV. Основные рекомендации по выполнению реферата……………………

17

V: Перечень вопросов для подготовки к зачету……………………………

24

VI: Список литературы………………………………………………………

26


I. Содержание дисциплины
Требования Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Юридическая психология»

Юридическая психология - научно-педагогическая дисциплина, которая изучает психические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Она изучает различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования. Синтез психологии и юриспруденции в юридической психологии приводит к взаимному обогащению обеих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем - повышение эффективности правоохранительной деятельности.

Юридическую психологию следует рассматривать как самостоятельную область, которая тесно связана с общей социальной, возрастной, педагогической, медицинской психологией, психологией управления, труда, спорта и искусства.

Профессиональная деятельность юристов невозможна без глубокого изучения основ психологии, психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на знание основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере. Только овладев этими знаниями, юрист может говорить о своей психологической культуре, наличие которой ведет к повышению эффективности юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Именно в связи с этим образовательный стандарт по специальности 030501 «Юриспруденция» включает юридическую психологию в программу подготовки юриста и предписывает изучение следующих основных дидактических единиц: предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства). Предмет, основания. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства».

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.

Дисциплина предназначена для подготовки обучающихся по специальности «Юриспруденция».

Целью дисциплины «Юридическая психология» является изучение психологических проблем согласования человека и права как элементов системы «человек-право» и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности этой системы.

Юридическая психология решает следующие задачи:

разработка научных рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности, строгому соблюдению законности, успешному осуществлению задач правосудия и перевоспитания лиц, совершивших преступление (профилактика правонарушений, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза);

- разработка психологических основ правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

- изучение преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и их роль в генезисе преступного поведения);

- исследование ресоциализации правонарушителей (исправительно-трудовая психология, психология адаптации после освобождения из мест заключения);

- изучение психологии юридического труда, в частности отдельных его сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

1.3.Требования к уровню освоения дисциплины.

По окончании изучения дисциплины «Юридическая психология» слушатель должен:

иметь представление:

  • о проблемах согласования человека и права как элементов единой системы;

  • о личности как деятеле, субъекте правовой деятельности;

  • о механизме правового воздействия на личность, социальном и личностном потенциале права и эффективности его социального воздействия на различных стадиях развертывания правовой активности;

  • о существующих подходах к их рассмотрению;

  • о состоянии научных достижений, являющихся основой учебной дисциплины;

  • об основных сферах применения полученных знаний;

знать:

  • объект, предмет, цели, задачи и место «Юридической психологии» среди других дисциплин;

  • основные ее понятия (ощущение и восприятие, мышление, воображение и его виды, внимание, эмоции, чувства, фрустрация, аффект, страдания);

  • средства, приемы и алгоритмы решения задач в области юридической психологии;

  • психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности;

  • индивидуальные психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства);

  • основания и поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовку и назначение, порядок проведения;

  • психологию преступного поведения. Психологию личности преступника;

  • общую социально-психологическую характеристику профессиональной деятельности юриста. Психологию личности юриста. Основы общения в профессиональной деятельности юриста;

  • психологию допроса;

  • психологические особенности судопроизводства;

  • организационно-управленческую подструктуру профессиональной деятельности юриста;

уметь:

  • вычленять предметную область «Юридической психологии», описывать ее результаты;

  • выдвигать гипотезы о причинах возникновения той или иной ситуации, о путях ее развития и последствиях;

  • выбирать присущие ей способы, методы и средства;

  • разрабатывать практические рекомендации по повышению

  • эффективности правоохранительной деятельности, изучать и воздействовать на личность в юридической практике.

II. Организационно-методические указания

2.1. Виды занятий и методики обучения.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся.

2.1.1. Лекции.

Задача лекционного курса состоит в том, чтобы сформировать представления об основах юридической психологии, нацелить обучающихся на самостоятельную работу по углублению знаний по данной дисциплине и освоение дополнительных тем курса, а также на ознакомление с научной и учебной литературой по данному курсу.

По содержанию лекции носят обзорный характер с выделением учебных проблем, их краткой характеристикой и обозначением путей их рассмотрения.

2.1.2. Семинары и практические занятия.

Семинары проводятся по наиболее сложным и актуальным темам юридической психологии, могут использоваться различные формы проведения занятий.

Практические занятия являются одним из видов учебных занятий, обеспечивающих связь теории с практикой и предназначенных для формирования у обучающихся умений и навыков, необходимых в практической деятельности. Главным их содержанием является практическая работа каждого обучающегося.

2.1.3. Методические модели процесса обучения.

На семинарах по дисциплине «Юридическая психология» применяются следующие методики:

- устный опрос и письменный экспресс-контроль - с целью определения знаний обучающихся;

- подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия - с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся;

- решение ситуационных учебных задач в ходе семинара с использованием, как действующих правовых актов, так и психологических особенностей их применения - с целью активизации мыслительной деятельности.

Каждая тема, предлагаемая на семинар (практическое занятие), начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения обучающимися основных понятий и категорий. Эти вопросы не дублируют вопросы лекции, а формулируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание обучающихся на наиболее важных и трудных для усвоения проблемах данной темы.

Методика проверки теоретических знаний может быть различной: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д. Главная задача этой части занятия заключается в развитии у обучающихся навыков осмысления правовых и психологических понятий и категорий. Основное содержание второй (практической) части занятий составляет решение предлагаемых ситуационных задач (казусов). Методика решения задач следующая: ознакомившись с условиями конкретной задачи, обучающийся должен, прежде всего, уяснить юридический и психологический смысл ситуации, а затем найти целесообразные пути ее решения. На этой основе формулируется ответ на поставленный вопрос. Однако ответ не должен быть формальным (типа «да» - «нет»), необходимо, чтобы он содержал юридическую мотивировку. Кроме обсуждения теоретических вопросов и решения ситуационных задач на практическом занятии могут быть предложены обучающимся краткие задания тестового типа.

Методы активизации мыслительной деятельности обучающихся: разрешение конкретных сложных и актуальных ситуаций в маленьких группах на основе знаний правовых норм и психологических закономерностей непосредственно на занятии; деловые ситуационные игры и др.
2.1.4. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных систем, а также выполнение домашних заданий, написание рефератов, подготовку к предстоящим учебным занятиям, зачету и экзамену.

2.2. Формы контроля.

Текущий контроль проводится на практических и семинарских занятиях. Степень усвоения теоретического материала, умение решать ситуационные учебные задачи на основе полученных знаний учитываются преподавателем при выставлении оценок.

Итоговый контроль осуществляется на зачете.

Тематический план

Виды учебных занятий

Тема и учебные вопросы занятия

Время (час.)

Блок 1. Введение в юридическую психологию

Лекция № 1

Модуль 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Занятие 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

2

Семинар № 1

Занятие 2. Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания

2

Блок 2. Личность в сфере правоохранительной деятельности

Лекция № 2

Модуль 2. Психология личности в правоохранительной деятельности. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Занятие 1. Индивидуально-психологические особенности личности, использование знаний о них юристом в практической деятельности.

2

Семинар № 2

Занятие 2. Понятие личности и ее структура

2

Лекция № 3

Модуль 3. Психические (познавательные) процессы. Учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

Занятие 1. Психические (познавательные) процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

2

Лекция № 4

Модуль 4. Эмоции, чувства, психологические состояния, их психолого-правовая оценка.

Занятие 1. Эмоции, чувства, психологические состояния, их психолого-правовая оценка.

2

Семинар № 4

Занятие 2. Эмоции, чувства, психические состояния.

2




Модуль 5. Методы изучения и исследования личности в правоохранительной деятельности.

2

Лекция № 5.

Занятие 1. Методы изучения и исследования личности в правоохранительной деятельности.

2

Семинар № 5

Занятие 2. Методы изучения и исследования личности: понятие, классификация. значение

2

Лекция № 6

Модуль 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах

Занятие 1. Судебно-психологическая экспертиза в системе судебных экспертиз

2

Семинар № 6

Занятие 1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовно и гражданском процессах, в производстве по делам об административных правонарушениях.

2

Блок 3. Криминальная психология

Лекция № 7

Модуль 7. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология).

Занятие 1. Психология личности преступника

2

Семинар № 7

Занятие 2. Психологические особенности личности преступника

2

Лекция № 8

Модуль 8. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы).

Занятие 1. Психология преступных групп

2

Семинар № 8

Занятие 2. Психология преступной группы и критерии ее характеристики

2

Блок 4. Психология профессиональной деятельности юриста

Лекция № 9

Модуль 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста

Занятие 1. Социально-психологическая характеристика деятельности юриста

2

Семинар № 9

Занятие 2. Психологическая структура личности юриста, профессионально значимые качества юриста.

2




Модуль 10. Психологические особенности следственной и оперативно-розыскной деятельности

2

Лекция № 10

Занятие 1. Психологические особенности следственно и оперативно-розыскной деятельности

2

Семинар № 10

Занятие 2. Концептуальные и практические аспекты психологического обеспечения оперативно-розыскной следственной деятельности

2

Лекция № 11

Модуль 11. Психологические особенности расследования преступлений

Занятие 1. Психология следственных действий

4

Семинар № 11

Занятие 2. Психологические особенности различных видов допроса

2

Лекция № 12

Модуль 12. Психология конфликта в юридической деятельности

Занятие 1. Конфликты и их разрешение в практике правоохранительных органов

2

Семинар № 12

Занятие 2. Психологическое обеспечение переговорной деятельности в экстремальных ситуациях

2

Лекция № 13

Модуль 13. Психологические особенности судопроизводства

Занятие 1. Психологические особенности судопроизводства

2

Семинар № 13

Занятие 2. Психологические особенности судопроизводства

2




Зачет

54


III. Содержание курса

БЛОК I. ВВЕДЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Модуль 1. Предмет, система и содержание юридической психологии.

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии, как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления ее развития.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией, ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания, ее методологические, естественнонаучные и правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным, гражданским правом, и процессом, криминалистикой и криминологий, оперативно-розыскной деятельностью. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

БЛОК II. ЛИЧНОСТЬ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль 2. Психология личности в правоохранительной деятельности. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивидуальность, личность, субъект деятельности. Структура личности, биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности

Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

Психологические методы изучения личности субъектами правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процессов. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы - основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Дальнейшее развитие учения И.П. Павлова о свойствах нервной системы. Основные свойства различных типов темперамента.

Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Свойства нервной системы, темперамента как составные части человеческого фактора. Их влияние на динамические процессы в деятельности юриста. Изучение и учет свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Проявление в характере индивидуального своеобразия личности. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. Воля в структуре характера личности. Понятие «порока воли» в праве.

Направленность, мировоззрение, правосознание, мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности.

Модуль 3. Психические (познавательные) процессы. Учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности.

Ощущение - элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувственности анализаторов. Сенсибилизация. Синтезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность, осмысленность. Апперцепция. Иллюзии. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия произошедших событий, эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, произошедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом.

Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая, эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления реминисценции, ретрогадной амнезии. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процессов на память. Приемы, улучшающие запоминание, повышающие качество воспроизведения.

Мышление - высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины и расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовых споров, различных конфликтных ситуаций.

Характеристика мыслительной деятельности юриста. Сложность и многообразие задач, решаемых юристами при расследовании преступлений, в ходе разрешения гражданско-правовых споров. Явление «когнитивного диссонанса» и его негативное влияние на ход мыслительной деятельности. Способы активизации мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Включение в деятельность. Вербализация мыслительных процессов, классификация информации. Методы проигрывания ролей, отсрочки, «мозговой атаки».

Воображение и его виды. Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.

Внимание. Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Модуль 4. Эмоции, чувства, психологические состояния, их психолого-правовая оценка.

Эмоции, чувства - специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состояний. Настроение. Состояние депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процессов, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

Состояние тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональную деятельность юристов. Факторы, способствующие возникновению стресса и его переходу в дистресс.

Соотношение понятий стресса в психологии и психической беспомощности
в уголовном праве. Учет юристом при разрешении гражданско-правовых споров негативного воздействия состояния тревоги, страха, стресса на способность участников сделок в полной мере осознавать значение принимаемых решений и сохранять волевое управление своими действиями.

Фрустрация. Механизм и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения самоубийств.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Влияние ПТСР на поведение. Психику людей.

Аффект. Уголовно-правовое значение аффекта, причины его возникновения.

Соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Диагностические признаки аффекта. Отличие физиологического от патологического аффекта. Динамика аффективного возбуждения. Признаки психотравмирующей, аффектогенной ситуации. Кумуляционный аффект. Аффект и алкогольное опьянение. Понятие аномального аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности. Симуляция аффекта и способы его разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Понятие, признаки страданий как способ формы переживания человека. Связь страданий с другими эмоциональными и психическими состояниями. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

Психические (эмоциональные) состояния - составная часть человеческого фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом.

Модуль 5. Методы изучения и исследования личности в правоохранительной деятельности.

Понятие методов изучения и исследования личности. Классификация методов, относящихся к личности: методы изучения личности, методы воздействия на личность. Традиционные и нетрадиционные методы воздействия на личность Методы изучения личности: беседа, самонаблюдение (интроспекция), экспериментальный метод, биографический метод, метод обобщения характеристик, методы анализа результатов деятельности, метод СПЭ, методы инструментальной диагностики лжи (полиграф и др.). Методы исследования личности: психофизиологические методы диагностики функциональных состояний; интеллектуальные психологические тесты; личностные тесты и опросники; проективные тесты. Методы воздействия на личность: информационный, методы косвенного и директивного воздействия на личность, методы переговоров и достижения согласия, методы вселения неуверенности и дезориентации противника, метод гипнорепродукции, метод воздействия цветом, запахом и др. Психологические методы изучения личности, разрабатываемые и используемые спецслужбами иностранных государств.

Модуль 6. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах, производстве по делам об административных правонарушениях.

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологом в уголовном и гражданском процессе. Комплексные экспертизы с применением психологических знаний.

Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовых споров.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.
БЛОК III. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Модуль 7. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология личности преступника. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология).

Противоправные (преступные) проявления - разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема профессиональной вменяемости.

Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника.

Изучение личности правонарушителя, его мотивационной сферы в ходе расследования (рассмотрения в суде) уголовного дела.

Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовных дел в суде.

Предмет и задачи исправительной психологии. Психология осужденного, задачи, факторы ресоциализации. Психологический анализ коллектива осужденных. Методы изучения личности и психологического воздействия на осужденных в целях их ресоциализации. Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Модуль 8. Психология группового преступного поведения (психология преступной группы).

Понятие группы в социальной психологии. Группа как субъект деятельности. Основные признаки группы. Групповые нормы поведения Классификация групп. Соотношение понятий группы и коллектива.

Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привычек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное сознание членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массовых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных бедствий.

Психологическая характеристика малой группы, ее структура и признаки. Классификация малых групп (долговременные и кратковременные, формальные и неформальные, группы членства и референтные группы). Групповые формы поведения, динамические процессы в малой группе. Групповая сплоченность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая совместимость членов группы. Психологическая основа межличностных взаимоотношений в группе (коллективе). Понятие психологического «климата» в группе (коллективе).

Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.

Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа. Совершающая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная организация; преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп.

Структура преступной группы (организации), ее признаки. Психология межличностных отношений в различных преступных формированиях (группах).

Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие формированию круговой поруки. Признаки круговой поруки. Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.

БЛОК IV. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮРИСТА

Модуль 9. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста.

Социально-психологическая характеристика правоохранительной деятельности - разновидности государственной службы. Структурно-психологический анализ правоохранительной деятельности.

Профессиограмма профессиональной деятельности юриста. Когнитивная (познавательная) подструктура. Коммуникативная подструктура. Психологические особенности решения юристом организационно-управленческих вопросов. Теория и практика современного менеджмента применительно к правоприменительной деятельности. Правовоспитательная подструктура.

Психологические аспекты повышения эффективности труда юристов.

Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социально-психологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов.

Конвенциальность, развитое правосознание. Высокий уровень социализации личности. Установочное отношение к соблюдению правовых, нравственных норм.

Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый интеллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Воображение, интуиция.

Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения. Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения. Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.

Организаторские, управленческие качества личности юриста. Активность, инициативность, находчивость, распорядительность, воля. Умение прогнозировать последствия принимаемых решений. Самостоятельность, организованность, аккуратность в работе.

Нервно-психическая устойчивость. Выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стенический тип реагирования в психогенных (фрустирующих) ситуациях.

Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессиональной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Концепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы. Объективные (внешние) и субъективные (психологические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в правоохранительные органы.
IV. Основные рекомендации по выполнению реферата

Цели выполнения реферата можно сформулировать следующим образом:

- расширить и углубить знания студентов по определенной тематике, способствовать развитию у них творческого мышления, способности к научно-исследовательской деятельности, выработать и закрепить навыки и уме­ния обнаруживать передовой опыт в юридической практике, изучать и вне­дрять его в свою профессиональную деятельность.

- углубить методологическую подготовку студентов, способствовать выработке у них умения опираться на достижения юридической психологии при оценке общественных явлений, решении практических задач.

- совершенствовать методику самостоятельной работы обучающихся, их умение планировать свою работу и изыскивать пути достижения поставленной цели.

- способствовать воспитанию и закреплению у студентов ответственности, трудолюбия, инициативы, культуры и других важных качеств.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский финансово-юридический университет мфюа iconАналитическая часть отчета о самообследовании
Калининградского филиала Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «Московский...
Московский финансово-юридический университет мфюа iconМосковский финансово-юридический университет мфюа
Прокурорский надзор: Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту для студентов заочной формы обучения. /Авт сост к ю н., доцент...
Московский финансово-юридический университет мфюа iconПравительство Москвы Московский комитет образования Московский городской...
Вводные замечания
Московский финансово-юридический университет мфюа iconМосковский финансово-промышленный университет Синергия
Астраханского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Московский финансово-юридический университет мфюа iconРабочая программа дисциплины в. Од римское право
Фгбоу впо московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)
Московский финансово-юридический университет мфюа icon«московский финансово-правовой институт» «moscow institute of finance and law»
Ноу впо "Московский финансово-правовой институт" (далее институт), порядок приема на работу и увольнения работников, основные права...
Московский финансово-юридический университет мфюа icon«московский финансово-промышленный университет «синергия»
Письменная контрольная работа или реферат должны содержать ответы на три вопроса
Московский финансово-юридический университет мфюа icon«московский финансово-промышленный университет «синергия»
Письменная контрольная работа или реферат должны содержать ответы на три вопроса
Московский финансово-юридический университет мфюа icon«Малый и средний бизнес в России» Шифр и направление подготовки : 030900
Фгбоу во «московский государственный юридический университет имени о. Е. Кутафина (мгюа)»
Московский финансово-юридический университет мфюа icon«московский психолого-социальный университет» юридический факультет утверждаю
Автор-составитель – Вериго Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент
Московский финансово-юридический университет мфюа icon«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)»
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13
Московский финансово-юридический университет мфюа iconЛичная карточка студента № Московская Финансово-Юридическая Академия
Тесты по дисциплине "Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций " для экономических, финансовых, юридических и гуманитарных специальностей....
Московский финансово-юридический университет мфюа iconМетодическое пособие по латинскому языку для внеаудиторной самостоятельной...
«Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)»
Московский финансово-юридический университет мфюа iconРабочая программа учебной дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...
Московский финансово-юридический университет мфюа iconМосковский государственный университет имени м. В. Ломоносова юридический факультет
...
Московский финансово-юридический университет мфюа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск