ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Оренбургский институт (филиал)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.
История государства и права зарубежных стран Кафедра истории государства и права
Направление подготовки: 030900.62 «Юриспруденция» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: заочное-ускоренное образование на базе высшего образования
Оренбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи дисциплины……………………………………………………….3
Место дисциплины в учебном процессе……………………………………….6
Структура и содержание дисциплины…………………………………………6
Содержание дисциплины………………………………………………………..12
Лекции для студентов очно-заочной формы обучения……………………..24
Планы практических занятий…………………………………………………33
Самостоятельная работа студента…………………………………………….43
Образовательные технологии…………………………………………………46
Методические рекомендации по отдельным видам занятий………………..57
Учебно-методическое обеспечение……………………………………………63
Основная литература………………………………………………………….63
Дополнительная литература………………………………………………….66
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. -изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 030900
Юриспруденция к следующим видам профессиональной деятельности (п.4.3. ФГОС ВПО):
нормотворческая;
правоприменительная;
экспертно-консультационная;
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
- изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает подготовку бакалавров по направлению подготовки 030900 Юриспруденция к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности (п.4.4. ФГОС ВПО):
нормотворческая деятельность;
участие в подготовке нормативно-правовых актов;
правоприменительная деятельность;
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
правоохранительная деятельность;
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы документов;
педагогическая деятельность;
преподавание правовых дисциплин;
осуществление правового воспитания.
- изучение дисциплины История государства и права зарубежных стран обеспечивает формирование у выпускников бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция следующих общекультурных и профессиональных компетенций;
а) общекультурных (ОК):
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы, этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- владение культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- владение навыками ведения здорового образа жизни (ОК-14).
б) профессиональных (ПК):
в нормотворческой деятельности:
способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19);
Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет большое значение для подготовки высококвалифицированных юристов. Данная дисциплина является одной из базовых в системе юридических наук. Ее изучение позволяет понять наиболее общие закономерности государственно-правовых систем в их исторической эволюции. Эта учебная дисциплина не только содействует формированию обще правовой культуры, но и создает условия, дающие студенту возможность увидеть всю сложность и противоречивость развития государства и права, а на основе этого глубже понять современную государственность и прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем. Важно отметить, что современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая важная веха в истории.
Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывает предпосылки будущего. Таким образом, чтобы понять историю современного государства и права, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
Соответственно, история государства и права зарубежных стран как учебная дисциплина исследует процесс возникновения, становления, развития, расцвета и упадка государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности.
Данная дисциплина анализирует содержание доминирующих государственно-правовых процессов в тех или иных цивилизациях, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает главенствующие направления государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные особенности этой истории.
Таким образом, история государства и права зарубежных стран в числе важнейших конкретных исторических проблем изучает возникновение и развитие прав человека и гражданина, правового государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно как и учиться на его ошибках, чтобы их не повторять.
2.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП. - История государства и права зарубежных стран относится к Б3.Б.3 циклу ООП;
- ко времени изучения Истории государства и права зарубежных стран студенты обладают сформированными знаниями по дисциплинам гуманитарного цикла среднего (полного) общего образования (история, обществознание, русский язык и литература, география);
-знание математики и информатики помогают в овладении традиционными и современными методами историко-правовых исследований и в использовании современных технических средств обучения;
-история государства и права зарубежных стран совместно с историей государства и права России, теорией государства и права, историей политических и правовых учений, а также рядом других учебных дисциплин, в основном изучаемых в рамках 1 и 2 семестров, образуют группу наук, составляющих теоретическое, а если иметь в виду более широкий план, гносеологическое основание отраслевых дисциплин. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.
Курс «Истории государства и права зарубежных стран» наиболее тесно взаимодействует со следующими дисциплинами:
Римское право;
Конституционное право зарубежных стран;
Международное публичное право.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. - в соответствии с учебным планом общая трудоемкость при изучении истории государства и права зарубежных стран составляет 252 часа, 7 зачетных единиц.
- в соответствии с учебным планом и программой курса действуют следующие тематические планы:
1. для очной формы обучения;
2. для очно-заочной формы обучения;
3. для заочной формы обучения.
3.1.Заочная форма. Ускоренное обучение на базе высшего образования
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Семестр
| Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах)
| Всего часов
| лекции
| практические занятия
| СРС
| 1.
| «Методология изучения предмета».
| I
|
|
| 2
| 2
| 2.
| «Государство и право в Древнее время и в Средние века».
| I
| 2
| 6
| 112
| 120
| 3.
| Государство и право Нового времени.
| I
| 2
| 4
| 70
| 76
| 4.
| «Государство и право Новейшего времени».
| I
|
|
| 54
| 54
|
3.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
№ п/п
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Коды формируемых компетенций
| Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенцией)
| I.
| Государство и право Древнего мира
| ОК-1 – ОК-9, ОК-14;
ПК-1 – ПК-19
| В результате изучения Истории государства и права зарубежных стран обучающийся должен
знать:
-различные методы историко-правовых исследований;
-природу и сущность государства и права первых цивилизаций;
-национальные особенности и основные закономерности возникновения функционирования и развития государства и права в странах Древнего Востока и Античного мира;
-исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции (на примере Древней Индии, Египта, Вавилона, Китая, Древней Греции и Рима);
-особенности форм правления и государственных механизмов в странах Древнего Востока и Античного мира;
-сохранившиеся до настоящего времени кодификации (Законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы 12 Таблиц.
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
-анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
-на примере стран Древнего Востока ставить вопрос о взаимодействии природы и общества, оценить зависимость человека от окружающей среды;
-определить соотношение власти и собственности;
-выявить особенности управления централизованным государством (на примере Восточных государств и Рима);
-сформулировать предпосылки формирования и развития демократических институтов (на примере Афин);
владеть:
-юридической терминологией;
-навыками работы с правовыми актами, решения конкретных юридических ситуаций, опираясь на законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы 12 таблиц;
-навыками сравнительной характеристики различных государственных систем (например, Древнего Египта и Вавилона, Афин и Древнего Рима);
-навыками оценки изученных исторических типов государств.
| II.
| Государство и право в Средние века
| ОК-1 – ОК-9, ОК-14;
ПК-1 – ПК-19
| знать:
-роль франкского государства как переходного звена от древних цивилизаций к средневековой государственности;
-процессы формирования национальных государств в странах Западной Европы;
-основные этапы их исторического развития и сущности каждого периода;
-становление и развитие государственного механизма, систему права в отдельных странах.
уметь:
-сравнить определенные исторические этапы в разных государствах, выделить особенности исторического развития различных стран;
-сформулировать предпосылки формирования представительных органов;
-объяснить причину партикуляризма права в данный исторический период, назвать особенности права Англии в отличие от Германии и Франции.
владеть:
-навыками проведения сравнительного анализа различных правовых явлений, навыками работы в правовыми документами.
| III.
| Государство и право Великобритании и США в конце 17в. -20в.
| ОК-1 – ОК-9, ОК-14;
ПК-1 – ПК-19
| знать:
-особенности становления буржуазного государства в Великобритании и США;
-сущность парламентаризма;
-причины создания системы политических партий;
-причины и сущность реформ избирательного права;
-формирование и деятельность государственно-правового механизма на основе новых принципов: разделения властей, народного суверенитета, федерализма.
уметь:
-дать анализ конституционных актов Великобритании и США, принятых в течение XVII-XVIII вв.;
-определить пути конституционного развития вышеназванных стран в XVIII-XX вв. и дать им юридическую оценку;
- назвать причины государственного вмешательства в хозяйственную жизнь XX в.
владеть:
-навыками оценки знаковых событий в истории названных стран;
-навыками схематического представления политических систем Великобритании и США в новое и новейшее время;
-навыками составления собственного суждения по важнейшим вехам в истории названных государств в XVII-XX вв.
| IV.
| Государство и право Франции и Германии в новое и новейшее время
| ОК-1 – ОК-9, ОК-14;
ПК-1 – ПК-19
| знать:
-важнейшие исторические события Франции и Германии в новое и новейшее время;
-содержание конституционных актов названных государств, принятых в рассматриваемый период;
-основополагающие принципы нового права: формальное равенство, законность, свобода, неприкосновенность личности, презумпция невиновности.
уметь:
-объяснить нестабильность политического развития Франции в XIX в.;
-дать анализ и определить историческое значение каждой из республиканских конституций;
-сформулировать особенности политического устройства 2-го Рейха;
- дать оценку исторического развития этих государств в XX в.
владеть:
-навыками оценки важнейших нормативных актов (прежде всего конституционных);
-способностями выделить особенности исторического развития названных государств;
-навыками решения казусов на основе кодификаций (ФГК 1804, ГГУ 1900).
| V.
| Государство и право Китая в 19-20 вв.
| ОК-1 – ОК-9, ОК-14;
ПК-1 – ПК-19
| знать:
-предпосылки образования Тайпинского государства;
-основные тенденции экономического и политического развития в 10-20вв.
уметь:
-объяснить содержание и значение реформ «100 дней»;
-объяснить причины падения монархии и перехода к республике;
-дать оценку основным государственным институтам в КНР.
владеть:
-навыками анализа нормативно-правовых актов Китая;
-навыками сравнительно-правового анализа политического развития Китая, стран Западной Европы и США
|
3.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА) ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН» Введение 1.Предмет и значение истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.
2.Цели и задачи курса «История государства и права зарубежных стран»
3. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук.
4.Методология и методика истории государства и права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины.
5.Периодизация истории государства и права зарубежных стран. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО МИРА
|