Скачать 222.23 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Программа принята педагогическим советом. Протокол №1 от 30.08.2010 г. Автор программы Сафонова Т.Г., заместитель директора по ВР. 2010 год. Оглавление: 1. Паспорт программы. 2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и подростков. 3. Цель и задачи программы. 4. Основные принципы организации воспитания. 5. Характеристика содержания гражданского и патриотического воспитания. 6. Основные направления гражданского и патриотического воспитания. 7. Обеспечение реализации программы. 8. Сроки и этапы реализации программы. 9. Структура программы. 10. Содержание программы. 11. Организация реализации программы и контроля за ее выполнением. 12. Механизм реализации программы. 13. Ожидаемый результат. 2. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и подростков. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания определяется:
3. Цель и задачи программы. Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Задачи:
4. Основные принципы организации воспитания В основу содержания программы заложены принципы, отражающие гуманистическое начало образовательных систем, в которых формирующая личность является субъектом собственной деятельности, как в плане социализации, так и в плане образования «себя», как свободного ответственного, достойного гражданина своего Отечества. В связи с этим определенны следующие пункты: - принцип гуманизации, провозглашающий человека главной ценностью и целью общества и государства; - принцип субъективных отношений, предполагающий сотрудничество, демократический характер коллективных решений в структуре межличностных отношений; - принцип учета возрастных особенностей в педагогическом взаимодействии педагогов и учащихся; - принцип вариативности, раскрывающий возможности добровольного участия в реализации целевых программ, направлений и организационных форм массовой, групповой и индивидуальной деятельности; - принцип культуросообразности, предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, региональными традициями, не противоречащими общечеловеческими ценностями; - принцип концентрации воспитания предполагает, что стратегия и практика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в свободном самоопределении, в социальном окружении. 5. Характеристика содержания гражданского и патриотического воспитания. Гражданское воспитание представляет собой системы ценностного отношения как к глобальным проблемам человечества, так и социальным группам, отдельным людям и их деятельности, явлением общественной жизни и сознания. Оно определяется принципиальными позициями, являющимися основой Конституции РФ. Гражданственность - готовность личности осознавать и реализовывать свои права и обязанности по отношению к себе, семье, людям и Отечеству. Воспитание гражданственности предполагает формирование устойчивого правосознания, усвоения правовой культуры, воспитание высоких нравственных качеств. Гражданские качества личности - порядочность, честь, достоинство, чувство долга, ответственность, дисциплинированность, способность самостоятельно разбираться в потоке политической информации, оценивать ее, противостоять манипулированию сознания, антиконституционным влияниям. Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, общественных объединений по возрождению в среде молодежи патриотизма, формированию патриотического сознания, преданности и любви к своему Отечеству, народу, готовности к выполнению гражданского долга, выполнению важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Содержание гражданского воспитания включает в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную систему,
Таким образом, правовое и патриотическое воспитание является основой гражданского воспитания. Целостная система гражданского воспитания отражает следующие аспекты: культурно-ценностный, социально - политический, психолого-педагогический, военно-патриотический, духовный, физический. В качестве приоритетных в системе гражданско-правового и военно-патриотического воспитания определены следующие ценностные ориентации: - патриотизм, преданность Отечества; - самоотверженность, способность к преодолению трудностей; - гуманизм, чувство собственного достоинства; - социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям прав человека; - гражданский долг, как внутренняя потребность личности в высоко ответственном отношении к функции защитника Отечества; - трудолюбие, как необходимое условие для создания материально-духовных ценностей граждан Отечества; - уважение к историческому наследию предков, уважение к памятникам истории и культуры; - стремление собственным трудом внести посильный вклад в развитие социально - экономической сферы своего региона. - толерантность как система норм поведения, определяющая устойчивость поведения в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом обществе, Основные понятия:
6. 0сновные направления Реализация данной программы предполагает: - обобщение и распространение опыта педагогов, школьного музея, военно-патриотического клуба по патриотическому и гражданскому воспитанию; - проведение археологических и этнографических экспедиций, походов, краеведческих конференций, спортивно-туристических мероприятий, соревнований; - создание тематических экспозиций, посвященных различным страницам героической истории вооруженных сил, истории Великой Отечественной войны; - разработка положений о детских объединениях; - создание специальных курсов; - организация военно-спортивных игр, лагерей, учебно - полевых сборов; - реализация программ: «Отечества достойные сыны», «Познай родной край», «Красота спасет мир» и других; - создание военно-патриотических клубов; - разработка патриотической символики для детских объединений; - проведение мероприятий в сфере его знаменательности событиями и датами в истории Российского государства; - проведение мероприятий по формированию чувства уважения и Символике России; - проведение мероприятий по увековечиванию памяти Российских воинов, павших в боях за Отечество (конференции, круглые столы, посвященные основным событиям ВОВ, тематические встречи с ветеранами ВОВ и трудового фронта, ветеранами чеченской войны, фестивали «Песни военных лет», проведение уроков гражданственности, патриотизма, мужества; организация работы по восстановлению исторических и культурных памятников, написании воспоминаний участников ВОВ и др.); - оказание помощи ветеранам ВОВ, семьям погибших при исполнении обязанностей военной службы; - проведение мероприятий, посвященных событиям военной истории родного края, боевым традициям армии и флота; - организация по обучению военно-прикладным видам спорта; организация научно-исследовательской разработке и внедрение программ, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности; - выработка норм социального поведения, характерных для норм гражданского общества; - разработка мероприятий, повышающих социальную роль семьи в воспитании толерантности; - разработка и осуществление мероприятий, пропагандирующих миролюбие, повышающих устойчивость к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействие экстремизму. 7. 0беспечение реализации программы. Научно-теоретическое обеспечение программы: - принятие школьной программы гражданского и патриотического воспитания учащихся; - привлечение научного потенциала государственных учреждений, общественных организаций для разработки проблемных вопросов патриотического воспитания; - эффективное использование фондов краеведческого и школьного музеев в учебно - воспитательном процессе;
Организационно-методическое обеспечение:
8. Сроки и этапы реализации программы. Настоящая программа предназначена для учащихся 1 – 11 классов, разбивается на три возрастных интервала: 1-4 классы, 5 – 8 классы, 9 – 11 классы и их родителей, носит комплексный характер. Программа «Патриот» рассчитана на период с 2010 г. по 2015 г. В процессе реализации программы предполагается осуществлять связи с учреждениями культуры и спорта, с ветеранами и другими общественными организациями. Этапы реализации программы. 1. Подготовительно- организационный (май 2009 – май 2010) - создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников; - анкетирование учащихся по вопросам патриотического воспитания; - сбор материалов для школьного музея. 2. Основной (май 2010 – май 2015) - проведение мероприятий по данной программе; - функционирование школьного музея. 3. Заключительный (май 2015 – декабрь 2015) - мониторинг работы школы по данной программе; - анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности. 9. Структура программы. 1 уровень (1 – 4 классы) Ознакомление учащихся с «малой» и «большой» родиной, её историческим прошлым, настоящим, многообразной флорой, фауной, культурой и национальными традициями. Формы работы: - уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; - классные часы, утренники военной тематики; - беседы «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»… - конкурсы рисунков, стихов, - экскурсии в музеи; - акция «Забота» 2 уровень (5 – 8 классы) Дать учащимся представление о Родине как месте, где он родился, о значении родного языка, о патриотизме. Познакомить детей с правами и обязанностями гражданина страны, воспитывать чувство гордости за свою страну, свой край, свой народ. Формы работы: - беседы «Твои права и обязанности», «Основной закон нашей жизни», «Символика государства»… - классные часы, праздники на военно – патриотическую тематику, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне; - конкурсы рефератов, сочинений, рисунков; - смотр строя и песни; - акции «Забота», «Обелиск»; - просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение книг о ВОВ, о современных вооруженных конфликтах, о международном терроризме с последующим обсуждением; - уход за памятником воинам, погибших в годы войны (п. Волчейка) - экскурсии по памятным местам Смоленска; - спортивные соревнования; - походы по родному краю. 3 уровень (9 – 11классы) Воспитывать у учащихся политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны, своего родного города, своего народа. Формы работы: - беседы, диспуты, проблемные спектакли «Есть такая профессия – Родину защищать», «Что я могу сделать для своего Отечества», «Обыкновенный фашизм», «Что такое неофашизм?»..; - работа в школьном музе; - экскурсии по памятным местам; - военно – патриотическая игра «Зарница»; - конкурсы рефератов, сочинений, стихов, рассказов по патриотической тематике; - поисковые мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего отечества; - встречи с выпускниками нашей школы отличниками воинской службы, участниками войн в Афганистане и Чечне; - пункт будущего воина; - турниры «К защите Родины готов»; - сборы допризывников. Формы работы с педагогами в процессе реализации программы. -заседания педагогического и методического совета; -заседание методического совета классных руководителей. 10 . Содержание программы. Работа школьного музея 1. Организация работы лекторских групп. 2. Создание поисковых групп по классам 3. Организация встреч с бывшими учителями и выпускниками школы. 4. Экскурсия по школьному музею. 5. Пополнение экспозиций. 6. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и вдовами погибших. Тематические классные часы. Темы классных часов и мероприятий для учащихся 1-11 классов 1 класс 1. «История моего имени и фамилии». 2. «Герб, флаг, гимн России». 3. «Вот она, какая моя Родина большая». 4. «Я – Россиянин». 2 класс 1. «История моей улицы». 2. «Мои семейные реликвии» 3. «Славные сыны нашего Отечества» 3 класс 1. «История моего города». 2. «Моя родословная». 3. «Обычаи и традиции русского народа». 4 класс 1. «Мои предки в труде и в бою». 2. «Обычаи и традиции народов России» 3. «Красота русской природы» 5 класс 1. «Что значит любить Родину?». 2. «Духовное наследие России». 3. «Мой край». 6 класс 1. «Защищать Родину – это почётный долг». 2. «Литературное наследие России». 3. «Отец, Отчизна, Отечество». 4. «Праздники русского народа». 7 класс 1. «Праздники народов России». 2. «Искусство России и земли тюменской» 3. «Тындинцы в годы Великой Отечественной войне». 8. класс 1. «Гражданин ли я России». 2. «Что мы знаем о народах, населяющих Россию». 3. «Русские за границей». 9 класс 1. «Обязанность, долг, присяга». 2. «Я патриот своей Родины?». 3. «Дети на защите Отечества». 4. «Семейные праздники и традиции». 10 класс 1. «Можно ли меня назвать гражданином России?». 2. «Достижения русских учёных и изобретателей». 3. «Мои замечательные земляки». 4. «Памятные места моего города». 11 класс 1. «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». 2. «За что я люблю Россию?». 3. «Народ и я – единая семья». Тематические мероприятия. Конкурс рисунков «Моё Отечество» Конкурс рисунков «Годы, опаленные войной» Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат» Конкурс художественных открыток к 23 февраля Конкурс патриотической песни Смотр песни и строя Уроки мужества: «Подвигу народа жить в веках», «Звучи, памяти набат!», «Поклонимся великим тем годам», «Жизнь замечательных людей» Военно-спортивный праздник: «Ой вы, добры молодцы» Беседы «С чего начинается Родина?», «Моя малая Родина», «Мои земляки», «Россия – родина моя», «Мой дом, моя семья»… Акции: «Забота», «Ветеран», «Согрей своим теплом» Спортивные соревнования; Походы по родному краю. Конкурс чтецов «О подвигах, о доблести, о славе» Конкурс сочинений «История боевой награды» Читательская конференция «Есть такая профессия – Родину защищать» Встречи с ветеранами афганской войны и террористической операции в Чеченской республике «Время выбрало нас» Конкурс инсценировок «Песня в солдатской шинели Участие в Вахте памяти, праздничном шествии 9 мая Конкурс проектов «Я – гражданин России» Акция «Весенняя неделя добра» Участие в мероприятиях по благоустройству села и школы. Акция «Мы - чистюли» Проведение памятных дней: День призывника День Победы День вывода войск из Афганистана День защитников Отечества Месячник по патриотическому воспитанию «Я и отечество» 11. Организация реализации программы и контроль за ее выполнением. Руководство реализацией программы осуществляет заместитель директора по ВР. Государственный заказчик программы учредитель Городское Управление образованием дает оценку выполнения программы, готовит предложение о порядке выполнения Программы. 12. Механизм реализации программы. Механизм реализации программы предполагает:
13. Ожидаемый результат. Оценка эффективности реализации Программы. Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: 1. сформированность гражданских навыков: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах; - готовность к образованию; 2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине; - права и свободы человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность. Количественные параметры: 1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации. 2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам). 3. Отсутствие детей с девиантным поведением. 4. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике. 5. Проведение мероприятий. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации Программы ожидается: В школе как в образовательной системе: * создание системы гражданско-патриотического воспитания; * обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; * вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: * в познавательной сфере: развитие творческих способностей; * в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; * в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; * в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. Литература: 1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7. 4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006. 7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006. 8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006. 9. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1. 10. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- № 4. |
Согласована принята управляющим советом Педагогическим советом Протокол №2 от Анализ организации питания и режима гидратации, применения здоровьесберегающих технологий | Доклад о результатах деятельности муниципального учреждения средней... А. В. Тунцев, директор му сош №68; Е. В. Антонова, заместитель директора по увр; Е. А. Шерудилло, заместитель директора по увр; Л.... | ||
Образовательная программа на 2012-2013 годы Принята педагогическим... ... | Протокол заседания Управляющего Совета Приглашенные: Колосова В. С., заместитель директора по увр; Коробец В. А., заместитель директора по вр; Шлык А. А., заместитель директора... | ||
Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Рассмотрена и одобрена педагогическим советом моусош №37 г. Буя, протокол №5, от 26. 03. 2010 | Образовательный стандарт реализации программ Учёным советом Медицинского факультета, протокол №3 от 17. 02. 2010 г., принят решением Учёного совета Санкт-Петербургского государственного... | ||
Принято» «Согласовано» «Утверждено»: Педагогическим советом заместитель... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского... | Протокол №8 Принято Учебно-методическим советом мнюи для утверждения... Фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования... | ||
Публичный отчёт мбоу-сош №18 ст. Мочище за 2009-2010 учебный год общие сведения об учителях В 2009-2010 учебном году аттестовано 6 педагогов ( Илькина Н. П. дважды: как учитель и как заместитель директора по вр): два (три)... | План по патриотическому воспитанию на 2009 – 2010 учебный год в моу... Уточнение списков ветеранов вов, тружеников тыла, узников концлагеря – 2 раза в год (социальный педагог Адонина Т. В. и заместитель... | ||
Публичный отчет за 2010-2011 учебный год администрация школы Заместитель директора по учебно-воспитательной работе на III ступени обучения: Разумова Вера Михайловна | Анализ деятельности заместителя директора по информатизации моу нош... В процессе реализации программы информатизации на 2010-2011 учебный год были поставлены следующие задачи | ||
Доклад о результатах образовательной деятельности за 2010-2011 учебный... Цель доклада: представить анализ состояния образовательной деятельности моу «Лицей Соль-Илецкого района» за 2010-2011 учебный год,... | О системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся ... | ||
Образовательная программа на период с 2011 по 2014 годы Принята педагогическим советом Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №55 | Рассмотрено и принято Педагогическим советом Протокол № от Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |