Скачать 369.49 Kb.
|
Уральский институт – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кафедра социального права Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров по программе Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы Правовое обеспечение предпринимательской деятельности Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») Составитель: Вейберт С.И. К.ю.н., доцент Екатеринбург 2013 г.
Основные задачи НИС: – проведение профориентационной и консультационной работы для магистрантов, позволяющей им выбрать направление исследования и тему магистерской диссертации; − формирование у студентов навыков академической и научно-исследовательской работы, специфических для уровня обучения в магистратуре, умения вести научную дискуссию, представлять результаты исследования в различных формах устной и письменной деятельности (презентация, реферат, аналитический обзор, критическая рецензия, доклад, сообщение, выступление, научная статья обзорного, исследовательского и аналитического характера и др.); − знакомство магистрантов с публикациями, признаваемыми академическим сообществом в качестве базовых в профессиональных дискуссиях вокруг специфики использования методов, техник и исследовательских практик, выбора фокуса исследования, индивидуальной или коллективной работы, эмоциональной составляющей исследовательского процесса; − развитие навыков работы в условиях выполнения коллективных проектов, формирование коллективной ответственности и дисциплины, готовности к взаимозаменяемости и поддержке. 2. Актуальность НИС обусловлена построением правового государства в России, поступательным проведением политики экономических и политических реформ, требующих повышения правовой подготовки специалистов юридического профиля как лиц, непосредственно участвующих в этих процессах. Введение в учебный план магистерских программ: «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» и «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» по направлению 030900 «Юриспруденция» НИС «Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти» обусловлено тем, что среди наиболее острых социальных проблем, стоящих перед современной Россией, приоритетное место занимает коррупция. В связи с изменениями, происходящими в экономике, системе управления, социальной сфере, обусловленными мировым экономическим кризисом, коррупция претерпевает значительное модифицирование, не позволяющее рассматривать ее с точки зрения традиционных теоретических штампов как уголовно-правового, так и общеюридического характера. Вследствие обозначенных выше проблем на настоящем этапе развития российского общества представляется необходимым повышение качества исполнения существующего закона, практики его применения, особенно в сфере должностной преступности, в сфере которой взяточничество (ядро коррупции) характеризуется как наиболее опасное и распространенное противоправное деяние против интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления, в связи с чем можно говорить об актуальности и необходимости исследования проблем противодействия коррупции. 3. Место курса в профессиональной подготовке магистра. Участие в НИС «Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти» предполагает наличие знаний, полученных при изучении других юридических наук: «Актуальные вопросы квалификации отдельных видов преступлений (экономических, с участием должностных лиц», «Актуальные проблемы административного права», «Актуальные проблемы конституционного и муниципального права» и др. В результате освоения указанных и других дисциплин у магистрантов должны быть сформированы следующие «входные» знания, умения и компетенции, необходимые для успешной работы НИС: способность к творчеству и системному мышлению; способность к инновационной деятельности; способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения; способность выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачи и выполнять исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств; умение применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче информации; умение профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательских работ. Полученные в ходе НИС «Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти» знания и навыки понадобятся при подготовке магистерской диссертации. В процессе подготовки магистров по программам «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» и «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр») и учебным планом Института участие в НИС «Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти» заключается в выработке у магистрантов специальных навыков. Будущие магистры должны ориентироваться в правовой системе Российской Федерации, понимать значение и функции уголовного и административного права, вопросов регулирования государственной службы, а также взаимоотношения с иными отраслями права - административным и гражданским - в вопросах противодействия коррупции; повышать уровень правовой культуры в целях соблюдения законности и правопорядка в государстве и обществе; формировать установки на творческое использование правомерных форм и методов управления в юридически значимых ситуациях связанных с противодействием коррупции. 4. Компетенции, осваиваемые в процессе участия в НИС. В результате участия в НИС «Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти» магистранты должны: иметь представление: об этапах эволюции и современном состоянии российских и зарубежных исследований в сфере теории криминологии применительно к преступлениям в сфере государственной службы и противодействию коррупции; о генезисе и современных проблемах уголовной политики в сфере противодействия коррупционной преступности; знать: характеристику и особенности мер предупреждения коррупционной направленности, их значение; такие понятия уголовного права и криминологии, как коррупция, взяточничество; основные международные документы в сфере противодействия коррупции уметь: определять перспективные направления криминализации и декриминализации норм уголовного закона коррупционной направленности; проводить оценку уровня законодательной техники на разных уровнях; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии. В результате изучения дисциплины «Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти» у магистранта формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции: - осознание социальной значимости своей будущей профессии, поскольку противодействие коррупции охватывает все сферы деятельности, связанные с будущей профессиональной деятельностью магистранта (ОК-1); - культура мышления, способность к обобщению, анализу и восприятию информации как нравственная основа противодействия кооррупции. Способность к постановке цели и выбору путей ее достижения средствами, предусмотренными уголовным законодательством и законодательством о государственной службе (ОК-3); - способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную и письменную речь, при осуществлении правоприменительной деятельности в сфере противодействия коррупции (ОК-4); - культура поведения, готовность к сотрудничеству и к работе по противодействию коррупции (ОК-5); - способность участвовать в разработке нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции (ПК-1); - способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции, реализовывать нормы материального и процессуального права (ПК-2); - способность обеспечивать соблюдение законодательства о противодействии коррупции (ПК-3); - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции (ПК-7); - способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11). 5. Трудоемкость НИС Общая трудоемкость - составляет 3 зачетных единицы - 108 часов. Форма отчетности - зачет. 6. Формы работы на НИС (образовательные технологии). Содержание НИС Лекционные занятия Лекционные занятия проводятся по ключевым темам и носят проблемный характер. В лекциях производится концептуально-предметное изложение проблем правового регулирования противодействия коррупции. В ходе лекций планируется обсудить: Понятие коррупции на международном и национальном уровне. Доктринальные определения коррупции. Формы и проявления коррупции. Уровень коррупции и ее динамика. Взаимосвязь коррупционной преступности с организованной преступностью. Соотношение взяточничества и коррупции. Система криминогенных факторов, обуславливающих формирование и развитие коррупционной преступности. Меры предупреждения коррупционной преступности: общее и специальное предупреждение. Система контроля над коррупционной преступностью на международном уровне и международно-правовые документы о борьбе с коррупцией. Противодействие коррупционной преступности в странах Европейского Союза: Франции, Германии, Италии и др. Опыт противодействия коррупции в странах Северной Америки: США, Канаде. Сотрудничество стран СНГ в противодействии коррупционной преступности. Азиатско-Тихоокеанский регион в противодействии коррупционной преступности. Лекционные занятия проводятся с использованием интерактивных форм (i): 1. Лекция-пресс-конференция. Данная форма проведения лекции требует предварительной подготовки к ней магистрантов. Преподаватель заранее называет тему следующей лекции и просит магистрантов задать ему вопросы по данной теме. Каждый магистрант должен письменно сформулировать наиболее интересные для него вопросы и передать преподавателю. Затем преподаватель сортирует вопросы по их смысловому содержанию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов магистрантов. Активизация деятельности магистрантов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого магистранта. Магистранту необходимо сформулировать вопрос и грамотно его задать, что активизирует его мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует его внимание. Вопросы магистрантов должны носить проблемный характер. В ходе данных лекций у магистрантов вырабатывается способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь (ОК-4). 2. Лекция-беседа. Во время лекции (в начале или по ходу) перед магистрантами ставятся вопросы информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности магистрантов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы могут быть адресованы как всей аудитории, так и отдельным магистрантам; они, как правило, простые (в целях сосредоточения внимания магистрантов на отдельных аспектах темы), но возможны и проблемные. В ходе таких лекций у магистрантов вырабатывается способность логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную речь (ОК-4), развивается культура поведения (ОК-5). 3. Лекция-дискуссия. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и магистрантов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. В отличие от лекции-беседы преподаватель при изложении лекционного материала не только задает вопросы, но и организует свободный обмен мнениями между магистрантами в интервалах между логическими разделами. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает магистрантам коротко их обсудить, затем делает краткий анализ, выводы и лекция продолжается. В ходе данных лекций у магистрантов вырабатывается способность логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную речь (ОК-4), развивается культура поведения, развивается способность к кооперации с однокурсниками, работа в коллективе (ОК-5). Практические занятия В ходе практических занятий планируется обсудить следующие вопросы: определения коррупции, даваемые в нормативно-правовых документах и в научной среде (в России, в зарубежных странах и на международном уровне); сферы наибольшей пораженности коррупционной преступностью (сравнение показателей официальных данных и экспертных оценок); роль Указа Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 года, Указа Президента РФ «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности … и должности в органах местного самоуправления сведений о доходах и имуществе» от 15 мая 1997 года, Указа Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» от 19 ноября 2002 года, Указа Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» от 24 ноября 2003 года в системе борьбы с коррупционной преступностью; наиболее примечательные особенности структуры и динамики зарегистрированной коррупционной преступности в России в минувшее десятилетие; уровень коррупционной преступности в России в последние пять лет в абсолютном и относительном выражении; наиболее типичные виды изменений показателей коррупционной преступности во времени и пространстве; характеристика личностных особенностей субъектов коррупционной преступности (социально-демографические и нравственно-психологические особенности); правоограничения по службе, содержащиеся в ФЗ «О службе в таможенных органах», ФЗ «О статусе судей в РФ», ФЗ «О полиции» (какие из них сегодня соблюдаются в неполной мере, каким образом можно исправить эту ситуацию); характеристика тех полномочий Счетной палаты РФ, которые могут выступить в качестве мер противодействия коррупции (изменения и дополнения в соответствующее законодательство); изменение системы статусных гарантий для государственных и муниципальных служащих; периодичность замены должностных лиц в различных структурах государственной власти и на различных уровнях; формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы в целом; меры в рамках правового воспитания и формирования правосознания, для осознания обществом ущерба от коррупции; характеристика Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции, принятой 9 декабря 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принятой 27 января 1999 г., Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (что из рекомендованного этим нормативно-правовым актом еще не сделано в России, и каковы могут быть усилия России по дальнейшему выполнению рекомендаций Конвенции); роль ООН, Международной организации уголовной полиции — Интерпола, Совета Европы и Европейского союза, АТЭС (форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), СНГ (Содружества Независимых Государств) в борьбе с коррупционной преступностью (основные документы в области противодействия коррупции, схемы действия, примеры форм сотрудничества); деятельность международных и российских неправительственных (общественных) организаций в области противодействия коррупции; общая характеристика антикоррупционной реформе «Чистые руки», проведенной в Италии (меры борьбы с коррупцией, использованные при проведении этой реформы, применимые в России). Практические занятия проводятся с изпользоаванием интерактивной формы обучения (i) - Дискуссия. Практическое занятие в форме дискуссии представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Преподаватель заранее озвучивает тему дискуссии и вопросы, на которые будет необходимо ответить. В ходе дискуссии магистранты вырабатывают принципы и подходы к решению поставленной проблемы (вопроса), доказательства, обоснования своей позиции, максимально используя свой личный опыт. В ходе занятия с использованием данного метода у магистрантов вырабатывается способность к обобщению, анализу и восприятию информации. Способность к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3). Способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную речь (ОК-4). Формируется культура поведения, навыки сотрудничества, межличностного общения готовность к сотрудничеству и к работе в коллективе (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) (ОК-5). На практическом занятии представляется текст доклада (сообщения) по выбранному проблемному вопросу. Практические занятия могут проводиться в открытом формате с участием студентов, аспирантов, преподавателей различных кафедр, сотрудников научно-исследовательских подразделений Института, приглашенных практиков и представителей работодателей. |
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование... Программа учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» 3 | ||
Программа дисциплины научно-исследовательского семинара «Актуальные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, и студентов направления подготовки 40. 04. 01 «Юриспруденция», обучающихся... | Программа научно-исследовательского семинара «Актуальные вопросы... Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, и студентов направления подготовки 030900. 68 «Юриспруденция», обучающихся... | ||
Программа научно-исследовательского семинара Обеспечение равного... ... | Учебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности)... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Современный литературный... Программа предназначена для преподавателя, ведущего научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Аннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |