Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей





Скачать 289.31 Kb.
НазваниеАктуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей
страница1/3
Дата публикации17.01.2015
Размер289.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей

В.М.Корякин, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник юстиции, кандидат юридических наук
Одной из важнейших задач современной социальной политики Российской Федерации, провозглашенных Правительством Российской Федерации, является реформирование системы социальных льгот и компенсаций. Это обусловлено тем, что сложившаяся в нашей стране система пособий, выплат и льгот отличается громоздкостью, бессистемностью и как следствие крайне низкой адресностью. Эффективность и адресность системы поддержки социально уязвимых групп населения, измеряемая как доля средств, идущих на финансирование этой системы, попадающая по адресу (т. е. малообеспеченным группам), в России составляет в настоящее время лишь 19%. Для сравнения: в Австралии, считающейся образцом по части адресности социальной поддержки, этот показатель составляет 50%1 .

По оценкам специалистов, в России в настоящее время насчитывается более 1000 различных видов социальной поддержки населения, оказываемой за счет бюджетных средств. Только на федеральном уровне установлено 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, ветеранам, детям, инвалидам, учащейся молодежи, военнослужащим, работникам правоохранительных органов и т. д.). В действующем законодательстве отсутствуют какие-либо иные количественные или качественные критерии предоставления социальных пособий и льгот, за исключением принадлежности людей к определенной социальной группе, а также сроков действия этих льгот. Исключение составляют лишь жилищные субсидии и пособия на детей, предоставляемые с учетом соотношения среднедушевых доходов семьи и прожиточного минимума, а также условия обеспечения лекарствами, спецавтотранспортом и путевками в санаторно-оздоровительные учреждения, которые предоставляются при наличии медицинских показаний.

Распространенной является неоправданная дифференциация оснований определения размеров различных социальных пособий и льгот. В настоящее время в качестве базы используются по крайней мере 8 таких показателей: величина среднего (среднемесячного или дневного) заработка (денежного довольствия, денежного содержания), в том числе с учетом его регионального уровня; величина минимальной месячной оплаты труда; величина минимальной пенсии по возрасту; величина пенсии по инвалидности либо по случаю потери кормильца; размер пособия на ребенка; размер стипендии; размер пособия по безработице; размер прожиточного минимума.

Социальные пособия предоставляются в основном не столько в целях компенсации ущерба от социальных рисков, сколько для улучшения материального положения населения посредством дополнительного квазидохода. Однако, по мнению специалистов, такой подход ошибочен и недальновиден. Он снижает заинтересованность людей в зарабатывании средств к существованию посредством трудовой деятельности, отвлекает огромные финансовые, материальные и кадровые ресурсы страны и в конечном счете не позволяет добиться основной цели – возмещения населению ущерба от соответствующих рисков2 .

Доля населения, которое имеет право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных в России законодательно, составляет около 70% всего населения страны. При этом только менее 20% средств попадает в малообеспеченные семьи3 . Уже одно это порождает серьезные проблемы в области правового регулирования предоставления социальных пособий, связанные с децентрализацией социального обеспечения. К числу этих проблем относятся, в частности, необходимость координации целей, ресурсного, программного и методического обеспечения, синхронизации сроков реализации для выполнения конституционной обязанности государства перед населением.

Безусловно, что нормальной такую ситуацию назвать нельзя.

В научной литературе выделяются следующие основные особенности сложившейся системы предоставления социальных выплат и льгот в России:

– чрезвычайно высокая степень «огосударственности» системы социальных выплат, законодательно не предусмотренное участие в ней институтов гражданского общества, предпринимателей, профсоюзов и, особенно, самого населения (как организационное, так и финансовое);

– организация социальных выплат преимущественно на началах социального обеспечения, неразвитость системы социального страхования;

– множественность видов и форм социальных выплат, а также категорий их получателей (бенефициариев);

– преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий, основанного на категорийном подходе определения реципиентов;

– отсутствие обоснованных, ясных принципов, критериев и стандартов предоставления социальных выплат и льгот, адекватных характеру защищаемых социальных рисков;

– ведомственная разобщенность, параллелизм и дублирование выполнения сходных функций, а также перекрестное финансирование (субсидирование) социальных выплат из бюджетов различных уровней и типов;

– незавершенность правового регулирования полномочий органов государственной власти различного уровня в области организации социальных выплат и льгот, несбалансированность возложенных на них полномочий с ресурсами, находящимися в их распоряжении;

– отсутствие эффективного оперативного контроля за обоснованностью определения контингентов получателей социальной помощи, ее своевременным и в требуемом объеме предоставлением, а также за движением соответствующих социальных трансфертов;

– недостаточность размеров социальных выплат для обеспечения доходов населения4 .

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» от 31 мая 2000 г. отмечена настоятельная необходимость пересмотра объема и структуры обязательств государства, которые остаются «неподъемными» для федерального бюджета. Переход к адресной социальной поддержке подразумевает необходимость уточнения и сокращения большого комплекса социальных обязательств, установленных федеральным законодательством. При этом Президентом Российской Федерации особо подчеркнуто, что «мы не отказываемся от наиболее важных социальных гарантий населению. Напротив, мы должны твердо гарантировать социальную поддержку наиболее нуждающимся гражданам»5 .

Реформаторская социальная политика противопоставляет глобальной бесплатности, за которой зачастую для многих скрывалась недоступность тех или иных социальных благ, ориентацию на доступность этих благ, реализуемую на основе не только частичной бесплатности, но и приемлемого уровня оплаты. Льготам-привилегиям противопоставляются льготы-вспомоществования для действительно нуждающихся в них. Стремлению декларировать охват льготными социальными услугами всего населения, включая людей, способных получать эти услуги за счет собственных доходов, противопоставляется концентрация внимания на удовлетворении нужд наиболее социально уязвимых слоев населения; «усредненности» социальной политики противопоставляется избирательный, адресный подход, гарантирующий целенаправленное использование социальных затрат; жесткому государственному лимитированию и распределению социальных благ противопоставляется создание возможностей зарабатывания и беспрепятственного получения этих благ (прежде всего жилья) самими людьми, имеющими для этого предпосылки, при ограничении масштабов бесплатного или льготного предоставления благ с ориентацией такого предоставления только на социально слабые слои.

В целях практического осуществления реформы в рассматриваемой сфере постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2000 г. № 5446 образована Межведомственная комиссия по разработке программы реформирования системы социальных льгот.

По разным оценкам, соотношение прямых выплат и льгот для ряда категорий государственных служащих составляет сегодня 1:4 – 1:57 . Для того чтобы осуществить перевод льгот в денежную форму, необходима прежде всего инвентаризация существующих льгот и косвенных выплат, которая позволит их упорядочить. Такое упорядочение должно выразиться в законодательном закреплении всех этих выплат и, что не менее важно, – в их официальном опубликовании. Пока же приходится констатировать, что сведения о предоставлении большинства косвенных выплат продолжают вопреки закрепленному в п. 9 ст. 15 Федерального закона «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ8 принципу гласности в осуществлении государственной службы составлять служебную информацию. Какой-либо контроль со стороны общества за предоставлением льгот и косвенных выплат государственным служащим практически невозможен. Поэтому процесс преобразования косвенных выплат в прямые должен происходить гласно, под жестким общественным контролем. В противном случае реформа приведет к резкому увеличению материального обеспечения высшего звена государственных служащих, которые в наибольшей степени являются получателями косвенных выплат. При этом некоторыми экспертами высказываются серьезные опасения, что высшее звено государственного аппарата, которому будут увеличены прямые денежные выплаты, под разными предлогами полностью не откажется от косвенных выплат9 .

Вопрос реформирования системы социальных льгот, установленных для военнослужащих, является одной из ключевых проблем современной военно-социальной политики. Следует отметить, что, несмотря на отмену с 1 июля 2002 г. ряда льгот, действующие в настоящее время льготы для военнослужащих занимают достаточно большое место в совокупном доходе их семей. По данным мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, номинальная месячная стоимость льгот и компенсаций для среднестатистического военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, после 1 июля 2002 г. уменьшилась с 2515 руб. до 1630 руб. в месяц. В 2001 г., наоборот, наблюдалось увеличение с 1618 руб. до 2020 руб. (см. таблицу 1).

Расчетные данные по стоимости льгот и компенсаций для среднестатистического военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в 2000 – 2002 гг.*

(в руб. в расчете на месяц)10


Основные льготы для среднестатистического военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих»

Ежемесячная оценочная стоимость льгот и компенсаций (в руб.)

2002 г.

2001 г.

2000 г.

Первое полугодие

Второе полугодие

Денежная компенсация взамен продовольственного пайка

600

600

600

600

Стоимость льгот по оплате услуг ЖКХ и телефона

480

-

480

128

Денежная компенсация за санаторно-курортное лечение

120

120

100

80

Денежная компенсация за неиспользованное вещевое имущество

110

110

110

110

Стоимость льгот по проезду в общественном транспорте

500

500

100

80

Стоимость ежегодного проезда в отпуск и обратно семьи

300

300

250

245

Стоимость льготы по освобождению от уплаты подоходного налога

405

-

380

375

ИТОГО:

2515

1630

2020

1618


Приведенные в таблице данные убедительно свидетельствуют о том, что простая отмена льгот без адекватной замены приводит к существенному снижению уровня доходов семей военнослужащих. В связи с этим при расчете суммы компенсаций взамен льгот военнослужащих следует учитывать, что их денежное выражение вполне соизмеримо с денежным довольствием (см. рисунок).

Несколько по-иному обстоит дело с реализацией льгот, предусмотренных законодательством для граждан, уволенных с военной службы. По оценкам Министерства труда Российской Федерации, отдельные из гарантированных государством льгот для указанной категории граждан давно приобрели чисто декларативный характер: с 1998 г. из федерального бюджета не выделяются средства на оплату компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предоставление субсидий в виде безвозмездной финансовой помощи на жилищное строительство; с 1999 г. не выделяются средства на финансирование предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. № 93611 пособий на детей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших в Чеченской Республике, возмещение расходов, связанных с их санаторно-курортным лечением и выплатой компенсаций за неиспользованные путевки.

Структура реального текущего совокупного дохода среднестатистической семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту

(2002 г., в %)12

– стоимость реализованных льгот

– величина денежного довольствия

– заработная плата супруга

– дополнительные заработки

– доход от сбережений

– другие социальные выплаты
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconАктуальные вопросы реформирования системы мвд россии
Понятие и система государственной правоохранительной службы в Российской Федерации
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconПравительства Республики Бурятия 25. 06. 2013
«О мероприятиях по мобилизация земельного налога и эффективности предоставляемых налоговых льгот и ставок налогов, установленных...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconКонкуренция путь к успеху
Жкх» и второй по теме «Актуальные проблемы управления многоквартирными домами в условиях реформирования, развитие конкуренции в сфере...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей icon«Актуальные проблемы административного права»
...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconЭкономические основы социальной работы
На основе изучения курса студенты должны уметь доказать необходимость государственного регулирования механизма конкурентного рынка...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconРабочая программа по курсу: «Актуальные проблемы обществознания:...
Программа по курсу «Актуальные проблемы обществознания» составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика...
Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей icon«актуальные проблемы экономики и права» с 2007 года
Алпатова Э. С. Факторы формирования новой институциональной среды в банковском секторе // Актуальные проблемы экономики и права....
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охарактеризуйте структуру системы образования РФ. Назовите основные тенденции развития образования в России. Опишите актуальные проблемы...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconПояснительная записка Цели дисциплины: «Актуальные проблемы экономической науки»
«Актуальные проблемы экономической науки» является является специальной дисциплиной отрасли науки и научной специальности при подготовке...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconЛ. Г. Егорова актуальные проблемы информационного общества казань 2008
Актуальные проблемы информационного общества: Программа дисциплины и темы дискуссий для студентов отделений и факультетов социологии,...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии»
Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного...
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconПрограмма дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....
Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение декады открытых дверей с ежедневным приемом граждан пожилого возраста, консультации по вопросам предоставления льгот и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск