Скачать 211.71 Kb.
|
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (национальный исследовательский университет) Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Златоусте СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой Декан факультета Общей металлургии экономики __________ В.И. Чуманов ___________Д.А. Селиверстов (подпись) (подпись) _________________2011 г. ________________2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ДВ.1.03.02 Геополитика для 261400 Технология художественной обработки материалов форма обучения очная кафедра-разработчик Социально-правовые и гуманитарные науки Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 261400 Технология художественной обработки материалов, утвержденным приказом Минобрнауки от 21.12.2009 № 744 Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Социально-правовые и гуманитарные науки», протокол №1 от 30.08.2011 Зав. кафедрой разработчика: к.и.н., доцент В.А. Журавлева ____________ Разработчик программы: к. ист. н., доцент А.В. Суворова _______________ Златоуст, 2011 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе Цель преподавания дисциплины. Дисциплина «Геополитика» имеет целью ознакомить студентов с теориями знаменитых геополитиков прошлого и настоящего, международной ситуацией и положением нашей России на мировой арене и постсоветском пространстве, геополитикой США, Западной и Восточной Европы, Японии, Китая, Ирана, Турции, других мусульманских государств, стран Латинской Америки и Африки. Задачи курса заключаются в том, чтобы научить студентов теоретическому осмыслению и объяснению процессов социально-политического развития общества, анализу политических отношений, выявлению тенденций трансформации политических институтов в условиях политических реформ, стратегическому социально-политическому мышлению. Краткое содержание дисциплины. Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики; современная система международных отношений; внешняя политика государства; геополитика на территории бывшего СССР; геополитические изменения после распада СССР; Россия в новой системе международных отношений; Украина и Беларусь; формирование новой геостратегической политики; геополитические отношения в Средней Азии; Закавказье: новая геополитическая динамика; геополитика стран Балтии; Европейская геополитика: современная геополитика стран Восточной Европы; интеграционные процессы в Западной Европе; геополитика и национальная безопасность в Западной Европе; Геополитика ведущих стран мира: место США в системе геополитических отношений; геополитика и общественное развитие Японии; геостратегическая политика Китая; Геополитика развивающихся стран: проблемы геополитической ситуации в Азии; геополитика и страны Латинской Америки; традиции и геополитика Африки. Настоящая рабочая программа включает все разделы, указанные в стандарте. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин: Студент должен знать: 1. Историю Отечества как единый экономический, политический и духовный процесс на различных этапах ее развития в контексте всемирной истории 2. Основные исторические события, факты, даты, имена государственных деятелей 3. Общий ход всемирной истории, основные эпохи истории человечества и их хронологию 4. Основополагающие понятия, термины и категории истории как науки Студент должен уметь: 1. Использовать полученные знания для обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому 2. Владеть методами объективного анализа и оценки форм организации и эволюции государственного и общественного устройства нашего отечества на различных этапах его развития 3. Выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа процессов, происходящих в России. Студент должен владеть: 1. Умением определять связи знаний истории со спецификой и основными сферами в своей профессиональной деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: • Знать основы современной мировой политики и глобальных проблем • Уметь использовать методы прикладного анализа для правильной ориентации в международной среде, находить применение своим профессиональным знаниям уровню своей квалификации в сфере государственной службы, бизнеса, непрофессиональных организаций международного профиля • Владеть умением осуществлять исполнительские и организационные функции в организациях и учреждениях международного профиля 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2, 0 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины
5.1. Лабораторные работы – не предусмотрены учебным планом
5.2. Практические занятия, семинары
5.3. Самостоятельная работа студентов
6. Образовательные технологииВ процессе освоения дисциплины «Геополитика» используются следующие образовательные технологии: 1. Стандартные методы обучения: - лекции - семинарские занятия, на которых обсуждаются важные вопросы современных геополитических основ, рассмотренных в лекциях и учебной литературе - письменные домашние работы - самостоятельная работа студентов, в которую включается освоение основных методов современного геополитического анализа - консультации преподавателей - подготовка докладов и выступлений, рефератов 2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий: - анализ политических ситуаций в рамках мировых современных геополитических процессов 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.Так как курс обладает теоретической сложностью, насыщенностью фактической информацией и целым рядом дискуссионных и недостаточно проработанных вопросов, то студентам необходимо вести постоянную самостоятельную работу, серьезно относиться к посещению занятий, быть внутренне организованными и последовательными в выполнении заданий. Необходимо работать с лекциями: конспектировать, дополнять фактическим материалом из других источников, рекомендованных преподавателем, выделять непонятные места и выяснять их, индивидуально консультируясь с преподавателем, отмечать в тексте и записывать новые термины, категории, понятия для запоминания. В ходе изучения дисциплины студенты должны выполнить следующие самостоятельные задания. Задание 1. Коллоквиум по материалам хрестоматии (подготовка первоисточника или проблемной статьи). Задание 2. Коллоквиум по проблеме «Формирование глобального геополитического пространства» (тема на выбор преподавателя). Задание 3. Контрольная работа по основным терминам курса «Геополитика». Составить сравнительную таблицу по основным геополитическим направлениям, согласно нижеприведенному образцу Название направления Основные представители Взгляды и идеи Что нового привнесли в развитие геополитики Слабые и сильные стороны Задание 4. Подготовка реферата. Реферат должен быть посвящен проблемному аспекту изучаемого курса и включать в себя следующие элементы: 1. Введение (0,5 — 1 стр.): актуальность (2–3 предложения), формулировка проблемы (2 предложения), цель исследования (1 предложение), основные задачи (число задач должно соответствовать числу глав), основная рабочая гипотеза (1 предложение), основной метод исследования (1 предложение), обзор источников и литературы (1 предложение). 2. Основная часть (8–10 стр.): постановка проблемы, степень изученности, интерпретация основных понятий, системный анализ объекта исследования, следствия из основной гипотезы. 3. Список источников и литературы. Тематика рефератов:
Контрольные вопросы к курсу1. Характеристика основных вех становления современного геопространства. 2. Геополитические факторы в двух Мировых войнах. 3. Геополитический фактор в противостоянии Востока и Запада. 4. Геополитика и конфликты в развивающихся странах. 5. Понятия, источники, объект и методы геополитики. 6. Законы и категории геополитики. 7. Содержание понятия «Lebensraum» и основные «законы» пространственного роста Ф. Ратцеля. 8. Представления Р. Челлена о научных дисциплинах, изучающих государство. 9. Объект исследования А. Т. Мэхэна и его концепция «морского могущества» и понятие мирового контроля. 10. Концепция «Хартленд — Римленд» — Х. Макиндера. 11. Эволюция взглядов Х. Макиндера. 12. Характеристика концепций К. Хаусхофера. 13. Построения К. Шмитта о «номосе» Земли. 14. Японская геополитика в первой пол. XX века. 15. Геополитические идеи классиков французской геополитической мысли 16. Геополитические взгляды Ж. Готтманна. Иконография. 17. Модель Н. Спайкмена «хартленд-римленд» и ее влияние на внешнюю политику США. 18. Геополитические изменения в мире после Второй мировой войны. 19. Принципы и схема геополитического районирования мира С. Б. Коэна. 20. Идеи Д. Мэйнига, У. Кирка, К. Грэя. Концепция униполярного мира А. Страуса. 21. Геополитические особенности становления и развития стран Африки. 22. «Конец истории?» Ф. Фукуямы и неоатлантизм С. Хантингтона. 23. Предпосылки и смысл идеологии «Москва — Третий Рим». 24. Представления евразийцев о синтезе европейского и азиатского начал в России-Евразии. 25. Основные идеи теории этногенеза Л. Н. Гумилева. 26. «Геоэкономика» Ж. Аттали. Посткатастрофический мондиализм К. Санторо. 27. Страны Восточной Азии в системе геополитических отношений. 28. Геополитические взгляды европейских «новых правых». 29. Страны ЮВА и Австралия в системе геополитических отношений. 30. Этапы колонизации и характеристика их географического распространения. 31. Геополитические коды. Три уровня их действия. Геополитические коды США. 32. Геополитические коды СССР после Второй мировой войны. 33. Голлистский геополитический кодекс Франции. Индийский кодекс неприсоединения. 34. Геополитический кодекс Китая. 35. Последствия в изменении геополитического положения России после распада СССР. 36. Проблема территориальных споров: претензии к России — ретроспектива и современность. 37. Характеристика основных внутренних проблем, определяющих положение России в мире. 38. Характеристика геополитических проблем России по секторам нового зарубежья (Балтия, Центральная Азия, Кавказ и Закавказье, Белоруссия, Украина, Черноморский сектор). 39. Характеристика геополитических проблем России в странах дальнего зарубежья (Китай Япония, Европейский Союз, США). 40. Геополитические вызовы Китая и Японии на рубеже веков. 41. Геополитические вызовы Индии. 42. Геополитические позиции Турции, Ирана, Ирака. 43. Геополитика Пакистана и Афганистана. 44. Европа и новый мировой порядок. 45. Предпосылки становления и развития США в качестве мирового гегемона. Аспекты американского гегемонизма. 46. Геополитические просчеты и неудачи США в XX-XXI вв. 47. АТР: структура, классификация стран, особенности развития. 48. Геополитические особенности становления и развития стран Латинской Америки. 49. Европа в системе геополитических отношений до окончания Второй мировой войны 50. Европа после второй мировой войны. Геополитические проблемы современной Европы. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3 Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)1. Карты, атласы, схемы, чертежи. 2. Компьютерная система WEBTEST для выполнения студентами тестовых заданий по дисциплине.
|
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 261400 Технология художественной обработки материалов,... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 261400 Технология художественной обработки материалов,... | ||
Рабочая программа дисциплины б 05 Неорганическая химия Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 261400 Технология художественной обработки материалов... | Рабочая программа дисциплины В. 3 05 Коррозия и методы защиты изделий Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 261400 Технология художественной обработки материалов... | ||
Согласовано утверждаю Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 261400, утвержденным приказом Минобрнауки от 21.... | Рабочая программа дисциплины культурология направление подготовки:... Направление подготовки: 261400. 62. «Технология художественной обработки материалов» | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 080200. 62 Менеджмент, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа учебной дисциплины «технологии обработки материалов» Направление подготовки: 261400. 62 Технология художественной обработки материалов | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 080200. 62 Менеджмент, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 220700 Автоматизация технологических процессов и... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению... Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 270300. 62 Дизайн архитектурной среды, утвержденным... | Рабочая программа учебной дисциплины «технология изготовления керамических изделий» Направление подготовки: 261400. 62 – Технология художественной обработки материалов | ||
Согласовано утверждаю Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 280700. 68 Техносферная безопасность, утвержденным... | Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 151900. 62, утвержденным приказом Минобрнауки от... | ||
Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 220700, утвержденным приказом Минобрнауки от 25.... | Рабочая программа дисциплины Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 220700. 62, утвержденным приказом Минобрнауки от... |