Скачать 278.74 Kb.
|
Педагогические находки при подготовке к государственной (итоговой) аттестации. ДИРЕКТОР: Добрый день уважаемые учителя и гости педагогического совета «Педагогические находки при подготовке к государственной (итоговой) аттестации.» Сегодня 16 февраля 2011 г. На педагогическом совете присутствуют: - учителей школы:__________________ - учителей школ города и района______________ Разрешите начать работу педагогического совета. Единый Государственный Экзамен - новая практика для Российской системы образования. Любое нововведение содержит в себе возможности и перспективы, но одновременно вызывает тревогу, требует времени и усилий на адаптацию. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь. Работаем в этом направлении и мы. Основная цель данного педагогического совета - обозначить спектр проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, педагоги и т.д. при подготовке к ЕГЭ и наметить пути их решения. В ноябре прошел педагогический совет «Активные формы обучения при подготовке к ГИА» и в качестве решений его было принято:
На сегодняшний день коллективом школы проведена большая работа по исполнению принятых решений. Мы выполнили: П1. Активизирована работа ШМО по контролю за качеством преподавания наиболее востребованных при сдаче ГИА предметов: русский язык, математика, обществознание, история, физика. П2. На совещаниях при директоре, родительских собраниях, заседаниях ШМО периодически рассматриваются вопросы качественной подготовки к ГИА. П4. Информирование общественности ведется на страницах сайта школы, где на форуме родители и ученики высказывают пожелания в работе учителям предметникам. Таким образом, подготовка к ГИА продолжает идти согласно утвержденного директором учреждения плана. Тема сегодняшнего педагогического совета «Педагогические находки при подготовке к государственной (итоговой) аттестации». Я предлагаю организовать сегодняшнюю работу по следующему плану: 1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам ЕГЭ (Скопинцева О.Б., ) 2. Мониторинг в образовательном пространстве школы (Королева И.Б.) 3. Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ (Бобр В.Б.) 4. Традиционные (бумажные) ресурсы или онлайн – что эффективнее? Моё педагогическое решение проблемы. (Варшавская Е.Ю.) 5. «Из опыта преподавания русского языка и подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ» (Крючкова Л.Б.) 6. Участие родителей в подготовке детей к ГИА и формы организации подготовительной работы учителями школы (Шекурина Н.Г.) 7. Практика сдачи ЕГЭ в стране. (Варшавская Е.Ю., Королева И.Б.) ДИРЕКТОР: По первому вопросу приглашается учитель математики Скопинцева Ольга Борисовна 1. Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам ЕГЭ (Скопинцева О.Б.) Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ мы выделяем следующие составляющие:
Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ЕГЭ следующие:
Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации и учителей-предметников (годовой план подготовки школы к ЕГЭ опубликован на школьном сайте.). Содержание информационной деятельности ОУ по вопросам ЕГЭ В информационной деятельности образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями. Содержание информационной работы с педагогами. 1) Информирование учителей на производственных совещаниях 0 - нормативно-правовыми документами по ЕГЭ; - о ходе подготовки к ЕГЭ в школе, в районе и области; 2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов: - проведение пробных ЕГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ; - творческая презентация опыта по подготовки учащихся к ЕГЭ (на методической или научной конференции в рамках школы); - выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ (с учетом психологических особенностей учащихся); - психологические особенности 12-классников. 3) Педагогический совет "Активные формы подготовки к ГИА". 4) Направление учителей на районные и областные семинары и курсы по вопросам ЕГЭ. Содержание информационной работы с учащимися. 1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся: - правила поведения на экзамене; - правила заполнения бланков; - расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет). 2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ. 3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков. 4) Пробные внутришкольные ЕГЭ по различным предметам. 5) В кабинете завуча: - папка с материалами по ЕГЭ (нормативные документы, бланки по различным предметам, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам); - стеллаж с пособиями по ЕГЭ. Содержание информационной работы с родителями учащихся 1) Родительские собрания: - информирование родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет; - информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ (декабрь). - пункт проведения экзамена, вопросы проведения пробного ЕГЭ в апреле. 2) Индивидуальное консультирование родителей (классные руководители). ДИРЕКТОР: Уважаемы коллеги, заслушав доклад СКопинцевой О.Б. я предлагаю обменяться мнениями. О.Б, Скопинцева предлагайте проект решения по вашему вопросу. ПРОЕКТ: по вопросу «Содержание информационной деятельности образовательного учреждения по вопросам ЕГЭ» предлагаю Продолжить работу по изучению и ознакомлению участников образовательного процесса с нормативной базой ЕГЭ в групповой и индивидуальной форме. ДИРЕКТОР: по второму вопросу приглашаем выступить зам. директора по УВР Королеву И.Б. 2. Мониторинг в образовательном пространстве школы (Королева И.Б.) Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ. Напомним определения "мониторинг" и "мониторинг качества образования". Мониторинг–отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания) (по:И. Ивлиева, В. Панасюк, Е. Чернышева).Мониторинг качества образования– "следящая" и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования. Поэтому он одновременно есть, с одной стороны, подсистема системы управления качеством образования, а, с другой стороны информационная система, в которой циркулирует, собирается, обрабатывается, хранится, анализируется, представляется (визуализируется) информация о качестве образования (по:А.И. Субетто).Мониторинг качества образования – комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования (по:В.И. Воротилов, В.А. Исаев). Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ включает следующие направления деятельности: - посещение администрацией уроков учителей-предметников, с целью оказания методической помощи; за 1 полугодие – 32 посещения. - включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к ЕГЭ, дополнительные семинары, курсы повышения квалификации; - индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся; - привлечение ресурсов дистанционного обучения и ресурсов Интернет для подготовки к ЕГЭ; - введение элективных курсов, расширяющих и углубляющих программу базового обучения; в учебный план школы включены элективные курсы в 12 классах по русскому языку и математике по 1 часу в неделю, которые и называются «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» и «Подготовка к к ЕГЭ по математике» - психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ. Данная работа проводится не смотря на отсутствие в штате должности педагога-психолога. Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. По нашему мнению, он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемым учащимися в форме ЕГЭ, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Такую работу проводит заместитель директора, ответственный за вопросы ЕГЭ, анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ. И как средство мониторинга в вечерней школе стали выступать:
2. Мониторинг возрастного состава и занятости учащихся. 3. Мониторинг подготовки к ЕГЭ конкретного ученика. ДИРЕКТОР: уважаемые коллеги , есть ли у вас вопросы к докладчику или дополнения? ДИРЕКТОР: Королева И.Б, выносите проект решения по вашему вопросу. ПРОЕКТ решения :
ДИРЕКТОР: Для работы по третьему вопросу приглашается учитель информатики Бобр В.Б, 3. Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ (Бобр В.Б.) Единый Государственный Экзамен на сегодняшний день - это непривычное по форме и достаточно сложное по содержанию испытание, являющееся обязательным для выпускников школ. Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно знания предмета и процедуры экзамена, особую роль играет интеллектуально-психологическая готовность. Исследователи выделяют следующие наиболее значимые в процессе сдачи ЕГЭ следующие характеристики:
Форма тестирования предполагает умение выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; умение оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение на этом, как правило, не заостряет внимание. Напротив, акцент делается на связности изложения, умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы. Таким образом, сама форма ЕГЭ предъявляет особые требования к организации мыслительной деятельности выпускника. Следовательно, интеллектуальная готовность учащегося к ЕГЭ должна включать в себя такие качества как эффективная умственная деятельность в непривычных условиях, анализ задания вне зависимости от привычных схем, чувствительность к смысловым нюансам и даже умение интуитивно определить верное направление решения или ответ, а также владение приемами активизации восприятия и концентрации внимания. Поэтому на уроках русского языка и математики, у каждого ученика уже складывается свой особый стиль учебной деятельности, основанный на особенностях памяти, мышления, работоспособности. Знание и умение учитывать эти особенности помогает значительно облегчить подготовку к экзамену и повысить результат. Хотя это выполнимо в условиях обычной школы. В вечернюю школу приходят учащиеся со слабой мотивацией к обучению, неразвитыми навыками счета, письма, логического рассуждения. Поэтому практически не возможно развить память, мышление и работоспособность если это было упущено ранее в общеобразовательной школе. Так, по результатам мониторинга в 10 класс в 2011-2012 уч. году поступили учащиеся у которых : Средний балл по математике Средний балл по русскому языку. Т.е. можно сделать вывод, что данные учащиеся подготовлены к ГИА на удовлетворительном уровне. Однако, при дальнейшей работе учителями предметниками выясняется, что 80% учеников не знают таблицы умножения, а 65% не могут написать свои анкетные данные без ошибок. В подготовке к ГИА значительную роль играет общее психофизическое состояние подростка, которое во многом зависит от эмоционального настроя, уверенности в собственных силах и возможностях, а также от умения управлять своим эмоциональным состоянием. Но по наблюдениям классных руководителей почти 60% не могут справляться со своими эмоциями и ведут себя неадекватно в ситуации близкой к экстремальной. В целом, интеллектуально-психологическая готовность учащегося к успешной сдаче ЕГЭ была определена проявлением следующих навыков и качеств:
Таким образом, подготовка старшеклассников к ЕГЭ нами рассматривается как обеспечение развития мыслительных процессов, установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами ученика, помощь в преодолении стресса, создание условий для формирования индивидуальной стратегии деятельности выпускника на экзамене. |
Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности Педагогические тестовые материалы являются стандартизированными измерителями, используемыми для организации и оценки внутривузовского... | Протокол заседания педагогического совета О порядке экспертизы, утверждения и хранения материалов государственной (итоговой) аттестации | ||
Протокол № от Приказом № от Председатель педагогического совета Директор... Положение о государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 и 11 классов мбоу гимназии №4 г о. Самара (далее Положение) определяет... | Анализ результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников... Главной задачей в ходе работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся стало создание комплексной, эффективной... | ||
«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников | Регламен т по организации и проведению государственной (итоговой)... Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников... | ||
Программа «Д еятельность педагогического коллектива школы по подготовке... «Деятельность педагогического коллектива школы по подготовке и проведению итоговой аттестации выпускников (егэ, гиа)» | Методические рекомендации по подготовке и прохождению Государственной... Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030503 «Правоведение» по подготовке и проведению Государственной... | ||
Решение Управляющего совета Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 030503 «Правоведение» по подготовке и проведению Государственной... | Средняя общеобразовательная школа «гармония» Г. Можайска принято... Настоящее положение разработано в соответствии со статьей 15 Законом РФ «Об образовании» и регламентирует содержание и порядок проведения... | ||
Программа итоговой государственной аттестации выпускников Специальность... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050103 «География» (квалификация – учитель географии)... | Инструкция для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные... Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... | ||
Порядок проведения государственной аттестации в 9х классах Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной... | Программа итоговой государственной аттестации по специальности 030501 «юриспруденция» Общая характеристика итоговой государственной аттестации выпускников и видыаттестационных испытаний 3 | ||
Приказ №55- а, 20 марта 2006 г. Положение о государственной (итоговой)... Организация и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX | Программа итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании... |