Задачами изучения дисциплины являются





Скачать 165.66 Kb.
НазваниеЗадачами изучения дисциплины являются
Дата публикации21.01.2015
Размер165.66 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Право > Задача




СОСТАВИТЕЛИ:

Л.Н.Кирпиченок, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра клинической лабораторной диагностики Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;
Н.Л.Сергейчик, заведующая клинико-диагностической лабораторией государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Республики Беларусь по лабораторной диагностике, кандидат медицинских наук


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 20 от 30.05.2011 г.);
Центральным учебно-методическим советом Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» (протокол № 6 от 15.06.2011 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 08 «Фармация» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 8 от 17.06.2011 г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Клиническая лабораторная диагностика является фундаментальной дисциплиной в системе высшего медицинского (фармацевтического) образования и занимает одно из ведущих мест среди дисциплин, отвечающих за формирование аналитическо-диагностического мировоззрения у провизора-специалиста.

Типовая учебная программа разработана в соответствии с образовательным стандартом по специальности 1-79 01 08 «Фармация», утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2008 г. № 50, и типовым учебным планом по специальности 1-79 01 08 «Фармация» (регистрационный номер L 79-004/тип.), утвержденным 31.03.2008 г.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Клиническая лабораторная диагностика» состоит в том, чтобы сформировать у будущих провизоров-специалистов основы клинико-лабораторного мышления, обучить современным методам, технологии и организации лабораторных исследований, а также умениям выполнения основных лабораторных анализов.

Типовая учебная программа ставит задачи изучения и преподавания дисциплины, направленные на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • расширение знаний о современных физиологических механизмах поддержания уровня лабораторных показателей в норме и патофизиологических изменений их при различной патологии;

  • получение знаний по принципам и способам организации лабораторной службы, по маркетингу и экономике в деятельности клинико-диагностических лабораторий, знаний нормативных документов, определяющих деятельность лабораторной службы;

  • изучение химических основ лабораторных технологий;

  • овладение методами проведения контроля качества;

  • приобретение умений использования аналитических характеристик лабораторных методов исследования;

  • освоение выполнения общеклинических, гематологических, биохимических и иммунологических методов исследования;

  • приобретение основных знаний, необходимых для диагностической интерпретации лабораторных показателей;

  • знакомство с новейшими лабораторными технологиями: цитогенетический, молекулярно-биологический методы и др.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Клиническая лабораторная диагностика» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Органическая химия», «Физика и биологическая физика», «Физическая и коллоидная химия», «Биологическая химия».

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • организацию лабораторной службы и технику безопасной работы в лаборатории;

  • теоретические положения клинической лабораторной диагностики;

  • аналитические основы клинической лабораторной диагностики.

Студент должен уметь:

  • составить план лабораторного обследования;

  • определить показания и противопоказания для его выполнения;

  • качественно и своевременно выполнить исследования неотложного и планового лабораторного обследования;

  • решать ситуационные лабораторно-аналитические задачи;

  • провести контроль качества клинических лабораторных исследований.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение основывается на использовании современных учебно-информационных ресурсов: компьютерные презентации лекций, лабораторных занятий, интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

При изучении дисциплины применяются следующие формы самостоятельной работы студентов:

  • выполнение индивидуальных заданий под контролем преподавателя;

  • подготовка рефератов.

В соответствии с типовым учебным планом по специальности 1-79 01 08 «Фармация» преподавание дисциплины «Клиническая лабораторная диагностика» осуществляется в 9 семестре. На изучение дисциплины отводится всего 86 часов, из них 58 часов аудиторных (8 часов – лекций, 50 часов – лабораторных занятий). Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков, осуществляется на каждом лабораторном занятии, как в аудитории, так и в клинико-диагностической лаборатории. Форма текущей аттестации – зачет.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных




1

2

3

1. Гематологические методы исследования

2



2. Лабораторные методы исследования гемостаза

2



3. Лабораторные методы исследования системы иммунитета

2



4. Лабораторные методы исследования активности ферментов

2



5. Организационная структура клинико-диагностической лаборатории



4

6. Общеклинические лабораторные исследования



6

6.1. Лабораторные исследования физических и химических свойств мочи, микроскопия мочевого осадка



3

6.2. Исследование мокроты, цереброспинальной жидкости, транссудатов и экссудатов



3

7. Гематологические исследования периферической крови



6

7.1. Общий клинический анализ крови



3

7.2. Костно-мозговое кроветворение. Морфология клеток крови



3

8. Иммунологические лабораторные исследования



4

9. Организация лабораторной службы. Общеклинические, гематологические и иммунологические методы исследования



4

10. Лабораторные исследования системы гемостаза. Исследование первичного гемостаза



3

11. Лабораторная оценка коагуляционного гемостаза



3

12. Биохимические исследования сыворотки крови



12

12.1. Лабораторные исследования белков и небелковых азотистых соединений



3

12.2. Лабораторные исследования активности ферментов



3

12.3. Лабораторные исследования углеводного обмена и липидов



3

12.4. Лабораторные исследования пигментного обмена



3

13. Аналитическая надежность и контроль качества клинических лабораторных исследований. Внутрилабораторный контроль качества



4

14. Составление аналитического лабораторного заключения



4

Всего часов

8

50



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Гематологические методы исследования

Клиническое значение показателей общего анализа крови. Факторы, влияющие на показатели общего анализа крови.

Особенности клеточных элементов эритрона. Оценка морфологии эритроцитов в мазке периферической крови. Анизоцитоз и пойкилоцитоз эритроцитов, патологические включения в эритроцитах. Диагностическое значение количества ретикулоцитов, среднего объема эритроцита, среднего содержания гемоглобина в эритроците и средней концентрации гемоглобина в эритроците.

Лейкоциты: возрастные и региональные нормы. Диагностическое значение лейкоцитоза и лейкопении. Лейкоцитарная формула. Диагностические возможности гематологических счетчиков клеток. Основные показатели, получаемые с помощью гематологических анализаторов и факторы, влияющие на их значение.

2. Лабораторные методы исследования гемостаза

Морфологические и функциональные компоненты системы гемостаза. Биологическая роль сосудистой стенки. Прокоагулянтная роль эндотелия. Тромбоциты: тромбоцитарные факторы и функции тромбоцитов. Функции тромбоцитов в различных гемодинамических условиях. Роль лейкоцитов в гемостатических реакциях. Плазменные белки гемостаза. Каскадно-матричная теория гемостаза. Система фибринолиза.

3. Лабораторные методы исследования системы иммунитета

Врожденный и приобретенный иммунитет. Основные звенья иммунитета. Принципы работы иммунной системы. Специфическое и неспецифическое в иммунной системе. Клетки иммунной системы. Антигены. Механизмы индукции и регуляции иммунных реакций. Основные фазы воспалительного процесса. Защита от внеклеточной и внутриклеточной инфекции.

4. Лабораторные методы исследования активности ферментов

Ферменты, классификация, понятие об изоферментах. Происхождение ферментов сыворотки крови. Классификация методов определения ферментов, прямой и непрямой тесты Варбурга. Единицы выражения ферментативной активности. Органоспецифичные и органонеспецефичные ферменты сыворотки крови. Клинико-диагностическое значение исследования активности и содержания ферментов и изоферментов.

5. Организационная структура клинико-диагностической лаборатории

Нормативные документы и приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие организационную структуру и работу клинико-диагностической лаборатории. Оборудование клинико-диагностической лаборатории. Приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие требования санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории. Правила взятия, доставки, приема, оформления и регистрации биологического материала.

6. Общеклинические лабораторные исследования

6.1. Лабораторные исследования физических и химических свойств мочи, микроскопия мочевого осадка

Доаналитическая подготовка и хранение биологического материала, приготовление препаратов для общего анализа мочи. Методы оценки физических и химических свойств мочи. Правила микроскопии препаратов, морфология клеточных и неклеточных элементов. Принципы методов, ошибки, интерпретация результатов.

6.2. Исследование мокроты, цереброспинальной жидкости, транссудатов и экссудатов

Доаналитическая подготовка и хранение биологического материала, приготовление препаратов для исследования мокроты, ликвора, транссудатов и экссудатов, секретов слизистых оболочек. Методы оценки физических и химических свойств. Правила микроскопии препаратов, морфология клеточных и неклеточных элементов. Принципы методов, ошибки, интерпретация результатов.

7. Гематологические исследования периферической крови

7.1. Общий клинический анализ крови

Понятие «общий анализ крови», условия и способы получения биологического материала. Автоматизированные технологии анализа крови. Определение скорости оседания эритроцитов, концентрации гемоглобина, гематокрита, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы. Принципы методов, аналитическая процедура, источники ошибок.

7.2. Костно-мозговое кроветворение. Морфология клеток крови

Современное представление о кроветворении и его регуляции. Морфологическая и функциональная характеристика клеток периферической крови и костного мозга. Диагностическое значение исследования периферической крови и костного мозга при анемиях, гемобластозах, инфекционно-воспалительных и других заболеваниях.

8. Иммунологические лабораторные исследования

Правила подготовки и хранения биологического материала для исследования иммунитета. Исследование фагоцитоза, кислородзависимой бактерицидности нейтрофилов, уровня Т- , В-лимфоцитов и их субпопуляций, концентрации иммуноглобулинов, циркулирующих иммунных комплексов. Принципы методов, особенности учета и интерпретации результатов реакции.

9. Организация лабораторной службы. Общеклинические, гематологические и иммунологические методы исследования

Нормативные документы и приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие организационную структуру, требования санитарно-противоэпидемического режима и работу клинико-диагностической лаборатории. Оборудование клинико-диагностической лаборатории.

Методы оценки физических и химических свойств мочи, мокроты, ликвора, транссудатов и экссудатов, секретов слизистых оболочек. Правила микроскопии препаратов, морфология клеточных и неклеточных элементов. Принципы методов, ошибки, интерпретация результатов.

Автоматизированные технологии анализа крови. Определение скорости оседания эритроцитов, концентрации гемоглобина, гематокрита, лейкоцитов и лейкоцитарной формулы. Принципы методов, аналитическая процедура, источники ошибок, клинико-диагностическое значение.

Исследование фагоцитоза, кислородзависимой бактерицидности нейтрофилов, уровня Т- , В-лимфоцитов и их субпопуляций, концентрации иммуноглобулинов, циркулирующих иммунных комплексов. Принципы методов, особенности учета и интерпретации результатов реакции.

10. Лабораторные исследования системы гемостаза. Исследование первичного гемостаза

Лабораторные методы исследования сосудисто-тромбоцитарного гемостаза. Клинико-диагностическое значение определения показателей: время капиллярного кровотечения (по Дюке, по Айви), количественная и функциональная характеристики тромбоцитов (адгезия, спонтанная и индуцированная агрегация тромбоцитов), морфология тромбоцитов. Патогенетические механизмы изменения показателей сосудисто-тромбоцитарного гемостаза.

11. Лабораторная оценка коагуляционного гемостаза

Механизмы и этапы реализации коагуляционного гемостаза. Подготовка биологического материала для определения показателей коагуляционного гемостаза. Лабораторные методы исследования коагуляционного гемостаза и антикоагулянтной системы: принцип, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Автоматизация методов исследования гемостаза, принципы работы анализаторов, аналитическая процедура, ошибки.

12. Биохимические исследования сыворотки крови

12.1. Лабораторные исследования белков и небелковых азотистых соединений

Основные белки сыворотки крови, их функция и метаболизм. Понятие о белках острой фазы. Определение концентрации общего белка, альбумина в сыворотке крови, принципы методов, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Исследование белкового спектра сыворотки крови, принцип метода, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Принципы методов определения небелковых азотистых компонентов (мочевины, креатина и креатинина, мочевой кислоты), аналитическая процедура, ошибки, интерпретация.

12.2. Лабораторные исследования активности ферментов

Классификация методов определения ферментов, прямой и непрямой тесты Варбурга. Методы определения основных трансфераз, гидролаз, дегидрогеназ, принципы методов, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Понятие об энзимных профилях в лабораторной диагностике заболеваний миокарда, мышечной, костной и нервной тканей, печени, предстательной железы, синдрома холестаза.

12.3. Лабораторные исследования углеводного обмена и липидов

Метаболизм глюкозы, основные пути его регуляции. Определение глюкозы в цельной крови, сыворотке крови, ликворе, моче, принципы методов, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Принципы методов определения гликозилированных белков. Аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Лабораторная диагностика сахарного диабета, его ранних и поздних осложнений.

Метаболизм липидов, липопротеинов, рецепторы липопротеинов, ферменты их обмена. Определение общего холестерина, его фракций, триглицеридов, неэстерифицированных жирных кислот, принципы методов, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Принципы методов фракционирования липопротеинов сыворотки крови, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Понятие о дислипопротеинемиях. Лабораторная оценка риска развития ишемической болезни сердца.

12.4. Лабораторные исследования пигментного обмена

Образование, метаболизм и транспорт желчных пигментов. Принцип метода определения билирубина и его фракций в сыворотке крови и моче, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Принципы методов определения уро-, копро-, протопорфиринов, порфобилиногена и
-аминолевулиновой кислоты, аналитическая процедура, ошибки, интерпретация. Использование лабораторных показателей в дифференциальной диагностике желтух.

13. Аналитическая надежность и контроль качества клинических лабораторных исследований. Внутрилабораторный контроль качества

Сущность, цели, задачи, формы и методы контроля качества. Этапы контроля воспроизводимости. Критерии оценки контрольной карты. Контроль правильности результатов. Аналитическая вариация лабораторных методов исследований. Критерии приемлемости результатов лабораторных исследований. Понятие о межлабораторном контроле качества.

14. Составление аналитического лабораторного заключения

Аналитическое лабораторное заключение составляется по условиям ситуационной задачи.

На основании их анализа предложенных лабораторных данных необходимо ответить на следующие вопросы:

– принцип, лежащий в основе анализируемого метода;

– необходимое оборудование;

– правила подготовки исследуемого материала и основные источники ошибок возможных при выполнении данного метода;

– единицы измерения;

– понятие о референтных значениях. Клинико-диагностическое значение анализируемого метода.

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Методы клинических лабораторных исследований: учебник / В.С. Камышников [и др.]; под общ. ред. В.С. Камышникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 752 с.

  2. Камышников, В.С. Техника лабораторных работ в медицинской практике: учебник / В.С. Камышников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 336 с.

  3. Камышников, В.С. Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностике / В.С. Камышников. – М.: МЕДпресс-информ, 2009. – 889 с.

  4. Отравления наркотическими средствами, действующими на опиоидные рецепторы. Клиническая и лабораторная диагностика: учеб. пособие / В.С. Камышников [и др.]; под общ. ред. В.С. Камышникова. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. – 72 с.

  5. Руанет, В.В. Теория и техника лабораторных работ: специальные методы исследования: учеб. пособие / В.В.Руанет. – М.: Изд-во ВУНМЦ Росздрава, 2007. – 176 с.

  6. Кишкун, А.А. Руководство по лабораторным методам диагностики / А.А.Кишкун. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 798 с.

  7. Камышников, В.С. Организация клинической лабораторной службы: практ. рук. / В.С. Камышников, Н.Л. Сергейчик, Е.Т. Зубовская. – Минск: БГУФК, 2009. – 139 с.

  8. Луговская, С.А. Гематологический атлас / С.А. Луговская, М.Е.Почтарь. – М., 2007. – 214 с.

  9. Руководство по гематологии: в 3 т. / редкол.: А.И.Воробьев (гл. ред.) [и др.]. – М.: Ньюдиамед, 2005. – Т. 3. – 416 с.


Дополнительная:

  1. Справочник по лабораторным методам исследования / Л.А.Данилова [и др.]; под общ. ред. Л.А.Даниловой. – СПб.: Питер, 2003. – 736 с.

  2. Клиническая лабораторная аналитика: в 5 т. / редкол.: В.В.Меньшиков (гл. ред.) [и др.]. – М.: Агат-Мед, 2002. – Т. 1. – 860 с.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ
– тесты по отдельным разделам и дисциплине в целом;

– письменные контрольные работы;

– устный опрос во время занятий;

– коллоквиумы;

– составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

– зачет.

Примерные темы элективных курсов

1. Структурно-функциональная организация иммунной системы, механизм реализации иммунного ответа, лабораторные методы исследования.

2. Бактериологические методы исследования крови и биологических жидкостей.

3. Кислотно-основное состояние, лабораторная диагностика нарушений кислотно-основного состояния.

4. Лабораторная диагностика нарушений водно-солевого обмена.

5. Лабораторная диагностика паразитарных заболеваний.

6. Аналитические основы цитологических и цитогенетических исследований.



Сведения об авторах учебной программы

Фамилия, имя, отчество

Кирпиченок Людмила Николаевна

Должность, ученая степень, ученое звание

заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент

 служебный

(212) 42 53 31



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачами изучения дисциплины являются iconРабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации»
Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: совершенствование степени владения иностранным языком и наиболее полное использование его в научной...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Цели и задачи дисциплины
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований гос)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является: приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых для...
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения дисциплины являются
Целью изучения дисциплины является приобретение студентом знаний и умений в сфере философии и развитие навыков, необходимых для формирования...
Задачами изучения дисциплины являются iconРеферат по отдельным темам
Целями и задачами изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» являются
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения курса «Конституционное право» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения курса «Адвокатура: организация и практика деятельности» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами изучения курса «Актуальные проблемы конституционного права» являются
Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке магистра (с учетом квалификационных требований фгос)
Задачами изучения дисциплины являются iconЗадачами освоения дисциплины являются
Целями освоения дисциплины «Таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах» являются


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск