Скачать 168.62 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета ________________ Н.К. Грицкевич « _______ » _____________________________ 20___ г.
ОПД.Ф.09. Сравнительная педагогика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом) 1. Цели и задачи дисциплины. Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами сравнительной педагогики как науки, современными представлениями о ее развитии, роли и значимости в развитии общества и человека, формировать научно обоснованное представление о теории и методологии сравнительной педагогики , о специфике объекта и предмета исследования. Задачи курса: -оказание помощи студенту в формировании в процессе профессионализации категориального поля педагогической науки; - методологическая подготовка студентов к научно-исследовательской работе. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки.
4.Основные умения и навыки, которыми должны овладевать студенты в процессе изучения дисциплины: -умение формулировать частные задачи педагогики , -умение оперировать основными категориями наук, -умение определять методологические основания собственных исследовательских программ, - навыки организации и проведения педагогического исследования, - анализ и интерпретация полученных результатов. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины. 1.Сравниетельная педагогика как наука , ее предмет , задачи и назначение. Зарождение и развитие научной педагогической мысли. Становление педагогики как науки и основные этапы ее развития.( Образование в Древнем Египте Педагогика Конфуция. Спартанское воспитание. Российский ренессанс. Педагогика Ушинского и др.). Современные подходы к проблеме научного статуса сравнительной педагогики. Предмет сравнительной педагогики, задачи сравнительной педагогики , назначение сравнительной педагогики. 2. Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики. Первые центры сравнительной педагогики. Международное бюро просвещения- координационный центр организаций, занимающихся сравнительно- педагогическими исследованиями. Первые специализированные педагогические издании. Первые разработчики методологии сравнительной педагогики: И.Кэндел, П.Монро, Б. Рассел, Дж.Каунтс ( США), Н.Хэнс ( Англия), Ф.Шнайдер ( Германия), П.Россельо ( Швейцария) и др. Общество Сравнительной Педагогики США(1956), Всемирный совет обществ Сравнительной педагогики. Журналы « Сравнительная педагогика», « Обзор по сравнительной педагогике», « Мир образования» и др. 3.Тенденции развития образования в мире и его реформы в плане 21 века. Социальный институт. Социальные организации, их типология. Макаренко А.С., его педагогические теории. Педагогическая мастерская В.А. Сухомлинского. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска « своего пути» Компьютеризация школьного образования, ее плюсы и минусы. Чтение детей на рубеже веков. Технология построения инновационной модели образовательного стандарта среднего педагогического образования на основе модульно - компетентностного подхода. 4. Особенности организации международных форм образования. Демократизация школы( Франция- группы нового воспитания, кооператив современной школы, федерация учителей, федерация родителей общеобразовательных школ.) Подход единообразия (Россия , Япония), сдерживания преуспевающих( Япония), социального отбора( распределение по стратам).Диверсификация обучения( сособразнол индивидуальным способностям, склонностям и интересам. Дифференцированный подход к обучению. Школьные системы на современном уровне. Гуманистическая направленность образования. Индивидуальность обучения. 5. Образование в высокоразвитых странах мира( Великобритания, Франция, германия, США, Япония и другие). Понятие образованности в разных странах. Национальные центры ,занятые вопросами теории школьного образования. Координация усилий разных стран: международные институты образования(США), международные центры педагогического образования( Франция). Европейское экологическое сообщество, его крупномасштабные проекты. Результативность образования. 6. Индивидуальные модели обучения в зарубежных педагогических школах. Дифференциация в образовании. СЩА- грамматическая и специальная программы. Германия- 6 профилей образования(кооперативная и интегрированная школа, их структуры). США- модель всеохватывающей школы Дж. Конапта. Специфика моделей школ Франции(гомогенная, полугомогенная, гетерогенная). Россия- специфика моделей школьного образования. 7. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем. Подготовка учителей за рубежом. Эклективные курсы- предпрофильная подготовка учащихся.. Единый государственный экзамен- возможность реально оценить знания учащихся. Система образования во Франции. Японская школа – проблемы и перспективы. Образование в США. Система образования в Чехии. Образование в современной Германии. Болонский процесс как возможность сделать единое международное образование. Учитель в современном обществе и школе. 8. Значение зарубежного опыта для реформ образования в России Система образования в России. Участие России в Болонском соглашении, проблемы и перспективы российского образования. Подготовка учителей в Германии. Школьное образование в Австралии. Опыт системы образования в Финляндии. Особенности воспитания детей в Индии. 9. Адаптация зарубежного опыта в учреждениях России. Исторический опыт адаптации зарубежных методик в практику школы России . Петербургская концепция воспитательной работы. Концепция воспитания детей в Беларуссии. Сравнительный анализ профессиональной готовности педагогов к регулированию взаимодействия детей.( Япония, США, Великобритания). Формирование гендерной компетентности у родителей( Германия, Россия). 5. Лабораторный практикум. Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. а) основная литература:
б) дополнительная литература 1.Амоношвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.,1996. 2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога – исследователя. Самара, 1994 3.Сластенин В.А. Исаев И.И., Шиянов Е.Н. Педагогика -М.: Издательский центр « Академия», 2002.-576с. 4.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.,1997. 5.Скалкова Я.И. Методология и методика педагогических исследований. М.,1989 6.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.М.: Издательский центр « Академия», 2001.-304с. 7. Фокин Н.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие для студентов высш. Учебн. заведения.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.- 204 с. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Программа и методические рекомендации 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Библиотечный фонд ТГПУ. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Изучение курса «Сравнительная педагогика» предполагает: а) наличие лекционного материала, б) внимательный анализ содержания рабочей программы дисциплины, выбор тем, разделов, особо заинтересовавших студентов, в) просмотр предлагаемой основной и дополнительной литературы, следует при этом делать выписки основных определений, интересных научных концепций, важных дат и практических примеров. г) при подготовке к самостоятельной работе нужно использовать вопросы для практических занятий, темы курсовых работ, рефератов. а. Требования государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и психология» к содержанию учебной дисциплины «Сравнительная педагогика»: . б. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студента: Самостоятельная работа студентов является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса, одним из главных методов изучения и усвоения учебного материала. Преподаватель является организатором проведения и контроля за самостоятельной работой студентов, он непосредственно реализует руководство ею по своей дисциплине как индивидуально так и в группе. Самостоятельная работа должна организованна так, чтобы позволяла студентам активно участвовать в процессе приобретения новых знаний. Для этого преподаватель:
Правильно спланированная самостоятельная работа позволяет раскрыть способности студентов, реализовать их творческий потенциал, способствует повышению познавательной деятельности студентов и общего уровня успеваемости. Задача преподавателя при создании рабочей программы по данной дисциплине максимально расширить основные положения госстандарта, чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы. При подготовки практических занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки группы, предлагать вопросы и задания, которые посильны для самостоятельной подготовки к ответам студентов. Самостоятельная работа должна помочь уяснить правила гигиены умственного труда. В ходе организации самостоятельной работы преподаватель может предлагать различные нестандартные формы изучения материала (написание научных эссэ, решение задач, составление конспектов). Важно, чтобы студенты почувствовали интерес к данной дисциплине, имели желание использовать полученный опыт самостоятельного изучения материала в дальнейшем обучении. в. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком полном усвоении учебного материала и развития навыков самообразования. Это позволяет реализовать:
г. Самостоятельная работа студента предполагает:
д. При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме на основе особенностей образовательных потребностей каждого. 8.1. Перечень примерных вопросов для практических занятий.
- составить периодику развития педагогической мысли, - представить трактовку объекта и предмета педагогики, -доклад «Связи сравнительной педагогики с другими науками»
-Основные этапы развития сравнительной педагогики (реферат) -дискуссия « Общенаучные категории в сравнительной педагогике» - доклад « Методология сравнительной педагогики» - доклад «Проблемы использования методов сравнительной педагогики»
- составить таблицу основных тенденций развития образования в мире, - дискуссия « Идеи Болонского процесса» - доклад « Система образования в России» - доклад « Система образования в Индии»
- дискуссия « Демократизация школы». - доклад «Методологические международные подходы к деятельности щколы» - составить таблицу методологических принципов многоуровневой школы.
- доклад « Понятие образованности в разных странах» - дискуссия « Инновационные модели обучения в зарубежных странах» - обсуждение права на образование : международный опыт. - выступление « Система образования в Финляндии»
-дискуссия: « Особенности дифференциации образования в разных странах» -доклад: «Особенности «2 х- ступенчатой модели школьного образования США» - выступление: « Специфика школьных программ в Японии» - выступление: « Специфика образовательных моделей в Чехии»
Подготовка учителей за рубежом: - обсуждение таблицы «Международные стандартны эффективности образовательных систем», - доклад «Япония, ее образовательная система», -доклад «Единый государственный экзамен: плюсы и минусы» », - дискуссия «Проблемы обучения учителя за рубежом ».
-обсуждение таблицы «Россия и Болонское соглашение», - сообщения «Концепции развивающего обучения», - дискуссия о идеях образовательных стандартов в Германии - доклад « Гуманистическое направление образования в России».
- обсуждение таблицы « Зарубежный опыт образования в России» -доклад «Проблемы и перспективы российского образования». -дискуссия « Гендерная модель, учет ее в образовании». 8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
8.3. Примерный перечень вопросов к зачету
УМК составил: Доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.П. Молчанова (подпись) УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г. Зав. кафедрой: д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов (подпись) УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ. Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева (подпись) Согласовано: Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич (подпись) |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная... Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Сравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | Учебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и... С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 2 педагогика: история... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 «Основы медицинских... Педагогика и методика начального образования со специализацией обучение информатике в начальной школе | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия... Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных |