Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика





Скачать 168.62 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика
Дата публикации22.01.2015
Размер168.62 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ________________ Н.К. Грицкевич

« _______ » _____________________________ 20___ г.



                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ОПД.Ф.09. Сравнительная педагогика

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цели и задачи дисциплины.
Цель курса состоит в том, чтобы знакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами сравнительной педагогики как науки, современными представлениями о ее развитии, роли и значимости в развитии общества и человека, формировать научно обоснованное представление о теории и методологии сравнительной педагогики , о специфике объекта и предмета исследования.
Задачи курса:

-оказание помощи студенту в формировании в процессе профессионализации категориального поля педагогической науки;

- методологическая подготовка студентов к научно-исследовательской работе.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

 

В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки.

  1. Знать историю становления науки, современные научные направления.

  2. Освоить основной понятийно-категориальный аппарат науки.

  3. Знание технологии и методов организации педагогического исследования.

4.Основные умения и навыки, которыми должны овладевать студенты в процессе изучения дисциплины:

-умение формулировать частные задачи педагогики ,

-умение оперировать основными категориями наук,

-умение определять методологические основания собственных исследовательских программ,

- навыки организации и проведения педагогического исследования,

- анализ и интерпретация полученных результатов.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

Вид учебной работы

Всего часов

2 семестр

Общая трудоемкость дисциплины

72

72


Аудиторные занятия (всего)

40

40

Лекции

19

19

Консультация

2

2

Практические занятия (ПЗ)

19

19

Самостоятельные занятия

32

32

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет

 


4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

 

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

1.

Сравнительная педагогика как наука, ее предмет и назначение.

2


2

2.

Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики

2

2

3.

Тенденции развития образования в мире и его реформы в плане 21 века. Идеи Болонского процесса. Права учащихся на образование: международный опыт.


2

2

4.

Особенности организации международных форм образования( международный колледж и другие международные школы)

2

2


5.

Образование В высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США,Япония и другие).

2

2

6.

Индивидуальные модели обучения в зарубежных педагогических школах.

2

2

7.

Международные Стандарты эффективности деятельности образовательных систем. Подготовка учителей за рубежом.

2

2

8.

Значение зарубежного опыта для реформ образования в России.

2

2


9.

Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

2

2

4.2. Содержание разделов дисциплины.
1.Сравниетельная педагогика как наука , ее предмет , задачи и назначение.

Зарождение и развитие научной педагогической мысли. Становление педагогики как науки и основные этапы ее развития.( Образование в Древнем Египте Педагогика Конфуция. Спартанское воспитание. Российский ренессанс. Педагогика Ушинского и др.). Современные подходы к проблеме научного статуса сравнительной педагогики. Предмет сравнительной педагогики, задачи сравнительной педагогики , назначение сравнительной педагогики.

2. Основные этапы развития сравнительной педагогики, методология и методы сравнительной педагогики.

Первые центры сравнительной педагогики. Международное бюро просвещения- координационный центр организаций, занимающихся сравнительно- педагогическими исследованиями. Первые специализированные педагогические издании. Первые разработчики методологии сравнительной педагогики: И.Кэндел, П.Монро, Б. Рассел, Дж.Каунтс ( США), Н.Хэнс ( Англия), Ф.Шнайдер ( Германия), П.Россельо ( Швейцария) и др.

Общество Сравнительной Педагогики США(1956), Всемирный совет обществ Сравнительной педагогики. Журналы « Сравнительная педагогика», « Обзор по сравнительной педагогике», « Мир образования» и др.

3.Тенденции развития образования в мире и его реформы в плане 21 века.

Социальный институт. Социальные организации, их типология. Макаренко А.С., его педагогические теории. Педагогическая мастерская В.А. Сухомлинского. Перспективы развития образовательной системы в России и проблемы поиска « своего пути» Компьютеризация школьного образования, ее плюсы и минусы. Чтение детей на рубеже веков. Технология построения инновационной модели образовательного стандарта среднего педагогического образования на основе модульно - компетентностного подхода.
4. Особенности организации международных форм образования.
Демократизация школы( Франция- группы нового воспитания, кооператив современной школы, федерация учителей, федерация родителей общеобразовательных школ.) Подход единообразия (Россия , Япония), сдерживания преуспевающих( Япония), социального отбора( распределение по стратам).Диверсификация обучения( сособразнол индивидуальным способностям, склонностям и интересам. Дифференцированный подход к обучению. Школьные системы на современном уровне. Гуманистическая направленность образования. Индивидуальность обучения.
5. Образование в высокоразвитых странах мира( Великобритания, Франция, германия, США, Япония и другие).

Понятие образованности в разных странах. Национальные центры ,занятые вопросами теории школьного образования. Координация усилий разных стран: международные институты образования(США), международные центры педагогического образования( Франция). Европейское экологическое сообщество, его крупномасштабные проекты.

Результативность образования.
6. Индивидуальные модели обучения в зарубежных педагогических школах.

Дифференциация в образовании. СЩА- грамматическая и специальная программы. Германия- 6 профилей образования(кооперативная и интегрированная школа, их структуры). США- модель всеохватывающей школы Дж. Конапта. Специфика моделей школ Франции(гомогенная, полугомогенная, гетерогенная). Россия- специфика моделей школьного образования.

7. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем. Подготовка учителей за рубежом.

Эклективные курсы- предпрофильная подготовка учащихся.. Единый государственный экзамен- возможность реально оценить знания учащихся. Система образования во Франции. Японская школа – проблемы и перспективы. Образование в США. Система образования в Чехии. Образование в современной Германии. Болонский процесс как возможность сделать единое международное образование. Учитель в современном обществе и школе.
8. Значение зарубежного опыта для реформ образования в России

Система образования в России. Участие России в Болонском соглашении, проблемы и перспективы российского образования. Подготовка учителей в Германии. Школьное образование в Австралии. Опыт системы образования в Финляндии. Особенности воспитания детей в Индии.

9. Адаптация зарубежного опыта в учреждениях России.

Исторический опыт адаптации зарубежных методик в практику школы России .

Петербургская концепция воспитательной работы. Концепция воспитания детей в Беларуссии. Сравнительный анализ профессиональной готовности педагогов к регулированию взаимодействия детей.( Япония, США, Великобритания). Формирование гендерной компетентности у родителей( Германия, Россия).

5. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Рекомендуемая литература.
а) основная литература:

  1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики М. Издательская группа « Форум- « Инфра-М», .2003

  2. Постоева В.А., Шелемехова М.С.Психология и педагогика. Учебное пособие. Томск,2006.

  3. Столяренко А.М. Психология и педагогика.- Москва, 2008.



б) дополнительная литература
1.Амоношвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.,1996.

2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога –

исследователя. Самара, 1994

3.Сластенин В.А. Исаев И.И., Шиянов Е.Н. Педагогика -М.: Издательский центр « Академия», 2002.-576с.

4.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.,1997.

5.Скалкова Я.И. Методология и методика педагогических исследований. М.,1989

6.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.М.: Издательский центр « Академия», 2001.-304с.

7. Фокин Н.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учебное пособие для студентов высш. Учебн. заведения.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.- 204 с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Программа и методические рекомендации
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Библиотечный фонд ТГПУ.

 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Изучение курса «Сравнительная педагогика» предполагает:

а) наличие лекционного материала,

б) внимательный анализ содержания рабочей программы дисциплины, выбор тем, разделов, особо заинтересовавших студентов,

в) просмотр предлагаемой основной и дополнительной литературы, следует при этом делать выписки основных определений, интересных научных концепций, важных дат и практических примеров.

г) при подготовке к самостоятельной работе нужно использовать вопросы для практических занятий, темы курсовых работ, рефератов.

а. Требования государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и психология» к содержанию учебной дисциплины «Сравнительная педагогика»:
.

б. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студента:

Самостоятельная работа студентов является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса, одним из главных методов изучения и усвоения учебного материала. Преподаватель является организатором проведения и контроля за самостоятельной работой студентов, он непосредственно реализует руководство ею по своей дисциплине как индивидуально так и в группе. Самостоятельная работа должна организованна так, чтобы позволяла студентам активно участвовать в процессе приобретения новых знаний. Для этого преподаватель:

  • создаёт методическое обеспечение своей дисциплине: УМК (учебно-методический комплекс, программу и график изучения дисциплины, контрольные тесты для проведения и проверки самостоятельной работы, используя при этом возможности информационных технологий);

  • создаёт условия для работы студентов по индивидуальному графику, промежуточной отчётности для досрочной сдачи экзаменов и зачётов;

  • оказывает помощь студентам в организации самостоятельной работы;

  • стимулирует интерес студента к углубленному изучению дисциплины;

  • определяет объём заданий для самостоятельной работы в соответствии с программой;

  • осуществляет контроль за самостоятельной работой по учебной дисциплине.


Правильно спланированная самостоятельная работа позволяет раскрыть способности студентов, реализовать их творческий потенциал, способствует повышению познавательной деятельности студентов и общего уровня успеваемости.

Задача преподавателя при создании рабочей программы по данной дисциплине максимально расширить основные положения госстандарта, чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы.

При подготовки практических занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки группы, предлагать вопросы и задания, которые посильны для самостоятельной подготовки к ответам студентов. Самостоятельная работа должна помочь уяснить правила гигиены умственного труда. В ходе организации самостоятельной работы преподаватель может предлагать различные нестандартные формы изучения материала (написание научных эссэ, решение задач, составление конспектов). Важно, чтобы студенты почувствовали интерес к данной дисциплине, имели желание использовать полученный опыт самостоятельного изучения материала в дальнейшем обучении.
в. Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком полном усвоении учебного материала и развития навыков самообразования. Это позволяет реализовать:


  • познавательный компонент высшего образования (усвоение необходимой суммой знаний по данной дисциплине, способность самостоятельно пополнять их);

  • развивающий компонент высшего образования (выработка навыков аналитического и логического мышления, способность профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение);

  • воспитательный компонент высшего образования (формирование профессионального сознания, развитие общего уровня личности).


г. Самостоятельная работа студента предполагает:


  • работу с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями интернета, проработкой конспектов лекций;

  • написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

  • участие в семинарах, научно-практических конференциях;

  • подготовку к зачётам и экзаменам.


д. При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме на основе особенностей образовательных потребностей каждого.
8.1. Перечень примерных вопросов для практических занятий.


  1. Педагогика как наука:

- составить периодику развития педагогической мысли,

- представить трактовку объекта и предмета педагогики,

-доклад «Связи сравнительной педагогики с другими науками»


  1. Сравнительная педагогика как наука:

-Основные этапы развития сравнительной педагогики (реферат)

-дискуссия « Общенаучные категории в сравнительной педагогике»

- доклад « Методология сравнительной педагогики»

- доклад «Проблемы использования методов сравнительной педагогики»

  1. Тенденции развития образования в миреи его реформы в ХХ1 веке:

- составить таблицу основных тенденций развития образования в мире,

- дискуссия « Идеи Болонского процесса»

- доклад « Система образования в России»

- доклад « Система образования в Индии»


  1. Особенности организации международных форм образования :

- дискуссия « Демократизация школы».

- доклад «Методологические международные подходы к деятельности щколы»

- составить таблицу методологических принципов многоуровневой школы.

  1. Образование в высокоразвитых странах мира:

- доклад « Понятие образованности в разных странах»

- дискуссия « Инновационные модели обучения в зарубежных странах»

- обсуждение права на образование : международный опыт.

- выступление « Система образования в Финляндии»

  1. Индивидуальные модели обучения в зарубежных педагогических школах:

-дискуссия: « Особенности дифференциации образования в разных странах»

-доклад: «Особенности «2 х- ступенчатой модели школьного образования США»

- выступление: « Специфика школьных программ в Японии»

- выступление: « Специфика образовательных моделей в Чехии»

  1. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем.

Подготовка учителей за рубежом:

- обсуждение таблицы «Международные стандартны эффективности образовательных систем»,

- доклад «Япония, ее образовательная система»,

-доклад «Единый государственный экзамен: плюсы и минусы» »,

- дискуссия «Проблемы обучения учителя за рубежом ».

  1. Значение зарубежного опыта для реформ образования в России:

-обсуждение таблицы «Россия и Болонское соглашение»,

- сообщения «Концепции развивающего обучения»,

- дискуссия о идеях образовательных стандартов в Германии

- доклад « Гуманистическое направление образования в России».

  1. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России:

- обсуждение таблицы « Зарубежный опыт образования в России»

-доклад «Проблемы и перспективы российского образования».

-дискуссия « Гендерная модель, учет ее в образовании».


8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.


  1. Современные подходы к проблеме научного статуса сравнительной педагогики.

  2. Исторические предпосылки формирования и развития сравнительной педагогики.

  3. Принципы и проблемы гуманистического направления в русском образовании.

  4. Особенности дифференциации образовательной деятельности в США.

  5. Особенности структуры образовательной системы в Германии..

  6. Идеи Болонского процесса обучения.

  7. Сравнительная педагогика и другие науки.

  8. Цели сравнительной педагогической деятельности.

  9. Этапы развития сравнительной педагогики как науки

  10. Воспитание в структуре сравнительной педагогической деятельности.

  11. Инновационные образовательные процессы в зарубежных щколах.

  12. Современные модели организации учебного процесса в Великобритании

  13. Особенности деятельности международных форм образовательной деятельности.

  14. Дифференциация процесса обучения в Финляндии.

  15. Возникновение и развитие сравнительной педагогики.

  16. Особенности обучения учителей за рубежом.

  17. Критерии эффективности международных моделей педагогической деятельности.

  18. Методологическая культура педагога- международника.

  19. Основные направления внедрения международных научных исследований в практику педагогической деятельности.

  20. Компьютерное направление в совершенствовании учебного процесса.

  21. Проблема интерактивных школ.

  22. Специфика задач сравнительной педагогики в педагогическом процессе.



8.3. Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Методологические основы сравнительной педагогики .

  2. Цели сравнительной педагогики в учебном процессе школы.

  3. Гуманистическая идея развития личности.

  4. Многоуровневый современный процесс обучения в зарубежных странах .

  5. Педагогическая деятельность в образовании Великобритании

  6. Система дифференциации в образовании США.

  7. Гимназия и основная школа Германии.

  8. Старшая средняя школа( Япония, США).

  9. Болонский процесс- выход на международные нормы обучения.

  10. Система образования в Финляндии.

  11. Японская школа- проблемы и перспективы

  12. Учитель в современном обществе и школе.

  13. Сравнительный анализ профессиональной готовности педагогов и студентов к регулированию взаимодействия детей.

  14. Модель всеохватывающей школы Дж.Конапт в США .

  15. Франция, ее образовательные технологии педагогического процесса.

  16. Гендерная основа в воспитательном процессе школы.

  17. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в педагогике Беларуссии, Чехии и России.

  18. Особенности педагогического процесса в Индии.

  19. Концепция личности в современной международной педагогике.

  20. Понятие педагогических инноваций в международном опыте

  21. Диагностика методики изучения инновационных процессов

  22. Критерии международных педагогических инноваций.

  23. Педагогика сотрудничества разных стран.

  24. Современные модели организации учебного процесса в России.

  25. Специфика педагогической деятельности международного колледжа.

  26. Формирование у родителей гендерной компетентности.

  27. Ступени обучения в грамматической школе( Великобритания)

  28. Мнемическая учебная деятельность( З.И. Калмыкова, В.Ф. Шаталов и др)

  29. Сущность и основные принципы управления образовательными системами в зарубежных странах.

  30. Проблемы создания государственно- общественной системы управления образованием.

  31. Единый государственный экзамен, его плюсы и минусы.

  32. Элективные курсы- предпрофильная подготовка учащихся.

  33. Отечественные системы воспитания.

  34. Методы стимулирования деятельности учащихся в зарубежных странах.

  35. Смена моделей чтения у детей и подростков.

  36. Государственный образовательный стандарт в образовании.

  37. Технология построения инновационной модели образовательного стандарта среднего педагогического образования на основе модульно- компетентностного подхода.

  38. Компьютеризация щколы и всего образования.

  39. Социальные институты и социальные организации.

  40. Частные школы и новые методы образования.



УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.П. Молчанова

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология»
Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Зоопсихология и сравнительная...
Учебно–методический комплекс материалов по дисциплине опд. Ф. 06 «Зоопсихология и сравнительная психология» разработан в соответствии...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины зоопсихология и сравнительная психология
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconСравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины
Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный...
Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс по модулю м б. 3 Сравнительная специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд....
...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,...
Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и...
С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу,...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 2 педагогика: история...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 «Основы медицинских...
Педагогика и методика начального образования со специализацией обучение информатике в начальной школе
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 09. Сравнительная педагогика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02 Сравнительная анатомия животных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск