Скачать 0.66 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫОПД.Ф.2.2 ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ (ОБЩЕЙ И ДОШКОЛЬНОЙ)» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 050703 – Дошкольная педагогика и психология Утверждено на заседании кафедрыдошкольного и начального образования факультета педагогики и психологии (протокол №___от___________200_ г.) Зав. кафедрой ____________ Смага А.А. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.Структура программы учебной дисциплины1.1 Автор программы: Дьяченко Ирина Ивановна, к.п.н., доцент кафедрыдошкольного и начального образования. 1.2 Рецензенты: Игнатович И.И., кандидат педагогических наук, доцент (МГПУ), Аксёнова А.М., главный специалист Комитета по образованию г. Мурманска. 1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПо своему характеру понятие «образование» исторично. В XIX веке оно означало «формирование образа» (духовного или телесного). В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения знаний и способов практической и познавательной деятельности. Формирование нравственного облика человека в процессе образования составляет его воспитательную функцию. Собственно, между воспитанием и образованием существует тесная связь. Наиболее точное определение современной педагогики - это наука о воспитании человека. Под «воспитанием» понимается и образование, и обучение, и развитие.История мировой педагогики - не только неотъемлемая часть самой педагогики, но и элемент общей истории культуры, науки, общественной мысли, включенный в процесс их исторического развития. Такое понимание истории педагогики предполагает преодоление узкого подхода к изучению историко-педагогического процесса, не имеющего отношения к настоящему и будущему. К числу основных методологических проблем истории педагогики относится обеспечение концептуального подхода к познанию историко-педагогического процесса, что и составляет основу курса истории педагогики.Общественное сознание, педагогические идеи эпохи никогда не исчерпывались только идеологией. Изучение историко-педагогического процесса неразрывно связано с прогрессивными народными традициями. Прогресс культуры исторически совершался в процессе освободительной борьбы против тоталитарности. Особенности борьбы каждого народа определяли своеобразие его культуры, педагогики, системы воспитания и образования. Изучение в исторической ретроспективе мирового педагогического опыта нацелено в курсе истории педагогики на его творческое освоение. Именно при этом условии опыт будет помогать будущему педагогу в повседневной учебно-воспитательной деятельности, в реализации собственного потенциала.Биографический компонент, содержащийся в материалах, освещающих жизнь и творческую деятельность классиков мировой и отечественной педагогики, имеет большое идейно-воспитательное и профориентационное значение. В этих материалах раскрываются сущность и значение выдвинутых педагогами теорий и концепций, выясняется их влияние на дальнейшее развитие теории и практики педагогики. Целью данного курса является изучение мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи и формирование на этой основе прогностических тенденций. К числу основных задач относятся:
В лекционном курсе рассматриваются проблемы воспитания в первобытном обществе, античном мире, педагогике средних веков, концепции Я.А. Каменского, отразившей в себе влияние демократических и гуманистических идеалов национально-освободительной борьбы чешского народа. Раскрываются вопросы воспитания и просвещения в средневековой России (до 17 века), особенности развития педагогической мысли в Западной Европе 17-18 вв, России 17-18 вв, первой половины 19в, социально-утопического направления в европейской педагогике, педагогическая деятельность и идеи Ф. Фребеля, общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. 19 века, педагогическая система К.Д., Ушинского, дошкольное воспитание в Европе второй половины 19 века, вклад деятелей дошкольной педагогики России второй половины 19 века, дошкольное воспитание в европейской и русской педагогике начала 20 века, общественное дошкольное воспитание развитых стран в. 20 веке, идеологические и социальные основы системы общественного дошкольного воспитания в СССР, общественное дошкольное воспитание России и западных стран на современном этапе. Семинарские занятия организуются для более глубокого изучения тем курса. В ходе их анализируются и обсуждаются теоретические положения. Каждое семинарское занятие предполагает выполнение ряда заданий на составление таблиц, аннотаций, написание конспектов, рефератов, докладов, сообщений. Прослушав курс, студенты должны знать:
Должны уметь: ориентироваться в хронологических рамках развития историко-педагогического процесса, строить и прогнозировать собственную педагогическую деятельность, исходя из передового опыта и достижений в историческом наследии педагогической науки. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности: См. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=030900 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6 Содержание дисциплины: 1.6.1 Примерное распределение учебного времени
1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Воспитание в первобытном обществе и античном мире.
Раздел 2. Ренессанс. 1. Европейская педагогика средних веков. Основные черты феодального строя. Монастырские, приходские, кафедральные (соборные) школы. Основные типы школ в мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока. Сравнение школ по целям образования и составу учебных предметов. Развитие мануфактуры, ремесла и торговли. Появление цеховых и гильдейских школ. Рыцарская система образования. Возникновение университетов, содержание образования в них. Изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения. 2. Я.А. Коменский. Биографические сведения. Взгляды на проблемы воспитания (его цели и задачи). Принцип природосообразности воспитания. Всеобщее обучение. Система школ. Содержание образования. Дидактические требования. Учение Коменского о материнской школе. 3. Воспитание и просвещение в средневековой России (до 17 в.) Воспитание и обучение детей в Киевском и Московском государствах. Берестяные грамоты 11-15 вв. «Мастера грамоты». Создание книгохранилищ. Возникновение книгопечатания. «Домострой». Религиозно-национальные братства. Братские школы и «Порядок школьный». Раздел 3. Педагогическая мысль 17-18вв. 1. Педагогическая мысль в Западной Европе 17-18вв. «Некоторые мысли о воспитании» Дж. Локка. Воспитание джентльмена. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо. Педагогическая деятельность и теория И.Г. Песталоцци. Энциклопедисты. Филантрописты. Деятели французской революции 18в. 2. Воспитание и просвещение в России 17-18 вв. Увеличение количества школ. Открытие греко-латинских школ и грамматических школ, Московской славяно-греко-латинской академии. Организация типографий и выпуск учебной литературы. Букварь Василия Бурцева. «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого. Начало 18 - конец 19 вв. - эпоха реформации образования в России. Просветительные реформы Петра 1 (введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ - математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ – первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии на базе морских классов школы математических и навигационных наук). Идеологи и теоретики в области образования: Ф. Прокопович, И. Посошков. Деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова. Воспитательные дома России во второй половине 18 в. Педагогические взгляды А.Н. Радищева. Раздел 4. Развитие образования и педагогической мысли в 19в. 1. Развитие образования в России первой половины 19 века. «Устав учебных заведений подведомых Университетам». Основные тенденции развития школы в первой четверти 19в.: отход правительства от либеральных положений Устава 1804г., введение в 1811г. Закона Божьего во всех учебных заведениях, усиление сословности в образовании, преобразование в 1817г. Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения, введение в 1819г. платы за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях. Устав 1828г. Учреждения по призрению бедных детей. Устав 1835г. Ланкастерская система обучения. «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения». Деятельность В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена. 2. Социально-педагогические утопии в истории европейской культуры. Педагогические идеи «ранних» утопистов - Т. Мора и Т. Кампанеллы. Деятельность Р. Оуэна. Утопия Ш. Фурье. Вопросы воспитания в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Педагогические идеи и опыт Парижской Коммуны 1871г. Влияние марксистской методологии на развитие педагогической мысли. 3. Ф. Фребель - основатель теории общественного дошкольного воспитания. Жизнь и деятельность Фребеля. Теория развития ребенка. Педагогика и методика воспитания в детском саду. 4. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. 19 века. Распространение материалистических идей, развитие науки, искусства, литературы. Подъем прогрессивной демократической педагогической мысли. Разработка теоретических вопросов русской педагогики революционными демократами Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, возникновение первой общественно-педагогической организации - С.Пб педагогического собрания и временной Комиссии детских садов. Издание педагогических журналов («Детский сад») Н.И. Пирогов о воспитании и обучении детей. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. Первые детские сады в России.
Педагогическая теория П.Ф. Каптерева. Раздел 5. Дошкольное воспитание в отечественной и зарубежной педагогике 20 века. 1. Дошкольное воспитание в европейской педагогике начала 20века. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори. Педагогические взгляды Овида Декроли. 2. Дошкольное воспитание в русской педагогике начала 20 века. Направление «свободного воспитания» в русской дошкольной педагогике. Деятельность К.Н. Вентцеля, Л.К. Шлегер, М.Д. Свентицкой. Система работы детских садов по «методу Тихеевой».
4. Идеологические и социальные основы системы общественного дошкольного воспитания в СССР. Предшественники марксизма о роли воспитания. Проблемы воспитания дошкольников в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В.И. Ленин о социальном значении дошкольных учреждений. Партийно-государственное отношение к дошкольному воспитанию. Гуманистические взгляды на роль детских садов. Дошкольное воспитание в системе социальных институтов нового общества. Н.К. Крупская о создании советской системы дошкольного воспитания Особенности подходов К. Крупской к общим вопросам общественного дошкольного воспитания. 5. Создание и становление советской системы общественного дошкольного воспитания (1917-1940). Первые шаги по созданию советской системы общественного дошкольного воспитания. Организационные мероприятия периода 1918-1920гг. Становление системы в 20-е годы. «Сталинские пятилетки». Особенности периода 1929-1940гг. Сеть учреждений в первой пятилетке. Детские сады РСФСР в период 1933-1940гг. 6. Развитие теории и практики дошкольного воспитания в СССР (1941-1984). Общественное дошкольное воспитание в условиях Великой Отечественной войны (1941-1945). Развитие системы в период с 1945-1984. 7. Общественное дошкольное воспитание России на современном этапе. Общественно-педагогическое движение в России в 80-90-х гг. Изменение подходов к организации и управлению воспитательно-образовательным процессом в дошкольных учреждениях. Появление альтернативных программ. |
Программа дисциплины Опд ф. 02. 2 История педагогики (общей и дошкольной) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 20 Опд. Р. 2 «Невропатология» Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 3 Педагогика межнационального... Сапрыкин В. П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1, Дс. 1 Введение... «050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 24. (Опд. Ф 12)«Анатомия,... Специальная дошкольная педагогика и психология с доп спец. Специальная психология | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | ||
Учебно-методический комплекс опд. Ф. 12 Социальная педагогика (указывается... Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие основные учебные задачи | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 «Основы медицинских... Педагогика и методика начального образования со специализацией обучение информатике в начальной школе | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной... Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050711. 65 «Социальная педагогика» Умкд составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю. А., к и н., доцентом кафедры... |