Скачать 188.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан ПФ Г.Ю. Титова «__»___________2011г. Программа дисциплиныОпд.ф.02.2 История педагогики (общей и дошкольной) 1. Цели и задачи дисциплины Цель преподавания - ознакомить студентов с педагогическим наследием прошлого; сформировать представление о генезисе системы образования на различных исторических этапах. Задачи курса: 1. Дать студентам представление о развитии педагогической теории и практики воспитания на различных исторических этапах, в различных системах воспитания и обучения. 2. Повысить общую философскую и педагогическую культуру студентов. 3. Сформировать личностно-осознанное понимание значения педагогического наследия. 4. Выработать умение использовать лучшие традиции гуманистической педагогики в современных условиях. 5. Развивать педагогическое мастерство и профессиональные способности. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Формирование знаний и умений, направленных на изучение образовательных и воспитательных концепций прошлого, осмысление педагогического наследия. Развитие умения анализировать педагогические традиции и, на основе тщательного анализа. Умение использовать педагогический опыт прошлого в современном воспитательно-образовательном процессе. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Научные основы истории педагогики. Тема 1. Научные основы истории педагогики (общей и дошкольной) Раздел 2. Воспитание и обучение в Древние Времена, Средневековье, эпоху Возрождения. Тема 1. Воспитание в первобытном обществе. Тема 2. Воспитание и обучение в Древние времена Тема 3. Воспитание и школа в эпоху Средневековья. Тема 4. Воспитание и школа в э Западной Европе в эпоху Возрождения. Раздел 3. Воспитание в Киевской Руси. Тема 1. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в). Раздел 4. Педагогика в странах Западной Европы, Деревней Америки в Новое время. Тема 1. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и Северной Америки в Новое время. Раздел 5. Развитие педагогической мысли в 18 – 20 веках Тема 1. Школа и педагогика в 18 в. в России. Тема 2. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы. Тема 3. Школа и педагогика в России в 19 в. Тема 4. Педагогические теории в кон. 19 – нач. 20 в. Тема 5. Перестройка образования в России в 17 – 20 гг. 20 в. Тема 6. Школа и дошкольное воспитание 1921 по 30-е гг. 20 в. Тема 7. Развитие дошкольного образования Тема 8. Развитие педагогической науки в 30-40 гг. 20 в. Тема 9. Советская школа и дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенный период Тема 10. Общие тенденции развития педагогической теории и практики в конце 20 в. Тема 11. Развитие школы и педагогики за рубежом в 20 в. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная : 1 Введение в историю дошкольной педагогики; под ред. С. Ф. Егорова. - М. : Академия, 2008. – 320 с. 2 История педагогики / под ред. А. И. Пискунова. - М. : Педагогическое общество России, 2009. – 512 с. 3 Латышина, Д. И. История педагогики (история образования и педагогической мысли) / Д.И. Латышина. - М. : Гардарики, 2008. – 603 с. б) дополнительная :
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа, разработанная преподавателями кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудиторный фонд, телевизор, видеомагнитофон, ДVД-плеер, наглядные пособия, дидактический материал. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателя Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2. Методические рекомендации для студентов 8.2.1. Перечень примерных заданий для практической и самостоятельной работы 1. Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты? 2. Каковы педагогические ценности, утраченные в период Средневековья? 3. Охарактеризуйте вклад деятелей эпохи Возрождения в педагогическую науку. 4. Как Я.А. Коменский доказывает необходимость воспитания и образования? 5. Что нового внес Я.А. Коменский в понимание сущности и назначения человека? Какие педагогические перспективы открыло это новое понимание? 6. Какие идеи Я.А.Коменского нашли воплощение в школьной практике? 7. Какие новые педагогические идеи развил Дж. Локк? 8. Что понимает Ж.Ж.Руссо пол. свободным и естественным воспитанием? 9. Что говорил Руссо о цели воспитания, его этапах, содержании? 10. Какими педагогическими идеями руководствовался И.Г. Песталоцци в воспитании и обучении? 11. Какие новые требования возникли в конце XIX в.? 12. Каким было влияние на воспитание природно-климатических и исторических факторов? 13. Как отразились в воспитании религиозные воззрения народа? 14. Охарактеризуйте сущность этнопедагогики. 15. Какие духовно-нравственные ценности сложились у русских под влиянием общественного и семейного быта? 16. В чем состояли особенности начального периода развития образования на Руси. 17. Что являлось характерным для школьного обучения? 18. Как соотносились между собой цели семейного и школьного воспитания? 19. Какими новыми чертами отличалась школа, созданная в начале XVIII 20. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения? 21. Какие трудности возникли в развитии школ? 22. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечественных просветителей XVIII в.? 23. Какие педагогические идеи, высказанные в XVIII в., представляются вам значимыми для практики воспитания и в наши дни? 24. Какие преобразования в воспитании дворянских детей произошли в X VIII в.? 25. Какие цели и задачи преследовались учебно-воспитательными заведениями закрытого типа? 26. Какими были характерные черты государственной просветительной политики этого времени? 27. Какие начинания в области народного образования были предприняты во второй половине XVIII в.? 28. Какие идеи Ф.И.Янковича представляю! интерес для современной школы? 29. Составьте перечень типов народных школ, существовавших в XVIII веке. 30. Каковы были особенности развития образования до 60-х гг. XIX в.? 31. Охарактеризуйте школу второй половины XIX в. 32. Каковы тины и назначение закрытых учебно-воспитательных заведений? 33. Назовите цели и особенности воспитания детей в Царскосельском лицее. 34. Чем можно объяснить успехи воспитания в Царскосельском лицее? 35. Что и сегодня в опыте воспитания закрытых учебных заведений заслуживает внимания? 36. Каковы особенности развития гимназического образования? Цель, назначение гимназий и содержание обучения в них. 37. Каковы сильные и слабые стороны гимназического образования? 38. Назовите цели, назначение начальной школы. Типы начальных училищ. 39. Перечислите методы начального образования. 40. Что интересного можно найти в опыте гимназий и начальных школ? 41. Каковы отличительные черты средних школ и высших женских учебных заведений? 42. Какие цели преследовало женское образование? 43. С какими трудностями встречалось женское образование? 44. Какие традиции женского образования и воспитания утрачены и стоит ли их возрождать сегодня? 45. Какие цели ставили перед собой педагогические учебные заведения, создаваемые различными учредителями (государством и общественностью)? 46. Чем можно объяснить популярность педагогических учебных заведении, создаваемых общественностью? 47. Какими жизненными принципами руководствовался К.Д.Ушинский. 48. Народность в воспитании; педагогика – наука и искусство воспитания. Охарактеризуйте содержание этих положений. 49. Какие педагогические идеи К.Д. Ушинского представляются особенно актуальными сегодня? 50. Чем можно объяснить повышенное внимание к дошкольному воспитанию и начальной школе многих педагогов конца XIX в.? 51. Охарактеризуйте систему воспитания первых детских садов в России. 52. Оцените вклад в дошкольное воспитание С.И.Тихеевой, С.Ф. Лесгафта, Л.К. Шлегер. Что общего можно найти в их педагогических теориях? 53. Чем привлекала ребенка Яснополянская школа? 54. Как развивали у детей интерес к учению Л. Н.Толстой и С.А.Рачинский? 55. Почему дети у Л.И.Толстого оказались способными к творчеству? Какие условия влияли на развитие детского творчества? 56. Что понимал Л.Н.Толстой под свободой и ненасилием в воспитании? 57. Что нового о крестьянских детях можно узнать из педагогических сочинений С.Л.Рачинского и Л.Н.Толстого? 58. Какими целями и задачами руководствовались партийно-правительственные органы, создавая в 20-х гг. новую школу? 59. Сформулируйте общие принципы, определяющие содержание школьного образования в 20-е гг. 60. Какие новые организационные формы обучения вводились в школьную практику? 61. Почему нововведения 20-х гг. не были успешными? 62. Какими целями руководствовался С.Т. Шацкий в своей педагогической деятельности? 63. Из каких элементов складывается, по мнению Шацкого, детская жизнь? Проанализируйте опыт С.Т. Шацкого по развитию детской активности и самодеятельности. Каковы особенности развития образования в 30-90-е гг.? 64. Охарактеризуйте цели воспитания, которыми руководствовался А.С.Макаренко в своей деятельности. 65. Какую роль отводил Л.С. Макаренко коллективу воспитанников? 66. Как осуществлялась Л.С.Макаренко педагогика индивидуального развития воспитанников? 67. Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания? 68. Какие качества личности развивал В.А. Сухомлинский в своей педагогической практике? 69. Как развивалось творчество детей в работе Павлышевской школы? 70. Расскажите о проблемах образования в России в начале XXI в. 71. Охарактеризуйте проблемы дошкольной педагогики на современном этапе. 72. Какие методы, организационные формы на содержание обучения помогут развитию образования в XXI в.? 73. Охарактеризуйте системы образования в зарубежных странах и принципы их построения. 74. Охарактеризуйте педагогические теории дошкольного воспитания начала XX в. 75. Как повлияли педагогические теории на школьную практику? 76. Каковы структурные изменения в современных системах общего образования и вызвавшие их причины? 77. Определите причины, вызвавшие необходимость обновления учебного процесса. 78. Как изменился урок в современной зарубежной школе? 79. Каким может быть облик школы начала XXI в.? 8.2.2. Примерная тематика рефератов 1. Особенности построения учебно-воспитательного процесса, обоснованные Я.А. Коменским. 2. Анализ книги Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». 3. Идеал воспитания Ж.Ж. Руссо. 4. Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта. 5. Влияние общественного быта на воспитание детей в России. 6. Особенности воспитания детей в крестьянской семье (до XVIII в.) (Примечание: при выполнении рефератов необходимо использовать и материалы устного народного творчества). 7. Воспитательная роль трудовой деятельности детей. 8. Воспитательные возможности различных форм народного искусства. 9. Успехи в развитии просвещения в XVIII в. 10. Новые идеи педагогики и их реализация в воспитательно-образовательной деятельности в XVIII в. 11. Характеристика отдельных образовательных и воспитательных заведении XVII в. 12. Начальная школа в России XIX - нач. ХХ в. 13. Портреты народных учителей. 14. Первые детские сады в России (60-е годы XIX в.). 15. Образование в Томской губернии (В.С. Пирусский, П.И. Макушин). 16. Развитие дошкольного образования в Томске до 1917 гола ХХ в. 17. Педагогические идеи К.Д. Ушинского. 18. Как организовать современную школу, используя педагогические взгляды К.Д. Ушинского? 19. Какие возможности воспитания заложены в учебных книгах К.Д. Ушинского? 20. Невостребованные идеи К.Д. Ушинского / Примечание: для написания рефератов рекомендуется воспользоваться собранием сочинений К.Д. Ушинского в 11 томах (М; 1948-1952). 21. Опыт С.Т. Шацкого по воспитанию активности и самодеятельности воспитанников. 22. Педагогическая деятельность и педагогическая теории А.С. Макаренко. 23. Педагогические идеи С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко и современная школа. 24. Педагогический поиск В.А. Сухомлинского. 25. Центры Марии Монтессори как альтернатива традиционному образованию. 26. Вальдорфская педагогика как альтернатива традиционному образованию. 27. Охарактеризуйте системы образования в зарубежных странах и принципы их построения. 8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Предмет, задачи, цели курса; методы исследования. 2. Воспитание в первобытном обществе. 3. Воспитание в Античном мире (Афины и Спарта). 4. Система образования и педагогическая мысль в средние века. 5. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения. 6. Я..А. Коменский – основоположник педагогической науки. 7. «Великая дидактика» Я.А. Коменского. 8. Педагогическая концепция Джона Локка. 9. Теория естественного воспитания Жан Жака Руссо. 10. Идеи развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта. 11. Школы педагогической мысли Киевской Руси и Русского государства до 12. XVII в. (Владимир Мономах;.«Домострой»). 13. Братские школы на Украине и Белоруссии (конец XIV в.). Московская Славяно-греко-латинская академия и ее влияние на просвещение. 14. Развитие образования в Русском централизованном государстве XVII в. (Епифаний Славинецкий). 15. Просветительские реформы Петра 1 в России (XVIII в.). 16. М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России. 17. Педагогические взгляды И.И. Бецкого и Н.И. Новикова. 19. Воспитательные дома в России (2-я половина XVIII в.). 20. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей. 21. Первые детские приюты в России (XIX в.). 22. Педагогические идеи революционеров-демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). 23. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX в. (Н.И. Пирогов). 24. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого. 25. Первые детские сады в России (60-е годы XIX в.). 25. Педагогические теории К.Д. Ушинского. 27. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского: содержание образования, принципы и методы образования, требования к уроку. 28. К.Д. Ушинский о семейном и трудовом воспитании. 29. Содержание методической работы Л.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Конради. 30.Развитие дошкольного образования в Томске до 1917 г. 31. Общественно-педагогическое движение кон. XIX - нач. XX в. (П.Ф. Лесгафт, B.II. Вахтеров). 32. Вклад Е.И. Тихеевой в развитие речи детей дошкольного возраста. 33. Педагогическая деятельность Л.К. Шлегер и ее роль в организации детских садов. 34. Перестройка образования в России в 1917-1920 гг. 35. Школа и дошкольное воспитание в 1921-1930 гг. (Н.К. Крупская, М.М. Виленская). 36. Развитие педагогической науки в 1931-1941 гг. (наука педология). 37. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко. 38. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании. 39. Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). 40. Советская школа и дошкольное воспитание с 1946 г. по 1966 г. (переход к всеобщему семилетнему и восьмилетнему образованию). 41. Переход и осуществление всеобщего среднего обязательного образования в СССР (1968-1984). 42. Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского. 43. Вальдорфская педагогика, как альтернатива традиционного образования. 44. Центры Марии Монтессори, как альтернатива традиционного образования. Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» Программу составили: К.п.н. кафедры ДОиЛ _____________________ Ящук А.В. Ассистент кафедры ДОиЛ _________________ Тюшевская Е.В. Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры ДОиЛ протокол № ___от «_____» ___________ 2011 г. Зав. кафедрой __________________ Файзулаева Е.Д. Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ПФ ТГПУ, Председатель методической комиссии ПФ ______________Яркина Т.Н. Согласовано: Декан ПФ ________________Титова Г.Ю. |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 2 педагогика: история... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Общая педагогика, история педагогики и образования» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 22 Опд. Ф. 21 Опд.... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 8 История социальной... Рыжкова И. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы мгпу; Тегалева Т. Д. ст преподаватель... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры общей педагогики... | ||
Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования умения сравнивать у дошкольников | Программа дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи... Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «История педагогики и образования» История педагогики и образования: тематический план, программа, методические материалы. Тюмень, 2008. – с | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... «История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рецензент зав кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии фгбоу вп о пермский государственный гуманитарный | ||
1. Дошкольная педагогика как наука Основные понятия дошкольной педагогики: воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, гуманизация, личностно-ориентированный... | Программа дисциплины опд. Ф. 02 История культуры специальность 020600... Дисциплина «История культуры» является базовой в системе теоретической подготовки специалиста-культуролога |