Программа элективного курса: Основы права. Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.
Данный курс базируется на учебном пособии для 9 класса А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.
Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области уголовного права. Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.
Особенности курса №
| Вопросы
| Ответы
| 1
| На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха?
| Материал курса построен на использовании дополнительной литературы по уголовному праву и комплексе нормативно-правовых источников. Сориентироваться в выборе профиля и восполнить пробелы предыдущей подготовки учащиеся могут через:
знакомство с нормативно-правовой базой, - работой со специальной литературой;
овладение специальными юридическими терминами.
| 2
| Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?
| Содержание данного курса в базовом практически не представлено. Курс рассчитан на получение дополнительных знаний, умений, расширение кругозора.
| 3
| Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика?
| Логика подачи материала определяется последовательностью. Каждая изученная тема является базой для освоения следующей.
| 4
| Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам?
| Материал сгруппирован в три модуля: теоретический, практический и контрольный, где выделены основные цели курса. Модули в свою очередь делятся на блоки, включающие название тем занятий.
| 5
| Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися?
| На изучение материала отводится 12 часовых занятий.
| 6
| Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?
| Основное учебное пособие для учащихся: Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений-4-е изд, доп.-М.: Просвещение, 1999- 191 с. Нормативно-правовые документы:
Конституция РФ (1993 г.);
УК РФ от 13.06.96 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2004 № 187-ФЗ(СЗРФ.1996 № 25 ст.2954,2005 № 1 (ч.I)); УПК РФ.;
УПК РФ от 18.12.2001 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 01.06.2005. № 54 ФЗ(СЗРФ.2001. № 52 (ч.I) ст.4921,2005 № 23. ст.2200)
| 7
| Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?
| Работа со специальной и справочной литературой. Анализ документов.
| 8
| Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?
| Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и на этой основе учащиеся выполняют следующие виды работ: пишут сочинение-эссе, конспекты, рефераты, готовят сообщения, заполняют таблицу.
| 9
| Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу?
| Внутри каждого блока проводится самостоятельная работа в виде текущего тестирования. Таким образом, доля самостоятельной работы составляет от 40 до 60 %.
| 10
| Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?
| Успешность пройденного курса определяется выполнением учащимися текущего тестирования, написание реферата и публичная его презентация.
| 11
| Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?
| Вводная и текущая диагностика знаний в виде тестов.
Активное участие в диспутах, публичных выступлениях.
Качество выполнения практических, работ.
| 12
| Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?
| Изучение курса завершается защитой рефератов.
| Цели курса:
1. Иметь представление:
1.1. О правонарушениях и преступлениях; 1.2. О причинах правонарушений и преступлений; 1.3. Об юридической ответственности за совершение правонарушения; 1.4. Об уголовной ответственности за совершение правонарушения; 1.5. О понятии правопорядка.
2. Знать:
2.1. Виды преступлений; 2.2. Что такое вина и ответственность; 2.3. О работе правоохранительных органов; 2.4. Как работает суд.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления; 3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы; 3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях;
4. Приобрести опыт:
4.1.Работы со специальной справочной литературой; 4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РФ; 4.3.Коллективной работы в группах.
Структура курса:
Содержание курса и учебная деятельность №
| Тема
| Кол-во часов
| Ссылка на цели
| Деятельность учащихся
| всего
| теория
| практика
| 1
| Знакомство с уголовным правом.
| 1
| 1
|
| 3.1; 4.2
| Беседа с учителем, конспектирование. Выполнение теста.
| 2
| Правонарушение и преступлениею. Причины правонарушений.
| 1
|
| 1
| 1.1; 1,2; 2.1; 3.1; 3.2
| Участвуют в дискуссии, заполняют таблицу «Виды правонарушений» Самостоятельная работа в группах.
| 3
| Вина и ответственность.
| 1
|
| 1
| 2.2; 3.2
| Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28. Выполняют текущий тест.
| 4
| Ответственность за правонарушение против собственности.
| 1
|
| 1
| 1.3; 2.3
| Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168. Текущее тестирование.
| 5
| Ответственность за правонаруше-ние против личности.
| 1
|
| 1
| 1.4; 2.3; 3.3; 4.3
| Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни».
| 6
| Групповые правонарушения несовершеннолетних.
| 1
|
| 1
| 2.1; 2.4
| Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94. Текущее тестирование.
| 7
| Как не стать жертвой преступления.
| 1
| 1
|
| 1.1; 1.4; 4.1
| Конспектирование, обогащение словаря.
| 8
| Правопорядок и милиция.
| 1
|
| 1
| 1.5; 2.5
| Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах. Текущее тестирование.
| 9
| Если тебя задержала милиция.
| 1
| 1
|
| 1.5; 4.2
| Конспектирование, обогащение словаря.
| 10
| Судебное заседание.
| 1
|
| 1
| 3.2; 3.3
| Участие в ролевой игре.
| 11
| Итоговое занятие.
| 2
|
| 2
| 3.2; 3.3
| Презентация работ (рефератов) учащихся.
| Всего часов:
| 12
| 3
| 9
|
|
| Ожидаемые результаты.
По завершению элективного курса учащиеся должны:
1. Иметь представление:
1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений; 1.2. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий; 1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
2. Знать:
2.1. Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности; 2.2. Что за любые виды преступлений наступает ответственность; 2.3. Об организации правосудия в нашей стране.
3. Уметь:
3.1. Отличать правонарушение от преступления; 3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы; 3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.
4. Приобрести опыт:
4.1. Работы со специальной справочной литературой; 4.2. Работы с нормативно-правовыми документами РФ; 4.3. Коллективной работы в группах. |