Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
"Утверждаю"
|
| "Утверждаю"
| Проректор по учебной работе
| Зав.кафедрой
| МГГУ им. М.А. Шолохова
| Орлова О.С.
| Замолоцких Е.Г.
|
| ______________________
| ___________________
|
| Решение заседания кафедры
|
| протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.
| Учебно-методический комплекс по модулю М.2.КВ.4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи
Факультет: дефектологический
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)
Кафедра: Логопедии
Составитель: О.С.Орлова,
д.п.н.,профессор
кафедры логопедии Москва-2012 Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»
"Утверждаю"
| Зав.кафедрой
| Орлова О.С.
|
| ___________________
| Решение заседания кафедры
| протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.
|
Программа модуля
«Здоровьесберегающие технологии
в обучении детей с нарушениями речи» Факультет: дефектологический
Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)
Составители: __ Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии__
Москва-2012 1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Цель: формирование следующей компетенции:
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность.
Задачи:
освоение студентами базовых профессиональных категорий;
освоение студентами базовых профессиональных навыков в сфере работы с лицами с ОВЗ;
освоение студентами основных приемов учебной деятельности.
Задачей научного направления обучения детей после КИ является разработка следующих основных проблем:
- всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с КИ;
- выяснение типологии нарушений анализаторных функций и отклонений психического и физического развития;
- изучение объективных закономерностей воспитания и обучения детей с КИ- теоретическое обоснование и разработка системы комплексного специально организованного процесса обучения и воспитания;
- разработка научных основ содержания обучения (программ, учебных планов), принципов и методов обучения.
Особое внимание следует уделять созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с КИ. Объем в ЗЕ: 2 кредита
Время изучения: курс 2, семестр 3
Взаимосвязь с другими модулями:
Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:
Медико-биологические проблемы дефектологии, Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями, Инновационные технологии в логопедии.
Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы,
Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ
Кластерная принадлежность ОМ:инструментальный
Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): * Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;
Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Осуществление профессиональной деятельности.
Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.
Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля) при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения
Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):
1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;
2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;
3 уровень сложности: эссе, проект
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:
70/30 % - инструментальный кластер
Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции
(шифр)
| Тема
| Лекции (групповая работа)
| Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)
| Практические занятия *
(групповая, звеньевая работа)
| Самостоятельная работа (индивидуальная работа)
| Контроль
|
Компетенция 1
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
|
Компетенция 1
| Комплексное обследование детей с КИ
|
Конспекты, презентации
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Задания 1 и 2 уровня сложности
|
Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы
промежуточ-ное тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
практические задания
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 2 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь,
рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, рефераты
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы,
итоговое тестирование
|
Компетенция 1
| Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
|
Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты
| Контрольный опрос,
Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование
| Компетенция 2
| Конспекты, презентации
| Задания 1 и 2 уровня сложности
| Задания 1 - 3 уровня сложности
| Рабочая тетрадь, -рефераты, контрольные работы
| Контрольный опрос,
аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование
| 2. Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи
| Лекции
| 6
| 14
| 3
| Практические/семинарские
| 12
| 16
| 3
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
| 24
| 3
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 3
| Общий объем часов по дисциплине
| 18
| 54
|
|
Заочная форма обучения
Факультет/
направление
| Название модуля
| Вид учебной работы
| Кол-во часов
| Семестр
| Аудитор
ные
| Самост. работа
| Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование
| Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи
| Лекции
| 4
| 12
| 3
| Практические/семинарские
| 12
| 10
| 3
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые/рефераты
|
| 34
| 4
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль
Экзамен
|
|
| 3
| Общий объем часов по дисциплине
| 16
| 56
|
| 3. Содержание модуля/ дисциплины 3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения) Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
| 2
|
| 9
| 2
| Комплексное обследование детей с КИ
| 2
|
| 9
| 3
| Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
| 2
|
| 9
| 4
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
|
| 4
| 9
| 5
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей
|
| 4
| 9
| 6
| Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
|
| 4
| 9
|
|
| 6
| 12
| 54
|
Заочная форма обучения
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Лекции
| Практич занятия
| Самостоят работа
| 1
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
| 2
|
| 14
| 2
| Комплексное обследование детей с КИ. Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
| 2
|
| 14
| 3
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
|
| 6
| 14
| 4
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
|
| 6
| 14
|
|
| 4
| 12
| 56
|
3.2. Содержание разделов ОМ/ УД
№ п/п
| Наименование раздела ОМ/ УД
| Содержание раздела
| Тематический план лекционных занятий
| Тематический план практических занятий
| 1.
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
| Современные представления о проблеме организации и содержания ранней диагностики и коррекции нарушений слуха у детей. Принципы организации коррекционной помощи детям с нарушениями слуха. Кохлеарная имплантация – инновационная технология реабилитации лиц с нарушенным слухом. Содержание и методы педагогической работы с имплантированными детьми на современном этапе
Особенности индивидуальной сурдопедагогической и логопедической работы.
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи
| Особенности индивидуальной сурдопедагогической и логопедической работы
| 2.
| Комплексное обследование детей с КИ
| Обследование детей как важнейший этап подготовки к кохлеарной имплантации. Отбор кандидатов. Разделы комплексного и логопедического обследования. Особенности медицинского, педагогического, логопедического обследования. Обследование слуха. Обследование речи. Психологическое обследование. Педагогическое изучение детей -пользователей с различными моделями КИ.
| Педагогическое изучение детей
| Обследование детей
| 3
| Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
| Основные направления логопедической работы с детьми после КИ. Задачи и содержание логопедической работы. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура индивидуального занятия.
| Основные направления логопедической работы
| Структура индивидуального занятия
| 4
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
| Развитие слухового восприятия. Развитие просодической стороны речи. Развитее голоса и интонации. Развитие речевого дыхания. Развитие пассивного словаря.
Развитие устной речи. Формирование представлений о мире. Формирование активного словаря. Коррекция и постановка звуков. Совершенствование интонационной стороны речи.
| Развитие слухового восприятия Развитие устной речи
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий
| 5
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей
| Диагностический дооперационный этап. Послеоперационный этап. Настройка кохлеарного импланта. Участники модели комплексного сопровождения и роль в абилитации. Роль родителей.
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей
| Роль родителей
| 6
| Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
| Модели интеграции. Полная и частичная интеграция. Медицинская, психологическая, педагогическая поддержка семьи вопросам воспитания, обучения и создания стимулирующей развитие обстановки;
учреждения. Уровни педагогического сопровождения.
| Интеграция пациентов
| Уровни педагогического сопровождения
|
Основные понятия
Основные области профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:
образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения;
осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;
Объекты профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:
коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы;
коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы.
Основные виды профессиональной деятельности:
коррекционно-педагогическая;
дидактическая
методическая;
диагностико-консультативная;
исследовательская;
воспитательная;
организационная;
социально-педагогическая
Календарно-тематический план
(по каждой форме обучения)
Факультет дефектологический
Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю
___ Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи_______________
Форма обучения ____очная________ (очная, очно-заочная, заочная)
Курс_____2_________
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
|
| 2
|
|
| 9
| февраль/3 неделя
| Комплексное обследование детей с КИ
|
| 2
|
|
| 9
| февраль/4 неделя
| Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
|
| 2
|
|
| 9
| март/1 неделя
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
|
|
|
| 4
| 9
| март/2 неделя
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей
|
|
|
| 4
| 9
| март/3 неделя
| Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
|
|
|
| 4
| 9
| март/4 неделя
|
Форма обучения ____ заочная________ (очная, очно-заочная, заочная)
Курс_____2_________
направление
| Наименования разделов
| Всего часов
| лекции
| практические
| лабораторные
| Самостоятельная работа
| Календарные сроки выполнения
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
|
| 2
|
|
| 14
| март/1 неделя
| Комплексное обследование детей с КИ. Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
|
| 2
|
|
| 14
| март/2 неделя
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
|
|
|
| 6
| 14
| март/3 неделя
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
|
|
|
| 6
| 14
| март/4 неделя
|
Организация самостоятельной работы студентов
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
Факультет : дефектологический
Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»
Курс __2__
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
| Конспект занятия
|
|
|
| *
|
|
|
|
| Комплексное обследование детей с КИ
| Конспект занятия
|
|
|
| *
|
|
|
|
| Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей
| Письменный опрос
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Факультет : дефектологический
Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»
Курс ___2__
направление
| Темы, выносимые на самостоятельную работу
| Форма отчета по самостоятельной работе
| Планируемые сроки выполнения
| сентябрь
| октябрь
| декабрь
| февраль
| март
| апрель
| май
| июнь
| Специальное дефектологическое образование / логопедия
| Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Комплексное обследование детей с КИ. Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
| Модель комплексного сопровождения имплантированных детей Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации
| Конспект занятия
|
|
|
|
| *
|
|
|
|
|