Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет





НазваниеУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет
страница1/6
Дата публикации28.01.2015
Размер0.87 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Орлова О.С.

Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.

Учебно-методический комплекс
по модулю М.2.КВ.4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи

Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)

Кафедра: Логопедии


Составитель: О.С.Орлова,

д.п.н.,профессор

кафедры логопедии
Москва-2012
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова»


"Утверждаю"

Зав.кафедрой

Орлова О.С.




___________________

Решение заседания кафедры

протокол № 1 от 03 сентября 2012 г.



Программа модуля

«Здоровьесберегающие технологии

в обучении детей с нарушениями речи»
Факультет: дефектологический

Направление: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Магистерская программа: Логопедия (образование лиц с нарушениями речи)


Составители: __ Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии__

Москва-2012
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование следующей компетенции:

  • Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность.

Задачи:

  • освоение студентами базовых профессиональных категорий;

  • освоение студентами базовых профессиональных навыков в сфере работы с лицами с ОВЗ;

  • освоение студентами основных приемов учебной деятельности. 

Задачей научного направления обучения детей после КИ является разработка следующих основных проблем:

- всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с КИ;

- выяснение типологии нарушений анализаторных функций и отклонений психического и физического развития;

- изучение объективных закономерностей воспитания и обучения детей с КИ- теоретическое обоснование и разработка системы комплексного специально организованного процесса обучения и воспитания;

- разработка научных основ содержания обучения (программ, учебных планов), принципов и методов обучения.

Особое внимание следует уделять созданию специальных технических средств, способствующих расширению компенсаторных возможностей детей с КИ.
Объем в ЗЕ: 2 кредита

Время изучения: курс 2, семестр 3

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:

Медико-биологические проблемы дефектологии, Психолого-педагогическое сопровождение с речевыми нарушениями, Инновационные технологии в логопедии.

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: Логопедическая работа с детьми раннего возраста, индивидуальные формы логопедической работы,

Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:инструментальный

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех): * Осознание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:

  • Осуществление профессиональной деятельности.

  • Организация коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса.

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля) при прохождении модуля обязательно использование инновационных форм учебной работы, активных методов обучения, форм контекстного обучения

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: эссе, проект

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

70/30 % - инструментальный кластер


Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция 1


Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, промежуточ-ное тестиро- вание

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы



Компетенция 1


Комплексное обследование детей с КИ


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 и 2 уровня сложности


Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы

промежуточ-ное тестирование

Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 и 2 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование




Компетенция 1


Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.

Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

практические задания

Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 2 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты,

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование



Компетенция 1


Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности


Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь,

рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование



Компетенция 1


Модель комплексного сопровождения имплантированных детей


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, рефераты

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы,

итоговое тестирование



Компетенция 1


Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации



Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, конспекты лит.источни-ков, рефераты

Контрольный опрос,

Промежуточ-ное тестирование, итоговое тестирование


Компетенция 2


Конспекты, презентации

Задания 1 и 2 уровня сложности

Задания 1 - 3 уровня сложности

Рабочая тетрадь, -рефераты, контрольные работы

Контрольный опрос,

аудиторные контрольные работы, итоговое тестирование


2. Объем модуля и виды учебной работы

(по каждой форме обучения)

Очная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи

Лекции

6

14

3

Практические/семинарские

12

16

3

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты




24

3

Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







3

Общий объем часов по дисциплине

18

54





Заочная форма обучения

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

Дефектологический /Специальное дефектологическое образование Дефектологический /Специальное дефектологическое образование

Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи

Лекции

4

12

3

Практические/семинарские

12

10

3

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты




34

4

Контрольные работы










Итоговый контроль

Экзамен







3

Общий объем часов по дисциплине

16

56




3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
Очная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха

2




9

2

Комплексное обследование детей с КИ

2




9

3

Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.

2




9

4

Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.




4

9

5

Модель комплексного сопровождения имплантированных детей




4

9

6

Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации




4

9







6

12

54


Заочная форма обучения

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практич занятия

Самостоят работа

1

Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха

2




14

2

Комплексное обследование детей с КИ. Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.

2




14

3

Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.




6

14

4

Модель комплексного сопровождения имплантированных детей Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации




6

14







4

12

56


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха

Современные представления о проблеме организации и содержания ранней диагностики и коррекции нарушений слуха у детей. Принципы организации коррекционной помощи детям с нарушениями слуха. Кохлеарная имплантация – инновационная технология реабилитации лиц с нарушенным слухом. Содержание и методы педагогической работы с имплантированными детьми на современном этапе

Особенности индивидуальной сурдопедагогической и логопедической работы.

Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи

Особенности индивидуальной сурдопедагогической и логопедической работы

2.

Комплексное обследование детей с КИ

Обследование детей как важнейший этап подготовки к кохлеарной имплантации. Отбор кандидатов. Разделы комплексного и логопедического обследования. Особенности медицинского, педагогического, логопедического обследования. Обследование слуха. Обследование речи. Психологическое обследование. Педагогическое изучение детей -пользователей с различными моделями КИ.

Педагогическое изучение детей

Обследование детей

3

Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.

Основные направления логопедической работы с детьми после КИ. Задачи и содержание логопедической работы. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура индивидуального занятия.

Основные направления логопедической работы

Структура индивидуального занятия

4

Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.

Развитие слухового восприятия. Развитие просодической стороны речи. Развитее голоса и интонации. Развитие речевого дыхания. Развитие пассивного словаря.

Развитие устной речи. Формирование представлений о мире. Формирование активного словаря. Коррекция и постановка звуков. Совершенствование интонационной стороны речи.

Развитие слухового восприятия Развитие устной речи

Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий

5

Модель комплексного сопровождения имплантированных детей

Диагностический дооперационный этап. Послеоперационный этап. Настройка кохлеарного импланта. Участники модели комплексного сопровождения и роль в абилитации. Роль родителей.

Модель комплексного сопровождения имплантированных детей

Роль родителей

6

Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации

Модели интеграции. Полная и частичная интеграция. Медицинская, психологическая, педагогическая поддержка семьи вопросам воспитания, обучения и создания стимулирующей развитие обстановки;

учреждения. Уровни педагогического сопровождения.

Интеграция пациентов

Уровни педагогического сопровождения


Основные понятия

  • Основные области профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:

  1. образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения;

  2. осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;

  • Объекты профессиональной деятельности специалиста в области специального дефектологического образования:

  1. коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы;

  2. коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы.

Основные виды профессиональной деятельности:

  1. коррекционно-педагогическая;

  2. дидактическая

  3. методическая;

  4. диагностико-консультативная;

  5. исследовательская;

  6. воспитательная;

  7. организационная;

социально-педагогическая


  1. Календарно-тематический план

(по каждой форме обучения)

Факультет дефектологический

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю

___ Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи_______________

Форма обучения ____очная________ (очная, очно-заочная, заочная)

Курс_____2_________


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Специальное дефектологическое образование / логопедия


Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха




2







9

февраль/3 неделя

Комплексное обследование детей с КИ




2







9

февраль/4 неделя

Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.




2







9

март/1 неделя

Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.










4

9

март/2 неделя

Модель комплексного сопровождения имплантированных детей










4

9

март/3 неделя

Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации










4

9

март/4 неделя



Форма обучения ____ заочная________ (очная, очно-заочная, заочная)

Курс_____2_________

направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения

Специальное дефектологическое образование / логопедия


Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха




2







14

март/1 неделя

Комплексное обследование детей с КИ. Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.




2







14

март/2 неделя

Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.










6

14

март/3 неделя

Модель комплексного сопровождения имплантированных детей Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации










6

14

март/4 неделя



  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет : дефектологический

Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»

Курс __2__

направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

Специальное дефектологическое образование / логопедия

Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха

Конспект занятия










*













Комплексное обследование детей с КИ

Конспект занятия










*













Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.

Конспект занятия













*










Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.

Конспект занятия













*










Модель комплексного сопровождения имплантированных детей

Письменный опрос













*










Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации

Конспект занятия













*












График самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Факультет : дефектологический

Специальность/ направление: «специальное дефектологическое образование»

Курс ___2__

направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь

Специальное дефектологическое образование / логопедия

Научно- теоретические основы организации и содержания коррекционно-педагогической помощи лицам с нарушениями слуха

Конспект занятия













*










Комплексное обследование детей с КИ. Задачи, этапы и содержание Логопедической работы с детьми после КИ на разных этапах.

Конспект занятия













*










Планирование и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.

Конспект занятия













*










Модель комплексного сопровождения имплантированных детей Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации

Конспект занятия













*












  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 3 Современные технологии...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б кв. 9 Нарушение речи у слабослышащих детей Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 2 Логопедическое сопровождение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б в 3 Технология обследования речи Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м в. 2 Коммуникативные нарушения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю культура делового общения Факультет филологический
Цель: приобретение студентами теоретических системных знаний в области современной деловой речи
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Именные части речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв7 Глагол в системе частей речи Факультет филологический
...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии...
Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б9 «Психолого-педагогическое...
...
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю б б. 3 Специальная педагогика Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю кв. 8 Профессиональные нарушения голоса Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 4 Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с нарушениями речи Факультет iconУчебно-методический комплекс по модулю в 1 Логопедия (раздел «Афазия») Факультет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск