Земельное право Land law





НазваниеЗемельное право Land law
страница1/6
Дата публикации19.02.2015
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Земельное право

Land law

Язык (и) обучения: русский

Трудоемкость: 5 зачетных единиц

Регистрационный номер

рабочей программы:

2012 /

Cанкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины

Цели изучения дисциплины: исследование действующей системы правового регулирования в сфере землепользования, включая кодифицированные акты земельного, градостроительного, гражданского, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, федеральные законы и законы субъектов РФ; постановления Правительства РФ, акты федеральных органов государственной власти на предмет согласованности действий этих актов при регулировании земельных правоотношений; уяснение места и роли судебных актов (Конституционного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ) в системе правового регулирования в сфере землепользование; изучение российского и зарубежного законодательства применительно к проблемам землепользования; анализ сложившейся судебной и правоприменительной практики и выявления тенденций их изменения.

Результаты изучения дисциплины: формирование у студентов целостной картины правового регулирования в сфере использования и охраны земли; оценка её конституционности и эффективности; обучение навыкам составления письменных документов юридического содержания; развитие умений по применению норм водного, земельного, лесного, экологического, градостроительного, гражданского законодательства, законодательства о недрах к конкретным ситуациям при осуществлении использования и охраны земель и земельных участков; по аргументации в процессе принятия решений, в том числе, с учетом возможных последствий, анализу нестандартных ситуаций в сфере землепользования и выработке различных вариантов решений; квалифицированному толкованию правовых актов в сфере использования и охраны земли в их взаимосвязи.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Экологическое право

Гражданское право Общая часть

Конституционное право

Муниципальное право

Административное право
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
ПК-2 готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры ;

ПК-3 готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-4 способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-5 способен применять нормативные правовые акты, реализовывать

нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6 способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-7 способен разрабатывать юридические документы;

ПК-9 готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-11 готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-12 способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

ПК-13 способен толковать различные правовые акты;

ПК-14 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

  • иметь представление об особенностях метода правового регулирования земельных правоотношений и основных направлениях государственной политики в сфере использования и охраны земель Российской Федерации;

  • знать структуру и содержание основных нормативных документов, регулирующих земельные отношения;

  • уметь использовать полученные знания в законотворческой, правоприменительной и судебной практики;

  • владеть навыками составления юридических документов;


1.5. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине

Для реализации образовательной программы по дисциплине используются следующие формы учебной работы.

Для очной формы обучения. Во-первых, классические лекционные методы - 32 часа; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 26 часов; в-третьих, всего аудиторных часов – 58 часов; в-четвертых, – самостоятельная учебная работа студентов - 39 часов.

Для очно-заочной формы обучения. Во-первых, классические лекционные методы - 28 часа; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий – 16 часов; в-третьих, всего аудиторных часов – 44 часа; в-четвертых, – самостоятельная учебная работа студентов - 72 часа.

1.6. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающих

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных фо

м учеб

ых занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использовани

м методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

очная форма обучения

С7

32

часов

26

часов

-

-

-

-

-

-

-

30

часов

-

9

часов

-

-

30

часов

5

зач.ед

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

с

удентов

студе

тов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

Итого:

32 часов

26

часов

-

-

-

-

-

-

-

30

часов

-

9

часов

-

-

30

часов

5

зач. ед

очно-заочная форма обучения

С9

28

часов

16

часов

2

часа

-

-

-

-

-

2

часа

72

часа

-

-

-

-

-

5

зач

ед

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

студентов

Итого:

28

часов

16

часов

2

часа

-

-

-

-

-

2

часа

72

часа

-

-

-

-

-

5

зач.ед

Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

1.6.2. Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

С7 экзамен

До 26 января

Краткий опрос в ходе занятий (семинаров)

До 25 декабря

очно-заочная форма

С9 экзамен

До 26 января

Краткий опрос в ходе занятий (семинаров)

До 25 декабря


1.7. Структура и содержание учебной дисциплины


Тема 1. Введение в земельное право.


Форма обучения

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа студентов

Очная форма обучения С 7

8

2

2

Очно-заочная форма обучения С 9

2

0

0




    1. Тема лекции: Особенности земельного права как отрасли права.

Роль земли в жизни общества. Земля как объект земельных отношений. Многоаспектность функций земли. Понятие земельного права. Предмет и метод земельного права. Понятие и система принципов земельного права. Земельное право и земельное законодательство. Институты земельного права. Источники земельного права. Место системы земельного права в системе права Российской Федерации. Земельное право как наука, отрасль законодательства, учебная дисциплина. История возникновения и развития земельного права. Русское поземельное право. Крестьянское земельное право. Вотчинное право. Земельный строй Российской империи. Советское земельное право. Земельная реформа в Российской Федерации и развитие земельного законодательства.

Классические лекции: 2 часа

    1. Тема лекции: Источники земельного права.

Понятие, признаки и особенности источников земельного права. Земельно-правовые нормы и особенности их размещения в законодательстве Российской Федерации. Система источников земельного права. Конституционные основы земельного права. Значение Конституции Российской Федерации в развитии земельного права. Закон как источник земельного права. Виды законов. Земельный кодекс РФ и его значение в регулировании земельных отношений. Федеральные земельные законы. Иные федеральные законы как источники земельного права. Законы субъектов РФ как источники земельного права, их роль в регулировании земельных отношений. Указы Президента РФ как источники земельного права. Постановления Правительства РФ как источники земельного права.

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств как источники земельного права. Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ как источники земельного права. Особенности правового регулирования земельных отношений в отдельных субъектах РФ.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. Нормативно-правовые договоры как источники земельного права. Государственные стандарты и иные нормативно-технические акты и их соотношение с источниками земельного права. Судебная практика и ее значение в регулировании земельных отношений.

Особенности использования международных норм в сфере регулирования земельных отношений. Международное сотрудничество в области использования и охраны земель. Тенденции развития земельного права в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Классические лекции: 4 часа

Семинарские занятия по теме: «Источники земельного права» - 2 часа.

Теоретические вопросы:

  1. Особенности земельно-правовых норм.

  2. Система источников земельного права.

  3. Конституционные основы земельного права и особенности их реализации в федеральном законодательстве.

  4. Соотношение норм земельного, гражданского и градостроительного законодательства при регулировании использования и охраны земель.

  5. Нормативные правовые акты субъектов РФ как источники земельного права.

  6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

Задача 1.

В Конституциях субъектов Российской Федерации установлено, что: A) "земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа"; Б) "земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Ингушетия являются ее собственностью". B) "в ведении Республики Адыгея находятся установление порядка владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесами и водами, охрана окружающей среды"; Г) "вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан; соглашения с федеральными органами власти Российской Федерации по этим вопросам заключаются на добровольной основе".

Вопросы: Соответствуют ли положения Конституций субъектов РФ закрепленным в Конституции РФ конституционным принципам регулирования земельных правоотношений? Обоснуйте свое мнение.

Задача 2

ООО "П" приобретено у ОАО "С" по договору купли-продажи помещение в административном здании. У ОАО "С" как продавца помещения по договору купли-продажи документы о правах на земельный участок под зданием оформлены не были. Для получения разрешения на реконструкцию помещения орган градостроительства и архитектуры потребовал от ООО "П" предоставления документа о его правах на земельный участок, а также предоставления письменного согласия на проведение реконструкции от всех других собственников помещений в административном здании. ООО "П" полагало, что помещение не находится в непосредственной связи с землей, так как находится на последнем этаже здания, поэтому ООО "П" не должно иметь документы о правах на земельный участок. Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, по мнению ООО "П", не относится к его помещению.

Вопросы: Каким образом принцип единства судьбы земельного участка и всех расположенных на нем объектов реализуется в земельном законодательстве? Подтвердите примерами свои суждения (ссылками на нормы законов).

Задача 3.

Граждане "В" и "Г" имеют на праве общей долевой собственности в равных долях дачный дом, полученный ими по наследству. В решении суда определен порядок пользования дачным домом и земельным участком площадью 0,15 га гражданами "В" и "Г" в соответствии с долями в праве общей долевой собственности на дом. Земельный участок предоставлен наследодателю в соответствии с ранее действовавшими (до 2001 года) нормами предоставления для строительства дачи в размере 0,15 га в черте населенного пункта. Норма предоставления на дату обращения установлена в размере 0,12 га. Граждане "В" и "Г" обратились за приватизацией своей части земельного участка и просили оформить право частной собственности каждому. Земельный комитет предложил гражданам оформить право общей долевой собственности на земельный участок. Граждане не согласились с таким решением, полагая, что решением суда произведен раздел дома и земельного участка. Кроме того, гражданам было предложено выкупить по рыночной цене часть земельного участка площадью 0,03 га или уменьшить площадь земельного участка до нормы предоставления, действующей на дату их обращения.

Вопросы:

Можно ли рассматривать решение суда как решение о разделе земельного участка? Обоснуйте свое мнение.

Является ли решение суда основанием для возникновения права собственности на землю граждан "В" и "Г"? Обоснуйте свое мнение.

Подлежит ли удовлетворению требования граждан "В" и "Г" об оформлении права частной собственности на земельные участки каждому в отдельности? Обоснуйте свое мнение.

Земельный участок, какого размера является объектом земельных правоотношений граждан «В» и «Г»? С какого момента граждане «В» и «Г» являются субъектами земельных правоотношений и каких? Назовите виды таких земельных правоотношений. Обоснуйте свое мнение.

Задача 4.

Рассматривая спор об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, судебная инстанция следующим образом истолковала соотношение норм земельного и гражданского законодательства по вопросу принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. По мнению судебной инстанции, "в области имущественных отношений, не затрагивающих отношения землепользования, гражданское законодательство имеет приоритет, поэтому положения статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что в полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений входит изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, могли относиться лишь к случаям изъятия земельных участков, свободных от объектов недвижимости, принадлежащих землепользователям на праве собственности. Таким же образом, по мнению судебной инстанции, необходимо понимать разъяснения, содержащиеся в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" о полномочиях органов местного самоуправления по принудительному изъятию земельного участка."

Вопрос: Оцените обоснованность такого толкования.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя – 2 часа. Подготовка письменного задания по следующим вопросам по выбору студента:

а) правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу соответствия Конституции РФ норм статей 13 и 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (на примере Постановления Конституционного Суда РФ от 30 января 2009 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой гражданки Л.Г. Погодиной"). Обзор правовой позиции КС РФ должен включать изучение сути проблемы, выделения спорных правоотношений, изучение различных толкований (подходов) в практике, вывода КС РФ и способов дальнейшего разрешения проблемы с учетом современного правового регулирования спорных правоотношений.

б) судебная практика по вопросу обжалования Правил землепользования и застройки как нормативного правового акта органов местного самоуправления. Обзор судебной практики должен включать анализ всех судебных решений (первая, кассационная и надзорная инстанции), по материалам дела об обжаловании Правил землепользования и застройки.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Земельное право Land law iconРабочая программа дисциплины земельное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Земельное право Land law iconРабочая программа дисциплины «Земельное право»
Сегодня, осознавая немалую важность регулируемых отношений, в российский вузах к учебной дисциплине и отрасли науки «Земельное право»...
Земельное право Land law iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Т. Е. Новицкая, доц., лауреат Гос премии РФ гражданское, трудовое, земельное и природоохранительное право в § 4 гл. 2, гражданское,...
Земельное право Land law iconПрограмма дисциплины «Земельное право»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 030900. 62...
Земельное право Land law iconЮридический факультет утверждаю
Земельное право. Структуру и содержание дисциплины Земельное право, образовательные технологии, а так же учебно-методическое обеспечение...
Земельное право Land law iconПрограмма изучения дисциплины "Земельное право с основами гражданского...
Земельное право с основами гражданского и административного права студентами заочной формы обучения специальность
Земельное право Land law iconУчебно-методический комплекс для магистров направления подготовки...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Земельное право Land law iconУчебно-методический комплекс для магистров направления подготовки...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Земельное право Land law iconУчебно-методический комплекс для магистров направления подготовки...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Земельное право Land law iconРабочая программа учебной дисциплины «Земельное право»
Учебная дисциплина «Земельное» входит в Основную образовательную программу по специальности «Юриспруденция» ю (030501), принятую...
Земельное право Land law icon«Право социального обеспечения» «Social Security Law»
...
Земельное право Land law iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Земельное право» преподается после усвоения студентами основных правовых дисциплин: теория государства и права, конституционное,...
Земельное право Land law iconЗемельное право
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Земельное право Land law iconАграрное и земельное право
Автономная некоммерческая организация Редакция журнала "апк: экономика, управление"
Земельное право Land law icon«Иностранный язык»
«International Employment Law», Release 1, 2012 edited by General Editor Dennis Campbell, printed in the United States of America...
Земельное право Land law iconРимское право Roman Law
Цели изучения дисциплины: Изучение римского частного права и его влияния на современные правовые системы в историческом и структурно-логическом...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск