Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение»





Скачать 387.7 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение»
страница1/3
Дата публикации20.02.2015
Размер387.7 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе



_________________________
А.Н. Бескопыльный
« ___ » _________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Архитектурная колористика, цветоведение»


Направление подготовки 07.03.04

«Градостроительство»
Квалификация выпускника –

«Академический бакалавр, прикладной бакалавр»

Форма обучения – очная
К А Ф Е Д РА

«Архитектура и градостроительство»



г. Ростов-на-Дону - 2014 г.

Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» предназначена для бакалавров очной формы обучения, составлена на основе примерной программы, рекомендованной УМО (2011 г.), соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 270900 «Градостроительство», относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин Б3.В.ОД.




Шифр дисциплины по учебному плану – Б3.В. ОД.3.

Разработчик: доцент, кандидат педагогических наук Сурина М.О.

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры архитектуры и градостроительства

протокол №____от «__»______________2012 года.

Заведующий кафедрой _____________________дата ________________ Кашина И.В.

Одобрена методической комиссией по направлению «Градостроительство».



Председатель МК Журавлев Д.А. «____» __________ 2012 г.



Эксперты:

_Главгосэкспертиза России Начальник главгосэкспертизы России_____В.П. Сергеев____

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ООО «ЮгДонСтрой» Председатель совета директоров С.Н. Нагловский

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Директор института Градостроительства

и архитектуры Шилов А.В. «____» __________ 2012 г.

Начальник УМУ Аксенов А.А. «____» __________ 2012г.

  1. ЦелЬ и задачи дисциплины



Дисциплина имеет целью с помощью предмета «Цветоведение и колористика» сформировать у будущего специалиста колористическое мышление, позволяющее объективно оценивать современные проблемы цветового оформления общественной среды и градостроительных объектов. Знакомство студентов со свойствами цветов (психологическими, физиологическими, пространственными, оптическими и др.), красок и красителей, новыми технологиями в цветовой аранжировке объектов.

  1. МЕСТО дисциплины В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Дисциплина «Архитектурная колористика, цветоведение» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла дисциплин Б3.В.ОД.3.

Дисциплина «Архитектурная колористика, цветоведение» тесно связана с дисциплинами цикла Б3.В.ОД. в частности «Рисунок», «Живопись», «Анализ и моделирование градостроительной среды», «Пластическое моделирование», «Макетирование», а также привлекает знания из смежных областей, таких как «История искусств», «Инженерная графика» и другие.

Дисциплина представляет собой основу для изучения в последующем дисциплин профессионального цикла, например, «Живопись», «Градостроительное проектирование», «Озеленение городских территорий», «Анализ и моделирование градостроительной среды» и др.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



В результате изучения студент должен владеть следующими компетенциями:

- владением методами профессиональных коммуникаций, то есть умением обосновывать, разъяснения и продвигать проектный замысел; владением навыками работы в современной информационной среде градостроительной деятельности; готовностью использовать методы начертательной геометрии, планировочного и объемного моделирования, другие изобразительные средства визуализации профессиональных решений; обладанием знаниями основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-6);


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ дисциплины


4.1. Структура и содержание дисциплины
К видам учебной работы относятся: лекции, консультации, лабораторные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа, курсовая работа.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.



Наименование

Форма обучения

Очная

Заочная

Заочная - ускоренная

Курс

1

1

-




Семестр

1

2

-




Недели

18

19

-




Лекции

18

19

-




Семинары

-

-

-




Практические занятия

-

-

-




Лабораторные работы

36

38

-




Итого аудиторных занятий

54

57

-




Контрольная работа

-

6

-




Самостоятельная работа

72

63

-




Общий бюджет времени

252

-







ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Экзамен

-

-




Зачет

1,2 сем.

-






    1. Содержание разделов дисциплины






тем лек-ций


Наименование тем и содержание разделов лекционного курса

Объем в часах, отводимый на аудиторное изучение данной темы

по формам обучения

очная

заочная

заочная-ускоренная

1-семестр

1.1

Введение в цветоведение и цветовые системы. История науки о цвете. Эволюция развития науки о цвете от античности до ХХI века.

4

-

-

1.2

История сложения теории цвета и ее основные положения (Древний мир, античность, Возрождение, Просвещение, теории цветового восприятия Юнга, Ломоносова. Ньютона, Рунге. Пуркине и др.)

6

-

-

1.3

Физические основы цвета. Природа света. Стандартные источники света (естественные, искусственные) и излучения. Люминесценция. Фазы дневного света. Три класса спектрального распределения потока излучения света. Абсолютно чёрное тело. Цветовая температура и коррелированная цветовая температура. Спектр электромагнитного излучения источника света и место в нём фракций видимого цвета. Физические свойства цвета.

2

-

-

1.4

Оптические свойства среды и приёмников света

Поглощающие и не поглощающие среды. Распределение энергии света. Селективное поглощение. Разложение и рассеяние света. Оптические свойства предметов. Виды отражения и пропускания. Избирательность отражения (пропускания). Коэффициент отражения, пропускания, поглощения. Закон Бугера–Ламберта. Оптимальная спектральная характеристика отражения (пропускания). График цветности. Цвет и цветовые явления в природе – радуга, полярное сияние, гало и др. Глянцевитость. Взаимодействие фактуры материала и цвета.

4

-

-

1.5

Основы колориметрии Цветовой стимул. Законы Грассмана и следствия. Системы смешения цветов Манселла, Оствальда и др. Колориметрическая система МКО (RGB, XYZ), стандартный цветовой график МКО, координаты цветности, функции сложения цветов. Кривые сложения зрительной цветовой системы. Цветовая координатная система. Цветовое тело. Отражение Френеля.

2

-

-

1.6

Цветовая гамма и цветовая композиция

2

-

-

1.7

Типы колорита, их место в культуре искусстве.

2

-

-

1.8

Понятия и основные типы цветовой гармонии (основные цвета, понятие о гармонии в Древней Греции и Риме, представления о гармонии и основных цветах в Италии, Германии, Франции, Англии эпохи Возрождения и 17-19 в.в. Классификация гармонии в 20 веке. Краски, пигменты и красители- химические свойства).

6

-

-

1.9*

Психологическое воздействие цвета на человека. Применение цвета в социальном, деловом и бытовом пространствах.

4

-

-

1.10

Язык цвета или символика. Смысл цвета и его трансформация в процессе развития человечества. Цветовая символика, аллегория в мифологическом значении разных народов, искусстве, религии, политике, одежде, интерьере, профессии, рекламе и других формах культуры. Цветовые стили.

4

-

-

Итого в 1 семестре:

18

-

-

2 семестр

1.11

Цветовые ассоциации. Отработка алгоритма составления гамм с учетом всех возможных факторов. Приемы построения защиты своего проекта и грамотной аргументации

2







1.12

Закономерности цветового зрения. Иллюзии цветового зрения. Теория Кёлера. Цветовые явления–эффекты распространения ("spreading эффект) Ван Бетцольда–Брюке, эффект Хелсона–Джадда, эффект Гельмгольца–Кольрауша, иллюзия Крейка–О, Брайена, эффект Пуркинье. Цвет в функциональной психологии

4







1.13

Химические аспекты цветоведения. Классификация красящих материалов по способу получения (синтетические и природные), оптическим параметрам, химическому составу, структуре, физическому состоянию и т. д. Химические свойства цвета. Механическое и химическое смешивание окрашенных сред. Типы смешивания красок. Границы цвета красителей и т. п. Теория Кубелки–Мунка. Системы смешения красящих материалов.

4







1.14

Основные представители органических и неорганических пигментов и Красящих веществ. Функциональная классификация красителей по способу применения. Кислотные, основные, красители, пигменты, лаки, лаковые красители. Художественные краски, лаки и др. материалы. Флуоресцирующие краски и красители.

2







1.15

Визуальное воздействие цвета. Применение цвета в дизайне и рекламе

4







1.16

Психофизиологические свойства цвета, цветовые тесты и прогнозирование.

4







1.17

Цветотерапия (история и современные исследования - Германия, США, Россия, Франция). Цвет в традиционной и нетрадиционной медицине.

2







1.18

Пространственные свойства цветов, колористка города и ландшафтного дизайна.


4







1.19

Цвет в интерьере. Цветовая среда. Производственные объекты. Предприятия общепита, торговые учреждения, спортивные залы, зрелищные помещения, выставки делового характера. Объекты культурно –досуговые. Основные принципы формирования цветовой среды: Цвет как фактор зрительного комфорта. Цвет как фактор психофизиологического воздействия.

6







1.20

Социально–экономический фактор цвета Маркетинговая составляющая цветоведения. Контрастные цветовые схемы. Индивидуальные предпочтения цвета различными маркетинговыми группами. Мода и цветовые тенденции.

4







Итого в 2 семестре:

19







ИТОГО:

37










    1. Лабораторный практикум






тем заня-тий


Наименование тем

лабораторных работ *

Номер соответ-ствую-щей темы лекции

Объем в часах, отводимый на изучение данной темы

по видам обучения

очная

заочная

заочная-ускорен-ная

1

2

3

4

5

6

1 семестр

Л-1

Вводные упражнения к курсу.


1.1

4







Л-2

Составление психологических характеристик различных цветов.

Включает:

  • составление шкалы любимых и не любимых цветов;

  • любимые и не любимые цветовые сочетания;

  • гармоничные и негармоничные цветовые сочетания;

  • из предложенного ряда вербальных характеристик выбрать те, которые соответствуют психологии восприятия каждого цвета, записать их рядом. Формат А-3. Материалы: бумага, гуашь, картон.

1.2

4







Л-3

Цветогармонический круг.

Цветовой круг строится на основе нескольких концентрических окружностей: основной круг составляется на основе выбранной цветовой пары (например, желтый-зеленый), при этом одна часть круга включает разнообразные, например, желтые цвета, другая-зеленые. Название каждого вида цвета (желтого, зеленого) аккуратно подписывается рядом (кадмий желтый, стронциановая желтая и т.д.). Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь, картон.

1.3

4







Л-4

Гармония 5-3-2 цветов. Для композиции отбираются 5 гармоничных, с точки зрения автора, между собой цветов, в их число могут входить черные и белые цвета. Работа выполняется на четырех листах формата А-3:

  • Трехцветная (простая и сложная),

  • Многоцветная гармония,

  • Однотонная (группа родственных цветов или цветовая растяжка). 3 лист

  • Двуцветная и полярная (из 2-х противоположных цветов, образующих две однотонные гармонии).

  • Хомеохромия (малый интервал цветового круга).

  • Мерохромия (подчинение одному главному цвету).

Материалы: бумага, гуашь, картон.

1.4 1.8

4







Л-5

Мандала (традиционный и нетрадиционный вариант).

Работа выполняется на двух листах формата А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.5

4







Л-6

Оп-арт. Концептуальные задачи.

Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.6

2







Л-7

Многоцветие в мозаичной технике.

Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.7

2







Л-8

Реклама на плоскости Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.9

4







Л-9

Композиция на создание определенного визуального эффекта на выступающие и уходящие цвета. Разрабатывается плоскостной вариант с определенным ритмом поверхности:

  • Равноримированная цветная поверхность,

  • Разрушение плоскости,

  • Смещение тяжести,

  • Кубическая композиция.

Работа выполняется на двух листах формата А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.9. 1.10

4







Л-10

Монохромная композиция с включением разнофактурных элементов.

Цель задания состоит в том, чтобы проследить визуальные эффекты, возникающие при восприятии одноцветных, но разнофактурных поверхностей, т.е. когда создается ощущение перехода монохромной (одноцветной) поверхности а полихромную (многоцветную).

Работа выполняется на формате А-2. Материалы: бумага, гуашь, фактурные материалы .

1.9

4













36







2 семестр

Л-11

Аранжировка пространственной формы (кубы, подиумы, папки, м/ф и др.).

Включает несколько видов поверхности:

Геометрические структуры (модульная и абстрактная),

Чистые цвета (полихромия),

Декоративная пластика,

Ахроматические цвета,

Одного (локального) цвета (белый или нейтральный).

Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.11

4







Л-12

Объемно-пространственная реклама (макеты).

Материалы: бумага, гуашь.

1.12

1.15

4







Л-13

Пространство, форма и цвет. Содержательные задачи.

Материалы: бумага, гуашь.

1.13

4







Л-14

Форма и цвет. Структуры, макеты, ассоциации.

Материалы: бумага, гуашь.

1.14

1.16

4







Л-15

Интерьеры кафе. Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.17

1.18

4







Л-16

Выставки делового характера. Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.18

4







Л-17

Декоративные композиции для интерьеров различного назначения. Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.19

4







Л-18

Производственные интерьеры.

1.19

4







Л-19

Сценография. Театрализованный показ мод и декорации к пьесам исторического содержания Работа выполняется на формате А-3.

Материалы: бумага, гуашь.

1.20

7







Итого в 2 семестре:




38







ИТОГО:




74










  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.
5.1. Аудиторные занятия включают:

- лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

- лабораторные работы, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков в области колористики и работы с различными живописными материалами.

5.2. Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины, а также включает:

- завершение цветографических композиций в области колористики начатых в аудиториях под руководством преподавателя.


п./п.

Форма работы

Объем в часах, отводимый на изучение данной темы

1

Усвоение текущего учебного материала

43

2

Самостоятельное изучение дополнительных разделов дисциплины, работа в библиотеке

56

3

Подготовка к семинарским занятиям и сообщениям

-

4

Подготовка к коллоквиумам

-

5

Подготовка и оформление сводных таблиц по теме

-

6

Подготовка к зачету

36

Всего:

135
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconАннотация дисциплины вариативной части цикла опп рабочей программы...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconАннотации к программам дисциплин (модулей) Отделения «Графический дизайн»
Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах: основы проектной графики, шрифт, типографика, история орнамента, декоративная...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconИнститут моды, дизайна и технологий учебное пособие по курсу «цветоведение...
Живопись наиболее распространенный вид изобразительного искусства,произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconИнститут моды, дизайна и технологий учебное пособие по курсу «цветоведение...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconРабочая программа дисциплины «Архитектурная этика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В7 Колористика...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство
Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции (станковой и декоративной). Она вооружает художника рядом объективных...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconЛитература 21
В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила средневековое зодчество
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconРабочая программа по учебной дисциплине “Архитектурная бионика” составлена...
Едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconТема Введение. Понятие дизайна. Архитектурная среда
Москва – столица нашей Родины. На берегу Москвы-реки расположился Кремль, и каждый прибывший в столицу для знакомства с ней обязательно...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема занятия: Введение в цветоведение. Знакомство с основными цветами и их свойствами
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» icon«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»...
Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconО проведении областного конкурса
Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconГосударственный образовательный стандарт
Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconПутешествие в страну декоративной композиции
Цветоведение: Программа для студентов очного и заочного отделений специальностей 35. 14. 00. «Прикладная информатика» и 06. 11. 00...
Рабочая программа дисциплины «Архитектурная колористика, цветоведение» iconРабочая программа по дисциплине «Основы композиции. Цветоведение»...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Специалист...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск