Скачать 450.85 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины КОЛОРИСТИКА 050602 Изобразительное искусство со специализацией «Живопись и живописная композиция» Цели освоения дисциплины. Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции (станковой и декоративной). Она вооружает художника рядом объективных знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности дизайнеров. Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности Задачами предлагаемого спецкурса являются: опираясь на законы колористики, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. духовно - эмоциональное обогащение личности; развитие творческих способностей; развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений; познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя: познакомить с психологией восприятия цвета. Место дисциплины в структуре ООП ВПО В программе обобщены и систематизированы закономерности восприятия цвета, которые помогут глубоко постичь искусство живописи. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет. Колористика–наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения цвета при различном освещении и на различных расстояниях, смешение, взаимодействие цветов и основы их гармонизации. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Колористика»: владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15); . Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: Понятие «колористика» и «цвет»; Основные цвета в палеолитической живописи;; Первоначальную сущность цвета; Античную философию цвета; Понятие природы цвета и света; Волновая теория света; Основные, дополнительные и производные цвета; Понятие: ахроматического цвета; Уметь: Использовать семантику цвета в творческой практике; Использовать на практике теорию света; Передавать тоном объём предмета; Выполнять цветовой круг; Выстраивать хроматический и ахроматический ряд; Выполнять таблицы смешения Владеть: Взаимоотношение формы и цвета в живописи в искусстве разных времён и народов; Соподчинённость основных цветов и основных геометрических форм; Использовать на практике законы соотношения цвета и формы для составления гармоничных композиционных форм, Применять знания колористики в создании разных цветовых композиций. Объем дисциплины «Колористика»и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины «колористике» составляет 80 зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 40 аудитоорных часов. Содержание разделов дисциплины. Поскольку курс колористики включает в себя всего 40 аудиторных часов, 12 лекций, 28 пратических и 40 самостоятельной работы, представляется более целесообразным разделить его не на разделы, а на темы, которые последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса. Лекционный материал содержит вопросы теории цвета; истории науки о цвете; основные понятия и терминологию колористики; психологии цветового зрения. При изложении теоретического материала, учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит дизайнерам использовать цвет в создании композиции на плоскости, построении цветовой среды в интерьере и экстерьере. В программе практических занятий выделены традиционные разделы. Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включённые в программу практических занятий, являются примерными и могут быть заменены, по мере необходимости на аналогичные. ТЕМА 1. История науки о цвете. Введение. Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичность слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке. ТЕМА 2. Природа света и цвета. Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Период цлассической науки конец ХУ11 начало Х1Х века. ТЕМА 3. Основные понятия о свете. Ахроматические цвета. Хроматические цвета. Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов. Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». ТЕМА: 4. Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета; Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы. ТЕМА: 5. Цветовой климат искусственной среды обитания человека. Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс. Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные. Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище. Темы для самостоятельного изучения.
Интерактивные формы занятий: по дисциплине « Колористика».
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Содержательный компонент теоретического материала Лекционное занятие №1 (2ч) ТЕМА 1. История науки о цвете - колористике. Введение. Основные задачи науки колористике основываются на примере сочетания наглядного (предметного) и абстрактного (апертурного) свойствах цвета. Важное место занимает мифология и учение античных мыслителей о цвете. Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Сферы использования цвета; понятия и принципы гармонии античного мира рассматриваются закономерности восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Теория Ньютона, впервые установившего, что солнечный луч, содержит семь цветов спектра. Составленный им круг из семи секторов, используется до настоящего времени. Великий немецкий поэт и философ в труде «Учение о цвете» рассматривает вопросы психологического, воздействия цвета на человека. В противовес Ньютону, Гёте считал, что цвет неразложимым на спектральные цвета. Происхождение всех цветов он объяснял взаимодействием света и тьмы. Опытным путём он установил систему закономерностей ощущения цветов, и их взаимодействия. Палитру цветов он разделил на цвета, вызывающие радостные эмоции и грустные. К первым он относил тёплые цвета, с огненным оттенком (красные, оранжевые, жёлтые), ко вторым - холодные цвета с синеватым оттенком (синие, фиолетовые, сине-зелёные). Методы изучения цветовых явлений в 17-19 веках; гипотеза М.В. Ломоносова о трёхкомпонентности цветового зрения человека, что зрительный анализатор содержит три цветоощущающих приёмника, являющихся тремя нервными аппаратами, активизация которых соответствует трём видам возбуждения: красного, зелёного, синего. Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Основные направления науки о цвете и свете в ХХ веке. |
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности | Методические рекомендации по дисциплине сд. Ф история изобразительного... В ходе изложения материала упор делается на комплексный характер современных исследований; внимание заостряется на спорных, еще не... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В7 Колористика... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65 «Изобразительное искусство» Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т д | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Учебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного... Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство» Умкд составлен авторским коллективом в составе: к э н., доцента Т. А. Рудзитис, к и н., доцента О. Ю. Лютых, к п н., доцента Т. П.... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические рекомендации по реализации национально-регионального... Нрк) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков изо 17 часов), направленное на... |