Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство





Скачать 450.85 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство
страница1/4
Дата публикации29.10.2014
Размер450.85 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины
КОЛОРИСТИКА
050602 Изобразительное искусство

со специализацией «Живопись и живописная композиция»
Цели освоения дисциплины.

Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции (станковой и декоративной). Она вооружает художника рядом объективных знаний, которые необходимы для профессиональной деятельности дизайнеров.

Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности

Задачами предлагаемого спецкурса являются: опираясь на законы колористики, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. духовно - эмоциональное обогащение личности; развитие творческих способностей; развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений; познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя:

познакомить с психологией восприятия цвета.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО

В программе обобщены и систематизированы закономерности восприятия цвета, которые помогут глубоко постичь искусство живописи. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет. Колористика–наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождение цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения цвета при различном освещении и на различных расстояниях, смешение, взаимодействие цветов и основы их гармонизации.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«Колористика»:


владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15);
.

Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

Понятие «колористика» и «цвет»; Основные цвета в палеолитической живописи;;

Первоначальную сущность цвета; Античную философию цвета;

Понятие природы цвета и света; Волновая теория света;

Основные, дополнительные и производные цвета; Понятие: ахроматического цвета;
Уметь:

Использовать семантику цвета в творческой практике;

Использовать на практике теорию света;

Передавать тоном объём предмета;

Выполнять цветовой круг;

Выстраивать хроматический и ахроматический ряд;

Выполнять таблицы смешения

Владеть:

Взаимоотношение формы и цвета в живописи в искусстве разных времён и народов;

Соподчинённость основных цветов и основных геометрических форм;

Использовать на практике законы соотношения цвета и формы для составления гармоничных композиционных форм,

Применять знания колористики в создании разных цветовых композиций.

Объем дисциплины «Колористика»и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины «колористике» составляет 80 зачетных единиц
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

40 аудитоорных часов.

Содержание разделов дисциплины.

Поскольку курс колористики включает в себя всего 40 аудиторных часов, 12 лекций, 28 пратических и 40 самостоятельной работы, представляется более целесообразным разделить его не на разделы, а на темы, которые последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса. Лекционный материал содержит вопросы теории цвета; истории науки о цвете; основные понятия и терминологию колористики; психологии цветового зрения.

При изложении теоретического материала, учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит дизайнерам использовать цвет в создании композиции на плоскости, построении цветовой среды в интерьере и экстерьере.

В программе практических занятий выделены традиционные разделы.

Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включённые в программу практических занятий, являются примерными и могут быть заменены, по мере необходимости на аналогичные.

ТЕМА 1. История науки о цвете. Введение.

Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичность слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке.

ТЕМА 2. Природа света и цвета.

Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Период цлассической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.

ТЕМА 3. Основные понятия о свете. Ахроматические цвета. Хроматические цвета.

Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов. Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность».

ТЕМА: 4. Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета;

Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.
ТЕМА: 5. Цветовой климат искусственной среды обитания человека.

Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс. Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные. Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище.

Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наим. дела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол

час

Форма контроля выполнения

1.

История науки о цвете.


1. Основные задачи науки цветоведения;

2. Определите понятия и принципы гармонии Античности;

3. Значение научно-исследовательских трудов по теории цвета Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте;


4

- защита рефератов

2



Природа света и цвета.


1.Взгляд на природу света и цвета философов классического периода.

2. Средневековые исследования природы света.

3.Опыты по измерению цвета и света.

4. Открытия Ньютона о природе цветов.

5. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля.

6.Квантовая теория света. Фотоны.

7 Период классической науки конец ХУ11 начало Х1Х века.


6

- проверка контрольных работ

3



Основные понятия о цвете.

Ахроматические цвета; Хроматические цвета;


  1. Какие цвета входят в группу ахроматических цветов?

  2. Форма контраста ахроматических цветов?

  3. Как используются ахроматические цвета в изобразительном искусстве?

  4. Визуальное восприятие ахроматических цветов.

  5. Гармонизация ахроматических и хроматических цветов;

  6. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

  7. Какие гаммы существуют в цветовом круге?

  8. Дополнительные цвета и их свойства.

  9. Виды хроматического контраста.




10

- проверка контрольных работ

- защита рефератов

4.



Форма и цвет основные пространственные воздействия цвета;


1.Каковы взаимоотношения цвета и формы.

2. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов.

3. Как воспринимается цвет и форма в зависимости от пространственного влияния.

4.Как строится схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.


10

- проверка контрольных работ

- защита рефератов

5.


Цветовой климат искусственной среды обитания человека


  1. Цветовые иллюзии формы и

пространства.

  1. Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

  2. Изобразительная функция цвета в живописи.

  3. Психология цвета. Символика цвета.

  4. Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

  5. Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.

10

-проверка контрольных работ

- защита рефератов

ИТОГО

40





Интерактивные формы занятий: по дисциплине « Колористика».


№ раздела (темы)

Формы

тема №1 Введение .

История науки о цвете. История развития науки о цвете - колористике

дискуссия

тема №2. Природа света и цвета

компьютерная симуляция, просмотр фильма Наука о цвете


тема № 3Основные понятия о цвете.

Ахроматические цвета; Хроматические цвета;

метод проектов

тема №5. Цветовой климат искусственной среды обитания человека. Стилизация.

мастер – классы экспертов специалистов



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Содержательный компонент теоретического материала

Лекционное занятие №1 (2ч)

ТЕМА 1. История науки о цвете - колористике. Введение.

Основные задачи науки колористике основываются на примере сочетания наглядного (предметного) и абстрактного (апертурного) свойствах цвета. Важное место занимает мифология и учение античных мыслителей о цвете. Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Сферы использования цвета; понятия и принципы гармонии античного мира рассматриваются закономерности восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Теория Ньютона, впервые установившего, что солнечный луч, содержит семь цветов спектра. Составленный им круг из семи секторов, используется до настоящего времени. Великий немецкий поэт и философ в труде «Учение о цвете» рассматривает вопросы психологического, воздействия цвета на человека. В противовес Ньютону, Гёте считал, что цвет неразложимым на спектральные цвета. Происхождение всех цветов он объяснял взаимодействием света и тьмы. Опытным путём он установил систему закономерностей ощущения цветов, и их взаимодействия. Палитру цветов он разделил на цвета, вызывающие радостные эмоции и грустные. К первым он относил тёплые цвета, с огненным оттенком (красные, оранжевые, жёлтые), ко вторым - холодные цвета с синеватым оттенком (синие, фиолетовые, сине-зелёные). Методы изучения цветовых явлений в 17-19 веках; гипотеза М.В. Ломоносова о трёхкомпонентности цветового зрения человека, что зрительный анализатор содержит три цветоощущающих приёмника, являющихся тремя нервными аппаратами, активизация которых соответствует трём видам возбуждения: красного, зелёного, синего. Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Основные направления науки о цвете и свете в ХХ веке.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» с другими дисциплинами специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по дисциплине сд. Ф история изобразительного...
В ходе изложения материала упор делается на комплексный характер современных исследований; внимание заостряется на спорных, еще не...
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В7 Колористика...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от...
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050602. 65 «Изобразительное искусство»
Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т д
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 4 курса...
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconУчебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
Умкд составлен авторским коллективом в составе: к э н., доцента Т. А. Рудзитис, к и н., доцента О. Ю. Лютых, к п н., доцента Т. П....
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины колористика 050602 Изобразительное искусство iconМетодические рекомендации по реализации национально-регионального...
Нрк) для преподавание учебного предмета «Искусство» (для проведения уроков музыки 17 часов и уроков изо 17 часов), направленное на...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск