Методические рекомендации по дисциплине
СД.Ф.1. История изобразительного искусства
для специальности 050602 Изобразительное искусство:
- со специализацией «Живопись и живописная композиция»;
- с дополнительной специальностью «Культурология» Пояснительная записка
Основное содержание лекций по курсу «История изобразительного искусства» должно заключаться в освещении процесса развития искусства, анализа его основных направлений и течений. Необходимо добиваться фундаментальности знаний учащихся. Этой цели подчинено стремление авторов-составителей показать связь искусства с этногенезом, государственным строительством, социально-политической ситуацией, конкретными историческими событиями и, конечно, с современной культурой. В ходе изложения материала упор делается на комплексный характер современных исследований; внимание заостряется на спорных, еще не решенных вопросах искусствознания.
Осуществление программы предусматривается в четырех формах обучения: лекциях, семинарах, индивидуальных и самостоятельных занятиях. Необходимое требование к лекциям - их наглядность. Чтение лекций должно осуществляться с обязательным использованием иллюстративного материала: слайдов, репродукций и т.п. В рамках семинарских занятий могут осуществляться просмотр видео- и кинофильмов, выступления студентов с сообщениями с их последующим обсуждением, разбор наиболее сложных вопросов, дискуссии.
Программа дополняется списком рекомендуемой литературы, в котором предпочтение отдается издания последних лет. В ходе изучения материала студенты должны знать:
знать историю отечественного и зарубежного искусства;
природу и содержание искусства;
общие тенденции развития;
периодизацию и особенности каждого из выделенных периодов;
историю сложения и развития архитектурных и художественных школ;
основные ансамбли и отдельные произведения;
основы художественного языка;
средства художественной выразительности.
Студенты должны уметь:
Анализировать произведения средневекового искусства.
Дать характеристику основным этапам истории средневекового искусства.
Анализировать творчество выдающихся деятелей искусства.
владеть системой знаний о закономерностях развития искусства, механизмах и способах регуляции художественной жизни;
владеть методами комплексного, системного анализа произведений искусства, явлений художественной жизни и художественных процессов;
владеть навыками письменных работ по истории искусства, курсовых и дипломных работ по истории искусства, а также навыками устных выступлений - бесед, лекций, докладов и т.п.
Преподавание истории изобразительного искусства преследует две главные цели:
оказать действенное влияние на расширение кругозора студента, на формирование его личности;
способствовать усвоению специальных знаний, необходимых для профессионального исследования и пропаганды искусства.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Третий семестр
Занятие 1. Искусство Киевской Руси X-XI вв. Вопросы для обсуждения
Исторические факторы, повлиявшие на характер искусства Киевской Руси X-XI вв. Анализ наиболее значительных памятников искусства данного времени.
Софийский собор, как воплощение идеи величия Киевской державы.
Фрески и мозаики Софии Киевской-уникальное явление церковной живописи XI в.
Изображение Богоматери в «Софии Киевской»
Литература
Корникова К.Н. Окно в минувшее. - Л., 1968.
Кресальный Н.Ф. Софийский заповедник в Киеве. - Киев, 1965.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М., 1973.
Лазарев В.Н. Мозаика Софии Киевской. - М., 1960.
Логвин Г.Н. София Киевская. - Киев, 1971.
София Киевская. Путеводитель. - Киев, 1967.
Любимов Л.Д, Искусство Древней Руси. - М., 1974.
Занятие 2. Истоки русской архитектуры
Народное деревянное зодчество Вопросы для обсуждения
Истоки деревянного зодчества. Факторы, влияющие на характер архитектурного строительства.
Основные типы и элементы традиционного русского крестьянского дома.
Дворцовые постройки - хоромы как уникальное явление деревянного юдчества Руси. Царский дворец в Коломенском.
Основные типы деревянных храмов, сложившихся на Руси в XVI-XVIII вв.
Литература
Глазычев В.А. Зарождение зодчества. - М., 1987.
Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. - М., 1981.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - М., 1986.
Варшавский А.С. Жемчужное ожерелье. -М., 1975.
Всеобщая история архитектуры. - М., 1969. - Т. 6.
Занятие 3. Русская иконопись домонгольского периода Вопросы для обсуждения
Икона – классический вид русского искусства.
Две тенденции отечественного иконописания.
Структура иконописи.
Происхождение иконы.
Икона Владимирской Божьей Матери – символ единения Руси.
Типы богородичных икон.
Литература
Алпатов М.В. Древнерусская живопись. М. 1984
Барская Н.Л. Сюжеты и образы Древнерусской живописи. М. 1993
Кондаков Н.П. Иконография Богородицы. СПб. 1915
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVI в. М. 1983
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М. 1981
Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство М. 1937
Занятие 4. Искусство периода монголо-татарского ига
и начала объединения русских земель. Вопросы для обсуждения
Становление Московской художественной школы.
Биография Андрея Рублева.
Работа Андрея Рублева в Благовещенском соборе в Кремле.
Фрески А.Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира.
Влияние творчества А.Рублева на последующую традицию в древнерусском искусстве.
Литература
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1943.
Грабарь И.Э. Андрей Рублев. М., 1966.
Лазарев В.Н. Андрей Рублев. М.,1960.
Прибытков В. Рублев.М., 1960.
ДеминаН.А. Фрески Андрея Рублева во Владимире. – «Декоративное искусство», 1960, №8.
Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л.,1962.
Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М.,1976.
Сергеев В. Рублев . М., 1990.
Четвертый семестр Занятие 1. Итальянское Возрождение Вопросы для обсуждения
Общая характеристика культуры эпохи Возрождения.
Искусство Проторенессанса. Выдающиеся деятели искусства Проторенессанса.
Искусство треченто: своеобразие развития искусства, основные достижения искусства.
Чимабуэ и Джотто. Обсуждение книги Е.Мелентьвой «Джотто –флорентиец»
Искусство Сиены в пер. пол. XIV века.
Литература
Алпатов М.И. Художественные проблемы итальянского Возрождения.-М., 1976.
Брагина А.Х. Культура эпохи Возрождения. - М., 1986.
Емохонова Л.Г. Мировая Художественная культура. - 4-е изд., стереотип.-М., 2000.-С. 151-177.
Вазари Дж. Жизнеописания... - СПб., 1992.
5.Мелентьева Е. Джотто-флорентиец. – Л.,1973. Занятие 2. Итальянское искусство Высокого Возрождения Вопросы для обсуждения
Излюбленные темы и сюжеты в творчестве художников эпохи Высокого Возрождения.
Своеобразие творческого стиля Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарротти.
Рафаэль - «золотая середина» Высокого Возрождения
Эволюция живописной манеры Тициана.
Занятие 3. Итальянское искусство Высокого Возрождения Вопросы для обсуждения
.
Боттичели и Рафаэль. Портреты в сравнении.
Основные открытия эпохи титанов. Высокое Возрождение в Европе.
Задания для самостоятельного работы
Сделать конспект по главам:
жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентийского живописца и скульптора.
описание творений Тициана из Кадора, живописца из книги Джордже Вазари «Жизнеописания...» (С. 195-208, 375-390).
Литература
Алпатов М.И. Художественные проблемы итальянского Возрождения -М., 1976.
Брагина А.Х. Культура эпохи Возрождения. - М.,1986.
Вазари Дж. Жизнеописания. - СПб., 1992.
Гуновский М.А. Итальянское Возрождение. -Л., 1990.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М., 2000. -С. 151-230.
ИльинаТ.В. История искусств. Западноевропейское искусство. -М., 1993.
Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. - М., 1984.
Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. - М., 1996.-С. 66-123, 124-150.
Занятие 4. Северное Возрождение Вопросы для обсуждения
Общая характеристика искусства Северного Возрождения.
Нидерландское Возрождение. Творчество Я.В. Эйка, И. Босха, П. Брейгеля Старшего.
Немецкое Возрождение. Особенности творчество А. Дюрера, М. Грюневальда, Г.Г. Младшего, Л. Кранаха.
Французское Возрождение. Особенности творчества Ж. Фуке.
Занятие 5. Северное Возрождение Вопросы для обсуждения
Отличительные черты искусства Северного Возрождения от итальянского Ренессанса.
Особенности творчества Иеронима Босха.
Ренессанс в Испании.
Литература
Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. - М., 1999.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие. -1-е изд., стереотип. - М., 2000. - С. 193-208.
ИльинаТ.В. История искусств. Западноевропейское искусство.—М., 1993.
Популярная история живописи. Западная Европа. -М., 2001. -С. 147-199.
Рекомендуемая литература:
Третий семестр Основная литература:
Грабарь И.Э. Андрей Рублев. М., 1966.
Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М.,1976.
Ильина Т.В. История Отечественного искусства. М. 2000
Лазарев В.Н. Андрей Рублев. М.,1960.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. - М., 1973.
Лазарев В.Н. Мозаика Софии Киевской. - М., 1960.
Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л.,1962.
Любимов Л.Д, Искусство Древней Руси. - М., 1974.
Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М.,1976.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - М., 1986
Свирин Н.Н. Древнерусское шитье. М.,1963.
Свирин А.Н. Ювелирноне искусство Древней Руси. М.,1972.
Советское искусство 20-30-х годов. - М., 1988.
Уткин.Н.И. Русские ювелирные украшения. М.,1970.
Черный В.Д. Искусство средневенковой Руси.-М.,1997.
Дополнительная литература:
Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1943.
Бекенева Н.Г. Симон Ушаков. Л., 1984.
Варшавский А.С. Жемчужное ожерелье. - М., 1975.
Всеобщая история архитектуры. - М., 1969. - Т. 6.
Глазычев В.А. Зарождение зодчества. - М., 1987.
ДеминаН.А. Фрески Андрея Рублева во Владимире. – «Декоритвное искусство», 1960, №8.
Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972.
Кресальный Н.Ф. Софийский заповедник в Киеве. - Киев, 1965.
Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. СПб 2005.
Логвин Г.Н. София Киевская. - Киев, 1971.
Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. - М., 1981.
Прибытков В. Рублев.М., 1960.
Раскин А.Г. Петродворец: дворцы, музеи, парки, фонтаны. — Л., 1988.
Сергеев В. Рублев. М., 1990.
София Киевская. Путеводитель. - Киев, 1967.
Четвертый семестр Основная литература:
Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М., 1963.
Виппер Б.Р. Ренессанс, барокко, классицизм. - М., 1966.
Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб., 1997.
Всеобщая история искусства. - М., 1962. - Т. 3.
Всеобщая история архитектуры. - М., 1967. - Т. 5.
Дмитриева Н. А. Краткая история искусства. -М., 1990.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1993.
Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. - М., 1996.
Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. - М., 1974.
Дополнительная литература:
Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1976.
Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. - М., 1973.
Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1956-1971. - Т. 1-5.
Вельфлин Г. Искусство Германии и Италии эпохи Ренессанса. - Л., 1934.
А. Дюрер. Дневники, письма, трактаты. - Л.; М., 1961. Т. 1-2.
Егорова К.Е. Ян ван Эйк. - М., 1965.
3намеровская Т.П. Микеланджело да Караваджо. - М.,1955.
Иконников A.B. Зарубежная архитектура. - М., 1982.
Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. - М., 1956. - Т. 1-2.
Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. - М., 1972.
Либман М.Я. Искусство Германии XV-XVI вв. - М., 1996.
Лившиц Н.А. Французское искусство XV-XVIII веков. - Л., 1967.
Мальцева Н. Французский карандашный портрет. - М., 1980.
Мандер ван К. Книга о художниках. - М.; Л., 1940.
Мастера искусства об искусстве. - М., 1966. Т. 2.
Никулин Н. Нидерландская живопись XV-XVI вв. - М., 1989.
Петрусевич Н. Искусство Франции XV-XVI вв. - Л., 1973.
Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия-Голландия. - М., 1966.
Эстетика Ренессанса. - М., 1985. Т. 1-2.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) Третий семестр (зачет) Искусство средневековой Руси
Истоки древнерусского зодчества.
Культура и искусство восточных славян. Общая характеристика.
Декоративно-прикладное искусство восточных славян. Общая характеристика.
Влияние византийской художественной системы на развитие русской культуры.
Структура и символика крестово-купольного храма.
Каменное зодчество Киевской Руси X-XI вв. Общая характеристика.
Система изображений в православном храме.
Софийский собор в Киеве.
Монументальная живопись Киевской Руси. Общая характеристика.
Иконопись. Общая характеристика.
Иконография Христа.
Иконография Богородицы.
Искусство книжной миниатюры как особый раздел древнерусской живописи.
Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси.
Искусство периода феодальной раздробленности XII - сер. XIII вв. Общая характеристика.
Киевско-черниговская архитектурная школа XII-XIII вв.
Полоцкая и Смоленская архитектурные школы ХП-ХП1 вв.
Владимирско-Суздальская архитектурная школа XII-XIII вв.
Новгородская и Псковская архитектурные школы ХП-ХШ вв.
Живопись периода феодальной раздробленности ХП-ХШ вв. Общая характеристика.
Школа живописи Владимиро-Суздальского княжества ХП-ХШ вв.
Новгородская и псковская школа живописи ХП-ХШ вв.
Эволюция зодчества на рубеже ХП-ХШ вв. Общая характеристика.
Оборонительное зодчество западнорусских земель ХИ-ХШ вв.
Искусство в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель XIV - нач. XV вв. Общая характеристика.
Архитектура Новгорода XIV-XVBB.
Архитектура Пскова XIV-ХV вв.
Живопись Новгорода XIV-XV вв.
Живопись Пскова XIV-XV вв.
Книжная графика и прикладное творчество XIV-XV вв.
Зодчество раннемосковского княжества XIV-XV вв.
Раннемосковская живопись XIV-XV вв.
Творчество Ф. Грека.
Творчества А. Рублева.
Формирование высокого иконостаса.
Архитектура XVI в. Шатровое зодчество.
Крепостная архитектура XV-XV1 вв.
Живопись XVI в. Общая характеристика.
Монументальная живопись XVI в.
Станковая живопись XVI в.
Архитектура XVII в. Общая характеристика.
Архитектура первой четверти XVII в. (20-30-е гг.).
Поиски нового стиля в архитектуре середины XVII века (40-80-е гг.).
Особенности становления нового архитектурного стиля в 80—90-е гг. XVII в. (Нарышкинское барокко).
Годуновское и Строгановское направления в живописи XVII в.
Оружейная палата. Творчество Симона Ушакова.
Монументальная живопись XVII в.
Парсуна. Традиции и новые тенденции.
Деревянное зодчество XVII в. (культовая архитектура).
Четвертый семестр (экзамен) Западной Европы в эпоху Возрождения
Основные черты и этапы развития искусства итальянского Возрождения.
Проторенессанс. Предшественники Джотто.
Джотто ди Бронде - центральная фигура изобразительного искусства Проторенессанса. Роспись Капеллы дель Арена в Падуе.
Искусство Сиены в первой половине XIV в. Симон Мартини.
Творчество веронского живописца Альтикьеро.
Основные черты искусства второй половины XIV в. в Пизе, Флоренции и Падуе.
Итальянская архитектура Раннего Возрождения. Ф. Брунеллески.
Лоренцо Гиберти и Якопо делла Кверча - сравнительный анализ.
Флорентийский скульптор Донателло - подлинный реформатор искусства.
Фрески Мазаччо в церкви Сайта Мария дель Кармине.
Особенности творчества фра Беато Анжелико.
Творчество Беноццо Гоццоли.
Особенности живописной манеры Сандро Ботичеллии.
Фрески Пьеро делла Франческа в аретинской церкви Сан Франческо.
Творчество Леонардо да Винчи. Миланский период.
Умбрийские живописцы последней четверти XV в.
Фрески Монтеньи в Падуе и Мантуе.
Искусство Феррары во второй половине XV в.
'Живопись Антонелло да Мессина.
Мадонны Джованни Беллини.
Творчество Рафаэля. Станцы.
Скульптуры Микеланджело для надгробия Юлия II и для капеллы Медичи.
Роспись потолка Сикстинской капеллы.
Маньеризм - причины возникновения, основные этапы развития.
Маньеристские тенденции в искусстве Бенвенутто Челлини.
Творчество Джорджоне.
Эрмитажные картины Тициана.
Веронезе - выдающийся мастер декоративно-монументальной живописи.
Характеристика этапов творчества Тинторетто. Ранние и поздние этапы.
Станковые картины Корреджо.
Английская портретная миниатюра.
Ганс Гольбейн Младший - великий художник немецкого Возрождения.
«Дунайская школа» в немецкой живописи.
Живопись Лукаса Кранаха. Изенгеймский алтарь.
Графика Дюрера.
Немецкая скульптура второй половины XV - начала XVI вв.
Творческий путь Эль Греко.
Испанский придворный портрет.
Французская скульптура XVI в.
«Школа Фонтенбло» во французском искусстве.
Французские портретисты в XVI в.
Питер Брегель Старший - певец толпы. Основные этапы творчества.
Ян Ван Эйк - великий мастер нидерландской живописи.
Особенности живописного стиля Рогира ван дер Вейдена.
Особенности творчества Иеронима Босха. Триптих на выбор.
Нидерландская бытовая живопись XVI в.
Нидерландские портретисты XVI в.
Графика Луки Лейденского.
Творчество Мемлинга.
Творчество Ганса Гольбейна Младшего как портретиста.
Национальная ренессансная архитектура Франции XVI в.
Алтарь Портинари.
Ренессанс в Англии.
Новые тенденции в искусстве первой половины XVI в. «Елизаветинский ренессанс».
Испанская ренессансная архитектура. Общая характеристика.
«Ювелирное» искусство живописцев Англии второй половины XVI в. (Н. Хилард, И. Оливер - общая характеристика).
Живопись Боутса.
Гентский алтарь.
Примерная тематика курсовых работ
История развития русского народного костюма Х1Х века.
История развития натюрмортного жанра в Европе XVII – XX веков, на примере стран Фландрии, Голландии, России.
История зарождения и развития европейской книжной иллюстрации Х1Х века.
История развития анималистической скульптуры.
История развития живописного портрета.
История происхождения и развития кружевоплетения.
История зарождения и развития пейзажа.
История зарождения и развития вышивки в декоративно-прикладном искусстве.
История развития пейзажного жанра в зарубежных странах.
История развития архитектурного пейзажа в русском и зарубежном изобразительном искусстве.
История развития графического портрета в России во второй половине Х1Х - начала ХХ вв.
История развития пэчворка и лоскутного шитья.
История развития пейзажного жанра в Западной живописи. Художественный образ.
История развития русской и восточной игрушек.
История развития живописного русского натюрморта конца Х1Х – начала ХХ вв. Композиционное решение натюрмортов в 20-е годы.
История развития пейзажа в России в Х1Х веке.
История развития портретного жанра в живописи художников – импрессионистов.
История развития русского живописного портрета рубежа Х1Х – ХХ столетий.
Передача пластики фигур в истории развития сюжетно-тематической картины на спортивную тему.
История развития портретного жанра в графике.
Содержательный компонент теоретического материала Третий семестр Раздел 5. Искусство средневековой Руси
|